скачать рефераты

МЕНЮ


Специфика логистического подхода к управлению предприятием

Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков является концепцией логистики. При этом основным, конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, является принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.

Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления — сквозного материального потока, то все вместе они получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо подходить с системных позиций к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

Наряду с системностью к исходным положениям (принципам) логистики относят: комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность и вариантность.

Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных принципов логистики.

Комплексность:

·                    формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях;

·                    координация действий непосредственных и опосредствованных участников движения ресурсов и продуктов;

·                    осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;

·                    стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.

Научность:

·                    усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока;

·                    признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.

Конкретность:

·                    четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями;

·                    осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;

·                    руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.

Конструктивность: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров.

Надежность:

·                    обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для Изменения в случае необходимости траектории движения потока;

·                    широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.

Вариантность:

·                    возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса1 и другие возмущающие воздействия внешней среды;

·                    целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

Наряду с перечисленными принципами концепция логистики раскрывается также следующими положениями:

·                    учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи;

·                    гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;

·                    развитие логистического сервиса.

Одна из основных задач логистики — управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней.

Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе "пронизывает" предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем. Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. Например, расходы, связанные с процессом продвижения заказа, складываются из множества специфических издержек, возникающих в самых разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета весьма сложно.

Логистика предполагает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

Под бизнес-процессом понимают совокупность последовательных действий для решения какой-либо предпринимательской задачи (в логистике, например, задачи по обеспечению производства сырьем, собственно производству и доведению определенного товара до определенного клиента, находящегося на определенном рынке).

Бизнес-процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и проч.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Учет издержек по бизнес-процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока (в данном случае — бизнес-процесса), так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях. Практическое применение концепции учета издержек по бизнес-процессам предполагает:

·                    во-первых, выявление всех вовлеченных в бизнес-процесс подразделений,

·                    во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса.

Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, т. е. специально обученный персонал способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна что объясняет наличие здесь "вечной" проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом должны адекватно совершенствоваться условия труда. Иначе говоря, если нет современных условий труда и перспектив карьеры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифицированного персонала а значит, элемент "кадры" в логистической системе будет так называемым "узким местом".


2.2 Специфика логистического подхода к управлению предприятием


При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 2). При этом обособленность предприятий — звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.[21]

Рис. 1. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне


Рис. 2. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне


На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 3) При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений.[22]

Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.


Рис. 3. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне


При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т. е. потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.


Рис. 4. Логистический подход к управлению материальными потоками на микроуровне


В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это — задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

·                    транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

·                    предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;

·                    коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;

·                    предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином "функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем.[23]

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных функций, реализуемых при традиционной организации хозяйственной деятельности, заключается, прежде всего, в их глубокой системной взаимосвязи между собой.

Успешное управление экономическими потоками на отдельном предприятии возможно лишь в случае выделения соответствующей функции. Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах, длительности производственного цикла, организации сбыта, к неразберихе в складском хозяйстве.

Отсутствие структур логистики на предприятиях России — скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.

Реализация функции управления материальными потоками в исторически сложившихся структурах управления показана на рис 5.[24]

Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу.

Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегративные свойства).

Элементы (операции) есть, однако состав их складывается случайно, т. е. не исключено, что при проектировании сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить.

Связи между операциями четко не определены и устанавливаются зачастую по случайному закону.

Организация этих операций в единую функцию специально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии.

Интегративные свойства так взаимосвязанной и так организованной совокупности операций в результате не обеспечивают возможности оптимизации управления материальными потоками на предприятии.[25]


Рис. 5. Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях


На практике это означает, что логистическая функция "растаскивается" по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.[26]

Возможная структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 6.


Рис. 6. Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии


Данная структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.

На предприятии могут иметь место и другие структуры, позволяющие реализовывать функцию логистики.

Рассмотрим теперь более детально как взаимодействует служба логистики с другими службами отдельного предприятия.

Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

·                    анализ окружающей среды и рыночные исследования;

·                    анализ потребителей;

·                    планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;

·                    планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики.

В общем случае деятельность служб логистики и маркетинга на предприятии тесно переплетается. Покажем их взаимосвязь на примере производства напитков, разлитых в тетрапакеты. Оформление пакетов — функция маркетинга. Прочностные параметры пакетов — логистика. Объем пакета — и маркетинг, и логистика. Геометрические параметры пакета — в большей степени логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющего отслеживать движение каждой товарной единицы — задача в большей степени логистики. Однако учитывая, что наличие штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано и службой маркетинга.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.[27]

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением — также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Список литературы


1.       Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 2003.

2.       Бир С. Наука управления (перев. с англ.). — М.: Энергия, 2001.

3.       Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., ДиС, 2001.

4.       Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.

5.       Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2003.

6.       Гаджинский А.М. Основы логистики. Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.

7.       Гастев А.К. Как надо работать. М.: Экономика, 2002.

8.       Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

9.       Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 332-ст).

10.  Градов СИ. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. — М.: МСХЛ, 2002.

11.  Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: Экономика, 1991.

12.  Гучер Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации. — М.: Дело, 2003.

13.  Деминг В.Е. Выход из кризиса. Тверь, Альба, 2003.

14.  Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. — СПб., 1999.

15.  Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992.

16.  Забелин П.В. и др. Предпринимательский менеджмент: Учебно-практическое пособие. — М., 1999.

17.  Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

18.  Залманова М.Е. Логистика бизнес - систем. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1997.

19.  Исаев Д. Целевое управление компанией, Финансовая газета. Региональный выпуск, N 28, 29, июль 2004 г.

20.  Каплан Р. Нортон Д. Balanced Scorecard: перевод стратегии в действие. — М., Аспект-Пресс, 2003.

21.  Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. — М.: Экономика, 2001.

22.  Кравченко А.И. История менеджмента М., Академия, 2000.

23.  Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. Т. 1—2.

24.  Кинг У., Клипланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: ЮНИТИ, 2002.

25.  Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм): Учебник/Под ред. Новикова О.А., Щербакова В.В. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1999.

26.  Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб: Питер Ком, 1999.

27.  Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.

28.  Круглое М.И. Стратегическое управление компанией. — М.: РДЛ, 2003.

29.  Курицын А.И. Управление в Японии: Организация и методы. — М.: Наука, 1991.

30.  Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: ПИТЕР, 2002.

31.  Логистика: Учебное пособие/Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1997.

32.  Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. — М.: Финпресс, 2003.

33.  Маккей X., Карлоф Б. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия. — Уфа, НБО, 2003.

34.  Матэ Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. М.: Прогресс, 1993.

35.  Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2001.

36.  Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Ю. А. Цыпкина. М., 2001.

37.  Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. — М.: Инфра-М, 2003.

38.  Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э, и др. Транспортная логистика. Учебное пособие. - Брандес, 1996.

39.  Может ли электронная торговля производить поставки? // Эксперт. 2000. Приложение к № 1 - 2., с. 43.

40.  Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. - М. банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

41.  Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУФФ, 1996.

42.  Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

43.  Стратегический менеджмент. Тематический сборник. Выпуск 6. М.: Главная редакция международного журнала “Проблемы теории и практики управления”, 2001.

44.  Тренев Н. Стратегия предприятия: разработка, анализ//Бизнес-Академия. – 2004. – № 9.

45.  Управление в России. -СПб., «ИКФ АЛЬТ», 2004.

46.  Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., Проспект, 2002.


[1] Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992.

[2] Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Ю. А. Цыпкина. М., 2001.

[3] Забелин П.В. и др. Предпринимательский менеджмент: Учебно-практическое пособие. — М., 1999.

[4] Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.

[5] Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2003.

[6] Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.

[7]  Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. — М.: Экономика, 2001

[8] Тренев Н. Стратегия предприятия: разработка, анализ//Бизнес-Академия. – 2004. – № 9.

[9] Тренев Н. Стратегия предприятия: разработка, анализ//Бизнес-Академия. – 2004. – № 9.

[10] Круглое М.И. Стратегическое управление компанией. — М.: РДЛ, 2003.

[11] Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2003.

[12] Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2003.

[13] Кинг У., Клипланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: ЮНИТИ, 2002.

[14] Кинг У., Клипланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: ЮНИТИ, 2002.

[15] Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

[16] Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУФФ, 1996.

[17] Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Санкт-Петербург, 1996.

[18] Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

[19] Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

[20] Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

[21] Гордон М.П., Карнаухов С.Б.  Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб.  доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

[22] Гордон М.П., Карнаухов С.Б.  Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб.  доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

[23] Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

[24] Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. - М. банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

[25] Залманова М.Е. Логистика  бизнес - систем. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1997.

[26] Гордон М.П., Карнаухов С.Б.  Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб.  доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

[27] Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.