скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование мотивации труда на предпрятии

Система материального стимулирования нужно ориентировать не на квалификацию, полученную по диплому, а на уровень квалификации выполняемой работы или используемой при принятии решения. Выплачивать поощрения за общие результаты предприятия в целом. Под фактической квалификацией понимается способность работника не только выполнять свои обязанности, но и способность участвовать в решении производственных проблем, знать их и разбираться в любом аспекте хозяйственной деятельности своего предприятия.

В рыночной экономике главным фактором стабильного развития общества является усиление материальной заинтересованности работников в повышении результативности деятельности на основе обеспечения тесной взаимосвязи размеров доходов трудящихся с количеством и качеством затраченного ими труда. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год, другие формы материального поощрения.


1.3 Необходимость совершенствования оплаты труда

С переходом к рыночным отношениям требуется принципиально новая организация оплаты труда. И это не самоцель, а реальная необходимость замены устаревшей, низко эффективной модели оплаты труда, которая в значительной мере сдерживает реализацию потенциала работников и их коллективов, тормозит развитие экономики. Организация заработной платы, основанная на использовании ее традиционных элементов в виде тарифных ставок и окладов, разного вида премии, доплат и надбавок, слабо восприимчива к научно-техническому прогрессу, повышению качества продукции, экономии ресурсов. Всевозможные премии, доплаты и надбавки утратили стимулирующую роль и превратились по сути в механическую прибавку к тарифным ставкам и должностным окладам, как правило, не связанную с результатами труда. Более того, они настолько усложняют организацию заработной платы, что она становится недоступной для понимания. Можно было бы и дальше перечислять то, к чему существующая система оплаты труда не восприимчива, в чем она не заинтересовывает, к чему не побуждает и т. д., и т.п.

Какие же первоочередные преобразования в организации оплаты труда следует провести, чтобы она соответствовала современным условиям хозяйствования? Прежде всего, надо окончательно отказаться от использования гарантированных тарифных ставок и должностных окладов. Именно они выступают главным ограничителем и шлагбаумом размеров заработной платы и заинтересованности персонала в развитии и реализации имеющихся способностей. Что послужило основанием для такого негативного отношения к ставкам и окладам? Ведь они многие десятилетия доминировали в сфере материального стимулирования. Выделим в этом плане несколько аспектов.

Дело в том, что превышение меры труда, за которую выплачивается ставка или оклад, либо не предполагает увеличения и не сопровождается ростом его оплаты, либо это увеличение незначительно и слабо ощутимо для трудящихся. Поэтому тарифные ставки и должностные оклады работники традиционно связывают с тем предельным уровнем количества и качества труда, превышение которого материально не выгодно для них. При этом часто срабатывает принцип: зачем работать больше и лучше, если все равно получишь не больше установленной ставки или оклада.

Действующий сегодня порядок начисления ставок и окладов, при котором мера оплаты опережает меру труда (сначала устанавливаем гарантированный размер ставки или оклада, а уж затем «под него» ждем адекватного трудового вклада), допускает возможность их выплаты без достижения работниками соответствующих результатов. Здесь несколько иная логика: стоит ли достигать требуемых результатов, определенных тарифной системой, ведь и без этого получишь, как минимум, гарантированную ставку или оклад. Такой механизм организации и выплаты ставок и окладов, естественно, расслабляет, расхолаживает и, уж конечно, не заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более того, думается, что с учетом сказанного, он не во всем соответствует экономическому закону распределения по труду в его классическом понимании и принципу социальной справедливости, поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд.

Именно в этом видится одна из основных причин сознательного недоиспользования трудящимися своих физических и интеллектуальных способностей. Достаточно большое количество работников не уверены, что если они будут работать больше и лучше, то увеличится их заработок.

Установление тарифных ставок и должностных окладов в большей мере соответствует не экономическим, а командно-административным методам хозяйствования, когда средства, предназначенные на оплату труда, централизованно выдаются «сверху» чаще без учета связи их размеров с конечными результатами работы предприятий и трудовым вкладом конкретных работников. Это не способствует углублению демократизации распределительных отношении, расширению прав и самостоятельности трудовых коллективов в решении экономических проблем.

Наконец, гарантированные ставки и оклады в большей степени отвечали лишь первой, «отмирающей» модели хозрасчета, поскольку только она предполагала гарантированный фонд заработной платы (ФЗП). Другим, более прогрессивным моделям хозяйствования и тем более рыночным отношениям они не только не соответствуют, но и противоречат, ибо в этих условиях размеры заработной платы работников полностью зависят от итогов хозяйственной деятельности предприятий, спроса потребителя на продукцию, размеров заработанных средств на оплату труда (ФОТ). В данном случае уже нет экономической основы для того, чтобы заранее, до получения трудовым коллективом конкретных конечных результатов, устанавливать гарантированные тарифные ставки и оклады, которые затем могут быть не выплачены работникам из-за недостаточных размеров заработанного ФОТ. Не логично распределять не гарантированный, динамичный ФОТ между работниками по гарантированным стабильным ставкам и окладам. Это равносильно попытке преждевременно точно распределить еще не созданный продукт. Приведенные аргументы убеждают в неэффективности тарифных ставок и должностных окладов, нецелесообразности их применения в условиях рыночных отношений.



2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ и мотивации ТРУДА НА ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»


2.1 Общая характеристика объекта исследования


Центральная база производственно-технического обеспечения (ЦБПТО) входит в состав Восточного Филиала акционерного общества «КазТрансОйл» (далее - Общество) и является структурным подразделением Филиала, которое осуществляет руководство и контроль за его деятельностью.

ЦБПТО не является юридическим лицом и наделяется имуществом АО «КазТрансОйл» и имеет незаконченный баланс.

Организационная структура управления АО «КазТрансОйл» представляет бюрократическую (иерархическую) структуру с линейным и функциональным управлением с функциональной департаментализацией по технологиям (финансы, маркетинг, экономика, персонал, производство и др.). Данная структура управления характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, четкой линией цепи команд, отношения между руководителями и подчиненными строятся по вертикали по принципу единоначалия. Руководство ЦБПТО осуществляется директором. Назначение, перевод и увольнение директора базы производится на основании приказа директора Филиала.

Целью деятельности ЦБПТО является обеспечение централизованного снабжения материально-техническими ресурсами и комплектации оборудования, изготовление нестандартного оборудования и приспособлений, необходимых для транспортировки нефти и воды по нефтепроводам.

В своей деятельности ЦБПТО руководствуется законодательными и нормативными актами Республики Казахстан и внутренними актами АО «КазТрансОйл», СТ РК ИСО 9001-2001 и СТ РК ГОСТ ИСО 14001-2000.

Схема организационной структуры управления ЦБПТО Восточного Филиала АО «КазТрансОйл» представлена в приложении А.


2.2 Исследование системы оплаты и мотивации труда работников на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»


Основной системой оплаты труда на сегодняшний день для анализируемого объекта является система оплаты по тарифу, на основе ЕТС (единой тарифной сетки) с применением различных премии и надбавок. Основой тарифной системы АО «КазТрансОйл» является «Положение об оплате труда АО «КазТрансОйл», утвержденное Советом Директоров от 02 апреля 2002 года, с изменениями и дополнениями, внесенными 16 сентября 2003 года и разработанное в соответствии с Уставом АО «КазТрансОйл», Законом РК «О труде в Республике Казахстан» и другими законодательными актами.

Проанализируем основные трудовые показатели и показатели по заработной плате АО «КазТрансОйл» (далее - Общество). Состояние системы оплаты и мотивации труда на исследуемом объекте выглядит следующим образом:

В таблице 1 приложения Б представлены данные о среднесписочной численность персонала акционерного общества по форме № 1-ТВ Государственной статистической отчетности.

Формы и системы оплаты труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл». Заработная плата на ЦБПТО выплачивается работнику на руки в размере равном сумме его должностного оклада, утвержденного штатным расписанием, регионального коэффициента, надбавок и иных выплат, т.е. без уменьшения на сумму подоходного налога и обязательных отчислений в накопительный пенсионный фонд. Отнесение выполняемых работ к определенной сложности и присвоение квалификационных разрядов работникам производятся работодателем в соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также квалификационным справочником должностей служащих.

Территориальная сфера приложения труда отражает региональное регулирование заработной платы в различных регионах Республики Казахстан.

Заработная плата на ЦБПТО состоит из основной и дополнительной частей: основная заработная плата является относительно постоянной частью заработной платы, состоит из должностных окладов (тарифных ставок); дополнительная заработная плата состоит из доплат и надбавок к должностным окладам (тарифным ставкам), премии, вознаграждения и прочих видов выплат.

Оплата труда работников осуществляется на основе двух форм заработной платы: повременной формы, при которой размер заработной платы работника определяется исходя из часовой тарифной ставки (оклада) за проработанное время, учет которого ведется в табеле учета использования рабочего времени; сдельной формы, при которой размер заработной платы определяется в зависимости от количества произведенной продукции и расценки за единицу продукции.

С учетом конкретных условий производства в ЦБПТО используются следующие системы оплаты труда: прямая сдельная; сдельно-премиальная; сдельно-прогрессивная; косвенно-сдельная; аккордная; простая повременная; повременно-премиальная.

Организация тарифной оплаты труда работников на основе единой тарифной сетки (ЕТС). Тарифные условия оплаты труда работников филиалов Общества базируются на применении 21-ти разрядной Единой тарифной сетки с диапазоном тарифных коэффициентов крайних разрядов от 1,0 до 9,49.

Тарификация работников различных профессионально-квалификационных групп по разрядам ETC производится в следующем порядке:


Таблица 1.1 – Тарификация работников по разрядам ЕТС

Группы работников

Диапазон присваиваемых разрядов

рабочие

с 1-го по 6-й разряды

технические исполнители

с 3-го по 8-й разряды

работники административно-хозяйственного обслуживания

с 3-го по 11-й разряды

специалисты

с 6 по 13 разряды

руководители функциональных служб, отделов

с 10 по 15 разряды

руководители всех уровней

с 9 по 21 разряды


Учитывая степень ответственности за принимаемые управленческие решения, работникам Центрального аппарата Общества тарифные коэффициенты ЕТС рассчитаны с шагом 15 процентов. Заработная плата работников Общества корректируются на величину поправочных коэффициентов, учитывающих объективные различия в стоимости жизни в различных регионах Республики Казахстан (региональный коэффициент) и экологию местности (экологический коэффициент) Пример расчета регионального коэффициента и нормативные ставки коэффициента приводится в приложении В.

Коэффициенты, учитывающие экологию местности. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30.06.1992г. №1468-ХИ «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье».


Таблица 1.2- Коэффициенты, учитывающие экологию местности

Наименование зоны экологического бедствия

Район применения

Коэффициент

Зона экологического кризиса

Кзыл-Ординская область, кроме указанных в статье 3. Закона

1,30

Зона экологического предкризисного состояния

Мугаджарский (Эмбинский), Темирский (Шубаркудукский) Актюбинском области, Сузакский, Чардаринский Южно-Казахстанской области, Жездинский район Карагандинской области.

1,20


Экологический коэффициент начисляется только на оклад, предусмотренный ETC. На все виды доплат и надбавок коэффициент за экологию не начисляется. Региональный коэффициент начисляется: на фактически начисленную заработную плату по должностным окладам (тарифным ставкам) с учетом установленных надбавок и доплат, сверхурочную работу, работу в праздничные и выходные дни, премии предусмотренные системой премирования. Региональный коэффициент не начисляется: на доплату за руководство бригадой, надбавки: за время в пути, разъездной и вахтовый метод работы, суточные за время командировки, налет часов, разовые премии, выслугу лет, вознаграждения по итогам работы за год, материальную помощь, в том числе к отпуску.

Тарификация работ и профессий рабочих. Тарификация рабочих (распределение рабочих по разрядам Единой тарифной сетки) производится в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), действующим в Республике Казахстан. Наименование профессии рабочего устанавливается в строгом соответствии с ЕТКС с учетом выполняемой работы на конкретном производстве .

Работнику гарантируется сохранение присвоенного ему тарифного разряда. Тарифный разряд входит в условия индивидуального трудового договора. Изменение тарифного разряда может производиться исключительно с согласия работника. Такие обстоятельства, как отсутствие в данный момент работы, соответствующей квалификации работника или уменьшение имеющегося в распоряжении Общества фонда заработной платы не могут служить основанием для пересмотра, присвоенного рабочему тарифного разряда. К тарифным условиям оплаты труда относятся также доплаты и надбавки тарифного характера, которые дополняют систему тарифных ставок (окладов): доплат, связанных с особым характером выполняемой работы, и доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Оплата труда учеников производится в размере 75 процентов ставки 1 разряда ETC.

Выпускники высших учебных заведений (молодые специалисты), направленные в филиалы для работы принимаются на ставки рабочих не ниже 4 разряда. Оплата труда студентов после 3-гокурса обучения в период прохождения практики производится по ставке 2-го разряда ETC. Для оплаты труда работников филиалов, работающих в подразделениях, расположенных на территории Казахстана к установленным окладам по ETC применяется коэффициент. Часовая тарифная ставка определяется путем деления установленного оклада на месячную норму часов в конкретном расчетном периоде.

Порядок тарификации служащих по разрядам. Распределение руководителей, специалистов и служащих по разрядам ETC производится в зависимости от установленных групп по оплате труда.

Отнесение к группам по оплате труда работников филиалов произведено на основании основных характеристик: проектная (установленная) мощность трубопровода, протяженности трасс трубопроводов в однониточном исполнении, слива и налива нефти.

Разряды руководителям, специалистам и служащим Общества и его подразделений устанавливаются в зависимости от установленных групп по оплате труда в том числе: Западный филиал - 1 группа; Восточный филиал -2 группа; Актюбинский филиал - 3 группа. Минимальный разряд устанавливается тому работнику, который находится в третьей группе ставок и максимальный в первой группе.

Основой для установления размеров оплаты труда работников служит Схема должностных окладов, разработанная на основе Единой тарифной сетки.

Единая тарифная сетка на руководителей, специалистов служащих содержит с 6 по 21 разряд. По каждой группе должностей установлен тарифный разряд, состоящий из трех смежных квалификационных категорий, устанавливаемых исходя из следующих условий:

III категория - вновь принятые работники с испытательным сроком, без стажа работы по данной специальности, а также работники, имеющие результаты оценки при аттестации или тестировании до 60%;

II категория- вновь принятые работники, имеющие стаж работы по данной специальности более 2-х лет, проработавшие в данной должности более одного года, а также имеющие результаты оценки при аттестации или тестировании от 60 до 75%;

I категория - работники, проработавшие в данной должности свыше 2-х лет, имеющие конкретные достижения в работе или управляющие самостоятельным участком работы, а также имеющие результаты оценки при аттестации или тестировании свыше 75%;

Представление работника на более высокую, категорию оплаты труда может быть произведено, как правило, не ранее, чем через 1 год после присвоения предыдущей категории. В случае досрочного представления работника на более высокую категорию оплаты труда, руководитель структурного подразделения по согласованию с курирующим руководителем представляет письменное обоснование с указанием конкретных достижений в работе. Ставки заместителей руководителей всех уровней, как правило, устанавливаются на 10-20% ниже ставок соответствующих руководителей, ставки помощников и ассистентов - ниже на 30 - 40%.

Нормирование труда. По мере улучшения организации труда и производства, внедрения технических мероприятий в Обществе производится введение, замена и пересмотр норм труда. В Обществе действуют единые нормы в связи с тем, что выполняемый вид работы перекачка (транспортировка) нефти и воды производится по одинаковой технологии и в аналогичных условиях производства. При нормировании труда рабочих и служащих применяются нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания и нормативы численности. Основными источниками при нормировании труда работников Общества являются нормативы численности. Нормативы численности и нормы обслуживания, принимаемые в Обществе это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объема работ, а также количество оборудования рабочих мест, которое работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслуживать.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.