скачать рефераты

МЕНЮ


Cубъекты международного частного права

гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, т.е.

он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования

взаимности. Из этого принципа исходят и другие законодательные акты,

регулирующие права иностранцев в различных областях (ст.25 ГПК и др.).

В силу территориального характера авторских прав национальный режим в

отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к

произведениям, обнародованным на территории РФ, либо не обнародованным, но

находящимся на территории РФ в какой либо объективной форме.

В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются

в соответствии с международными договорами.

Режим наибольшего благоприятствования или другое, часто встречаемое в

юридической литературе понятие «режим наиболее благоприятствуемой нации»,

используется в отношениях с иностранными юридическими лицами, про которых я

укажу ниже.

3. Взаимность и её виды. Реторсии.

Одним из основных начал, своего рода фундаментом для сотрудничества

государств, служит специальная категория МЧП, именуемая «взаимностью».

Юридический смысл, вложенный в это понятие, имеет много общего с

одноименным понятием, употребляемым в быту: идет ли речь о предоставлении

прав или о выполнении каких-либо работ - все это обеспечивается при условии

совершения другой стороной таких же действий.

Взаимность в МЧП означает:

1) предоставление иностранцам в РФ таких же прав, свобод и

возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем

иностранном государстве;

2) признание и исполнение иностранных судебных решении при условии

признания и исполнении судебных решений РФ в соответствующем

иностранном государстве;

3) исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном

исполнении поручений судов РФ;

4) в определенных случаях применение иностранного права при условии,

если в соответствующем иностранном государстве к аналогичным

отношениям применяется российское право и др.

Всех ситуаций, при которых будет применяться взаимность, указать

невозможно. Вместе с тем, не все ситуации, указанные выше, могут быть

решены на основе взаимности. Как правило, наличие взаимности

предусматривается в международном договоре. В том случае, когда такое

положение отсутствует, считается, что нет оснований для предъявления

требования взаимности. Другими словами, если в международном договоре или в

национальном законодательстве не содержится нормы, обуславливающей

совершение определенных действии на условиях взаимности, то эти действия

должны быть выполнены в отношении иностранцев без соответствующей

«проверки» аналогичной ситуации в иностранном государстве в отношении

российских граждан.

В проекте третьей части ГК РФ предлагается новелла, формулирующая

отношение Российской Федерации к категории взаимности. Российский

законодатель определил, что суд РФ должен применять иностранное право

независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном

государстве к аналогичным отношениям российское право. Однако это основное

положение дополнено традиционными «исключениями», позволяющими в законах РФ

устанавливать нормы, регулирующие применение иностранною права на условиях

взаимности.

Важным положением, содержащимся в ст. 1227 проекта ГК, является норма

о «презумпции» взаимности: в случае, если применение иностранного права

зависит от взаимности, предполагается, что эта взаимность существует между

государствами, постольку не доказано иное.

Помимо вышеуказанного в российском законодательстве имеются нормы,

включенные в различные законы РФ, содержащие положения о взаимности. Так,

например, согласно ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания

н наименованиях мест происхождения товаров» 1992г., право на регистрацию в

РФ наименований мест происхождения товаров предоставляется физическим лицам

тех государств, которые предоставляют аналогичное право гражданам РФ.

В международном частном праве обычно различают два вида взаимности:

«формальную» и «материальную».

При формальной взаимности иностранцы теми же правами, какие имеют

отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами

какими иностранцы не пользуются в своем государстве. Иностранцы не могут

требовать предоставления им тех прав, которыми они наделены в своем

государстве, если эти права не закреплены в законодательстве Российской

Федерации. На принципе формальной взаимности основаны практически все

договоры, заключенные РФ с иностранными государствами.

При материальной взаимности государство предоставляет иностранцам те

же права или обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем

иностранном государстве.

В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности

оказывается, весьма затруднительным, так как в некоторых правовых системах

просто отсутствуют гражданско-правовые институты, известные и

распространенные в других.

Употребление терминов «формальная» и «материальная» используется в

условном значении с целью противопоставить одно понятие другому. В

Российской Федерации, как, впрочем, и в большинстве государств, признается

формальная взаимность, хотя в определенных случаях возможно применение и

материальной взаимности (в области налогообложения, авторского права).

Предоставляя иностранцам национальный режим, по существу безусловный,

т.е., не связанный с наличием взаимности в соответствующем иностранном

государстве, - Российская Федерация может устанавливать определенные

ограничения правоспособности в отношении иностранцев (реторсии).

Возможность установления таких ограничений определяется ст. 162 Основ

ГЗ и может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения

должны быть ответными - устанавливаться в отношении граждан и юридических

лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения

правоспособности российских граждан и юридических лиц; 2) только

Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например,

суды при рассмотрении дела не могут лишить иностранца права собственности

на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве

российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).

Следовательно, Реторсии — это установленные Правительством Российской

Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и

юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства.

4. Правовое положение российских граждан за рубежом.

Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан в

иностранном государстве, является право страны места нахождения.

Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей

российских граждан (и, соответственно, иностранных граждан в России),

закрепляются в различного рода международных соглашениях: договорах об

оказании правовой помощи, торговых договорах, договорах об избежании

двойного налогообложения и других.

Учитывая, что некоторые государства имеют более развитые

экономическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, российским

гражданам в иностранном государстве предоставляется возможность

пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому

законодательству. В то же время, в иностранных государствах, так же, как и

в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима,

ограничивающие граждан РФ в отдельных правах. Это может касаться каких-либо

льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении

некоторых имущественных прав.

Защиту российских граждан в иностранном государстве обеспечивают

представители дипломатических представительств и консульских учреждений

Российской Федерации в соответствии с международными конвенциями о

дипломатических сношениях 1961г. и консульских сношениях 1963г., а также

Консульским Уставом СССР 1976г. Согласно ст.23 Устава, обязанность в

обеспечении мер защиты российских граждан и гарантированности в

осуществлении ими полного объема прав, предоставленных законодательством

государства пребывания, возлагается на консула. В случае нарушения прав

консул незамедлительно обязан принять меры к их восстановлению.

На практике встречаются случаи ущемления иностранными государствами

прав российских граждан, большинство из которых носит политический

характер. Как правило, эти случаи связаны с ограничением административных

прав (невозможность безвизового въезда), трудовых прав (отказ в приеме на

отдельные виды работы), реже - имущественных (ограничения в праве

собственности). В подобных случаях российское государство устанавливает

реторсии. Так, например, в 1989 году советским руководством была ограничена

численность британских служащих в дипломатических учреждениях Москвы. Это

было реторсией СССР в ответ на решение МИД Великобритании о выезде из

Великобритании одиннадцати советских сотрудников.

В следующем пункте своей работы, я опишу правовое положение

юридических лиц, которые играют не маловажную роль в раскрытии субъектов

МЧП.

5. Правовое положение юридических лиц.

Правовое положение юридических лиц в МЧП раскрывается через категории

«личного статута» и «национальности». Под личным статутом понимают объем

правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В

содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности,

прекращения деятельности юридического лица, взаимоотношении между

учредителями, порядка получения и распределения прибыли, расчетов с

бюджетом и другие.

В каждой правовой системе личный статут имеет своё содержание. В

Российской Федерации личный статут, определяемый для российских юридических

лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В Основах закрепляется положение о выборе

правопорядка для регламентации личного статуса иностранных юридических лиц:

согласно ст. 161 ГК РФ, личный статут иностранных юридических лиц

определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Таким

образом, вопрос о том, чем «заполнен» статус иностранного юридического

лица, решается по материальному праву соответствующего иностранного

государства.

«Национальность» юридического лица - это принадлежность юридического

лица к определенному государству. Этот термин используется для определения

правовой связи юридического лица с государством: отчисления налогов;

создания ее стороны государства правового регулирования в отношении тех

вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если,

например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет

определяться российским правом; для французского - применимо французское

право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным

и не показывает наличия в данном юридическом лице иностранного капитала или

вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения»

юридического лица иностранным элементом не изменяют его национальности.

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и

взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный

статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую национальность

имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии

определения национальности и содержатся разные коллизионные нормы,

определяющие гражданскую правоспособность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии определения

национальности (или часто именуемые в юридической литературе - доктрины

определения национальности):

. критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность

государства, в котором оно зарегистрировано;

. критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность

государства, где находятся правление или главные органы

управления юридическою лица;

. критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того

государства, в котором оно осуществляет свою деятельность

(извлекает прибыль, получает доходы, делает налоговые

отчисления);

. критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того

государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители

данного юридического лица.

На практике возможно сочетание различных критериев для определения

вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как правило,

подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых

соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного

налогообложения).

В Российской Федерации применяется принцип инкорпорации: любое

юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считается

российским, то есть имеет «российскую» национальность. При этом

встречающееся в настоящее время в обиходе, а ранее в нормативных актах

такое понятие, как «совместное предприятие», означает лишь учреждение

данного предприятия российскими и иностранными лицами и наличие в уставном

фонде такого предприятия иностранного капитала. Национальность «совместного

предприятия», так же, как и любого предприятия, учрежденного только

иностранцами (или имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на

территории РФ, будет российской, поскольку данное юридическое лицо

зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории РФ.

Принцип инкорпорации в Российской Федерации нашел отражение в ст.161

ГК РФ, в которой содержится положение о том, что гражданская

правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны,

где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридическое лицо

учреждено в Российской Федерации, то его правоспособность будет

определяться по российскому праву и юридическое лицо будет иметь российскую

национальность..

Разные принципы определения национальности юридического лица на

практике порождают проблему в правовом регулировании деятельности

юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».

«Коллизия коллизий» — это понятие, используемое в МЧП для обозначения

ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в разных правовых

системах имеют различное регулирование.

Существование «коллизии коллизий» обусловлено наличием в

законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют

одинаковый объем и разные коллизионные привязки. Так, например, практически

во всех правовых системах предусмотрены коллизионные нормы, определяющие

выбор права для установления правоспособности юридических лиц. Однако, как

было показано ранее, сами коллизионные принципы (соответствующие правила

выбора права) имеют различное содержание.

«Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии

(когда одно правоотношение может быть урегулировано несколькими правовыми

системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из

правовых систем не является «компетентной» для регулирования конкретного

правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического

лица «претендуют» две правовые системы. Например, в условиях, когда

юридическое лицо, зарегистрированное в России (где признается принцип

«инкорпорации») осуществляет свою деятельность на территории Франции (где

существует принцип «оседлости»).

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не

имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во

Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России.

Преодоление «коллизии коллизий» в большинстве случаев осуществляется

путем заключения международных договоров, содержащих нормы о подчинении

деятельности юридического лица конкретной правовой системе (по вопросам

налогообложения, регистрации акций, порядка формирования уставного фонда и

т.п.).

Иногда бывает недостаточным указать только национальность

юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу

национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в

случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и

французским (или другим иностранным) юридическим лицом. Чтобы впоследствии

у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является

российским или французским, необходимо дать дополнительные характеристики

относительно национальности (в частности, указать, какое правило стороны

избрали для определения национальности).

В юридической литературе в качестве разновидности юридических лиц,

участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто называют «международные

юридические лица». При этом к ним относят транснациональные корпорации,

транснациональные организации, консорциумы и т.п.[6] В связи с этим

необходимо заметить, что само понятие «международные юридические лица»

является условным и его использование в МЧП не всегда считается

обоснованным. Дело в том, что «международность» - это категория,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.