Сбалансированная система показателей
Сбалансированная система показателей
Сбалансированная система показателей
Андрей Гершун, Юлия
Нефедьева
В настоящее время для
того, чтобы иметь возможность постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям
рынка лучше своих конкурентов, превосходить их по качеству, скорости и гибкости
предоставления услуг, по широте ассортимента или цене продукции руководителям
компаний необходимо оперативное получение информации о деятельности компании
для своевременного принятия управленческих решений. Большое значение имеет
концептуальная и технологическая связь между стратегией и используемыми
организационными решениями.
Balanced Scorecard
(далее - Сбалансированная система показателей, ССП) является инструментом
стратегического и оперативного управления, который позволяет
"связать" стратегические цели компании с бизнес-процессами и
повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также
осуществлять контроль за реализацией стратегии.
Концепция
Сбалансированной системы показателей
Сбалансированная система
показателей появилась в конце 80-х - начале 90-х гг. как инструмент для
управления динамично развивающимися компаниями. В то время компании столкнулись
со множеством изменений: доля некоторых отраслей на рынке стала стремительно
сокращаться из-за глобализации, либерализации торговли, появления технических
новшеств. Потребности компаний также менялись. Необходимость в более
качественной информации и умении оперативно реагировать на изменения рынка
стала очевидна.
В конце 80-х гг. профессоры
Роберт Каплан и Давид Нортон провели исследование 12 компаний [I]. В рамках
исследования было определено, что компании слишком сильно ориентируются на
финансовые показатели, и в целях достижения их в краткосрочном периоде
снижаются расходы на обучение, маркетинг и обслуживание клиентов, что в
долгосрочном периоде отрицательно сказывается на общем финансовом состоянии.
Одним из основных выводов, сформулированных Капланом и Нортоном, было то, что
сотрудники компаний часто не понимают своей роли в деле реализации стратегии и
не имеют мотивации повышать эффективность реализации корпоративной стратегии.
В качестве решения
проблем Нортоном и Капланом была разработана концепция Сбалансированной системы
показателей - Balanced Scorecard. Данная Концепция была апробирована в ряде
организаций, и к концу декабря 1990 года был подведен итог проделанной работы.
На основании полученных данных Balanced Scorecard признали уникальной системой,
позволяющей интегрировать финансовые и нефинансовые показатели эффективности
хозяйственной деятельности. Манифестом новой теории и нового управленческого
подхода стала публикация в Harvard Business Review "The Balanced
Scorecard: Measures that drive performance" [1] - "Измерения, ведущие
к исполнению", открывшая бизнесу информационной эры пути к
совершенствованию и оптимизации жестких правил традиционной экономики.
На волне успешной
публикации профессора продолжили развитие концепции Сбалансированной системы
показателей и в 1996 г. выпустили книгу "The Balanced Scorecard: Translating
Strategy into Action" [З]. В результате внедрения и использования ССП
многими организациями появились новые методики построения ССП.
В 2001 г. Нортон и
Каплан выпустили вторую книгу [4], в которой представили расширенную концепцию
стратегического управления организацией. Результатом внедрения ССП, по мнению
Нортона и Каплана, должна стать организация, ориентированная на выполнение
стратегии (Strategy - Focused Organisation).
Элементы
Сбалансированной системы показателей
Сбалансированная система
показателей позволяет четко обозначить стратегию развития организации и
способствует претворению ее в жизнь.
Проекции
ССП в классическом
варианте содержит 4 проекции, представляющие собой стратегически важные аспекты
деятельности организации (см. табл. 1).
|