скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование структуры управления "Находкинского морского торгового порта"

Во-первых, до настоящего времени не получили необходимой для этого теоретической проработки системные основы организации деятельности структурных подразделений аппарата управления в условиях применения принципов хозяйственного расчета. В первую очередь не вычленена в системе производственно-хозяйственной деятельности предприятия область их ответственности, что, в свою очередь, не дает возможности разработать научно обоснованную систему показателей планирования, учета, оценки и стимулирования деятельности научно.

Во-вторых, степень совершенства системы управления деятельностью структурных подразделений аппарата управления, уровень нормирования, планирования, учета и анализа их деятельности значительно уступает уровню совершенства системы управления деятельностью производственных подразделений. На этапе экстенсивного развития народного хозяйства в центре внимания находились именно производственные подразделения, обеспечивавшие выпуск продукции в номенклатуре и объемах, определенных плановым заданием.

Ориентация хозяйственного механизма предприятия и концентрация внимания хозяйственных органов на количественных показателях, а именно на объеме выпуска продукции, номенклатуре производимой продукции и т.д., обусловили положение, при котором в системе внутрипроизводственного управления основное значение придавалось совершенствованию работы производственных подразделений и системы управления ими.

По мере роста масштабов и развития техники производства, специализации и кооперирования труда возрастает роль функций, выполняемых подразделениями аппарата управления, особенно технических служб, и соответственно повышается их вклад в результаты деятельности предприятия. Тем более весомым должен, быть эффект, полученный от рациональной, научно обоснованной организации их труда.

В значительной степени усиление влияния функциональных подразделений аппарата управления на конечные результаты деятельности предприятия должно идти через научно обоснованное определение доли их ответственности за эти результаты, установление действенной системы нормирования, планирования, учета, анализа и эффективного контроля за деятельностью этих подразделений, ликвидацию уравнительного характера материального стимулирования их труда.

Определенные попытки включить структурные подразделения аппарата управления в систему хозяйственного расчета ОАО «НМТП» в теоретическом плане предпринимались. Однако широкого распространения они на практике не получили.

Главной причиной такого явления, является отсутствие теоретических разработок и практических рекомендаций, позволяющих в комплексе увязать систему показателей деятельности структурных подразделений аппарата управления с показателями деятельности производственных подразделений и предприятия в целом.

Основой построения такой системы должна послужить, система стимулирования снижения издержек производства, содержащая следующие элементы:

- систему планирования производственных издержек, причем планирование должно предусматривать распределение издержек по центрам образования, центрам ответственности, источникам покрытия;

- систему оперативного контроля за уровнем производственных издержек, позволяющих своевременно выявлять отклонения от запланированного уровня издержек, определять причины отклонений и виновных;

- систему санкций и поощрений за соответственно превышение или снижение уровня запланированной величины производственных издержек, причем размер санкции или поощрения должен соотноситься по возможности соответственно с уровнем причиненного не выполнением плана ущерба (упущенной выгоды);

- система санкций и поощрений должны предусматривать способ воздействия не только на подразделение, отвечающее за тот или иной вид производственных издержек, но на непосредственных виновников причиненного ущерба.

Построенная на подобных принципах система стимулирования снижения производственных издержек специфична и зависит от масштабов деятельности предприятия, отраслевой специфики, особенностей организации труда, производства и управления. Поэтому разработка конкретных системы такого типа должна производиться с учетом перечисленных факторов.

В основу формирования системы регулирования уровня и стимулирования снижения издержек производства на предприятии ОАО «НМТП» предлагается положить следующие элементы:

- систему плановых показателей и нормативов деятельности подразделений по номенклатуре и уровню издержек;

- систему материальной ответственности подразделений за несоблюдение запланированного уровня издержек;

- систему стимулирования труда работников, направленную на поддержание запланированного уровня производственных издержек и их снижение.

Система материальной ответственности подразделений за несоблюдение запланированного уровня издержек. Материальная ответственность подразделений предприятия за невыполнение или ненадлежащее плана по издержкам является стержневым элементом.

Для того, чтобы система материальной ответственности подразделений предприятия действовала систематически и результативно, необходимо создать определенные условия, центральными из которых являются следующие:

- обязательное отражение в системе хозяйственного учета предприятия претензий и санкций;

- постоянное поддержание в рабочем состоянии всей процедуры рассмотрения претензий и определения санкций.

Материальная ответственность является регулятором и стимулятором взаимоотношений подразделений, возникающих в процессе внутрипроизводственной кооперации труда. Эти отношения обязательно должны определяться и направляться с уровня предприятия в целом.

Материальная ответственность подразделений и работников аппарата управления должна явиться составной частью системы материальной ответственности подразделений предприятия. Вместе с тем подразделения аппарата управления в системе материальной ответственности выступают не только как ее субъекты, предъявляющие (получающие) внутренние претензии, но и как административные органы, обеспечивающие функционирование системы материальной ответственности.

В рыночной экономике предприятие несет в полной мере ответственность за свои действия. Этот подход в принципе не может быть распространен на материальную ответственность внутри предприятия.

В системе стимулирования труда персонала система материальной ответственности подразделений выполняет следующие основные функции:

- индивидуализацию ответственности каждого подразделения за результаты своей деятельности в части издержек производства;

- материальное наказание подразделения, нарушившего обязательства по внутрипроизводственной кооперации труда;

- защиту интересов пострадавшего подразделения;

Материальная ответственность реализуется посредством предъявления подразделению, нарушившему план производства и допустившим превышение их уровня сверх запланированного и принесшего в результате этого ущерб другому подразделению или предприятию в целом претензий и взыскания по ним материальных санкций.

Наибольший эффект воздействия имеет не столько величина наказания, сколько его неотвратимость. Это положение полностью сохраняет свое значение и в условиях применения системы материальной ответственности. Именно исходя из него и должен определяться порядок предъявления претензий. Претензию должно предъявлять подразделение, по отношению к которому допущено нарушение внутрипроизводственных обязательств повлекшее увеличение запланированных затрат (например в результате вынужденного простоя). При этом если пострадавшее подразделение не воспользовалось своим правом предъявить претензию, то при подведении итогов его деятельности факт причинения ему ущерба не должен рассматриваться как смягчающее, не зависящее от его деятельности обстоятельство.

Помимо этого, на потерпевшее подразделение возлагается обязанность принять меры к минимизации потерь от нарушения внутрипроизводственных обязательств. Наложение санкций на виновное подразделение не должно освобождать его от дальнейшего реального исполнения нарушенного обязательства.

В системе материальной ответственности применяются следующие виды материальных санкций:

- штраф, взыскиваемый с виновного подразделения в пользу пострадавшего;

- возмещение пострадавшему подразделению непроизводительных издержек;

- корректировка плановых показателей пострадавшего подразделения.

Организационно-правовой основой применения материальной ответственности является разработанный с учетом конкретных условий работы и утвержденный на предприятии классификатор претензий санкций.

Предлагаемый классификатор претензий и санкций предприятий рыбной промышленности приведен в приложении Г.

Система санкций и поощрений является стержнем всей системы стимулирования деятельности подразделений. Она должна позволять перераспределять доходы подразделений в соответствии с выполнением или невыполнением ими плановых заданий по издержками производства.

Система стимулирования деятельности подразделений должна обязательна охватывать как производственные подразделения, так и подразделения аппарата управления, несмотря на то, что последние не выполняют производственных функций. Это объясняется тем, что отделы и службы аппарата управления оказывают непосредственное влияние на результаты деятельности производственных подразделений и уровень производственных затрат.

Исход из приведенных выше положений и с учетом классификатора претензий и санкций, можно предложить: при включении системы санкций и поощрений систему организации деятельности структурных подразделений механизм в внутрихозяйственных отношений выглядит следующим образом: подразделениям устанавливается система плановых показателей, за выполнение которых подразделение несет ответственность; формируется фонд оплаты труда исходя из предельной (плановой) численности работников подразделения; фонд оплаты труда периодически корректируется в соответствии с санкциями и претензиями, предъявленным подразделениям.

Систему стимулирования труда работников, направленную на поддержание запланированного уровня производственных издержек и их снижение, предлагается построить по следующей схеме.

1. В случае ее формирования лежит система санкций и поощрений.

2. В случае, когда величина убытков согласно решению руководства предприятия должна быть полностью покрыта за счет фонда оплаты труда подразделения, нижний предел месячного размера корректировки фонда оплаты труда подразделения определяется установленной законом минимальной величиной фонда оплаты труда. Во избежание нарушений трудового законодательства данное положение должно быть зафиксировано в документах, регламентирующих порядок оплаты и стимулирования труда на предприятии.

3. Величина убытков при невыполнении плана по показателям, не имеющим прямого денежного выражения, определяется на основе плана по издержкам производства.

4. Скорректированный (в сторону уменьшения) фонд оплаты труда при наложении штрафных санкций на подразделение распределяется пропорционально плановым размерам оплаты труда работников за исключением случая, когда всем работникам выплачивается установленный законом минимум.

5. В случае, если виновником нарушения является отдельный работник (группа работников) величина взыскания полностью обращается на фонд оплаты труда работника (группы работников). При этом соблюдается принципы, сформулированные в пунктах 2 и 4.

6. При снижении плановой величины издержек и соблюдении требований технологии и организации производства экономия расходуется на премирование работников и снижение плановой величины себестоимости продукции.

7. Размер экономии распределяется между работниками (75%) и предприятием (25%). Распределение производится между премируемыми работниками пропорционально плановым величинам оплаты труда, если иное не предусмотрено положениями об оплате труда, действующими на предприятии.

Внедрение предложенной системы стимулирования снижения издержек позволяет прямо увязать систему стимулирования деятельности работников со стоимостными показателями деятельности предприятия.

В целях совершенствования механизма стимулирования деятельности подразделений целесообразно пересмотреть существующую методику формирования стимулирующей части фонда оплаты труда. Поскольку размер премии зависит от финансовых результатов, а те в значительной степени - от внешних факторов. Необходимо учитывать, какая часть прибыли была получена за счет повышения эффективности труда и вести премирование работников производственных подразделений только из этой части. Премирование работников аппарата управления возможно и из части прибыли, полученной за счет внешних факторов, но при условии, что увеличение ее за счет данных факторов в какой-то степени - результат их деятельности.

Основываясь на результатах технико-экономического анализа деятельности предприятия можно предложить следующий набор мероприятий по оптимизации процесса управления.

Во-первых, комплекс усилий, направленный на снижение длительности простоев оборудования. Обновление парка оборудования, с целью уменьшения частоты поломок. Повышение квалификации и оптимизация труда ремонтников, с целью улучшить качество ремонта оборудования. Введение материальной заинтересованности в уменьшении длительности простоев оборудования у всех лиц от которых это зависит.

Во-вторых, изменение ситуации характеризующейся увеличением количеством фактически отработанных смен у промышленно-производственного персонала. А именно:

- закупка более производительного оборудования, внедрение более современных время сберегающих технологий с целью увеличения производительности труда, так как не приходится ожидать, что предприятие снизит объем производства;

- введение строго контроля за учетом рабочего времени, с целью уменьшения приписок.

Дальнейшее продвижение системы сдельной оплаты труда, с целью компенсации рабочим потерь от уменьшения количества фактически отработанного времени, вызванного претворением в жизнь вышеупомянутых мероприятий.

В-третьих, необходимо закрепить наметившуюся тенденцию по стабилизации кадрового состава предприятия. Для этого необходимо провести в жизнь ряд мероприятий в социальной сфере. Вообще уровень переменной составляющей фонда оплаты труда на анализируемом предприятии значительно ниже уровня постоянной. Это результат в первую очередь несовершенства сдельной оплаты труда, большого количества повременщиков. Во вторую очередь это следствие маскировки статей оплаты труда зависящих от количественного уровня производства продукции в статье постоянной составляющей. Это следствие излишне усложненной системы организации оплаты труда, преследующей цель сделать рабочего человека зависимым от руководства во всех отношениях (система КТУ, особо важных заданий, различных надбавок и премий).

В целом, резюмируя вышесказанное, можно заключить, что работа предприятия заслуживает положительной оценки. В наше тяжелое время оно не только не снизило объемов производства, но и продолжает их наращивать, вводя новую номенклатуру изделий и услуг. Так же как положительный факт можно отметить заботу руководства о рядовых сотрудниках, стремление создать им материальные и моральные условия для хорошей работы. Коллектив предприятия тоже неплохо, можно даже сказать ударно, трудится, не взирая на трудности. Предприятие имеет солидный производственный потенциал и резервы для роста.

3.3 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий


Оценка экономической эффективности мероприятий может быть проведена по следующим направлениям:

- оценка эффективности деятельности организационной структуры управления c помощью расчетов коэффициентов;

- оценка стимулирующего фактора персонала.

 Расчет коэффициентов оценки структуры управления представлены в таблице 11


Таблица 12 – Коэффициенты оценки структуры управления

Наименование коэффициента

Формула расчета

Расшифровка формулы

Расчетное значение коэффициента

Норма

Коэффициент централизации, показывающий какая часть управленческого персонала сосредоточена в центральных штабных подразделениях, Кц



Численность централизованного персонала/общая численность управленческого персонала

0,21

0,1 – 1,0

Коэффициент экономичности струк

уры, представляющий собой среднюю величину контроля, Кэ



Общая численность управленческого персонала/общее количество структурных подразделений

0,53

0,1 – 1,0

Коэффициент эффективности организационной структуры управления,

К эф


Конечный результат(эффект)/ затраты на управления


62,8

45 -100

Коэффициент управляемости, отражает, насколько целостной является деятельность в исследуемом подразделении.

у - число уровней управления;

Чф и Чн – фактическое и нормативное число работников, приходящееся в среднем на одного руководителя данного уровня управления.

0,85

0,5-1,0


Проанализировав данные видно (рисунок 10), что вследствие проведенных мероприятий коэффициент управляемости увеличился, это значит, что управление организовано в подразделениях эффективно и, соответственно, настолько же эффективно осуществляется деятельность на предприятии в целом. Управленческие связи разных типов в торговом порту налажены, целенаправленно осуществляется управление.


Рисунок 10 – позиционная оценка коэффициентов оценки структуры управления


В результате предлагаемых мероприятий по совершенствованию структуры управления должны явиться снижение численности работников, а соответственно сокращение фонда заработной.

Новая структура управления позволит:

- сократить трудовые затраты при существующем объеме работ;

- повысить трудовую, технологическую и производственную дисциплину работников подразделений порта;

- улучшить моральный климат в реорганизационных подразделениях;

- ускорить процесс обмена информации.

Критериями благоприятного социально-психологического климата в новых условиях будут:

Во-первых, на уровне коллективного сознания:

1.       Положительная оценка своей производственной деятельности;

2.       Оптимистическое настроение, преобладающее в процессе жизнедеятельности коллектива;

3.       Во-вторых, на уровне поведения:

4.       Добросовестное, инициативное отношение членов коллектива к выполняемым обязанностям;

5.       Низкий уровень конфликтности в межличностных отношениях;

6.       Отсутствие или незначительная текучесть кадров.

Необходимо отметить, что в коллективах, где недооценивается значение социально-психологического климата, складываются напряженные отношения между людьми, проявляющиеся в частых конфликтах.

В результате введения новой системы стимулирования труда, заработная плата работников должна увеличиться на 10-15%, каждый работник будет заинтересован в безубыточном производстве, потому что от этого будет зависеть его заработная плата.

Так же в связи с формированием новой организационной структуры на предприятии ОАО «НМТП» управление будет строиться по принципам:

1.                 Увеличение скорости прохождения управленческой информации;

2.                 Выделение подразделений предприятия для управления определенным видом деятельности;

3.                 Сокращение горизонтальных связей между подразделениями, как можно большее решение вопросов внутри одного подразделения.

Новая организационная структура системы управления предприятием позволит более эффективно управлять как предприятием, так материальными потоками.

Принцип работы организации: экономический - система участия в прибыли. У работников предприятия вырабатывается предпринимательское мышление, отношения, в организации работы партнерские, каждый член сам отвечает за качество своей услуги, так как от этого зависит его востребованность на рынке услуг и влияет на его заработок.

Внедрение предложенного варианта изменения структуры управления позволит более эффективно управлять предприятием, а, значит, и производственно-хозяйственной деятельностью, и изменить финансовое состояние предприятий в лучшую сторону.


Заключение

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Настоящая работа была продиктована необходимостью перестройки структуры управления «Находкинского морского торгового порта» в соответствии с новыми условиями деятельности и совершенствования организации работы его структурных подразделений, с учетом изменившихся внешних условий деятельности, задач порта, изменения номенклатуры и объемов оказываемых услуг и проводимых работ.

Актуальность темы в том, что организационные структуры следует формировать таким образом, чтобы в последующем можно было эффективно выполнять общие стратегии, выбранные руководством для достижения поставленных целей.

Цель работы предполагала исследование и анализ организационной структуры управления предприятия в условиях рыночных отношений и разработка мероприятий по совершенствованию структуры управления поиск вариантов совершенствования ее функционирования.

Результатом дипломного проекта было:

1) представление детального анализа структуры управления ОАО «Находкинский морской торговый порт»;

2) проектирование новой структуры управления на ОАО «НМТП» в части перестройки организационной структуры и предлагаемых в этом направлении комплексных мероприятий;

3) представление оценки экономической эффективности предлагаемых структурных изменений в системе управления ОАО «НМТП».

Анализ структуры управления указывает на ее громоздкость и инерционность. Руководители высшего звена перегружены и имеют в своем подчинении подразделения, не вписывающиеся в их функциональную структуру. Функции отделов торгового порта не адаптированы к новым рыночным отношениям.

Реализация предложенных изменений позволит упорядочить линейно-функциональные отношения между субъектами и объектами управления. Перераспределение и делегирования полномочий позволит улучшить управляемость предприятия и повысить ответственность руководителей административных и производственных подразделений. Ожидаемый экономический эффект от внедрения предложений 109712,32 рублей.

На основе произведенного анализа высказаны предложения по преодолению возникших у предприятия проблем. Большая часть предложений касается изменения структуры предприятия, изменения функциональных обязанностей отделов порта.

Разработаны мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «НМТП». Рассчитан экономический эффект от внедрения мероприятия.

В представленной работе показано использование приобретенных теоретических знаний в области экономического анализа и теории управления. Использование этих знаний позволяет систематизировать и аналитически представит процессы, происходящие в реальном производстве. Использование экономических законов и положений производственного менеджмента позволяет вовремя определить отклонения в работе предприятия и произвести их корректировки.

На основе укрупненного анализа деятельности ОАО «НМТП» необходимо произвести детальный анализ деятельности каждого административного и производственного подразделения, определить круг должностных и функциональных обязанностей каждого работающего на предприятии, увязав их в единую структуру, направленную на реализацию стратегии предприятия, в процессе такого анализа выявится еще множество управленческих операций, которые потребуют совершенствования. Если на предприятии будет проведена такая работа, то успех ему обеспечен.

 

Список литературы

1.                 Абдукаримов, И.Т. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 2002;

2.     Ансофф, И. Стратегическое управление. - М.:Экономика,2001;

3.     Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2000;

4.     Бакланов, П.Я. и др. Изменения в территориальных структурах хозяйства и расселения Дальнего Востока при переходе к рыночной экономике. - Владивосток: «Зов тайги», 1996;

5.     Вахненко, Р.В. Морские порты Японского региона. - Владивосток, 1998;

6.     Гвишиани, Д.М. Организация и управление. - М.: Изд-во МГУ, 2001;

7.     Казанцев, А.И. и др. Практический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002;

8.     Кноринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М,1999.-528с.;

9.     Коротков, Э.М. Концепция менеджмента. - М.,1998г.;

10. Корякин, С.Ф., Пантин, А.А. Экономика морского транспорта. -

М.:Транспорт,1979.-416с.;

      11. Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение,1999;

12.              Мильнер, Б.З. Теория организации. - М. – ИНФРА-М,1999;

13.              Основы управления морским транспортом: Программа, методические указания и контрольные задания по курсу «Основы управления морским транспортом». - М.: Мортехинформреклама,1991.-56с.;

14. Приморский край. Уроки рыночных реформ - Под ред. А.П. Латкина. – Владивосток, 1997;

15. Приморский край России. – Хабаровск: Приамурские ведомости, 2001;

16. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: «Новое знание», 2004;

 17. Шашков, Н.И. Приморье в конце двух веков. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1996;

18. Шипунов, В.Г., Кишнель Е.Н. Основы управленческой деятельности. -М.:Высшая школа,2003;

19. Шматов, Э.М. Тальман морского порта. - М.: Транспорт,1980,-143с.;

20. Экономика предприятия - Под ред.Горфинкеля В.Я. и Купрякова Е.М.-М.:Банки и биржи,2003;

21. Экономика предприятия: Учебник для вузов - Под ред. Ф.К. Беа, Э.Дихтла, М.Швайтцера. – М.:Инфра-М, 2003.

22. Алексеев, Н. Проектирование систем управления - Консультант директора. - 2003. - №3. - С.10-14;

23. Алекссев, Н. Эволюция систем управления предприятием - Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №2. - С.103-197;

24. Грушенко, В.И. и др. Разработка организационной структуры управления предприятием в условиях экономического кризиса - Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. -№6. -С.87;

25. Золотов, В., Федорова, Н. Методика оценки эффективности организационных структур управления - Консультант директора. - 2003. - №2. -С.2-9;

26. Золотов, В.,Федорова, Н. Принципы построения организационных структур управления - Консультант директора. - 2003. - №1. - С.5-12;

27. Конов, Д., Куликов, А. Управленческая диагностика - Консультант директора. - 2000. - №7. -С.28-31;

28. Расстегаев, В. Как город-порт был заложен - Находкинский рабочий. – 1997. -16 июля. – С.2;

29. Смирнов, Э. Стандартизация ключевых элементов управленческой деятельности в компании // Консультант директора. - 2002. - №10.-С711-21;

30. Справочник директора предприятия // Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М,2001;

31. ОАО «Находкинский морской торговый порт». 2007г.: годовой отчет. – Находка: Печатный салон ПМП, 2007;

32.               ОАО «Находкинский морской торговый порт».2008г.: годовой отчет. – Находка: Печатный салон ПМП, 2008;

33.               ОАО «Находкинский морской торговый порт».2009г.: годовой отчет. – Находка: Печатный салон ПМП, 2009;

34.                Стратегия территориальной организации хозяйства Приморского края. – Владивосток: ДВО институт географии, 1991;

35.              Хасанский порт – зародыш крупного транспортного узла на Дальнем Востоке // Владивосток. – 9 апреля. – С.5;

36.              Горфинкель В.Я. Экономика предприятия – учебник для вузов / под общей редакцией В.П. Грузинова – М: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1996. –366 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.