Трудовая карьера специалиста-логиста
Трудовая карьера специалиста-логиста
Содержание
Введение
1
Теоретическая часть
1.1
Логистика и профессия логиста
1.2
Карьера
1.3
Этапы карьеры и ее планирование
1.4
Карьера специалиста - логиста
2
Программа социологического исследования
2.1
Проблема социальная
2.2
Проблема социологического исследования
2.3
Цель исследования
2.4
Задачи исследования
2.5
Объект и субъект исследования
2.6
Интерпретация основных понятий
2.7
Операционализация
2.8
Факторы, влияющие на процесс построения деловой карьеры специалиста – логиста
Список литературы
Приложение I.
Анкета
Введение
Еще недавно никто, кроме любителей занимательной математики и
научной историографии, не знал, что такое логистика. Сейчас это слово четко
закрепилось за сферой управления материальными и информационными потоками в
процессе товародвижения, и в логистической отрасли имеется большой потенциал
для карьерного развития.
Уход от административно-командной экономики России в пользу ее
рыночного варианта невольно наводит на мысль изучения опыта функционирования
рыночных экономик развитых стран, что определяется использованием отработанных
и праверенных на практике элементов рыночной экономики.
Одним из таких элементов является логистика, позволяющая рыночным
субъектам сформировать эффективную стратегию обеспечения своего конкурентного
преимущества, исходя не из абстрактной ориентацией на рынок, а из ориентации на
конкретного потребителя.
Как теория логистика выделилась в большинстве развитых зарубежных
стран в самостоятельную дисциплину, изучаемую в высших учебных заведениях и в
области научных разработок. Для подготовки управленческих кадров существует
специальность «Логистика” и выпускникам присваивается соответствующая
квалификация.
Каждой производственной и торговой компании важно, чтобы товар
оказался в нужное время в нужном месте. Проследить весь его путь от
сырьевых закупок до доставки готовой продукции конечному потребителю,
оптимизировать сроки доставки товара и минимизировать затраты на всем
пути его следования могут правильно подобранные сотрудники отдела
логистики.
Моя курсовая работа направлена на изучение карьеры специалиста –
логиста и на изучение факторов, влияющих на его карьеру. В работе я описываю,
что такое логистика, карьера, специалисты в целом, в том числе я рассматриваю
специальность “логистика», требования к специалисту и навыки, которые он должен
иметь, а также и саму карьеру специалиста – логиста, что влияет на ее
построение и какую должность можно занять в логистической фирме.
1. Теоретическая часть
1.1 Логистика и профессия логиста
Логистика
– важнейшая сфера деятельности любой производственной и торговой компании,
затраты на которую в промышленно-развитых странах составляют 20-30% ВВП. В 2005
году логистические издержки в промышленности США превысили 1,3 трлн. Долларов.
Логистика-
это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, связанных с ними
потоков информации и финансовых средств в определенной системе. (Микро или
макро) соответственно с поставленной перед нею целью.
Каждая
из функций логистики предоставляет собой однородную совокупность действий.
К
основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения
производственных заказов, управление запасами, управление распределением
продукции. К логистическим функциям могут быть также отнесены прогнозирование,
контроль, регулирование.
Сегодняшнему
производителю для того, чтобы быть среди первых, недостаточно просто выпускать
качественную продукцию. Не менее важно, чтобы товар оказался в нужном месте, в
нужное время, в строго необходимом количестве и с минимальными затратами. Кто
лучше других сумел все просчитать – тот и выиграл. В такой ситуации приобретает
особую актуальность профессия логиста.
В
настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой
конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы
добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно
использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных
высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее
прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является
логистика.
Важность
и значимость логистических услуг постоянно возрастает, расширяется индустрия
услуг и все большее число компаний и работников включаются в нее.
Одним
из важных вопросов логистического обслуживания является цена, как ожидаемая
компенсация за общий пакт услуг, хотя работа предприятий сервиса должна
основываться на запросах потребителя его услуг, которого в меньшей мере
интересуют затраты предприятий на обслуживание. Возрастающий интерес со стороны
предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения
эффективности функционирования материалопроводящих систем. Практика показывает,
что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и
значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением
производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара
по различным техническим операциям производственного процесса занимает около
90% всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить
временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени
происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением
сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.
Эффективность
функционирования предприятия, использующего логистику, достигается в основном
за счет:
·
резкого снижения себестоимости товара;
·
повышения надежности и качества поставок.
Особенность
логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев
производственного процесса с позиций единой материалопроизводственной цепи,
которая имеет название "логистическая система". Взаимодействие
отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом,
экономическом, финансовом, методологическом и других уровнях интеграции.
Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет
оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.
Информационные
потоки возникают там, где есть материальные потоки и являются характеристикой
этих материальных потоков. Поэтому использование термина материальные потоки
предполагает наличие информационных потоков и оптимизация управления
затрагивает как материальные, так и информационные потоки. Использование
логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень обслуживания
производственного процесса.
Понятие
Логистика включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная,
складская, производственная, информационная логистика и другие.
Логист
- системный аналитик, умеющий оперативно принимать решения. Как известно,
основная задача логиста – находить оптимальные варианты принятия решений по
управлению материальными потоками, информацией и финансами. Организовать
логистический процесс и управлять им в фирмах должны обученные люди, имеющие
специальное образование. Именно они должны стать тем фундаментом, без которого
невозможно построение и наращивание современной корпоративной базы
логистических знаний.
Основными
объектами рассмотрения, проектирования и исследования в логистике являются
потоки – материальный, информационный и финансовый. Как описать работу логиста в двух словах?
Логист
должен обеспечить доставку товара из пункта «А» в пункт «Б», по максимуму
сократив издержки. Основная задача – оптимизировать операции, связанные с
хранением и транспортировкой товара, сэкономив там, где это возможно. Логист контактирует с
отделами закупок и сбыта, со специалистами, отвечающими за упаковку, хранение и
транспортировку товара, работает с таможенными органами, а также с
государственными структурами, имеющими непосредственное отношение к транспорту,
перевозкам и т. п. У него в подчинении – кладовщики, перевозчики, экспедиторы,
грузчики.
Чтобы
найти самый выгодный маршрут и способ доставки товара, логисты оценивают рынок
транспортных услуг, проводят расчеты, ищут надежных партнеров. Если речь идет о
поставке партии товаров, например, из Европы в Россию, логисты координируют
действия с производителями, отделом продаж, со складом, готовят документы для
таможни, обеспечивают поставку товара в пункт назначения.
В
настоящее время важнейшим фактором экономического роста становится формирование
интегрированных логистических систем (адаптивная система с обратной связью,
выполняющая те или иные логистические активности и состоящая из подсистем,
организационно завершенная, с единым процессом управления и имеющая развитые
связи с внешней средой), охватывающих как отдельные сферы предпринимательства,
так и целые регионы, страны и континенты, то есть главной тенденцией развития
становится глобализация.
Несмотря
на негативные моменты в экономике России, которые в значительной степени
тормозят применение логистических концепций, в последние годы сложились
определенные предпосылки для внедрения логистических идей в различных областях
экономики, особенно исходя из потребностей интеграции России в мировое
экономическое содружество.
В
Москве на начало 2006 года насчитывалось свыше 8 тысяч фирм, имеющих выделенную
структуру управления логистикой: службу, отдел, дирекцию или департамент. В
этих организационных подразделениях работают десятки тысяч менеджеров разного
уровня иерархии управления: от операционных логистов – до вице-президентов и
директоров компаний по логистике.
Недостаточное
развитие логистики в нашей стране связано с тем, что у нас пока нет жесткой
конкуренции, при которой недостаточная бережливость ведет к выходу с рынка.
Жесткое давление конкуренции на Западе заставляет компании серьезно относиться
к оптимизации чего бы то ни было: запасов (как сырья, так и готовой продукции),
времени и перемещений (от передвижений рабочего в процессе производства до
перемещений материальных ценностей), качества (построение системы менеджмента
качества, создающей естественные условия для снижения ошибок и брака). Но
сейчас, логистика начинает развиваться скоростными темпами.
На рынке труда сложилась нетипичная ситуация: спрос на специалистов с вузовским
образованием значительно превышает предложение. Логисты требуются в
производственных, в торговых компаниях, в фирмах, оказывающих складские услуги,
в экспедиторских и логистических организациях.
Необходимость
в развитии логистических отношений в российских фирмах поддерживает тенденцию
роста спроса на молодых, активных менеджеров. Особенно растет потребность в
узкопрофильных специалистах – менеджерах по транспортной, складской логистике,
специалистах по закупкам, менеджерах по работе с таможней.
В
свою очередь, недоразвитость рынка открывает большие перспективы перед
ориентированными на эффективность молодыми специалистами – в логистике можно
ярко проявить себя в качестве организатора и генератора идей.
1.2
Карьера
Под
деловой карьерой понимаются:
·
продвижение работника по ступенькам служебной иерархии;
·
последовательная смена занятий как в рамках отдельной
организации, так и на протяжении жизни и ее внутреннее восприятие человеком;
·
совокупность взаимосвязанных решений лица о выборе того или иного
варианта предстоящей деятельности.
Карьера
- это прежде всего присутствие человека на том месте, где он комфортно себя
чувствует, где получает удовольствие и моральное удовлетворение от своей
работы.
Карьера
может быть:
·
динамичной, связанной со сменой должностей.
·
статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности
путем профессионального роста.
·
Она бывает вертикальной, предполагающей продвижение по ступеням
служебной лестницы
·
горизонтальной, проходящей в пределах одного уровня управления,
однако со сменой рода занятий, должности, а подчас и профессии.
Выделяется
еще центростремительная карьера, суть которой состоит не столько в перемещениях
как таковых, сколько в приближении к «ядру» организации, включении в круг
«избранных».
Иными
словами, успех в карьере можно рассматривать и с точки зрения продвижения от
одной должности к другой, более высокой, и с точки зрения степени овладения
профессией, составляющими ее навыками и знаниями, и с точки зрения получения
особого признания руководства.
Любая
карьера делается ради чего-то и, таким образом, имеет свои движущие мотивы,
которые с годами меняются. К ним относятся:
·
независимость, позволяющая делать все по-своему. В рамках
организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми
все вынуждены считаться;
·
профессиональный рост, который облегчает занятие ряда должностей
(в том числе руководящих);
·
безопасность и стабильность, гарантируемые обладанием высокими
постами и близостью к руководству;
·
власть, лидерство, успех, ассоциируемые с руководящей должностью,
рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой,
привилегиями;
·
возможность проявлять предприимчивость, деловую инициативу,
содействовать успеху фирмы, росту прибыльности, что обеспечивает должность в
высшем руководстве;
·
потребность в первенстве, в том, чтобы «обойти» своих коллег;
·
стиль жизни, интегрирующий интересы личности и семьи. Это
обеспечивает, с одной стороны, высокооплачиваемая, с другой — дающая свободу
передвижения, распоряжения своим временем и т. п. должность. Такая должность
называется синекурой;
·
материальное благосостояние, доставляемое должностью, связанной с
высокой заработной платой или иными формами вознаграждения;
·
работа в здоровых условиях, которые могут специально создаваться
для лиц, занимающих высокие посты (специальное питание, комфортабельные
служебные помещения и проч.).
Специалист (дипломированный специалист) — квалификация,
приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения. В
конкретных специальностях имеет собственное название, в данной работе,
специалист-логист. Нормативный срок программы подготовки специалиста (при очной
форме обучения) — 5 лет.
1.3
Этапы карьеры и ее планирование
В
деловой карьере условно можно выделить несколько этапов.
·
Первый — подготовительный (18—22 года) — связан с получением высшего
или среднего профессионального образования, в этих рамках закладываются основы
будущего специалиста и руководителя. Карьеры в собственном смысле слова здесь
еще нет, ибо она начинается с момента зачисления выпускника в штат организации.
·
Второй — адаптационный этап (23—30 лет) — приходится на вхождение
молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего
места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры
руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создает все
необходимые предпосылки.
·
Третий — стабилизационный этап (30—40 лет) — означает
окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных. Для
первых открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице;
вторые, достигнув своего «потолка», навсегда остаются на должностях младших
руководителей или специалистов. Но все к этому времени становятся
профессионалами.
·
Четвертый — этап консолидации (40—50 лет). Лица, которые хотят и
могут продолжать карьеру руководителя, с интервалом в несколько лет
продвигаются по служебной лестнице. Тот, кто обладает более решительным
характером, продолжает карьеру линейных руководителей, а с менее решительным,
но вдумчивым — штабных. Отсутствие перспектив продвижения, дополняемое
психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма,
приводит большинство людей к «кризису середины жизни», когда они начинают
подводить итоги сделанного и, понимая, что дальнейшее продвижение в должности
невозможно, искать пути приспособления к новой ситуации. Выходом является
освоение новых сфер деятельности и переход к «горизонтальной карьере».
Страницы: 1, 2
|