Совершенствование управление персоналом в дошкольном учреждении
Состав воспитанников детского сада составляют дети
служащих, предпринимателей, врачей, учителей, работников культуры и рабочих. По
проведенным социологическим исследованиям воспитанники детского сада дети из полных
семей, есть дети из неполных семей и многодетных семей.
В детском саду работает 5 групп, из них:
от 2 до 3 лет;
от 3 до 4 лет;
от 4 до 5 лет;
от 5 до 6 лет;
от 6 до 7 лет.
Наполняемость групп детьми:
от 2 до 3 лет – 15 детей;
от 3 до 7 лет – до 20 детей.
Для совершенствования условий для охраны жизни и здоровья
ребенка, развития познавательных процессов детей на договорной основе
осуществлялась деятельность с субъектами:
- спортивной школой, и спортивным комплексом с целью
формирования ценностей здорового образа жизни;
- дворцом культуры, с целью приобщения детей к общей
эстетической культуре;
- поликлиникой, с целью снижения заболеваемости;
- школами города Иркутска, с целью регламентации
отношений детского сада и школы по вопросам перспективности и преемственности
дошкольного и начального образования;
- родителями воспитанников, с целью активизации в решении
проблем воспитания.
Детский сад реализует:
- программы дошкольного образования, нормативный срок
освоения 5,5 лет (от 2 лет до 7лет);
- программа дополнительного образования по
направленности: художественно-эстетическая, нормативный срок освоения 2 года
(от 5 до 7 лет):
В 2007-2008 учебном году перед педагогическим коллективом
была поставлена следующую цель деятельности:
создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном
обществе.
задачи:
Создать условия, способствующие укреплению здоровья
детей, обеспечивающие охват всех участников образовательного процесса
оздоровительно-просветительской деятельностью.
Формировать грамматически правильную речь у дошкольников,
обеспечивающую развитие коммуникативных способностей дошкольников
Образовательный процесс в детском саду осуществляется на
основе:
- комплексной «Программы воспитания и обучения в детском
саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- Музыкальное воспитание детей с 3 до 6 лет
осуществляется по программе «Гармония» под редакцией К.В. Тарасовой.
Дополнительное образование по направленности:
художественно-эстетическая для детей 5-6 и 6-7 лет по составительской программе
музыкального руководителя Рублевой Галины Васильевны, «Звук Волшебник».
Основными партнерами в реализации педагогического
процесса в детском саду являются родители воспитанников, отношения с которыми
выстраиваются на договорной основе.
Взаимодействие с родителями выстраивается на позициях
единомышленников, союзников, активных участников обучения и воспитания детей.
В 2007-2008 учебном году детский сад успешно прошел
лицензионные аккредитационные экспертизы Министерства общего и
профессионального образования Иркутской области. По решению экспертной
комиссии, с учетом итогов экспертизы образовательной программы, показателей
деятельности детского сада, и достигнутых результатов установлено:
- соответствие целям и задачам заявленных образовательных
программ, нормам законодательства;
- содержание, уровень и качество подготовки воспитанников
детского сада соответствует требованиям ГОС, заявленной категории и виду
дошкольного образовательного учреждения.
- аккредитационные условия для реализации заявленных
образовательных программ обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.
Основные образовательные результаты показывают повышение
качества образовательных услуг, что нашло выражение в следующем:
- положительная динамика по всем показателям результата
образования;
- повышение оснащения образовательного процесса. За
последние 2 года содержание минипедкабинетов в каждой группе изменилось:
программно- методическое, дидактическое оснащение пополнилось на 80%,
наполняемость минипедкабинетов соответствует реализуемым программам.
Игровое оборудование обновляется в основном за счет
привлечения внебюджетных источников финансирования. За последние 2 года игровое
оборудование пополнено и обновлено на 20% и оснащение образовательного процесса
составляет 85%.
В детском саду № 12 города Иркутска созданы условия,
обеспечивающие личностное развитие ребенка. Но необходимо продолжить пополнение
минипедкабинетов современными дидактическими пособиями, а также необходимо
пополнение развивающей среды игровым оборудованием.
Органами самоуправления детского сада являются:
совет детского сада, общее собрание трудового коллектива,
педагогический совет; попечительский совет, родительский комитет.
В детском саду действует орган самоуправления – Совет
детского сада.
Попечительский совет рассматривает вопросы перспективы развития
детского сада и возможные дополнительные источники финансирования для
функционирования ДОУ.
В 2007-2008 учебном году попечительский совет решает
проблемы ремонта детского сада (приобретение материалов), приобретения игрового
оборудования.
Управление педагогической деятельностью осуществляет педагогический
совет, в работе которого принимают участие педагоги детского сада и учреждений
социума, сотрудники детского сада.
Представительным органом родительской общественности
является родительский комитет, который принимает участие в решении вопросов
педагогической деятельности детского сада.
2.2 Анализ системы управления персоналом в МДОУ «Детский
сад №12 города Иркутска»
Структура управления традиционна. Главный орган
управления – педагогический Совет, которым руководит заведующий. Дополнительно
организованна творческая группа, в состав которого входят воспитатели с II и I
квалификационными категориями. Ее задача – обеспечение обогащенного
физического, познавательного, социального эстетического и речевого развития
детей, основанного на передовом педагогическом опыте и своих методических
разработок, позволяет осуществление коррекции в личностном развитии детей через
организацию индивидуальных и коллективных видах деятельности основанных на
содержательном общении с учетом потребностей и интересов самих детей.
Штат МДОУ составляет 31 человек. Структура по категориям
работников представлена следующими данными:
- Управленческий персонал – 2 человека
- Педагоги – 17 человек
- Технический персонал – 12 человек.
Наибольшее число работников имеют высшее образование. Это
схематично показано на рисунке 2.1.
Данные, приведенные на рисунке 2.1. свидетельствуют о
том, что в МДОУ «Детский сад №12» персонал имеет достаточный уровень
образованности. Наибольшее количество работников (62%) имеют среднее
специальное образования, и лишь 39% персонала – высшее. Однако работников, не
имеющих никакого образования в штате учреждения не имеется.
Рис. 2.1. Структура персонала по уровню образования, %
Структура персонала по возрастной категории представлена
в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Возрастной состав сотрудников
Возраст сотрудников
|
Удельный вес сотрудников, %
|
до 25 лет
|
13,2
|
От 25 до 35 лет
|
24,8
|
От 35 до 45 лет
|
35,6
|
Свыше 45 лет
|
26,4
|
Данные, приведенные в таблице 2.1 показывают, что в
учреждении наибольшее число сотрудников – от 35 до 45 лет, эта возрастная
группа имеет наибольший удельный вест в данной структуре – 35,6%. На втором
месте по возрастной структуре персонала – работники свыше 45 лет. С небольшим
отрывом – всего в 2,4% третье место занимает возрастная группа сотрудников от
25 до 35 лет. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают
сотрудники до 25 лет. В зависимости от общего стажа работы и стажа работы
сотрудники распределены следующим образом:
Таблица 2.2
Стаж работы сотрудников
Стаж работы
|
Удельный вес сотрудников, %
|
до 1 года
|
8
|
От 1 до 5 лет
|
12,5
|
От 5 до 10 лет
|
32,4
|
От 10 до 20 лет
|
25,6
|
От 20 до 30 лет
|
15,1
|
Свыше 30 лет
|
6,4
|
Данные, приведенные в таблице 2.2 показывают, что
наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со
стажем от 5 до 10 лет (32,4 %), На втором месте в данной структуре персонала
работники со стажем от 10 до 20 лет (25,6%). Третье место занимают работники со
стажем от 20 до 30 лет (15,1 %). Работники со стажем от 2 года до 5 лет имеют
небольшую долю – всего 12,5%. Совсем не опытные и молодые специалисты занимают
в данной структуре небольшую долю – всего 8%. Наименьшая доля у группы
работников со стажем свыше 30 лет. Их доля составила 6,4%.
В целом, исходя из проведенного анализа можно сказать,
что в МДОУ «Детский сад №12» сложился сплоченный коллектив, средний возраст
которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 до 20 лет.
Учреждение стремится к унификации, стандартизации и
выработке единых подходов ко всем видам деятельности в области управления
персоналом во всех направлениях. Проводится четкое разграничение полномочий и
сфер ответственности между Управлением кадровых ресурсов и сотрудниками,
рассматривается разработка общекорпоративных регламентов и стандартов
деятельности по всем направлениям работы в сфере управления персоналом в
качестве одного из средств, направленных на обеспечение этого процесса.
Для полноценного анализа и оценки фактического состояния
системы управления персоналом в МДОУ «Детский сад №12 города Иркутска» автором
было проведено исследование. Опрос был проведен среди персонала учреждения и
охватил весь коллектив полностью (29 человек). Результаты опроса приведены в
таблице 2.2.
Наиболее часто сотрудников затрагивают следующие аспекты
системы управления персоналом: 70% – система оплаты и мотивации труда; 18% –
социальные гарантии и блага; 10% – развитие карьеры и обучение; 2% – остальные
аспекты. Результаты опроса, касающиеся выполнения вышеуказанных положений
представим в виде таблицы (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Уровень реализации некоторых аспектов системы управления
персоналом
1. Удовлетворяет ли уровень заработной платы
|
Полностью
|
Частично
|
Не удовлетворяет
|
11%
|
33%
|
56%
|
2. Удовлетворен ли сотрудник существующими условиями работы
|
Полностью
|
Частично
|
Не удовлетворяет
|
23 %
|
35%
|
42%
|
3. Выполняются ли, положения принятого коллективного договора
|
Полностью
|
Частично
|
Не выполняются
|
21%
|
64%
|
15%
|
4. Возможности карьеры и обучения
|
Большие
|
Средние
|
Маленькие
|
24%
|
64%
|
18%
|
5. Возникают ли на предприятии конфликтные ситуации
|
Часто
|
Иногда
|
Редко
|
41%
|
47%
|
12%
|
6. Какие отношения складываются в Вашем коллективе
|
Доброжелательные
|
«Натянутые»
|
Враждебные
|
61%
|
30%
|
9%
|
Больше половины из числа опрошенных (56%) недовольны
существующей заработной платой. Также 42% недовольны условиями труда, многие
именно поэтому считают, что уровень заработной платы не соответствует условиям
труда. Это и понятно, т.к. в большинстве подразделений условия труда являются
вредными.
Низкий уровень удовлетворенности возможностями обучения и
карьерного роста связан по большей части с тем, что карьерный рост мало
возможен: люди, имеющие более высокую категорию, вынуждены работать по более
низким.
61% опрошенных считает, что отношения в коллективе
преобладают доброжелательные, но при этом частота возникновения конфликтных
ситуаций равна 41%. Чаще всего конфликты происходят между молодыми сотрудниками
и более опытными работниками, также между непосредственными руководителями и
подчиненными, все это связано, по мнению автора, с нарушением обратной связи.
Стоит задуматься над сложившимся положением, когда большая часть коллектива недовольна
существующим порядком. Именно поэтому возникают разногласия в системе оплаты
труда, социальные гарантии выполняются не полностью, но для их реализации
необходимо прилагать огромные усилия при их осуществлении для конкретного
работника.
Исследовав систему управления персоналом в МДОУ «Детский
сад №12 города Иркутска», можно сделать следующие выводы:
- цель деятельности - создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
- задачи:
Создать условия, способствующие укреплению здоровья
детей, обеспечивающие охват всех участников образовательного процесса
оздоровительно-просветительской деятельностью.
Формировать грамматически правильную речь у дошкольников,
обеспечивающую развитие коммуникативных способностей дошкольников
- МДОУ «Детский сад №12» персонал имеет достаточный
уровень образованности.
- в учреждении наибольшее число сотрудников – от 35 до 45
лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вест в данной структуре –
35,6%.
- В целом, исходя из проведенного анализа можно сказать,
что в МДОУ «Детский сад №12» сложился сплоченный коллектив, средний возраст
которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 до 20 лет.
- Стоит задуматься над сложившимся положением, когда
большая часть коллектива недовольна существующим порядком.
Раздел 3. Разработка мероприятий по совершенствованию
системы управления персоналом в МДОУ «Детский сад №12 города Иркутска»
В развитии детского сада и его образовательной системы
имеются трудности, проблемы и противоречия, вызванные объективными и
субъективными, внутренними и внешними факторами. В качестве перспективных
направлений в работе детского сада можно определить следующее:
- активное построение развивающей среды, способствующей улучшению
качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
-внедрение проектной деятельности в организации
воспитательно-образовательной работе с детьми;
- изучение воспитанников на протяжении всего периода
пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного
подхода;
- повышение роли воспитательного процесса в детском саду;
- расширение сотрудничества детского сада с другими
социальными институтами;
- укрепление взаимодействия с родителями;
- укрепление материально-технической базы детского сада.
Роль персонала в этой связи колоссальна. Поэтому эффективная
система управления персоналом, организованная в учреждении имеет ключевую роль
в дальнейшем развитии МДОУ «Детский сад №12 города Иркутска».
Проведенные нами исследования системы управления
персоналом в данном учреждении позволяют констатировать тот факт, что она
далеко не совершенна. Перспективы развития системы управления персоналом по
нашему мнению должны осуществляться в следующих направлениях:
Анкетирование. Является
первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов. На этом этапе происходит
«отсев» менее подходящих кандидатов, определяется круг факторов, нуждающихся в
особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из
которых можно получить необходимую информацию. Любое искажение в анкете
является основанием для увольнения работника в любое время, когда это выяснится
(в тексте анкеты включается соответствующее указание).
Предлагаемая нами анкета, будет включать следующие
вопросы:
В чем выражаются Ваши сильные стороны в работе?
Готовы ли Вы периодически сдавать экзамены на знание
действующих Правил?
Готовы ли Вы поехать в служебную командировку ?
Есть ли у Вас знакомые или друзья на нашем предприятии?
Имеете ли представление о технике безопасности в ДОУ ?
Как Вы думаете, почему мы должны взять на работу именно
Вас ?
Какие вопросы есть у Вас?
Каков Ваш рабочий опыт ?
Какова Ваша профессиональная подготовка ?
Каковы Ваши основные достоинства ?
Каковы Ваши основные недостатки ?
Каковы Ваши слабые стороны в деле организации и
проведения работы?
Какой Ваш стиль управления с подчиненными?
Какой стиль Вы используете в работе с руководством?
Какую пользу Вы можете принести нашей организации ?
Кто был Вашим лучшим подчиненным и почему?
Кто был Вашим самым лучшим руководителем и почему?
Почему Вы считаете, что соответствуете этой должности ?
Почему Вы ушли с предыдущего места работы ?
Почему Вы хотите работать у нас?
Предпочитаете ли Вы работать самостоятельно ?
Расскажите о Вашей профессиональной подготовке, делая
акцент на образовании и опыте работы, полученном на других предприятиях?
Расскажите о тех ситуациях, когда Вам приходилось
демонстрировать свои качества лидера?
Страницы: 1, 2, 3
|