скачать рефераты

МЕНЮ


Стимулирование персонала в современной организации

      Второй принцип – системность. Если принцип комплексности предполагает создание системы стимулирования с учетом всех ее факторов, то принципе системности  предполагает выявление и устранение противоречий между факторами, их увязку между собой. Это дает возможность создания системы стимулирования, которая внутренне сбалансирована за счет взаимного согласования ее элементов и способна эффективно работать на благо организации.

      Примером системности может быть система материального и морального стимулирования наемных работников, основанная на результатах контроля качества и оценки вклада работника, то есть существует логическая взаимосвязь между качеством и эффективностью работы и последующим вознаграждением.

      Третий принцип – регламентация. Регламентация предполагает установление определенного порядка в виде инструкций, правил, нормативов и контроль за их выполнением. В этой связи важно разграничить те сферы деятельности работников, которые требуют жесткого соблюдения инструкций и контроля за их выполнением, от тех сфер, в которых работник должен быть свободен в своих действиях и может проявить инициативу. При создании системы стимулирования объектами регламентации должны быть конкретные обязанности того или иного сотрудника, конкретные результаты его деятельности, затраты труда, то есть каждый сотрудник должен иметь полное представление о том, что входит в его обязанности и каких результатов от него ждут. Кроме того, необходима регламентация и в вопросе оценки конечной работы, то есть должны быть четко установлены те критерии, по которым будет оцениваться конечная работа сотрудника. Такая регламентация, тем не менее, не должна исключать творческий подход, который в свою очередь также должен быть учтен в последующем вознаграждении работника.

      Регламентация содержания выполняемой работы сотрудников предприятия должна решать следующие задачи:   

1) определение работ и операций, которые должны быть возложены на работников;

2) обеспечение работников необходимой им для выполнения возложенных на них задач информацией;

3) распределение работ и операций между подразделениями предприятия по принципу рациональности;

4) установление конкретных должностных обязанностей для каждого работника в соответствии с его квалификацией и уровнем образования.

      Регламентация содержания труда служит повышению эффективности выполняемой работы.

      С точки зрения стимулирования выполняемой работы очень важную роль играет регламентация результатов выполняемой работы. Она включает в себя:

1)     определение ряда показателей, характеризующих деятельность подразделений предприятия и каждого работника в отдельности, которые учитывали бы вклад подразделений и отдельных работников в общий результат деятельности предприятия;

2)     определение количественной оценки по каждому из показателей;

3)     создание общей системы оценки вклада работника в достижение общих результатов деятельности с учетом эффективности и качества выполняемой работы.

      Таким образом, можно сказать, что регламентация в вопросах стимулирования играет очень важную роль, упорядочивая систему стимулирования на предприятии.

      Четвертый принцип – специализация. Специализация – это закрепление за подразделениями предприятия и отдельными работниками определенных функций и работ в соответствии с принципом рационализации. Специализация  является   стимулом   к   повышению производительности труда, возрастанию эффективности и улучшению качества работы.

      Пятый принцип – стабильность. Стабильность предполагает наличие сложившегося коллектива, отсутствие текучести кадров, наличие определенных задач и функций, стоящих перед коллективом и порядке их выполнения. Любые изменения, происходящие в работе предприятия, должны проходить без нарушения нормального выполнения функций того или иного подразделения предприятия или сотрудника. Только тогда не будет снижения эффективности и качества выполняемой работы.

      Шестой принцип – целенаправленное творчество. Здесь необходимо сказать о том, что система стимулирования на предприятии должна способствовать проявлению работниками творческого подхода. Сюда можно отнести и создание новых, более совершенных изделий, технологий производства и конструкций применяемой техники или видов материалов, и поиск новых, более эффективных решений в области организации производства и управления.

      На основе результатов творческой деятельности предприятия в целом, структурного подразделения и каждого отдельного работника предусматриваются меры материального и морального стимулирования. У работника, знающего, что предложение, выдвинутое им, принесет ему дополнительные материальные и моральные выгоды, появляется желание творчески мыслить.

      При организации системы стимулирования на предприятии необходимо учитывать пропорции в оплате между простым и сложным трудом, между работниками различных квалификаций.

      При создании системы стимулирования на предприятии необходимо придерживаться принципа гибкости системы. Гибкие системы  стимулирования позволяют предпринимателю, с одной стороны, обеспечить работнику определенные гарантии получения заработной платы в соответствии с его опытом и профессиональными знаниями, а с другой стороны, поставить оплату труда работника в зависимость от его личных показателей в работе и от результатов работы предприятия в целом.

      Справедливая оплата руководителей, специалистов и служащих также должна быть основана на тех же принципах, но с применением специфических для этих категорий работников показателей, учитывающих сложность решаемых задач, уровень ответственности, число подчиненных и др.

      Именно с применением гибких систем оплаты труда, с использованием обоснованной оценки рабочего места и должностных обязанностей и последующим участием работников в прибылях и коллективных премиях за снижение доли затрат на оплату труда в себестоимости продукции может быть преодолено негативное отношение персонала организации к существующей системе оплаты их труда и размеру этой оплаты.

      Результатом действия системы стимулирования на предприятии должно быть повышение эффективности деятельности предприятия, чего можно добиться, в свою очередь, за счет повышения эффективности и качества труда каждого работника предприятия. При этом предпринимателю нужно руководствоваться необходимостью привлечения и сохранения на длительный срок высококвалифицированных работников, повышения производительности труда и повышения качества выпускаемой продукции, увеличения отдачи от вложений в персонал, повышения заинтересованности работников не только в личных успехах, но и в успехах всего предприятия в целом и, наконец, повышения социального статуса работников.

      Поэтому применяются как материальные, так и нематериальные формы стимулирования персонала, которые включают заработную плату, различные системы участия в прибылях, системы коллективного премирования,  индивидуализацию заработной платы, моральные стимулы, стимулирование работников, занимающихся творческим трудом, путем применения свободного графика работы, социальные льготы для сотрудников.

      Система стимулирования на предприятии должна четко определять свои цели, устанавливать виды стимулирования в соответствии с достигаемыми результатами, определять систему оценки, период и сроки выплат вознаграждения.

Любые виды стимулирования должны быть целевыми и гласными, потому что ожидать от сотрудников улучшения эффективности и качества выполняемой работы можно только тогда, когда они знают, что их труд оплачивается справедливо.

      Система стимулирования должна соответствовать принципу: оплата должна соответствовать труду.

      Говоря о системе стимулирования наемных работников, необходимо выделить основные требования к ней. К таковым можно отнести:

1)ясность и конкретность системы стимулирования в целом, положений о заработной плате и дополнительных выплатах;

2)четкое изложение трудовых обязанностей работника;

3)создание системы объективной оценки работников и исключение субъективности в оценке;

4)зависимость размера заработной платы от сложности и ответственности работы;

5)возможность неограниченного роста заработной платы с ростом индивидуальных результатов работника;

6)учет в оплате труда уровня значимости тех или иных работ для предприятия;

7)равная оплата работников с одинаковой сложностью и ответственностью выполняемых работ в различных подразделениях предприятия (относится к базовой оплате без учета дополнительных выплат по результатам).

      Таким образом, при создании системы стимулирования необходимо учитывать весь комплекс вопросов, включая и государственное регулирование размера оплаты труда.


Заключение


      Теоретический и практический анализ проблемы стимулирования персонала на предприятиях показал, что незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие отрицательные результаты, как текучесть кадров, низкая производительность труда, повышенная конфликтность в коллективе и т.п. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает в целом.

      В данной работе мы выделили следующие важнейшие стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности:

      - любые стимулирующие действия должны быть тщательно проработанными, причем, прежде всего теми, кто требует действий от других;

      - людям важно испытывать радость от работы, отвечать за результаты, быть лично причастными к работе с людьми, чтобы их действия были для кого-то конкретно важны;

      - каждый на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;

      - любой человек стремится выразить себя в труде, познать себя в его результатах, получать реальные доказательства того, что он способен делать полезное, что должно быть связано с именем своего создателя;

      - важно интересоваться отношением людей к потенциальным улучшениям условий их работы;

      - каждому работнику следует предоставить возможность оценить свою значимость в коллективе;

      - в достижении цели, которую работник сам себе определил или в формулировании которой он принял участие, он проявит значительно больше энергии;

      - хорошие работники имеют полное право на материальное и моральное признание;

      - сотрудники должны иметь свободный, беспрепятственный доступ ко всей необходимой информации;

      - любые серьезные решения об изменениях в работе сотрудников должны приниматься при их  непосредственном участии, с опорой на их знания и опыт, с учетом их позиции;

      - самоконтроль: должен сопровождать любые действия работника;

      - сотрудникам должна быть предоставлена возможность постоянно приобретать в процессе работы новые знания и умения;

      - всегда следует поощрять инициативу, а не стремиться выжимать из сотрудников все, на что они способны;

      - сотрудникам важно постоянно предоставлять информацию о результатах и качестве их профессиональной деятельности;

      - каждый работник по возможности должен быть сам себе шефом.

      Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.

      Анализ также показал, что каждое предприятие должно самостоятельно разрабатывать систему стимулирования и мотивации персонала, которая бы отвечала именно ее целям и задачам. Несмотря на обилие различных теорий, надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится.

      В данной работе проанализирован опыт организации системы стимулирования и мотивации персонала  в ОАО “Петро-Холод”. Предприятие успешно развивается, делая ставку на эффективное управление персоналом. Мотивация труда осуществляется по всему спектру потребностей работников. В октябре 2002 года АО “Петро-Холод” получило в Париже международный приз, учрежденный издательской группой Эдиториал Офис, “Продукты питания и напитки”, как наиболее динамично развивающееся предприятие.

На предприятии трудится 939 человек. Численность работников на предприятии за последние 8 лет неуклонно растет, практически нет текучести кадров.

Это позволяет сделать вывод о том, что эффективная мотивация и стимулирование труда позволяют получить эффект не только в странах, благополучных в экономическом отношении. Ориентация на человеческий фактор дает убедительные результаты и в условиях переходной экономики.

      Вместе с тем, следует иметь в виду, что в любом случае эффективная система стимулирования персонала предприятия должна отвечать таким принципам, как:

-         комплексность;

-         системность;

-         регламентация;

-         специализация;

-         стабильность;

-         целенаправленное творчество.

      Придерживаясь данных принципов руководство практически любого предприятия в силах сформировать эффективную систему стимулирования труда своих сотрудников.










Список литературы



1.     Бирюк А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе// Бизнес без проблем -Персонал.-2002.-№ 5.

2.     Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.:Межд. Пед академия, 1995.

3.     Борисова Е. Индивидуальный подход к мотивации сотрудников (По материалам конференции “Управление предприятием: система мотивации персонала”)//Персонал-МИКС.-2002.-№ 2.

4.     Брентано Л. Опыт теории потребностей.-Казань, 1921.

5.     Верт Н. История России. 1900-1991 г.-М., 2000.

6.     Галенко В.П.,Страхова О.А., Файбушевич С.И.Управление персоналом и эффективность предприятий.-  М.: Финансы и статистика,1998.

7.     Дафт Р. Менеджмент.-СПб.: Питер, 2002.

8.     Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.// Эксперт.- 1997.- № 10.

9.     Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.:Питер, 2002.

10. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М., 1988.

11. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2.

12. Лоренц К. Агрессия.-М., 1994.

13. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.-Л., 1983.

14. Магун В. Трудовые ценности российского населения //Вопросы экономики.-1995.-№ 1.

15. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПБ.:Евразия, 1999.

16. Мотивация персонала.//Вопросы экономики,- 1996,- №2. стр.76-91.

17. Овсянко Д.В.Основы менеджмента. Учеб.пос. – СПБ.: СПБГУ, 1999.

18. Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский  подходы. - М.: Экономика, - 1993.

19. Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.:Наука, 1986.

20. Психология.Учебник для экономических вузов /Под общ. ред.В.Н.Дружинина.-СПб.: Питер, 2002.

21. Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция .-М., 1990.

22. Феблес М. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии.Автореф. дисс..-М., 1977.

23. Фромм Э. Бегство от свободы.-М., 1998.

24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

25. Цветаев В. Мотивация наемного труда в разных ситуациях //Персонал-МИКС.-2002.-№ 3(10).

26. Щукин В.“Проблемное поле”, или почему не совпадают мотивационные представления руководителей и персонала//Человек и Труд.-2001.-№ 6.

27. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969.








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

АНКЕТА

      Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся Вашей работы. Сопоставление Ваших ответов с мнениями других сотрудников позволит сделать правильные выводы об организации Вашего труда и его оплаты. Но это, конечно, зависит от искренности, точности и полноты Ваших ответов. Мы просим иметь в виду, что мнение каждого отдельного человека не будет оглашено.

      Ваши возможные ответы в большинстве случаев напечатаны в анкете. Нужно выделить те пункты, которые выражают Ваше мнение. Если ответ не напечатан или если ни один из напечатанных ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами. Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочтите все варианты возможных ответов.

1.     Определите, пожалуйста, в какой мере Вас удовлетворяют различные стороны Вашей работы (соответствующий квадрат зачеркните крестом).


В какой мере Вы удовлетворены

Удовлет-

Ворен

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен

Не удовлетворен


1

2

3

4

5

1. Размер заработка






2. Режим работы






3. Разнообразие работы






4. Необходимость решения новых проблем






5. Самостоятельность в работе






6. Соответствие работы личным способностям






7. Возможность должностного продвижения






8. Санитарно-гигиенические условия






9. Уровень организации

труда






10. Отношения с коллегами






11. Отношения с непосредственным руководителем






12. Уровень технической оснащенности






13. Возможности решения жилищно-бытовых проблем






      2. Следующий вопрос построен с помощью линейной шкалы. Отметьте, пожалуйста, по шкале в какой степени Вы удовлетворены своим трудом (в процентах). Для этого необходимо обвести соответствующую цифру кружком.

Работой совершенно не удовлетворен

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Работой полностью удовлетворен












1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

'11

      3. Каковы Ваши планы на ближайшие 1-2 года (ответ подчеркнуть)?

·        продолжать работать на прежней должности;

·        перейти на следующую должность;

·        перейти работать в другое структурное подразделение;

·        перейти работать в другую организацию без смены специальности;

·        перейти работать в другую организацию со сменой специальности;

·        что еще (напишите).

      4. В какой степени и как действуют на Вашу трудовую активность следующие факторы (зачеркните необходимый квадрат)?

Совершенно не

Действует

Действует незначительно

Действует существенно

Действует очень существенно

Снижает

Повышает

Снижает

Повышает

Снижает

Повышает

1. Материальное стимулирование








2. Моральное стимулирование








З. Меры административного воздействия








4. Трудовой настрой коллектива








5. Экономические нововведения в компании








6. Общая социально-экономическая ситуация в стране








7.Боязнь потерять работу








8.Элементы состязательности








      5. Считаете ли Вы, что экономические нововведения способствуют повышению эффективности работы подразделения (подчеркните)?

·        Да

·        Нет

·        Затрудняюсь ответить.

      6. Заставляет ли Вас сложившаяся социально-экономическая ситуация в стране искать дополнительные источники дохода (подчеркните)?

·        Да

·        Нет

·        Затрудняюсь ответить

      7. Выберите, пожалуйста, из перечисленных ниже характеристик работы 5 самых важных для Вас. Напротив самой важной для Вас характеристики поставьте цифру 1, менее важной 2, затем 3, 4, 5.

Характеристика работы

Балл

1. Обеспеченность оргтехникой


2. Возможность профессионального роста


3. Возможность должностного продвижения


4. Разнообразие работы


5. Сложность работы


6. Высокая заработная плата


7. Самостоятельность в выполнении работ


8. Престиж профессии


9. Благоприятные условия труда


10. Низкая напряженность труда


11. Благоприятный психологический климат


12. Возможность общения в процессе работы


13. Возможность улучшить свои жилищно-бытовые условия


14. Участие в управлении компанией


      8. Оцените, пожалуйста, с помощью линейной школы уровень Вашей трудовой активности в % (обведите соответствующую цифру).




Крайне низкий уровень трудовой активности и самоотдачи

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Высокий уровень трудовой активности и самоотдачи












1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

      9. Напишите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашей трудовой  активности___________________________________________________

      10. Испытываете ли Вы беспокойство, связанное с перспективой потерять работу (подчеркните)?

·        Да

·        Нет

·        Затрудняюсь ответить.

      11. Ваша должность..________________________________

      12. Пол (подчеркните):

·        мужской

·        женский

      13. Возраст (подчеркните):

·        20 - 30 лет;

·        31 - 40 лет;

·        41 -50 лет;

·        51 -60 лет.

      14. Образование (подчеркните):

·        Среднее специальное;

·        Незаконченное высшее;

·        Высшее.

      15. Стаж работы:

общий ___________________________________________________________

по специальности _________________________________________________

      16. Ваша среднемесячная заработная плата (за последние 2 месяца)________

      17. Размер премии, надбавок, полученных Вами:

в прошлом году______________________________________

в текущем году ______________________________________

Мы благодарим Вас за помощь в нашей работе.



[1] Брентано Л. Опыт теории потребностей.-Казань, 1921, с.10.

[2] Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.-Л., 1983.

[3] Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2.

[4] Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.-СПб.:Питер, 2002, с.29.

[5] Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М., 1988.

[6] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

[7]Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.:Межд. Пед академия, 1995.

[8] Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.:Наука, 1986.

[9] Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.:Евразия,1999.

[10] Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.- СПб.:Питер, 2002, с.9.

[11] Лоренц К. Агрессия.-М., 1994.

[12] Фромм Э. Бегство от свободы.-М., 1998.

[13] Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969.

[14] Феблес М. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии.Автореф. дисс..-М., 1977.

[15] Дафт Р. Менеджмент.-СПб.: Питер, 2002, с.499-512.

[16] Верт Н. История России. 1900-1991 г.-М., 2000.

[17] Феблес М. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии. Автореф. дисс..-М., 1977.

[18] Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.- СПб.:Питер, 2002, с.270.

[19] Овсянко Д.В.Основы менеджмента. Учеб.пос. – СПБ.: СПБГУ, 1999, с.152.

[20] Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция .-М., 1990, с.231.

[21] Магун В. Трудовые ценности российского населения //Вопросы экономики.-1995.-№ 1.-с.51

[22] Новые известия”, № 81, 17.05.2001.

[23] Бирюк А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе//Бизнес без проблем -–Персонал.-2002.-№ 5.

[24] Борисова Е. Индивидуальный подход к мотивации сотрудников (По материалам конференции “Управление предприятием: система мотивации персонала”)//Персонал-МИКС.-2002.-№ 2.

[25] Щукин В.“Проблемное поле”, или почему не совпадают мотивационные представления руководителей и персонала//Человек и Труд.-2001.-№ 6.

[26] Там же.

[27] Цветаев В. Мотивация наемного труда в разных ситуациях //Персонал-МИКС.-2002.-№ 3(10)

[28] Цветаев В. Мотивация наемного труда в разных ситуациях //Персонал-МИКС.-2002.-№ 3(10)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.