Становление и совершенствование дисциплины "Тайм-менеджмент"
4) человечность – в отношениях с другими людьми тайм-менеджмент третьей
«волны» ориентирован на «точность» в расписании и субординацию. Для тайм-менеджмента
четвертого поколения «эффективность» гораздо важнее, чем соблюдение «ритуалов».
Если ваше общение с человеком вышло за установленные расписанием рамки, но при
этом помогает установлению глубоких и полноценных отношений, не следует
испытывать чувство вины;
5) гибкость – ваши планы являются вашими слугами, но не господами! Планы
должны быть удобными для вас, соответствуя вашим привычкам, стилю работы и т.п.
В случае необходимости вы можете легко изменить запланированное;
6) компактность – ваши инструменты для планирования и контроля времени (например,
органайзер) должны быть максимально компактными и удобными для работы в любых
«полевых» условиях. Подобная портативность поможет вам не потерять ни одной
важной идеи, вовремя зафиксировав ее. [12; с. 115–118]
Система тайм-менеджмента по Кови состоит из двух разделов: стратегическое
долгосрочное планирование и недельное краткосрочное планирование. Долгосрочное
планирование разворачивается в следующую цепочку: индивидуальная «миссия»
личности – роли – цели. Краткосрочное планирование представлено таким образом:
актуальные роли – задачи – недельный план – ежедневное выполнение плана и
делегирование. [10; с. 183]
Помимо Стивена Кови в конце ХХ и начале ХХI века существенный вклад
в развитие западного тайм-менеджмента внесли такие авторы, как Б. Трейси, Р.Э. Диттмер,
А. Лайкен, Дж. Смит, Дж. Ягер, С. Прентис и ряд других
консультантов и исследователей в области личной организации времени. Можно
определить, что для современного зарубежного тайм-менеджмента характерны три
тенденции: 1) «гуманизация»; 2) дифференциация; 3) компьютеризация.
«Гуманизация» означает приоритетность именно индивидуального тайм-менеджмента,
связанного с личностным ростом и самосовершенствованием, и в определенной мере
отторжение ролевого и социального тайм-менеджмента. Если ролевой и социальный
тайм-менеджмент являются средством адаптировать человека к внешнему времени
(времени организационных и технологических процессов), то индивидуальный
тайм-менеджмент нацелен на постижение и овладение своим внутренним временем.
Главным аспектом внутреннего времени является личностное самоопределение:
четкое понимание своих жизненных ценностей и сознательный выбор достойных и
масштабных жизненных целей. Таким образом, гуманизация тайм-менеджмента
означает его психологизацию – серьезное сближение с психологией личностного самопознания,
развития и самосовершенствования, с различными духовными практиками.
4.2 Развитие консалтинговых услуг в области тайм-менеджмента
Дифференциация современного ТМ происходит в большей мере не по
технологическому принципу (как это было характерно для классического
тайм-менеджмента 60-х-90-х гг. ХХ века), а по потребительскому. Это и объясняет
появление многочисленных разновидностей, таких как христианский тайм-менеджмент,
феминистский тайм-менеджмент, тайм-менеджмент для студентов и др. При желании
можно насчитать несколько десятков современных разновидностей тайм-менеджмента,
но все они с незначительными модификациями используют традиционный технический
инструментарий классического тайм-менеджмента 60-х-90-х гг. ХХ века.
Как мы уже
отмечали выше, направление тайм-менеджмента в современной России развивается
менее активно, чем на Западе. Но, тем не менее, у отечественной школы
организации личного времени есть ряд достижений и наработок в конце ХХ и начале
ХХI века.
Продолжил
развитие техники хронометража и анализов расходов времени исследователь С.В. Козловский
в своей работе «Борьба с внутренними обстоятельствами за высокую
работоспособность». [12] В этом произведении он предложил несколько способов создания
информативной классификации расходов времени, представил системную программу
повышения личной эффективности, состоящую из трех этапов. В работе Козловского
приведены интересные соображения относительно управления ритмом работы и
рабочей нагрузкой – все выводы основаны на исследованиях автора, которые
проводились им на протяжении нескольких лет. Отметим еще одну важную мысль в
его произведении: «Только свободная личность может достичь совершенства в
использовании своего свободного времени и времени вообще». [12; с. 29] Это заключение
существенно, так как содержит в себе значимую отличительную особенность методов
тайм-менеджмента «любищевской традиции» – свободное применение предлагаемых
методов.
Приведем несколько
примеров попытки спроецировать подходы к управлению организацией на задачи
управления в личной работе. В работе В.Ф. Токарева «Как научиться
управлять, если у вас пока нет подчиненных» [23] предлагаются экономические модели, такие как
«расчет точки безубыточности» в отношении измерения ресурса времени отдельного
сотрудника. Но специфика человека как сложного существа с тонко устроенной
психологией требует для внедрения методов организации умственного труда
большего внимания к психологическому фактору. Примером создания такого подхода
можно считать работу психолога Н. Шуховой «Организация времени
старшеклассника» [30], в которой автор формулирует принципы, позволяющие провести
обучение тайм-менеджменту с большим комфортом благодаря ориентации на психотипы
слушателей. Еще один пример разработки «персонального стратегического
менеджмента» – статья Д. Коробейников «Жизнь и карьера – стратегическое
управление». [28] Автор выделяет несколько
основных типов жизненных стратегий, рассматривает основные этапы формирования и
реализации жизненной стратегии. В подходе Коробейникова можно наблюдать перенос
классических инструментов стратегического планирования в личную работу, что
дает менеджеру основу для процесса создания и реализации личной стратегии.
Подводя итоги, о ситуации с тайм-менеджментом в современной России можно
сказать, что наша экономика на начало XXI века находится в весьма странном
положении. С одной стороны, в стране есть высокотехнологичные предприятия, по
своему уровню вполне соответствующие мировым стандартам предприятия XXI века.
На уровне производственных технологий и организации системы управления в целом
эти организации копируют западный (высокоэффективный во временном аспекте)
инжиниринг. Беда в том, что копирование это часто не складывается с российской
безвременной или американской временной ментальностью.
Перед сотрудниками и руководителями по-настоящему современных
российских предприятий стоит задача коррекции ментальности, адаптации (прежде
всего, психологической) к той временной реальности, которая создана в их
организации, на характерном для их организации рынке, в экономике страны, в
мировой экономике в целом.
С другой стороны, существуют организации (малый и средний бизнес),
которые создаются «с чистого листа», причем людьми, которые даже не имеют
основательного экономического образования. До определенной стадии эти организации
растут стихийно, но рано или поздно сталкиваются с проблемой «наведения
порядка» в организационной структуре и процессах. Кто-то пытается сделать это
сам, кто-то приглашает квалифицированных менеджеров или консультантов.
Как было
отмечено выше, организации первого типа (современные предприятия с качественным
инжинирингом) нуждаются преимущественно в гуманизации тайм-менеджмента. Задача
гуманизации тайм-менеджмента с поправкой на российскую ментальность, в
общем-то, аналогична рассмотренной выше задаче, актуальной для современного
западного тайм-менеджмента. Организации второго типа (подросший малый бизнес)
нуждаются в серьезном реинжиниринге, где создание системы управления временем
тесно переплетено с решением технологических задач (например, описанием
оргструктуры, включая написание внятных должностных инструкций, описанием и формализацией
бизнес-операций и т.п.). Работа с российскими организациями второго типа
зачастую возвращает консультанта по тайм-менеджменту в эпоху Тейлора, когда
приходится объяснять клиентам самые азы анализа трудовых операций, учета и нормирования
рабочего времени и т.п. Таким образом, российский тайм-менеджмент представляет
собой весьма пеструю смесь, в которой (в зависимости от уровня знаний и
запросов клиента) спокойно уживаются как простейшие способы хронометража времени
Тейлора, так и внедрение сложнейших компьютеризированных систем управления
временем, интегрирующих информационные и производственные процессы внутри всей
организации. [10; с. 92–104]
Единственной организацией, специализирующейся на корпоративном
консультировании по тайм-менеджменту в современной России, является московская
консалтинговая фирма «Организация времени», возглавляемая Глебом Алексеевичем
Архангельским.
В заключение отметим,
что если в ближайшие годы в России не произойдет значительных
социально-политических и экономических перемен, то у консультирования в области
тайм-менеджмента – большое будущее. При переходе отечественного рынка товаров и
услуг в зрелое насыщенное состояние, а также при выходе отечественных
товаропроизводителей на мировой рынок, давление времени на все экономические
процессы (и на человека) станет гораздо более ощутимым. Руководители неизбежно
придут к осознанию необходимости того, что с технологиями оптимизации времени
нужно считаться.
Заключение
Подводя итоги
работы, можно сделать следующие выводы:
1)
Тема
внедрения технологий тайм-менеджмента в деятельность предприятия по мере
развития социума и экономики, повышения динамичности изменений, увеличения в
конечном продукте «информационной составляющей», становится значимым фактором
эффективности организации. Выделим три основных подхода к вопросам
тайм-менеджмента: научный менеджмент, классический тайм-менеджмент и
современный самоменеджмент.
2)
Место
и роль тайм-менеджмента в системе управления организацией следует рассматривать
в трех основных направлениях: тайм-менеджмент как средство самоменеджмента,
тайм-менеджмент как элемент корпоративных стандартов, тайм-менеджмент как
инструмент организационного развития.
3)
Тайм-менеджмент
как составляющая системы менеджмента организации должен быть рассмотрен в
следующих направлениях: тайм-менеджмент как средство самоменеджмента, как
элемент корпоративных стандартов, как инструмент организационного развития.
Организационный тайм-менеджмент необходимо определить как совокупность
технологий внедрения и адаптации технологий тайм-менеджмента в систему
менеджмента предприятия, а именно, как путь от персональной организации труда
сотрудника к эффективности фирмы или ее структурного подразделения или проекта.
4)
Проведен
исторический анализ и выделены основные этапы формирования предпосылок для
развития современного тайм-менеджмента. По мере возрастания роли умственного,
управленческого и творческого труда в деятельности организации классическая школа
менеджмента с ее взглядом на руководство предприятия как единственный
катализатор повышения личной эффективности персонала, выступающего лишь
объектом воздействия и пассивной величиной, теряет прежнюю актуальность. Экономика и социум в
начале XXI века находится в весьма странном положении. С одной стороны, в
стране есть высокотехнологичные предприятия, по своему уровню вполне
соответствующие мировым стандартам предприятия XXI века. На уровне
производственных технологий и организации системы управления в целом эти
организации копируют западный (высокоэффективный во временном аспекте)
инжиниринг. Беда в том, что копирование это часто не складывается с российской
безвременной или американской временной ментальностью.
Перед сотрудниками и руководителями современных предприятий стоит
задача коррекции ментальности, адаптации (прежде всего, психологической) к той
временной реальности, которая создана в их организации, на характерном для их
организации рынке, в экономике страны, в мировой экономике в целом.
5) Конкретные технологии
тайм-менеджмента (такие как «принцип Эйзенхауэра», «система Франклина»,
«принцип Парето», «Анализ А, Б, В», «тест SMARTS», «семь R тайм-менеджмента»,
методики планирования, делегирования, использования «краеугольного времени» и
т.п.) направлены
на преодоление или нивелирование факторов, приводящих к неэффективному
использованию времени. Рассмотрены основные причины, приводящие к потерям
времени, которые благодаря систематическому использованию методик
тайм-менеджмента можно ликвидировать.
6)
В
настоящее время к основным ограничениям наиболее широко распространенных систем
самоменеджмента, обобщенных под названием «классический тайм-менеджмент», можно
отнести: жесткость планирования, неадекватная динамично изменяющейся
бизнес-среде с высокой степенью неопределенности; существующая система
технологий внедрения и применения методов самоменеджмента в корпоративном
контексте нуждается в доработке и развитии для достижения целей по превращению
методов тайм-менеджмента в часть системы управления организацией, ее развития и
повышения эффективности.
Библиографический
список
1. Адамс, Б. Время: секреты
управления. – М.: АСТ Астрель, 2004. – 304 с.
2. Азарова, О.Н.
Тайм-менеджмент за 30 минут. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 160 с.
3.
Аллен,
Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса. – М.:
Вильямс, 2007. – 368 с.
4. Андриенко, Е.В.
Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Издательский центр Академия,
2002. – 264 с.
5. Арон, Р. Этапы развития
социологической мысли. – М.: Прогресс, 1997. – 608 с.
6. Архангельский, Г.А.
Корпоративный тайм-менеджмент. – М.: Альпина бизнес бук, 2006. – 286 с.
7. Архангельский, Г.А.
Организация времени. – СПб.: Питер. – 2006. – 448 с.
8. Архангельский, Г.А.
Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы. – М.: АиСТ-М,
2003. – 190 с.
9. Атаманчук, Г.В.
Управление – фактор развития (размышления об управленческой деятельности). –
М., 2002. – 374 с.
10.
Афанасьеф,
В.Г. Системность и общество. – М., 1980.
11.
Бачинин,
В.А., Сандулов Ю.А. История Западной социологии. Учебное пособие. –
СПб: Лань, 2002. – 384 с.
12.
Бишов,
А., Бишов, К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. – М.: Омега-Л, 2005. –
125 с.
13.
Вронский,
А.И. Как управлять своим временем. – Ростов н/Д.: Феникс, 207, – 224 с.
14.
Волков,
Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М., 2000. – 450 с.
15.
Волков,
Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и
современность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 672 с.
16.
Горбачев,
А.Г. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2. – М.: ДМК-пресс, 2007. – 128 с.
17.
Горемыкин,
В.А., Богомолов, А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности. – М.:
1997. – 420 с.
18.
Гофман,
А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для ВУЗов. – М.:
Университет, 2000. – 216 с.
19.
Гранин,
Д. Эта странная жизнь. – М.: 1974. – 78 с.
20.
Гупалов,
В.К. Управление рабочим временем на предприятии. – М.: Полярис, 2001. – 192 с.
21.
Гуров,
Н.Л. Социология. – М.: Полярис, 1999. – 370 с.
22.
Гурьянов,
С.Г. Социология управления. – М.: 1994. – 396 с.
23.
Добротворский,
И.Л. Самоменеджмент: эффективные технологии. Практическое руководство для
решения повседневных проблем. – М.: Приор-издат, 2003. – 272 с.
24.
Друкер,
П. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М.: Вильямс, 2000. – 272 с.
25.
Друкер,
П. Эффективное управление / П. Друкер. – пер. с англ. – М.: Гранд, 2002. –
272 с.
26.
Жюльен,
Ф. Трактат об эффективности. – М.-СПб.: Московский философский фонд
Университетская книга, 1999.
27.
Зайверт,
Л. Ваше время в ваших руках: советы деловым людям как эффективно использовать
рабочее время. – М.: Интэрэксперт, 1995. – 208 с.
28.
Зайверт,
Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире. Семь
шагов к эффективности и независимости в использовании времени. – М.: АСТ, 2007.
– 255 с.
29.
Захаренко,
Г.В. Тайм-менеджмент. – СПб.: Питер, 2004. – 128 с.
30.
Кабушкин,
Н.И. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 2003. – 455 с.
31.
Калинин,
С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006. –
341 с.
32.
Керженцев, П.М. Борьба за время. – М.: Экономика, 1965. – с. 280
33.
Кинан, К. Управление временем. – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.
34.
Кови,
С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.: Омега-Л, 2005. – 114 с.
35.
Мерзлякова,
Е.Н. Эффективный тайм-менеджмент для офисного работника. СПб.: Речь, 2007. –
240 с.
36.
Моргенстерн,
Д. Технология эффективной работы. 9 ключевых навыков самоорганизации. – М.:
Добрая книга, 2008. – 336 с.
37.
Попов,
Г.Х. Техника личной работы. – М.: Советская Россия, 1992. – 246 с.
38.
Прентис,
С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.
39.
Тики
Кюстенмахер, М., Тики Кюстенмахер, В. Упростите свою жизнь. Мастер-класс по
организации рабочего дня. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 65 с.
40.
Тики
Кюстенмахер, М., Тики Кюстенмахер, В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас
стало больше свободного времени. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.
41.
Фрай,
Р. Стань организованным. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 128 с.
42.
Ягер,
Д. Творческое управление временем в новом веке. – М.: Альпина-паблишер, 2005. –
174 с.
Страницы: 1, 2, 3
|