Российско-китайская программа сотрудничества территорий Дальнего Востока и Забайкалья с Северо-Восточными провинциями КНР
Китайский
фактор для российской экономики приобретает все большее значение. Задача о
доведении российско-китайского товарооборота до 60 млрд. долл. к 2010 году,
поставленная руководством РФ и КНР, выполняется успешно. В 2007 г. российско-китайская внешняя торговля превысила (по китайским источникам) 48 млрд. долл.
Однако в 2007 году баланс двусторонней торговли для российской стороны впервые
стал отрицательным: российский импорт из Китая превысил экспорт.
Китай
обладает огромными людскими ресурсами, его экономика быстро растет. Российский
Дальний Восток и Сибирь - малонаселенные районы, где не хватает рабочей силы. В
начале 2007 года лидеры России и Китая подписали «Совместную декларацию», в
которой в пункте о китайских мигрантах на российском Дальнем Востоке,
говорится, что главы государств договорились совместно противостоять
нелегальной миграции, создавать благоприятные условия для физических и
юридических лиц, работающих в приграничных районах легально. По итогам 2007
года в регионе было зарегистрировано уже 43,5 тыс. китайских граждан,
работавших в разных отраслях экономики.
В
правовом регулировании иностранцев на территории РФ пока еще много пробелов —
неразвитость механизмов и процедур контроля за пребыванием мигрантов. Визовая
политика, неправомерные и даже репрессивные формы регистрации, выталкивают
законопослушных мигрантов в ряды нелегалов и в теневую сферу занятости.
В международном
разделении труда в СВА за российским Дальним Востоком закрепились две ниши: 1)
это поставки топливно-энергетических и лесных ресурсов; 2) преодоление услуг по
транзиту грузов, в первую очередь топливно-энергетических.
Стабильно развиваются
связи между РФ и КНР в лесном комплексе. КНР ограничена в лесных ресурсах,
из-за наложения на них вырубку, в связи с эрозией почвы на Северо-Востоке
Китая. Наблюдается рост экспорта с Дальнего Востока России в КНР.
В среднесрочном периоде в
лесном комплексе Дальнего Востока России будет реализован комплекс по
превращению России из поставщика древесного сырья в поставщика полуфабрикатов и
изделий конечного пользования, что изменит взаимосвязи РФ с КНР.
Об инвестиционном
сотрудничестве. В 2006 году КНР вложила 96,6 млн.долл.в инвестиционные проекты
на территории Дальнего Востока и Забайкалья. Вместе с тем, на фоне партнёрства
наблюдается снижение заинтересованности Китая в реализации совместных проектов.
Так из 14 заявленных проектов по итогам российско-китайских инвестиционных
форумов с китайским участием на Дальнем Востоке реализуются только два (по
добыче облицовочного камня и рудного золота в Тугуро-Чумиканском и
Аяно-Маянском районах с Хэйлунцзянской инвестиционной горнопромышленной
компанией).[14]
Необходимо улучшить
инвестиционный климат, привлечь китайскую сторону к участию в инвестиционных проектах
по таким направлениям сотрудничества, как создание лесозаготовительных и
деревоперерабатывающих предприятий, ориентированных на экспорт; строительство
рыбозаводных ферм по выращиванию марикультуры; развитие промышленности
строительных материалов.
Развивается
сотрудничество в области культуры. С 1993 по 2007 гг. проведён культурный обмен
115 группами, в которых участвовало 1735 деятелей культуры, искусства, СМИ,
кинематографа. Активизации культурных обменов способствует деятельность
Межправительственной Подкомиссии по сотрудничеству в области образования и
культуры. Российская Федерация 2010 год планируется как год китайского языка.
Увеличивается число людей в России, изучающих китайский язык, их насчитывается
более 10 тысяч человек. Необходимо увеличить количество учебных заведений
конфуцианской и русской направленности; создать китайские центры в России и
русские центры в Китае, активизировать деятельность Обществ российско-китайской
и китайско-российской дружбы; проводить культурные обмены на постоянной основе.
В настоящее время
китайской стороной ведётся работа по проектированию Многофункциональных
комплексов с учётом допущенных ранее ошибок. Предполагается создание 20
различных комплексов на территории РФ, среди которых: торговая зона Забайкальск
– Манчжурия; создание таможенного перехода, а в последствии
транспортно-логического центра на приграничном Большом Уссурийском острове,
упрощающего прохождение товаров; строительство района торгово-экономического
сотрудничества «Канцзи» в г.Уссурийске; Создание локальной зоны экономического
роста на базе пограничного перехода Покрова – Жаохэ.[15]
Россия является
экспортёром энергетических ресурсов в Китай. В нефтяной сфере заключено
межправительственное соглашение о поставках нефти из России в КНР, которые
должны к 2010 году достичь 30 млн.тонн нефти. Также намечено строительство
ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан на Китай. Кроме
того, в сфере энергетики осуществляются и планируются следующие проекты:
строительство Тяньваньской АЭС в провинции Цзянсу.
Одной из ключевых
проблем, сдерживающих развитие отношений между северо-восточными провинциями
Китая и дальним Востоком России, является неразвитость инфраструктуры.
Запреты и ограничения, а
также необходимость уплачивать пошлины усиливали контрабандную торговлю,
которая становилась достаточно распространенным явлением и на западном участке
забайкальской границы, и на восточном. Нелегальная торговля к середине XIX в.
приняла столь широкие масштабы, что жители Забайкалья удовлетворяли свои
потребности в чае и хлопчатобумажных изделиях за счет контрабандного обмена
товарами с китайцами в различных пограничных пунктах. Разгул приграничной
нелегальной торговли явился одной из причин начавшегося в середине XIX в.
застоя официальной торговли.[16]
Приграничными
территориями Востока РФ вносились предложения по развитию на региональном
уровне трансграничной инфраструктуры. Часть предложенных проектов получили
развитие, но большинство осталось нереализованными. Главные причины: сложность
переходного периода РФ, отсутствие стратегии развития Востока России;
существующие в России; опасения по поводу «китайской угрозы»; попытки крупных
корпораций не допустить на российский рынок конкурентов из Азии.
Необходимо углублять и
расширять российско-китайские отношения, многие их области ещё ждут раскрытия.
Поэтому нужны новые прорывы в области политики, экономики, лесного комплекса,
инвестиционного сотрудничества, культуры и концептуальных подходов.
Заключение
До 50х гг. отношения между Россией и Китаем были
стабильные. Но уже во второй половине
50-х годов они начали ухудшаться. В это время началась длительная и болезненная
полоса разногласий между СССР и Китаем. Велись острейшие споры, в которых обе
стороны обвиняли друг друга во всех проблемах и неудачах. Фактически в начале
60-х годов отношения между Советским Союзом и Китаем были на грани разрыва. С
конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской
территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно
нарушать границу.
В 1950 году Россия и Китай заключили договор «о
дружбе, союзе и взаимной помощи». С этого времени началось развитие
благоприятного сотрудничества между Россией и Китаем.
В 2009 году контакты
между главами государств России и Китая приобрели интенсивный характер -
встречи проводятся до трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты
в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).
Поворот
российско-китайских отношениях произошёл в Нью-Йорке. Президент Дмитрий
Медведев и глава КНР Ху Цзиньтао подписали «Программу сотрудничества на
2009-2018 годы». В приложении к этому документу содержится «Список ключевых
проектов», которые осуществятся в ближайшие девять лет. Наша страна готова
передать в «совместную разработку» огромное количество шахт, рудников и
разрезов на приграничных территориях.
Российско-китайская
программа сотрудничества – это институт, у которого в настоящее время стоит
задача оптимальной стратегии, позволяющая реализовать принцип «равноправности»,
то есть получения партнёрами, участвующие в интеграции, равной выгоды или, по
крайней мере, не ущемление интересов друг друга.
Программа направлена на развитие регионального
топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, водного хозяйства,
инженерной инфраструктуры и социальной сферы, а также на обеспечение охраны
окружающей среды, поэтому ее реализация окажет позитивное влияние на экономику
и социальную сферу Дальнего Востока и Забайкалья.
Для углубления
интеграционных связей необходимо оптимизировать пограничное сотрудничество,
добиться формирования специального законодательного поля.
В Российско-китайских
отношениях есть проблемы и противостояния в развитии сотрудничества. С этой
целью была разработана Российско-китайская программа сотрудничества территорий
ДВ и Забайкалья с С-В провинцией КНР.
В рамках Программы будут реализовываться общественно
значимые проекты, обеспечивающие эффективное решение системных проблем развития
Дальнего Востока и Забайкалья.
Программа направлена на развитие регионального
топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, водного хозяйства,
инженерной инфраструктуры и социальной сферы, а также на обеспечение охраны
окружающей среды, поэтому ее реализация окажет позитивное влияние на экономику
и социальную сферу Дальнего Востока и Забайкалья.
Целью Программы является формирование необходимой
инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития
приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом
геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.
Программа сотрудничества,
Координационный совет и Постоянная рабочая группа поможет развитию
благоприятных отношений между Россией и Китаем. Расширяется торгово-экономическое сотрудничество. В
приграничных районах размещаются совместные производства, создаются предприятия
по глубокой переработке древесины, освоению других ресурсов, развивается сфера
услуг в финансовом секторе, что стимулирует экономическое развитие
соответствующих районов.
Отношения Китая и России,
вступив в 21-й век, получили импульс для нового развития мирного
сосуществования. Китайско-российские отношения на данном этапе служат
классическим образцом для отношений между крупными государствами. Они пройдут
испытания временем и будут продолжать идти вперед.
Важным итогом развития
китайско-российских связей за последние годы является утверждение
конструктивных отношений стратегического сотрудничества. Это - новая современная
модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже
достигнутые результаты и вместе с тем будут предприниматься новые шаги для
развития сотрудничества в различных сферах.
В своих отношениях
стороны уважают единство и территориальную целостность друг друга, а также
проявляют внимание к безопасности партнера. Благодаря утверждению и развитию
равноправия между КНР и Россией их отношения явно вступают в новый исторический
этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно
взаимодействовать в важных международных вопросах.
Одной из ключевых
проблем, сдерживающих развитие отношений между северо-восточными провинциями
Китая и дальним Востоком России, является неразвитость инфраструктуры.
Запреты и ограничения, а
также необходимость уплачивать пошлины усиливали контрабандную торговлю,
которая становилась достаточно распространенным явлением и на западном участке
забайкальской границы, и на восточном. Нелегальная торговля к середине XIX в.
приняла столь широкие масштабы, что жители Забайкалья удовлетворяли свои
потребности в чае и хлопчатобумажных изделиях за счет контрабандного обмена
товарами с китайцами в различных пограничных пунктах. Разгул приграничной
нелегальной торговли явился одной из причин начавшегося в середине XIX в.
застоя официальной торговли.[17]
Приграничными
территориями Востока РФ вносились предложения по развитию на региональном
уровне трансграничной инфраструктуры. Часть предложенных проектов получили
развитие, но большинство осталось нереализованными. Главные причины: сложность
переходного периода РФ, отсутствие стратегии развития Востока России;
существующие в России; опасения по поводу «китайской угрозы»; попытки крупных
корпораций не допустить на российский рынок конкурентов из Азии.
Необходимо углублять и
расширять российско-китайские отношения, многие их области ещё ждут раскрытия.
Поэтому нужны новые прорывы в области политики, экономики, лесного комплекса,
инвестиционного сотрудничества, культуры и концептуальных подходов.
Список литературы
1.
Алексеев А.Д.
Россия и Китай не союзники, но партнеры // Огонек. – 2001. - № 33.
2.
Богатуров А.Д.
Противоречия «конкурентного сосуществования». – М.:2000.-гл.5, с.597
3.
Борисоглебский
А.В. Советско-китайские конфликты. – М.:2000, с.100
4.
Бурый А.Г.
методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине:
«Международная интеграция и международные организации» и студентов очного
отделения специальности «Международные отношения». Дальневосточный институт
международных отношений. Хабаровск – 2007г, с.64
5.
Гельбрас В. Куда
идет Китай// МЭ и МО.- 2000.- № 4, с.112-118
6.
Журнал Китай.
Ежемесячный журнал. №1 (39), 2009, с.20
7.
Жэньминь жибао./
газета/ – 6 марта, 2004.
8.
Ковалев И. Россия
и Китай. – М.:1999, с.5
9.
Константинова
Н.Н. Энциклопедия Забайкалья // Под общей редакцией Р.Ф.Гениатулина, 2000,
с.351
10.
Международная
жизнь. Ежемесячный журнал. №9, 2005, с.96
11.
Мелихов Г.В.
Российская эмиграция в Китае, 1917–1924 гг. с. 172–174.
12.
Мировая экономика
и международные отношения. Ежемесячный журнал. №5 май, 2004; №7 июль, 2004,
с.25
13.
Мясников В.С.
Империя Цин и Россия в XVII – начале XX века. – М.:1982, с.327
14.
Овчинников В.
Китай и Россия//Российская газета.-1999г №5, с.15
15.
Пекинская
декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики. // Проблемы
Дальнего Востока, 2000, № 5.
16.
Пескова Г.Н.
Становление дипломатических отношений между Советской Россией и Китаем, 1917—1924
/ Новая и новейшая история.
17.
Проблемы Дальнего
Востока. Ежеквартальный журнал. № 3, 2008
18.
Режим доступа www. russdom.ru
19.
Режим доступа www.accoss.fareast.ru
20.
Режим доступа
www.asia-times.ru
21.
Режим доступа www.russian.people.com.cn
22.
Рогачев И. Россия
– Китай: перспективы сотрудничества // МЭ и МО. –2000. - № 12, с. 110-126
23.
Розингер.
Советско-китайские отношения 1945-1949 гг. – М.:1960, с.350
24.
Россия и Китай на
дальневосточных рубежах. – Благовещенск, 2001. – Т. 1.
25.
Сергеев И.
Российско–китайские совместные проекты // Эксперт. - 2000.- № 27.
26.
Сладковский М.И.
История торгово-экономических отношений СССР с Китаем, 1917–1974.
27.
Советско-китайский
договор о дружбе и союзе/ 14 августа 1945 г./ ст.4.
28.
Советско-китайское
соглашение о Порт-Артуре/ 14 августа 1945 г.
29.
Совместная
российско-китайская декларация от 3 сентября 1994 года.
30.
Тезисы «О
развитии интеграционных процессов между Северо-Востоком КНР и Дальним Востоком
России»/ Архив МАДВиЗ. Текущее делопроизводство. папка № 28ч, 29ч, 30ч, 31ч.
2008г.
31.
Федеральная
целевая программа
32.
«Экономическое и
социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»
(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480 в редакции постановления Правительства Российской Федерации
33.
от 21 ноября 2007 г. № 801)
34.
Хейфец А.Н.
Советская дипломатия и народы Востока, 1921—1927, с.68
Приложение 1
российское китайское
приграничное сотрудничество
Протокол 9-го заседания
российско-китайского Координационного Совета по межрегиональному и
приграничному торгово-экономическому сотрудничеству от 31 мая 2007 г. (г. Белокуриха (Россия))
9-е заседание
российско-китайского Координационного Совета по межрегиональному и
приграничному торгово-экономическому сотрудничеству состоялось 30-3 1 мая 2007
года в г. Белокурихе Алтайского края Российской Федерации.
В работе заседания
приняли участие представители приграничных провинций и автономных районов КНР,
Министерства коммерции КНР, Посольства Китайской Народной Республики в
Российской Федерации, регионов Сибири и Дальнего Востока России, Министерства
иностранных дел России, Министерства регионального развития России, аппарата
полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе,
межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», межрегиональной ассоциации
«Дальний Восток и Забайкалье».
Работа заседания прошла в
атмосфере дружбы и взаимопонимания, обе стороны выразили стремление к
дальнейшему развитию торгово-экономического и научно-технического
сотрудничества между регионами двух стран на основе равенства и взаимной
выгоды.
Председательствующими на
заседании были:
с китайской стороны -
заместитель Председателя Народного правительства СУАР КНР Ху Вэй,
с российской стороны -
заместитель главы Администрации Алтайского края Б.В. Ларин.
На заседании стороны
обсудили следующие основные вопросы:
- О ходе реализации решений
8-го заседания российско-китайского Координационного Совета по межрегиональному
и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству.
- О состоянии
сотрудничества между приграничными регионами России и провинциями, автономными
районами Китая.
- О дальнейшей работе по
развитию межрегионального и приграничного торгово-экономического
сотрудничества.
- О месте и времени
проведения 10-го заседания российско-китайского Координационного Совета по
межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству.
1. Итоги реализации
решений 8-го заседания российско-китайского Координационного Совета по
межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству.
Органами государственной
власти регионов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и провинций,
автономных районов Китайской Народной Республики в 2006 году проделана большая
работа по реализации решений 8-го заседания российско-китайского
Координационного Совета по межрегиональному приграничному сотрудничеству.
Отмечено улучшение ситуации
с таможенным оформлением на пограничных пунктах пропуска обеих сторон.
Благодаря совместным усилиям улучшился режим работы КПП на границе следующих
переходов:
- пассажирское
направление МАПП «Пограничный» - «Суйфэньхэ» с 4 марта 2007 года переведено на
семидневный режим работы;
- переход «Тунцзян» -
«Нижнеленинское» начал работать в шестидневном режиме;
- открыто регулярное
пассажирское сообщение по маршруту «Цзиси – Мишань – турий Рог – Уссурийск» с
26 марта 2007 года;
- открыто международное
авиасообщение между городами Чаньчунь – Владивосток, Чанчунь – Иркутск,
Южно-Сахалинск – Харбин;
- реализовано
межправительственное соглашение « О строительстве мостового перехода в районе
пункта пропуска «Староцурухайтуй-Хэйшаньтоу» (от 16 мая 2006 г.)
Укреплению
торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества
способствует проведение таких мероприятий, как торгово-инвестиционная ярмарка
стран Северо-Восточной Азии, Харбинская и Урумчийская ярмарки, Шэньянская
промышленная выставка, к участию в которых приглашаются делегации различных
регионов России и Китая.
Активно поддерживается
проведение мероприятий в рамках «Года России в Китае» и «Года Китая в России»,
в которых принимают участие различные государственные и частные организации
двух сторон. Были проведены разнообразные выставки товаров,
торгово-экономические презентации, встречи между предприятиями.
2. Состояние
сотрудничества между приграничными регионами России и провинциями, автономными
районами Китая.
В 2006 году
внешнеторговый оборот восточных регионов России и Китая увеличился на 26,5% по
сравнению с уровнем 2005 года. Объем приграничной торговли между Россией и
Китаем превысил 7 млрд. долл. США, увеличился на 25% по сравнению с прошлым
годом и составил 20% от общего объема торговли между двумя странами.
Расширяется
торгово-экономическое сотрудничество. В приграничных районах размещаются
совместные производства, создаются предприятия по глубокой переработке
древесины, освоению других ресурсов, развивается сфера услуг в финансовом
секторе, что стимулирует экономическое развитие соответствующих районов.
Наблюдается тенденция
развития обмена между правительственными структурами приграничных районов двух
стран, а также между
предприятиями путем
организации выставочных мероприятии на территориях сопредельных регионов.
Происходит обмен информацией между таможенными структурами обеих сторон.
3. Дальнейшая совместная работа по
развитию межрегионального и приграничного торгово-экономического
сотрудничества.
- Активизировать работу
российско-китайского Координационного Совета по межрегиональному и
приграничному торгово-экономическому сотрудничеству. Улучшить информационное
взаимодействие между членами Совета с целью своевременной координации и
эффективного решения вопросов, возникающих в процессе реализации проектов
торгово-экономического сотрудничества.
- В соответствии с
нормами международного права внести предложения по совершенствованию
нормативной правовой базы двустороннего приграничного и межрегионального сотрудничества,
в том числе в сфере торговли и инвестиций.
- В целях
совершенствования структуры взаимной торговли способствовать развитию и
увеличению объемов поставок продукции машиностроительной, электронной отраслей
промышленности и другой высокотехнологичной продукции.
- Улучшить инвестиционный
климат путем разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая
будет способствовать развитию сотрудничества между предприятиями двух сторон на
взаимовыгодной основе.
Привлечь китайскую
сторону к участию в инвестиционных проектах российской стороны по следующим
направлениям сотрудничества:
- создание
лесозаготовительных и деревоперерабатывающих предприятий, ориентированных на
экспорт;
- строительство лососевых
рыборазводных заводов и ферм по выращиванию марикультуры;
- развитие промышленности
строительных материалов.
- Активизировать
сотрудничество в сфере поставок рабочей силы из Китая. Рассмотреть возможность
увеличения квоты на поставку китайской рабочей силы в Россию, а также упрощения
порядка оформления соответствующих документов.
- В целях налаживания
обмена и сотрудничества между предприятиями двух сторон организовать на
постоянной основе торгово-экономические мероприятия, включая выставки, торговые
миссии и переговоры.
- Улучшить условия
прохождения границы на КПП между Россией и Китаем, упростить процедуры
таможенного оформления, повысить эффективность работы персонала.
Ускорить темпы работы по
реконструкции железнодорожных путей между станциями Суйфэньхэ и Гродеково.
Интенсифицировать
строительство железнодорожных путей на участке Хайлар - Лабудалинь - Хэйшантоу
и продолжить переговоры по вопросу открытия железнодорожного перехода на базе
существующего КПП.
Изучить вопрос о
совместном строительстве железной дороги на участке Березовское месторождение
(РФ) - Олочи (РФ) - Шивэй (КНР).
Китайской стороне
предлагается обратиться в соответствующие органы государственной власти по
вопросу об организации работы пограничного перехода Поярково (РФ) - Суньке
(КНР) в шестидневном режиме, а также вопрос об организации работы грузовых
пунктов пропуска на пограничном переходе Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР) в
режиме 7 дней в неделю, без перерывов.
Принять эффективные меры
по обеспечению бесперебойного железнодорожного сообщения между Хунчун -
Камешова.
- Инициировать процедуру
согласования межправительственного соглашения по строительству автомобильного
моста через реку Амур в районе КПП «Покровка – Логухэ»
Рассмотреть возможность
обеспечения строительства мостового перехода через реку Амур в районе городов
Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР).
В целях повышения
безопасности движения пассажирских и грузовых водоизмещающих судов в речном
порту г. Хэйхэ китайской стороне предлагается согласовать с российской стороной
вопрос о регулярном проведении в установленные сроки очистительных и
дноуглубительных работ у причальных стенок.
Придать промышленной зоне
п. Могойтуй Агинского Бурятского автономного округа статуса экспериментальной
трансграничной промышленной зоны.
Поддержать инициативу
Хабаровского края о создании постоянного грузопассажирского автомобильного и
речного пограничного пункта пропуска на острове Большой Уссурийский, а также
совместно с китайской стороной изучить вопрос формирования возможного
грузопотока, в том числе транзитного.
Народному Правительству
СУАР КНР совместно с Администрацией Алтайского края изучить возможность
открытия регулярного авиарейса по маршруту Барнаул - Урумчи.
- В целях развития
торговых отношений с Северо-западными районами Китая изучить возможности
инвестиционного сотрудничетва в рамках развития транспортного сообщения Ташанта
(РФ) – Кобдо (Монголия) – Булган (Монголия) – Тайкишкен (КНР). В этих целях
осуществить согласование с приграничными регионами Монголии и Китая вопроса о
развитии указанного транспортного коридора , а также вопроса придания КПП
«Тайкишкен» международного статуса.
В целях регулирования
железнодорожных тарифов на провоз грузов, следующих из СУАР КНР в российские
регионы, усилить координацию между соответствующими транспортными ведомствами
Китая, России и Казахстана.
- Стороны примут меры по
облегчению оформления документов для взаимных туристических поездок, рассмотрят
вопрос о расчетах за оказание туристических услуг в приграничных регионах через
корреспондентские счета в национальных валютах.
В целях развития
международного туризма в Алтайском регионе в июле 2007 года Администрации
Алтайского края, Правительству Республики Алтай Российской Федерации и
Народному Правительству СУ АР КНР организовать совместную российско-китайскую
экспедицию по исследованию трассы международного туристического маршрута «Алтай
-золотые горы», проходящего вокруг Алтайских гор по территории России, Китая,
Монголии и Казахстана.
- Продолжить работу по
открытию консульской точки Российской Федерации в г. Урумчи и консульского
пункта Китайской Народной Республики в одном из городов Сибирского федерального
округа.
4. О месте и времени
проведения 10-го заседания российско-китайского Координационного Совета по
межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству.
Стороны договорились
провести 10-е заседание российско-китайского Координационного Совета по
межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству в городе
Урумчи (КНР) в июне-июле 2008 года. Председательствующими регионами выступят: с
китайской стороны - Синьцзян-Уйгурский автономный район, с российской стороны -
Алтайский край.
Настоящий протокол
составлен в двух экземплярах на русском и китайском языках, имеющих одинаковую
юридическую силу.
Сопредседатель
от российской стороны
Б.В. Ларин
Сопредседатель
от китайской стороны
Ху Вэй
Размещено
на
[1] Китай и Россия – ChinaStar.ru. Советско-китайский
договор о дружбе и союзе от 14 августа 1945 г., ст.4//#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Богатуров А.Д.
Противоречия «конкурентного сосуществования» 1956-1958 гг. Тайваньский кризис
(август 1958 г.). – М.:2000.- гл.5, с.597
[3] Богатуров А.Д.
Противоречия «конкурентного сосуществования» 1956-1958 гг. Тайваньский кризис
(август 1958 г.). – М.:2000.- гл.5, с.597
[4] Мясников В.С. Империя Цин
и Россия в XVII – начале XX века. – М.:1982.-с.327
[5] Борисоглебский А.В.
Советско-китайские конфликты//http:www.russdom.ru//
[6] Мясников В.С. Россия и
Китай. – М.:1996.-с.340
[7] Тезисы «О развитии
интеграционных процессов между Северо-Востоком КНР и Дальним Востоком России»,
2008, папка № 29.
[8] Бурый А.Г. методическое пособие для студентов заочного отделения по
дисциплине: «Международная интеграция и международные организации» и студентов
очного отделения специальности «Международные отношения». Дальневосточный
институт международных отношений. Хабаровск – 2007г.
[9] Бурый А.Г. методическое пособие для студентов заочного отделения по
дисциплине: «Международная интеграция и международные организации» и студентов
очного отделения специальности «Международные отношения». Дальневосточный
институт международных отношений. Хабаровск – 2007г. – 63 с.
[10] Федеральная целевая
программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на
период до 2013 года» (утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480) (#"#_ftnref11" name="_ftn11"
title="">[11] Протокол 9-го заседания российско-китайского Координационного
Совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому
сотрудничеству от 31 мая 2007 г. (#"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Протокол заседания
Постоянной рабочей группы по межрегиональному и приграничному
торгово-экономическому сотрудничеству.
[13] Исследование социального
развития Европы и Азии (Институт социального развития Европы и Азии Центра
изучения развития при Госсовете КНР). Пекин, 1999, № 5. с. 90-96. ( В России
реферат статьи опубликован в Экспресс-информации № 3 -М.: ИДВ РАН, 2000. с.
42-51.)
[14] Тезисы «О развитии
интеграционных процессов между Северо-Востоком КНР и Дальним Востоком России»,
2008, папка № 29.
[15] Исследование социального
развития Европы и Азии (Институт социального развития Европы и Азии Центра
изучения развития при Госсовете КНР). Пекин, 1999, № 5. (В России реферат
статьи опубликован в Экспресс-информации №3 – м.: ИДВ РАН, 2000.)
[16] Н.Н. Константинова. Энциклопедия Забайкалья // Под
общей редакцией Р.Ф.Гениатулина, 2000, с.351
[17] Н.Н. Константинова. Энциклопедия Забайкалья // Под
общей редакцией Р.Ф.Гениатулина, 2000, с.351
Страницы: 1, 2, 3
|