Совершенствование структуры управления персоналом на предприятии ОГУП «РЭМЭКС»
В табл.12
приведены средние значения коэффициента сложности выполняемых работ для каждой
должностной группы работников.
Таблица 12
Средние
коэффициенты сложности работ
№
п/п
|
Наименование
должности
|
Коэффициент
сложности
|
1
|
Начальник отдела
|
1,0
|
2
|
Главный специалист
|
0,89
|
3
|
Ведущий специалист
|
0,8
|
4
|
Специалист I категории
|
0,68
|
5
|
Специалист II категории
|
0,57
|
4. Расчет оценки
результатов труда (Р).
Для определения
величины Р производится оценка уровня (степени) проявления каждого из следующих
признаков:
·
количество
выполненных работ (заданий);
·
количество
выполненных плановых и внеплановых работ (заданий);
·
соблюдение
сроков выполнения работ (заданий).
Количественные
оценки по каждому из признаков определяются путем сопоставления фактически
достигнутых результатов с критериями оценки в виде полученных заданий,
установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе
работников и др.
Каждый признак
имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от
среднего значения по каждой должностной группе. При соответствии конкретного
признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего –
1,25, ниже среднего – 0,75. Оценка Р определяется так же, как и П (пример 1 и
табл.13).
Пример 3.
При оценке
экономиста I категории Павлова А.И.
выявлены признаки результатов труда следующих уровней: количество выполненных
работ – 1,25; качество выполненных работ – 1,0; соблюдение сроков выполнения
работ – 1,0. По табл.8.6 определяется суммарный коэффициент:
Р =
0,375+0,40+0,30=1,075
Оценка
результатов труда экономиста I
категории Павлова А.И. составила 1,075.
5. Расчет
комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников (Д).
Комплексная
оценка Д получается на основе учета всех рассмотренных выше показателей оценки
– профессиональных и личных качеств, уровня квалификации, сложности работ и
результатов труда:
Д=ПК+РС
Пример 4.
Комплексная
оценка экономиста I категории Павлова А.И.
определяется на основе расчетов, приведенных в примерах 1 – 3, где П=1,07; К
=0,83; С=0,68; Р=1,075.
Тогда:
Д=1,07●0,83+1,075●0,68=1,619.
Таблица 13
Оценка признаков,
определяющих результаты труда работников
№
п/п
|
Признаки
результатов труда
|
Удельная значимость
признаков в общей оценке результатов труда
|
Оценка признаков с
учетом удельной значимости
|
признаки
|
0,75
|
1,0
|
1,25
|
1
|
2
|
3
|
Гр4= гр3*0,75
|
Гр5= гр3*1,0
|
Гр6= гр3*1,25
|
1
|
Количество
выполненных работ
|
0,30
|
0,225
|
0,30
|
0,375
|
2
|
Качество
выполненных работ
|
0,40
|
0,30
|
0,40
|
0,50
|
3
|
Соблюдение сроков
выполнения работ
|
0,30
|
0,225
|
0,30
|
0,375
|
3.3. Оценка экономической эффективности совершенствования структуры
управления персоналом
Описание
ситуации. Анализ показал, что в организации нормирование работ, проводимых
ОТиЗ, осуществляется с большими трудозатратами, которые зачастую не
перекрываются экономическими результатами, получаемыми от реализации резервов,
вскрытых в результате нормирования.
Постановка
задачи.
Используя метод
морфологического анализа (который является частью функционально-стоимостного
анализа), выберите наиболее эффективные способы осуществления процедур функции
нормирования работ.
Методические
указания.
Морфологический
анализ – средство изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных
решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций управления
персоналом. Если записать в столбик все функции, а затем против каждой функции
построчно указать всевозможные варианты ее выполнения, то получим
морфологическую матрицу (табл.14). Идея этого метода заключается в том, чтобы
сложную задачу разбить на мелкие подзадачи, которые легче решать по
отдельности. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается
из решений подзадач.
Решение ситуации.
В соответствии с
методическими указаниями построим морфологическую матрицу (табл.15).
Технология отбора
вариантов на примере процедуры 2 (табл.15) приведена в табл.16.
Ответ: В
результате анализа при помощи морфологической матрицы выбираем: по процедуре 1
– второй вариант; по процедуре 2 – третий вариант и по процедуре 3 – четвертый
вариант.
Таблица 14
Морфологическая матрица
способов выполнения
функций управления персоналом
Функции Способ
реализации функции управления
(процедура)
управления 1 2 3 4 5 6 … k
F1 P11 P12 P13 P14 P15 P16 … P1k
F2 P21 P22 P23 P24 P25 P26 … P2k
F3 P31 P32 P33 P34 P35 P36 … P3k
F4 P41 P42 P43 P44 P45 P46 … P4k
F5 P51 P52 P53 P54 P55 P56 … P5k
F6 P61 P62 P63 P64 P65 P66 … P6k
F7 P71 P72 P73 P74 P75 P76 … P7k
F8 P81 P82 P83 P84 P85 P86 … P8k
… … … … … ….. … …
Fn Pn1 Pn2 Pn3 Pn4 Pn5 Pn6 … Pnk
F – функция (процедура)
n – порядковый номер функции
Р – способ
реализации функции
К – порядковый номер способа
реализации функции.
Таблица 15
Морфологическая
матрица способов выполнения функции
«Проведение
нормирования работ»
№
п/п
|
Наименование
функции
|
Способы выполнения
функции
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Подготовительная
рабо та по организации нор-мирования операций
|
Дополнительно
стимулировать работников ор-ганизации, труд которых подлежит нормированию
|
Подготавли-вать к
нормиро ванию несколь ких работников организации, выполняющих однородные
операции с уче том разного уровня квали-фикации, стажа работы и дру-гих
факторов
|
Отработать 1-2
метода норми рования и бази роваться на их использовании. Заготовить ти-повые
бланки фиксирования результатов нормирования
|
Осуществлять
предваритель-ный поиск норм времени и выработки, которые можно внедрить в
ор-ганизацию без непосредствен-ного нормиро вания трудо-вых операций
|
2
|
Расчленение
трудового процесса на элементы, замеры времени и их выполнение
|
Проводить нор
мирование опе раций на ста-дии ОКР но-вых изделий
|
Доверять работ нику
производ ства самостоя-тельно произво дить замеры времени и их фиксирование в
местах наб-людения
|
Использовать
укрупненные замеры време ни на несколь ких технологи ческих опера-циях с целью
математической обработки резу льтатов норми рования
|
Нормировать
технологичес кие операции на основе па-раллельных замеров време ни 2-3
номи-ровщиками с целью повыше ния точности замеров
|
3
|
Обработка
результатов замеров времени
|
Использовать
математичес-кие методы об работки резуль татов замеров времени с при менением
ЭВМ и элементами математичес-кой статистики
|
При опреде лени
норм вре мени и выра ботки учиты-вать действие факторов тех-нического пере
оснащения обо рудования, ква лификацию ра-ботников про-изводства, за-нятых
данной технологичес-кой операцией
|
Листы налю-дений
после предваритель-ной обработки инженерами-нормировщи-ками передают ся в ИВЦ
для их обработки
|
Создать в ИВЦ
массив НСЙ по трудоемкости технологичес-ких операций. Результаты об следования
об рабатываются в ИВЦ. Резуль татом обработ ки являются ва рианты норм
времени и вы работки в конк ретных усло-виях производ ства
|
Таблица 16
Организационно-экономическая
оценка способов выполнения функции «Проведение нормирования работ»
№
п/п
|
Способы выполнения
функции
|
Преимущества и
недостатки
|
Оценка
|
Организационная
экономическая
|
1
|
Проводить
нормирование операций на стадии ОКР новых изделий
|
1. Сокращаются
затраты на нормирование труда.
2. Не учитываются
изменения в процессе производ-ства (срыв поставок, отключение
электроэнергии).
3. Не учитывается
состав работников организации, занятых изготовлением данных изделий.
|
|
|
2
|
Доверять работнику
произ водства самостоятельно проводить замеры времени и их фиксирование в
систе мах наблюдения
|
1. Сокращаются
затраты на нормирование труда.
2. Возникают
дополнительные затраты на подготовку рабочих, занятых самофотографией.
3. Снижается
производительность труда рабочих за счет отвлечения на замеры времени и
фиксирование результатов.
|
|
?
|
3
|
Использовать укрупненные
замеры времени на нес-кольких технологических операциях с целью матема
тической обработки резуль татов нормирования
|
1. Появляется
возможность увеличения зоны норми рования одним инженером-нормировщиком.
2. Сокращается
число замеров и записей результатов
3. Усложняется
обработка результатов нормирования
|
|
|
4
|
Нормировать
технологичес кие операции на основе па раллельных замеров време ни 2-3
нормировщиками с целью повышения точнос-ти замеров
|
1. Повышается
качество рассчитанных норм.
2. Возникают дополнительные
затраты на проведение нормирования.
3. Возникают
дополнительные затраты на обработку результатов нормирования.
|
|
|
Преобладание
преимуществ над недостатком
Преобладание недостатков над преимуществом
Равное соотношение недостатков и преимуществ
? Оценка
затруднительна
Ситуация
«уровень качества выполнения функций»
Описание
ситуации. Анализ показал, что одной из причин, повлиявших на ухудшение работы
производственной организации, является деятельность бюро материального
стимулирования отдела организации труда и заработной платы. Бюро выполняет
следующие функции: планирование численности персонала, контроль за расходом
средств на заработную плату, планирование трудоемкости продукции и ее снижения,
внесение изменений в положение о материальном стимулировании, расчет научно
обоснованных норм на изготовление продукции.
Постановка
задачи.
Определите
уровень качества функций, выполняемых работниками бюро, постройте совмещенную
диаграмму для оценки соответствия значимости и уровня качества функции. Проанализируйте
диаграмму.
Методические
указания.
Уровень качества
осуществления функций определяется следующим образом:
КК.Ф.У.=(К1+К2+К3+К4+К5+К6)/6
где КК.Ф.У
-коэффициент, характеризующий уровень функций управления.
Расчетные формулы
определения коэффициентов К1,К2,К3,К4,К5,К6
приведены в табл.17.
Диаграмма
значимости функций и уровня их качества – совмещенная диаграмма для оценки
соответствия значимости функций правления и уровня качества функций. В верхней
части диаграммы функции управления располагаются по степени их значимости, а в
нижней – дается оценка уровню их качества.
Решение ситуации.
Методики расчета значимости функций и уровня их качества известны, поэтому не
приводя самих расчетов, а используя их результаты, построим диаграмму (рис.5.).
Рассчитаем
средний коэффициент качества функций:
ср
КК.Ф.У.=(0,75+0,7+0,85+0,8+0,95)/5=0,81
Анализ диаграммы
5 показывает, что качество функций планирования численности персонала и
планирования трудоемкости продукции и ее снижения очень низкое (ниже среднего
уровня качества). При том, что данные функции стоят на первых местах по степени
значимости. Ниже среднего уровня качества выполняется и функция внесения
изменений в положения о материальном стимулировании. В то же время функция
контроля за расходом средств на заработную плату, стоящая на последнем месте по
степени значимости, имеет самый высокий уровень качества.
Таблица 17
Определение
показателей качества функций управления
Показатель
|
Обозначение
показателя
|
Формула расчета
показателя
|
Наименование показателей,
составляющих формулу
|
Коэффициент
использо-вания технических средств управления при выполнении функций
|
К1
|
Тф/Тр
|
Тф-
суммарное фактическое время использова-ния технических средств управления в
год,ч;
Тр-
суммарное расчетное время использования технических средств управления в год,
ч
|
Коэффициент
организа-ции рабочих мест испол нителей функций
|
К2
|
Кт.п./Ко
|
Кт.п -
количество рабочих мест, отвечающих требованиям типовых проектов;
Ко -
общее количество рабочих мест
|
Коэффициент
нормирова ния труда исполнителей функции
|
К3
|
В1/В2
|
В1-время,
затраченное на выполнение нормиро ванных работ в год, ч;
В2-
общее время работы в год, ч
|
Коэффициент
регламен тации функций управле-ния
|
К4
|
Кр/Ко
|
Кр-
количество функций (процедур), обеспеченных регламентирующей документацией;
Ко -
общее количество функций (процедур)
|
Коэффициент
дублирова ния функций управления
|
К5
|
К
Кд/Ко
|
Кд -
количество функций (процедур), дублируемых подразделениями аппарата
управления, а также излишних функций
|
Коэффициент
использо вания рабочего времени в производственных под разделениях, зависящих
от работы аппарата управления
|
К6
|
m
Etni
1
1 - ---------------
n
Etcim
1
|
m
Etni
1
Потери рабочего
времени в производственных подразделениях за год из-за несвоевременного или
некачественного выполнения соответст-вующих управленческих функций, ч;
m - число функций (подсистем) управления;
n
Etcim
1
Годовой фонд
времени в i соответствующих производственных подразделениях, ч;
n- число
подразделений
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|