скачать рефераты

МЕНЮ


Теория и практика оценки персонала


Продукция

2007 год

2008 год

План, тыс.руб.

Факт, тыс.руб.

+, -

% к плану

План, тыс.руб.

Факт, тыс.руб.

+, -

% к плану

Внутри-заводская

205609,6

201384,2

-4225,4

-2,06

244067,1

240097,3

-3969,8

-1,63

Товарная продукция

25760,0

26634,1

+874,1

+3,39

30329,8

31192,7

+862,9

+2,85

Всего

231369,6

228018,3

-3351,3

-1,45

274396,9

271290,0

-3106,9

-1,13


Из таблицы видно, что и в 2007 и в 2008 годах произошло незначительное невыполнение планов по производству продукции: на 1,45% и на 1,13% соответственно. Но при этом невыполнение плана происходит по выпуску внутризаводской продукции на 2,06% в 2007 году и на 1,63% в 2008 году. А вот план по производству товарной продукции был перевыполнен: на 3,39% в 2007 году и на 2,85% в 2008 году. Это может означать то, что снизилась потребность в потреблении внутризаводской продукции. Подтвердить или опровергнуть данное предположение можно, проанализировав выполнение плана по производству продукции в натуральных показателях по основным видам продукции (таблица 4).


Таблица 4 – Выполнение плана по производству продукции в натуральных показателях.


Продукция

2007 год

2008 год

План, тыс.руб.

Факт, тыс.руб.

+, -

% к плану

План, тыс.руб.

Факт, тыс.руб.

+, -

% к плану

Тепло-энергия

454969

447620

-7349

-1,62

470360

466885

-3475

-0,74

Сжатый воздух

323013

308576

-14437

-4,47

299208

292649

-6559

-2,19

Кислород

11850030

11061377

-788653

-6,66

10879880

10639043

-240837

-2,21

Азот

10829865

10145836

-684029

-6,31

9748170

10540727

+792557

+8,13

Всего

23457877

21963409

-1494468

-6,37

21397618

21939304

541686

+2,53


Как видим, невыполнение плана произошло практически по всем основным видам продукции в 2007 и 2008 годах. Невыполнение плана по производству теплоэнергии может свидетельствовать о сокращении производства металлопродукции предприятия либо об изменение погодных условий (потеплении), что вызвало сокращение потребности в данном виде продукции. О сокращении выпуска основной продукции предприятия можно судить и по невыполнению плана по производству сжатого воздуха. А вот невыполнение плана по производству кислорода, свидетельствует, скорее всего, о потере потребителей или о сокращении спроса.

Теперь проведем анализ ассортимента и структуры продукции (таблица 5).

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется по формуле (1):



 ,(1)


где V1, V2, Vn – объем продукции, принятый в расчет, по каждому виду;

Vбаз – плановый объем производства продукции.

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более планового. Рассчитаем его величину 2007 и 2008 годов по данным таблицы 4.


Судя по величине коэффициентов, произошли изменения в ассортиментной политике управления: в 2008 году увеличился выпуск некоторых изделий (теплоэнергия, азот) и сократился других (сжатый воздух, кислород). Причем, производство азота в 2008 году превысило как показатели 2007 года, так и план 2008 года. Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, то есть удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (формула 2, 3), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:


 (2)

(3)


гдеВП – стоимость валового выпуска продукции;

VВПобщ – общий объем выпуска продукции в натуральном выражении;

Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме производства;

Цi – цена i-го вида продукции.

Теперь рассчитаем влияние структуры производства данным способом:

Из произведенных расчетов можно сделать следующие выводы. Если бы объем производства равномерно уменьшился, например, на 5% по всем видам продукции и не нарушилась сложившаяся структура, то общий объем производства в базовых ценах составил бы 510258,41 тыс.руб. При текущей структуре он выше на 906,82 тыс.руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Теперь проанализирую положение товаров на рынке сбыта. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на рынках сбыта за последние два года (таблица 6).



Таблица 5 – Анализ структуры продукции.

Продукция

Отпускная цена, руб.

Объем производства продукции, ед.

Структура продукции, %

Выпуск продукции в базисных ценах, тыс.руб.

Изменение выпуска продукции за счет структуры, тыс.руб.

2007 г.

2008 г.

2007 г.

2008 г.

2007 г.

Факт при базовой структуре

2008 г.

Теплоэнергия

344

447620

466885

2,04

2,13

153981,28

153961,26

160608,44

+6647,18

Сжатый воздух

353

308576

292649

1,41

1,33

108927,32

109198,5

103305,10

-5893,4

Кислород

11,45

11061377

10639043

50,36

48,49

126652,77

126506,85

121817,04

-4689,81

Азот

11,9

10145836

10540727

46,19

48,05

120735,45

120591,8

125434,65

+4842,85

Итого

-

21963409

21939304

100

100

510296,82

510258,41

511165,23

+906,82

Примечание: показатели 2007 года принимаются за базовые.




Таблица 6 – Анализ динамики рынков сбыта продукции.

Показатель

2007 год

2008 год

Теплоэнергия

Объем реализации продукции, Гк

447620

466885

Цена единицы продукции, руб.

333

344

Себестоимость единицы продукции, руб.

284,8

299,63

Прибыль, тыс.руб.

21575,28

20715,69

Рентабельность, %

16,9

14,8

Сжатый воздух

Объем реализации продукции, Гк

308576

292649

Цена единицы продукции, руб.

327

353

Себестоимость единицы продукции, руб.

149,69

162,51

Прибыль, тыс.руб.

54713,61

55746,71

Рентабельность, %

118,4

117,2

Кислород

Объем реализации продукции, Гк

11061377

10639043

Цена единицы продукции, руб.

10,9

11,45

Себестоимость единицы продукции, руб.

2,44

2,69

Прибыль, тыс.руб.

93579,25

93198,02

Рентабельность, %

346,7

325,6

Азот

Объем реализации продукции, Гк

10145836

10540727

Цена единицы продукции, руб.

3,7

3,9

Себестоимость единицы продукции, руб.

1,1

1,1

Прибыль, тыс.руб.

26379,17

29514,04

Рентабельность, %

236,3

254,5


Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:

- «Звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;

- «Дойные коровы» - эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;

- «Трудные дети» - это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;

- «Мертвый груз» - нежизнеспособные товары, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыль.

Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».

При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар:

1)                Нулевая стадия – изучение и апробация идеи разработки нового товара, а потом и самого товара.

2)                Выпуск товара на рынок и внедрение – выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу.

3)                Рост и развитие продаж – товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке.

4)                Зрелость – товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, то есть находится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности».

5)                Насыщение и спад – вначале незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим требует определенного мастерства.

Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.

По данным таблицы 6 видно, что рост рентабельности среди рассматриваемых видов продукции наблюдается только по азоту. Также наблюдается рост объемов производства теплоэнергии, однако этот рост не сопровождается повышением процента рентабельности. Это может свидетельствовать о росте издержек на производство продукта и о затрат по продвижению его на рынке. По сжатому воздуху и кислороду наблюдается как падение объемов производства, так и снижение процента рентабельности. Все анализируемые продукты уже прошли стадии разработки и внедрения на рынок. Азот находится на стадии зрелости – имеет стабильные объемы продаж, пользуется спросом и приносит стабильный доход, тогда как теплоэнергия, сжатый воздух и кислород, судя по всему, находятся на стадии насыщения. «Звездой» при этом безусловно можно назвать азот, а все остальные виды продукции – это «дойные коровы», потому что несмотря на спад объема продаж и рентабельности, они продолжают приносить немалую прибыль. В такой ситуации можно задуматься о разработке новых видов продукции, на продвижение которых сейчас есть средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.