|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Схема стратегического планирования представлена на рис.1. Основные этапы стратегического планирования: анализ окружающей среды и прогнозирование; определение целей предприятия; формирование базовой стратегии и выбор альтернативных вариантов; формирование функциональных стратегий. В результате формируется стратегическая программа фирмы, которая включает следующие разделы: миссия фирмы; предположения о развитии конкуренции и внешней среды; внутренние и внешние ограничения развития; желаемое будещее состояние фирмы; курс действий и программы развития фирмы и подразделений; требуемые ресурсы и их источники; ситуационные планы (сценарии), учитывающие вероятностные изменения окружающей среды; наиболее общие позиции плана, выраженные в стратегических терминах (объем производства и сбыта, прибыль, издержки). В зависимости от сроков планируемого периода и масштабов описываемых задач принято различать стратегическое и тактическое планирование. Разница между ними скорее относительна. В зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации один и тот же плановый документ может иметь либо тактический, либо стратегический характер. В то же время можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый документ относится к разряду стратегических: чкм более отдаленные последствия имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он является; чем шире влияние плана на функционирование организации, тем более стратегическим он является; стратегическое планирование, как правило, занимается определением целей и средств их достижения, тактическое планирование - только средств. В общем, стратегическое планирование можно определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты. [2] 2. Управленческие решения, сущность и роль в управлении. Требования к управленческим решениям. Классификация управленческих решенийУправление как процесс - это непрерывная цепь принятия и реализации решений. Под управленческим решением понимается: творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятелности коллектива по решению назревшей проблемы; выбор одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому. Существенный признак управленческого решения состоит в том, что оно принимается при наличии назревшей проблемы. Проблема - это ситуация, когда возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы. Решения в управлении выполняют следующие роли: направляющую - определяют цели и задачи деятельности; организующую и координирующую - определяют порядок действий и взаимодействия участников; обеспечивающую - определяют количество необходимых ресурсов; стимулирующую - определяют порядок поощрения участников. Решения классифицируются по следующим признакам: В зависимости от условий, в которых принимаются решения: решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы; решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой альтернативы. По сроку действия последствий решений: долго-, средне-, краткосрочные. По частоте принятия: Разовые (случайные); Повторяющиеся; По ширине обхвата: Общие (касающиеся всех сотрудников); Узкоспециализированные; По форме подготовке: Единоличные; Групповые; Коллективные; По сложности: простые и сложные; По жесткости регламентации: Контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления; Структурированные - предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов; Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу. Проблема выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться ряд требований: Решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами. Своевременность решения, т.е. не только своевременность принятия решения, но и своевременность достижения поставленной цели. Ведь когда решается проблема, события развиваются и может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем, она была хороша в прошлом. Обоснованность решения. Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение. Решение должно быть реально осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальное, абстрактное решение. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны. Принятое решение доолжно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего.[3] 3. Коммуникации в системе управления. Виды коммуникацийОсновным требованием для принятия эффективного управленческого решения или, по крайней мере, для понимания истинных масштабов проблемы является наличие соответствущей информации. Сегодня проблема, как правило, заключается не в том, что для принятия решений не хватает информации, а в том, что среди массивов несвязанной информации необходимо найти данные, необходимые для эффективного управления. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Общение в управлении осуществляется постоянно и в различных формах. Общение может быть: Официальным, в рамках служебных отношений, и неформальным, например, во время обеда; Дружеским и враждебным; Доступным для понимания и сложным для восприятия; Четко организованным и беспорядочным; Эффективным (если достигнуты цели) и неэффективным. Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации[4]. Эффект боольшинства посланий создается невербальной информацией. Считается, он обеспечивается в наибольшей степени выражением лица (50-55%) и тональностью голоса (35-40%). Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания. Типы невербальной коммуникации: Движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы); Личные физические качества (строение тела, рост, запах тела и т.д.); Использование среды (манера помещения себя в среде, дистанционная близость в общении и т.д.); Физическая среда (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.); Время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.) [5] 4. Ситуационное заданиеВ торговом предприятии “Супермаркет” к концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов. Какие меры следует использовать менеджеру для решения данной ситуации. Примите управленческое решение. Опишите этапы его принятия. Этапы принятия управленческого решения представлены в табл.1. Таблица 1. Этапы принятия управленческого решения.
Список литературы1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002 - 476 с. 3. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник для вузов / Ф.М. Русинов, М.Л. Разу, В.А. Денисов и др.; Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - М.: ФБК-Пресс, 2001 - 425 с. 4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2003 - 512 с. 5. Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - 168 с. 6. Шеметов П.В. Практический менеджмент: Учебное пособие. - Новосибирск: НИНХ, 1993 - 308 с. [1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999 – с. 31. [2] Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005 – с. 47. [3] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999 – с. 251. [4] Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005. С. 131. [5] Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005 – с. 131.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2012 г. |