Требования к психодиагностическим методикам
Требования к психодиагностическим методикам
Требования к
психодиагностическим методикам
Короче говоря, нарушение психической совместимости
наступает тогда, когда ты начинаешь сообщать другим людям правду о том, что ты
о них думаешь.
В. Конецкий. Начало конца комедии
Основные типы психодиагностических методик
В качестве основания для практичной типологии тестов, предлагаемой
читателю, выбран принцип, описанный В. В. Столиным и А. Г. Шмелевым. Он основан
на различии методических приемов, лежащих в основе тестов. Так, могут быть
выделены следующие типы методик:
1) объективные тесты, в процессе выполнения которых
испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Как правило,
это методики, направленные на оценку способностей (интеллект, память, внимание
и пр.);
2) стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники,
открытые опросники и шкальные опросники;
3) проективные методики;
4) аппаратурные методики;
5) диалогические методики.
Рассмотрим эти типы методик более подробно.
1. Объективные тесты
Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их
выполнении испытуемый должен решать логические, арифметические,
пространственные задачи. Время выполнения заданий в большинстве объективных
тестов ограничено.
2. Стандартизованные самоотчеты
1) Тесты-опросники более часто используются в кадровой
работе. Опросники (одномерные и многомерные/многофакторные) позволяют оценить
сразу несколько психологических черт. В многомерном опроснике каждая измеряемая
черта представлена группой вопросов (обычно семь и более). В качестве примера
многомерных стандартизованных опросников можно привести знаменитые MMPI, тест
Кэттела 16PF, CPI. По своему содержанию опросники — это списки вопросов или
утверждений («стимульных ситуаций») с заданными вариантами реакций (ответов)
испытуемого на них. Возможные варианты ответов:
• «верно» или «неверно» (опросник MMPI);
• «да», «иногда», «нет» (опросник 16 PF).
2) Открытые опросники представляют собой анкеты,
списки вопросов или неоконченных предложений, для которых предусмотрена особая
форма обработки — контент-анализ (т.е. отнесение ответов к определенным
стандартным категориям). Это биографические опросники, направленные на изучение
психобиографии испытуемого — один из популярных на Западе методов прогноза
профессиональной успешности. Широкое распространение получили так называемые
«неоконченные предложения». В них испытуемому предлагают развернуто дописать
фразы. Например:
• Моя работа — это прежде всего...
• Качества, которые больше всего ценятся руководством
в сотрудниках фирмы — это...
3) Шкальные техники. В некоторых опросниках
испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.
Методика УСК (уровень субъективного контроля)
Направлена на измерение локуса контроля (склонности к
принятию на себя ответственности в различных сферах жизнедеятельности (работа,
семья, межличностные отношения и пр.)).
Инструкция теста: оцените, пожалуйста, каждое из
приведенных ниже 44 утверждений по шестибалльной шкале от -3 до +3. При этом оценка «-3» означает «совершенно не согласен», а оценка «+3» —
«полностью согласен». Отметьте выбранный вами вариант ответа на бланке:
Фрагмент опросника:
5) Продвижение по службе больше зависит от удачного
стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
6) Большинство разводов происходит оттого, что люди не
захотели приспособиться друг к другу.
7) Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то
ничего не поделаешь.
Фрагмент бланка УСК для ответов:
|