Внутренняя мотивация персонала на этапе адаптации к новому рабочему месту
2.
Выявить
особенности мотивации, характерные для периода адаптации;
3.
Разработать
рекомендации по повышению мотивации к труду для персонала в период адаптации.
Предмет: исследования: мотивация персонала. Объект: сотрудники на этапе адаптации. Характеристика выборки. Всего выборка состояла из 30 чел., 15 из которых проработали в данной организации один месяц (приняты на работу по дополнительному набору во вновь открывшийся отдел). Остальные 15 чел. выбраны случайным образом из сотрудников, стаж работы которых в данной организации от 3 лет и более. Здесь необходимо отметить, что с вновь принятыми сотрудниками менеджером по персоналу адаптационных мероприятий не проводилось. С особенностями деятельности организации, с отделами, целями и задачами сотрудников знакомил руководитель отдела, который проработал в данной организации около 10 лет. Он сам участвовал в подборе сотрудников во вновь формируемый отдел, самостоятельно вводил их в курс дела, объяснял их обязанности и проводил обучение. Таким образом, при помощи сравнения показателей мотивации сотрудников на этапе адаптации и сотрудников, давно работающих в данной организации, предполагается выявить особенности мотивации сотрудников, находящихся в периоде адаптации к новой работе.
2.2 Диагностический инструментарий
исследования
Диагностический
инструментарий исследования подобран в соответствии с выдвинутой целью и
поставленными задачами.
1.Измерение мотивации достижения (А.
Мехрабиан) (Приложение 2).
Модификация
теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД),
предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух
обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива
избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у
испытуемого доминирует.
Методика применяется для
исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших
школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы –
мужскую (форма А) и женскую (форма Б).
На основе
подсчета суммарного балла определяются, какая мотивационная тенденция
доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в
эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки
характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% – мотивом избежать
неудачи.
2. Шкала оценки мотивации одобрения Д.
Крауна и Д. Марлоу (Приложение 3).
В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации
одобрения – стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей – гораздо
меньше определяет успех в делах и свершениях, а порой даже является
препятствием к ним. Однако весьма существенно влияет он и на нечто другое,
также весьма важное – на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со
своим будущим спутником жизни в частности.
Шкала состоит из 19 суждений, на которые возможны два
варианта ответов – "да" или "нет". Ответы, совпадающие с
ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min == 0, max = 20) говорит о
выраженности мотивации одобрения.
3.Опросник терминальных ценностей Сенин
И.Г. (Приложение 4).
Цель: изучение
ценностных ориентаций (ведущих мотивов).
Этот опросник основывается на двух
предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере
представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной
степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются
различные для каждого человека желания и стремления, которые
являются одним из компонентов направленности его личности.
Реальная жизнь человека очень неоднородна.
Одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные
функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовать в них
определенные социальные роли. Но своему сходству все эти особенности
объединяются в определенные жизненные сферы. В опроснике
предлагается различать наиболее типичными для большинства индивидов
жизненные сферы, но в нашем исследовании мы будем рассматривать выраженность
терминальных ценностей в профессиональной сфере, т. к. они как ведущие
мотивы, в той или иной мере проявляются во всех жизненных
сферах.
Перечень терминальных ценностей,
диагностируемых в данном опроснике, включает в себя 8 наименований.
1. Собственный престиж, т.е. завоевание
своего признания в обществе путем следования определенным социальным
требованиям. Испытуемые, получившие высокий балл но данному показателю,
часто бывают сильно заинтересованы в мнениях окружающих о себе,
так как нуждаются в социальном одобрении своего поведения.
2. Высокое материальное положение, т.е.
обращение к факторам материального благополучия как к главному
смыслу существования. Высокий балл по данному показателю отражает
стремление человека к возможно более высокому уровню своего материального
благосостояния. Такие люди часто бывают убеждены в том, что
материальный достаток является главным условием жизненного благополучия.
Высокий уровень материального благосостояния для таких людей
часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости
и повышенной самооценки.
3. Креативность, т.е. реализация своих
творческих возможностей, стремление изменять окружающую
действительность. Высокий балл по этому показателю отражает
стремление человека к реализации своих творческих возможностей, внесению
различных изменений во все сферы своей жизни. Испытуемые с высоким
баллом по данному показателю во всем стремятся избегать
стереотипов и разнообразить свою жизнь. Такие люди обычно быстро устают от
размеренного хода своей жизни и всегда стараются внести в нее что-то
новое.
4. Активные социальные контакты, т.е.
установление благоприятных отношений в различных сферах социального
взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной
роли. Высокий балл по данному показателю говорит о стремлении
человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими
людьми. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих
взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое
ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими
людьми.
5. Развитие себя, т.е. познание своих
индивидуальных особенностей. постоянное развитие своих способностей и
других личностных характеристик. Высокий
балл по данному показателю отражает заинтересованность человека
в объективной информации об особенностях своего характера, своих
способностях, других характеристиках своей личности. Такие люди, как
правило, стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные
возможности человека почти неограниченны и что в первую очередь в
жизни необходимо добиваться наиболее полной их реализации.
6. Достижение, т.е. постановка и решение
определенных жизненных задач, как главных жизненных факторов. Высокий
балл по этому показателю говорит о стремлении человека к
достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие
люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя
конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей.
Кроме того, часто большое количество достижений служит для таких
людей основанием для высокой самооценки.
7. Духовное удовлетворение, т.е. руководство
морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над
материальными. Высокий балл по данному показателю отражает
стремление человека к получению морального удовлетворения во всех сферах своей
жизни. Такие люди, как правило, считают, что главное - это делать только
то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.
8. Сохранение собственной индивидуальности,
т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над
общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости. Высокий
балл по этому показателю говорит о стремлении человека к независимости
от других людей. Такие люди, как правило, считают, что самое важное в жизни -
это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов,
своего стиля жизни,
стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций.
Интерпретация выраженности
ценностей по шкале профессиональной жизни.
Собственный престиж. Выражается в стремлении
человека иметь работу, или профессию, которая высоко ценится в
обществе. Испытуемый, получающий высокий балл по этому показателю,
как правило, очень заинтересован в мнении других людей
относительно своей работы или профессии и стремится добиться признания
в обществе путем выбора наиболее социально-одобряемой работы или
профессии.
Высокое материальное положение. Выражается в
стремлении иметь работу или профессию, гарантирующую высокую
зарплату, другие виды материальных благ. Испытуемые с высоким
баллом по этому показателю часто бывают, склонны к смене полученной
специальности, если она не приносит желаемого уровня материального
благополучия.
Креативность. Выражается в стремлении внести
элемент творчества в сферу своей профессиональной деятельности.
Испытуемым с высоким баллом по этому показателю быстро становится
скучно от привычных способов организации работы и методов её
проведения, поэтому для них характерно постоянное желание вносить в
работу различные изменения и усовершенствования.
Активные социальные контакты. Выражаются в
стремлении и коллегиальности в работе, установлении благоприятных
взаимоотношений с коллегами по работе. Для испытуемых с высоким баллом по этому
показателю значимы факторы
социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди коллег.
Развитие себя. Выражается в стремлении к
наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и
к повышению своей профессиональной квалификации. Для испытуемых
с высоким баллом по этому показателю характерна особая
заинтересованность в информации о своих профессиональных
способностях и возможностях их развития.
Достижения. Выражаются в стремлении достигать
конкретных и ощутимых результате в своей профессиональной деятельности,
часто для повышения самооценки. Испытуемые с высоким баллом по
этому показателю, как правило, испытывают большее удовлетворение
от результатов своей работы, нежели от ее процесса. Для них также характерно
тщательное планирование всей работы.
Духовное удовлетворение. Выражается в
стремлении иметь интересную, содержательную работу или профессию. Для
испытуемых с высоким баллом по этому показателю характерно желание
как можно глубже познать предмет своего труда, они, как
правило, ощущают наибольшее удовлетворение от самого процесса
работы и в меньшей степени ориентируются на ее результаты.
Сохранение собственной индивидуальности.
Выражается в стремлении посредством своей профессиональной деятельности каким-либо
образом «выделиться из толпы». Испытуемые с высоким баллом по
этому показателю, как правило, стараются иметь работу или
профессию, которая могла бы подчеркнуть индивидуальное своеобразие и
неповторимость их личности (например, выбрать необычную, редкую,
малораспространенную профессию).
4.
Ориентационная анкета направленности личности Б. Басса
(Приложение 5).
Анкета
впервые опубликована Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений,
по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам
направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в
наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще
один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее
соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла,
"наименее" - О, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по
всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С
помощью методики выявляются следующие направленности:
1.
Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое
вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников,
агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству,
раздражительность, тревожность, интровертированность.
2.
Направленность на общение (О)- стремление при любых
условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную
деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию
искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы,
потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3.
Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении
деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое
сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение,
которое полезно для достижения общей цели.
Таким образом проведено исследование по
четырем методикам, отражающим основные стороны мотивации. С помощью сравнения
показателей мотивации сотрудников на этапе адаптации и давно работающих
сотрудников выделены особенности мотивации тех, что недавно работает в
организации и проходит период адаптации.
2.3 Результаты исследования
Результаты исследования по всем четырем методикам
представлены в сводной таблице (Приложение 6).
Первой в исследовании была методика изучения мотивации
достижения А. Мехрабиана. По этой методике не предусмотрены уровневые
показатели, лишь предложено сравнивать выраженность мотивации внутри выборки.
Потому для сравнения выраженности мотивации достижения и избегания были
рассчитаны средние показатели выраженности мотивации в группах испытуемых,
находящихся на этапе адаптации и давно работающих в данной организации (табл.
1).
Таблица 1 - Средние показатели мотивации достижения у
сотрудников на этапе адаптации и давно работающих сотрудников (в баллах)
Показатель сотрудников на этапе
адаптации
|
Показатель давно работающих
сотрудников
|
150
|
112
|
Средний показатель мотивации достижения в группе сотрудников,
находящихся на этапе адаптации составляет 150 баллов, а у сотрудников, давно
работающих в организации - 112 баллов).
У сотрудников,
находящихся на этапе адаптации видно явное преобладание мотивации достижения, в
сравнении с теми сотрудниками, которые проработали в данной организации более
трех лет. Это связано в тем, что новые сотрудники стремятся влиться в работу,
стараются постигать новое, хотят добиться успехов в работе.
В отличие от этого
показатели мотивации у сотрудников, которые проработали а организации более
трех лет, различны. В основном они находятся в неопределенной зоне, потому
нельзя определенно говорить о преобладании мотивации достижения или избегания
неудач.
Далее проведена методика
исследования мотивации одобрения. В методике не предусмотрены уровневые
показатели, лишь предложено сравнивать высоту показателей и чем выше
показатель, тем больше выражена мотивация одобрения. Потому были рассчитаны
средние показатели в группах испытуемых, находящихся на этапе адаптации и давно
работающих в данной организации (табл. 2).
Таблица 2 - Средние показатели выраженности мотивации
одобрения у сотрудников на этапе адаптации и давно работающих сотрудников (в
баллах)
Показатель сотрудников на этапе
адаптации
|
Показатель давно работающих
сотрудников
|
14,26
|
10,73
|
Средний балл выраженности мотивации одобрения у сотрудников в
период адаптации составляет 14,26 балла, а у сотрудников со стажем работы в
данной организации - 10,73 балла.
Сравнение средних
показателей мотивации одобрения у сотрудников на этапе адаптации и у тех
сотрудников, которые проработали в организации более трех лет показало, что
выраженность показателей мотивации одобрения у тех, кто находится на этапе
адаптации значительно сильнее в сравнении с теми, кто давно работает в данной
организации.
Результат свидетельствует
о том, что на начальном этапе работы в организации сотрудники ищут одобрения со
стороны окружающих, ждут положительной оценки своей деятельности, стараются
заслужить похвалу. Причем показатели мотивации одобрения практически у всех
сотрудников, находящихся в периоде адаптации довольно высоки.
В отличие от этого,
результаты сотрудников, проработавших в организации длительное время
разнородны. Встречаются и довольно низкие показатели, т.е.
Сотрудники уже не ищут
одобрения со стороны окружающих, т.к. они четко знают свои обязанности и
уверенно их выполняют. В этой группе есть так же те, кто ищет одобрения со
стороны окружающих.
Но в целом средний
показатель мотивации одобрения значительно ниже, чем в группе сотрудников,
которые совсем недавно пришли работать в данную организацию.
Далее было проведено
сравнение результатов по методике терминальных ценностей в сфере
профессиональной жизни при помощи вычисления средних показателей по каждой
терминальной ценности (табл. 3).
Таблица 3 - Средние показатели выраженности терминальных
ценностей в профессиональной деятельности у сотрудников на этапе адаптации и
давно работающих сотрудников (в баллах)
Группа сотрудни-ков
|
Терминальная ценность
|
Собственый
престиж
|
Высокое материальное положение
|
Креатив-ность
|
Активные социаль-ные контакты
|
Развитие себя
|
Достиже-ния
|
Духовное удовлетворение
|
Сохранение собственной
индивидуальности
|
на этапе адаптации
|
7
|
6,9
|
5
|
7,6
|
4,5
|
7,5
|
3,9
|
3,9
|
давно работающих
|
5,6
|
6,8
|
6,6
|
4,4
|
7,7
|
6,2
|
4,5
|
6,9
|
Выраженность средних
показателей собственного престижа у сотрудников на этапе адаптации составляет
среднее значение равное 7 баллам, а у сотрудников, проработавших в организации
более трех лет 5,6 баллов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|