Рассматривая
динамику рынка в целом, можно отметить, что на данном этапе продолжается отток
покупателей из более дешевых магазинов в более комфортные и дорогие. Поскольку
сегмент магазинов у дома на сегодняшний день представлен, главным образом, не
очень уютными дискаунтерами и несетевыми магазинами, покупатели в больших
городах все чаще предпочитают гипермаркеты.
2.1.3
Технико-экономический анализ ООО «Юма»
Матрица SWOT
В исследовании управления
сегодня большую роль играют экспертные методы оценок. Одним из разновидностей
таких методов является оригинальный метод SWOT-анализа. Применяя метод SWOT, удается установить
связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами
и возможностями.
Таблица 2
SWOT-анализ ООО «Юма»
Преимущества:
-
Опытный персонал
-
Высокий уровень обслуживания
покупателей
-
Индивидуальный подход к покупателю
-
Умеренный уровень цен
-
Реализация товаров определенных групп
по сниженным ценам
-
Проверенный и надежный поставщик
Слабые стороны:
-
Расположение
в непосредственной близости от зоны отдыха
-
Постоянный
контингент покупателей
-
Малый
приток новых клиентов
-
Наличие
конкурентов в непосредственной близости, а также рынка и ярмарок
-
Низкая
заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия
Итак, после проведения SWOT-анализа более четко
представляются преимущества и недостатки компании, ситуация на рынке. Это
позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально
эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь
предоставленными рынком возможностями.
Анализ
ассортимента
Результаты
финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом
предлагаемых продукции или услуг. В составе товарной или реализованной
продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо
невостребованные изделия. Чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо
изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска
путей минимизации или недопущения потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий
субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.
Ассортимент
товаров, реализованных в 2007 и 2008 году ООО «Юма» представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ объема и ассортимента реализованной продукции ООО «Юма» в 2007-2008гг.
Вид закупаемого товара
Сумма (тыс. руб.) 2007г.
Сумма (тыс. руб.) 2008г.
Изменения
+/-
%
1
2
3
4
5
Бакалея в фасовке
932,9
1015,4
82,5
8,1
Кондитерские изделия без крема
693,8
703,2
9,4
1,3
Гастрономия в заводской упаковке
714,5
715,3
0,8
0,1
Мороженое
472,4
497,3
24,9
5,0
Молочная продукция в
заводской упаковке
840,6
854,3
13,7
1,6
Напитки:алкогольные, безалкогольные, Пиво
798,6
812,4
13,8
1,7
Табачные изделия
564,1
571,6
7,5
1,3
Сопутствующие предметы личной гигиены
652,7
702,6
49,9
7,1
Полуфабрикаты глубокой заморозки в заводской упаковке
682,5
735,6
53,1
7,2
ИТОГО
6352,1
6607,7
255,6
3,9
НДС
577,5
600,7
23,2
3,9
ИТОГО без НДС
5774,6
6007
232,4
3,9
Анализ данных таблицы 3 показывает, что в целом ассортимент и
объем реализуемых товаров в 2007-2008гг. остался без изменений. В 2008 году
объем реализуемой продукции увеличился по всем статьям ассортимента ООО «Юма».
При этом уплаченный НДС составил в 2007г. – 577,5 тыс. руб., а в 2008г. – 600,7
тыс. руб.
Анализ себестоимости услуг ООО «Юма» в 2007-2008 гг.
Важным
показателем, характеризующим работу ООО «Юма», является себестоимость продукции
и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности фирмы. Анализ
себестоимости продукции и услуг имеет очень важное значение. Для расчета
себестоимости продукции и услуг ООО «Юма» в 2007-2008 гг. необходимо
проанализировать затраты, произведенные предприятием в процессе деятельности.
Анализ
себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения
эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в
процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости
продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и
рентабельности, достигнутому на предприятиях.
В таблице 4 подведен анализ затрат, включенных в себестоимость
продукции ООО «Юма» в 2007 и 2008 году.
Таблица 4
Анализ затрат, включенных в себестоимость продукции ООО «Юма» в 2007
-2008 гг.
В результате анализа таблицы 4 установлено что материальные
затраты возросли в 2008 году по сравнению с 2007 на 3,9 %.
Расходы на оплату труда персонала возросли по сравнению с 2007 годом
на 12,5 %. Транспортные расходы возросли на 6,5% вследствие увеличения объема
продаж.
Затраты на аренду помещений и коммунальные платежи не изменились,
так как платежи в связи с этими видами себестоимости производились по
долгосрочным договорам, заключенным на долгосрочный период.
Основная доля приходится на материальные затраты и затраты на
оплату труда персонала. Самая меньшая доля приходится на амортизацию основных
средств.
Анализ
основных показателей рентабельности и эффективности деятельности предприятия в
2007-2008 гг.
Анализ
основных показателей рентабельности и эффективности деятельности предприятия
представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели рентабельности
и эффективности деятельности ООО «Юма» в 2007-2008 гг.
Наименование
показателя
Един. измер.
2007г.
2008г.
Изменения
+/-
%
Выручка (без НДС)
т. р.
5774,6
6007
232,4
3,9
Себестоимость
т. р.
4382,9
4559,3
176,4
3,8
Стоимость основных производственных фондов
т. р.
49,9
48,4
-1,5
-3
Численность работающих
Чел.
10
12
2
16,7
Фонд оплаты труда
т. р.
645,12
737,28
92,16
12,5
Производительность труда (с.1/c.4)
т. р./чел
577,5
500,6
-76,9
-15,4
Средняя заработная плата (с.5/с.4)
т. р./чел
64,5
61,4
-3,1
-5
Балансовая прибыль (с.1 – с.2)
т. р.
1391,7
1447,7
56
3,8
Фондоотдача (с.1/с.3)
Руб
115,7
124,1
8,4
6,8
Рентабельность продукции (прибыль на рубль
затрат) (с.8/с.2)х100
%
31,7
31,8
0,1
X
Рентабельность продаж (с.8/c1)х100%
%
24,1
24,1
-
X
В процессе
анализа деятельности ООО «Юма» в 2007-2008 гг. установлено, что в результате
реализации товаров выручка от реализации в 2007г. составила 6352,1 тыс. руб., а
в 2008г. – 6607,7 тыс. руб., то есть возросла на 3,9 %, материальные затраты на
приобретение товаров, вошедшие в себестоимость продукции предприятия, в 2007г.
составили 3378,4 тыс.
руб., а в 2008 г. – 3457,5 тыс. руб. При этом уплаченный НДС составил в 2007г. – 577,5тыс.
руб., а в 2008г. – 600,7 тыс. руб. Балансовая прибыль в 2008 г. выросла на 3,8
%.
Стоимость основных
производственных фондов уменьшилось в 2008 году по сравнению с 2007 годом на
1,5 т.р., данное изменение произошло вследствие того, что закупки ОПФ в 2008 не
происходило. Численность персонала в 2008 году возросло на 2 человека, что
увеличило показатель фонд оплаты труда на 92,16 т.р. (12,5%). Рост численности
персонала привело к снижению показателя производительность труда на 76,9 т.р.
(-15,4), так как рост выручки в 2008 году был незначителен, 3,9%.
Размеры
прибыли предприятия ООО «Юма» находятся в тесной зависимости от доли прибыли в
цене единицы продукции и скорости обращения товаров.
Увеличению
прибыли предприятия ООО «Юма» способствует рост продажи товаров, обусловленный
ростом числа новых покупателей, объемов покупок постоянными клиентами,
снижением цен и стоимости самого процесса реализации.
В свою
очередь такая возможность прироста товарооборота зависит от уровня организации торговли,
степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений.
В частности,
новых покупателей можно привлечь более совершенной, чем у других предприятий,
выкладкой товаров, хорошей, высокой репутацией и специализацией предприятия ООО
«Юма», дополнительными торговыми услугами, легкостью приобретения (отсутствие
очередей, широкий выбор товаров и т. п.), предложением покупателям товаров с
учетом их покупательских привычек.
На решение об
увеличении покупок клиентами влияют: демонстрация продукции, уровень реализации
идей (связанных с удобствами для покупателя, полнотой ассортимента и т. п.),
наличие в продаже товаров, пользующихся спросом населения, сопутствующих
изделий, реклама принудительного ассортимента, уровень цен.
Увеличение
объемов реализуемой продукции в результате снижения стоимости торговых услуг
возможно при реальном снижении стоимости предназначенной к реализации
продукции, ускорении оборачиваемости товарных запасов, повышении управляемости
запасами и закупками, ликвидации неходовых товаров, широком внедрении
самообслуживания, повышении эффективности использования торговых площадей.
Мероприятие
1
Первым
мероприятием увеличения прибыли и повышения показателей рентабельности
производственной деятельности ООО «Юма » является более эффективное
использование складских помещений. Дополнительно установлены стеллажи для
хранения, что повысит коэффициент использования площадей.
На повышение
показателей прибыли и повышения эффективности использования имеющихся площадей
ООО «Юма» повлияет организация платной автостоянки.