скачать рефераты

МЕНЮ


Лекции по международному частному праву

1) Они обладают правами российских граждан в области страхования;

2) Они могут участвовать в производственных кооперативах, в

сельскохозяйственных производствах;

3) Иностранцы могут осуществлять благотворительную деятельность на

территории РФ без ограничений;

4) Иностранцы могут участвовать в общественных организациях, если иное не

установлено ФЗ. В политических партиях они участвовать не вправе;

5) Иностранцы могут быть членами российских профсоюзов;

6) Иностранцы, являющиеся лицами пожилого возраста и инвалидами имеют

право на социальную помощь.

Предоставление прав иностранцам в рамках национального режима носит

безусловный характер. Оно не зависит от взаимности в отношении российских

граждан, которое существует в соответствующих государствах. Однако

отдельные права предоставляются на началах взаимности. Это патентные

права, права на … и наименования мест происхождения товаров, права на

топологии интегральных микросхем. Отдельные права предоставляются

иностранцам при соблюдении определенных условий, которых нет для

российских граждан. Например:

1) В соответствии с законом о недрах, иностранцы ведут разработку недр

только в случаях предусмотренных законодательством России и законами

субъектов Федерации;

2) Разработку континентального шельфа иностранцы могут вести только в

целях, установленных соответствующим соглашением с РФ;

3) Архитектурную деятельность они могут осуществлять только на основе

международного договора. При отсутствии международного договора такая

деятельность может осуществляться только совместно с архитектором,

гражданином РФ, имеющим соответствующую лицензию;

4) Иностранцы имеют ограниченное право на участие в аудиторских фирмах;

5) В сфере образования иностранцы могут обучаться только на основании

международных договоров или договоров, заключенных учебным учреждением

или органом, управляющим образованием;

6) Медицинская помощь предоставляется иностранцам только на основе

международного договора. Однако апатриды, постоянно проживающие в РФ,

и беженцы пользуются медицинской помощью так же, как граждане РФ;

7) Иностранцам может быть предоставлен определенный режим в сферах

профессиональной деятельности. Например, Закон «О СМИ»

предусматривает, что иностранные граждане, аккредитованные в РФ в

качестве корреспондентов иностранных СМИ, пользуются профессиональным

статусом журналиста, установленным Законом. РФ может вводить

ограничения прав корреспондентов тех государств, где установлены

ограничения прав российских журналистов. Кроме того, зарубежные

корреспонденты российских СМИ пользуются профессиональным статусом

журналиста независимо от их гражданства, если это не противоречит

законодательству места их пребывания.

В процессуальных отношениях иностранцы пользуются национальным

режимом. АПК и ГПК предусматривают, что иностранные граждане вправе

обращаться в суды, заявлять ходатайства, осуществлять свои

процессуальные права в том же порядке и на тех же основаниях, что и

собственные граждане. Положение о национальном режиме в

процессуальной сфере закреплено в договорах о взаимной защите

капиталовложений, договорах о торгово- хозяйственном сотрудничестве,

договорах о правовой помощи. Все договоры о правовой помощи, которые

заключила РФ., содержат положение о том, что граждане одного

государства пользуются в другом государстве такой же правой защитой,

как и собственные граждане. Минская конвенция 1993 г. говорит не

только о гражданах, но и о лицах, проживающих на территории

государства. Национальный режим в процессуальной сфере следует

отличать от гражданской правоспособности. Например, в Киевском

соглашении 1992 г. отмечено, что индивидуальные предприниматели –

иностранные граждане вправе обращаться в суды, арбитражные третейские

суды на территории другого государства. Они пользуются такими же

процессуальными правами, как и собственные граждане. Однако, их

гражданская правоспособность определяется местом государственной

регистрации предприятия, т.е. суд предоставляет им национальный режим

в процессуальной сфере и используют процессуальные права своего

государства, а для определения гражданской правоспособности можно

применить иностранное право.

В отношении апатридов действуют 2 конвенции:

1) Конвенция «О сокращении безгражданства» 1961 г.;

2) Конвенция «О статусе апатридов» 1954г.

Конвенция о статусе апатридов предоставляет лицам без гражданства

общий статус иностранцев. Однако они приравниваются к гражданам в

сфере семейных, трудовых, обязательственных отношений, в отношении

права на ассоциации и объединения. Конвенция о сокращении

безгражданства содержит следующие правила:

a. Ребенку, родившемуся на территории государства, предоставляется

гражданство государства, в ином случае он будет апатридом;

b. Если изменение гражданско-правового статуса ( например, брак,

развод, усыновление) связано с утратой гражданства, то такая

утрата становится в зависимость от приобретения другого

гражданства. Без приобретения другого гражданства утрата не

производится;

c. Государство не лишает лицо гражданства, если в результате

лишения оно становится апатридом;

d. Ребенок, родившийся на воздушном судне или на корабле, считается

родившимся на территории того государства, в котором

зарегистрировано судно.

ТЕМА:

Международно – правовое регулирование внешнеэкономических отношений

Система правового регулирования

Основу системы правового регулирования составляют принципы,

которые подразделяются на две группы:

1. Общие;

2. Специальные

Общие принципы зафиксированы в уставе ООН; Декларации о

принципах международного права, касающиеся дружественных отношений и

сотрудничества между государствами 1970 г. В заключительном акте

совещания СБСЕ 1975 г. существует 10 принципов, включая принцип

неприменения силы, мирного разрешения споров, невмешательства во

внутренние дела государства и др. принципы. Специальные принципы

зафиксированы в Хартии экономических прав и обязанностей государств

1974г. и Декларацией о новом международном экономическом порядке 1974

г. Оба документа приняты Генеральной Ассамблеей ООН. Как резолюция

Генеральной Ассамблеи они имеют рекомендательный характер. Однако

положения документов являются обязательными в качестве принципов.

Специальные принципы

1. Взаимной и справедливой выгоды. Должен соблюдаться при

заключении внешнеэкономических сделок. Ни одна из сторон не

вправе получать чрезмерную выгоду или несправедливое

преимущество. Но сфера действия принципа гораздо шире. От

использования в международной торговле, в частности с

развивающимися государствами. Государства должны

содействовать друг другу в достижении справедливого

баланса. Внешнеторговая цена на сырье на должна отличаться

от цен на готовую продукцию. Хартия обязывает все

государства участвовать в корректировке цен на

экспортируемые и импортируемые товары с тем, чтобы эти цены

были сбалансированными.

2. Принцип неотъемлемого суверенитета над своим богатством и

природными ресурсами. Каждое государство имеет суверенное

право распоряжаться своим экономическими богатствами и

природными ресурсами. Ни один народ не может быть лишен

средств к существованию. В рамках распоряжения богатствами

и ресурсами государства осуществляют следующие действия:

. Регулируют иностранные инвестиции в соответствии со

своим национальным законодательством. Ни одно

государство не может быть принуждено к предоставлению

льгот иностранным инвесторам.

. Государства вправе регулировать деятельность ТНК. ТНК

не должна вмешиваться во внутренние дела государств.

. Государство вправе осуществлять национализацию

частной собственности в соответствии со своими

внутренними правилами. При национализации должна

выплачиваться компенсация. Но выплата компенсаций не

может ставить государство в тяжелое материальное

положение. Все споры по национализации решаются во

внутренних судах государств, если только государство

не прибегает к международным средствам разрешения

споров

3. Преференциального режима. Этот принцип касается развития

государств. Развитие государства обязано предоставить им

не взаимный и не дискриминационный режим. Развивающийся

не обязаны предоставлять льготы в обмени на такой режим.

Преференциальный режим действует в основном в таможенной

сфере и в сфере внешней торговли. Он выражается в

льготных пошлинах и отмене экспортно-импортных

ограничений. Развивающиеся государства предоставляют

такой режим в отношениях друг с другом. И тогда третьи

государства не могут предоставлять такой же режим.

4. Принцип устранения несправедливостей, возникший

вследствие применения силы, которые лишают какой-то

народ средств к существованию. В хартии запрещены

неоколониализм, расовая дискриминация, апартеид,

агрессия и другие применения силы. Государство,

допустившее принуждение по отношению к стране, народу

или территории обязано компенсировать все последствия

такого принуждения. Все государства обязаны сотрудничать

с потерпевшим государством. Ни одно государство не может

поощрять инвестиции, направленные на принуждение или

поддержание режима принуждения.

5. Недопущение стремления к гегемонии и разделу сфер

влияния. Принцип направлен на защиту государств,

являющиеся бывшими колониями. Их метрополии стремятся

сохранить влияние в этих государствах даже после

освобождения от колониальной зависимости. Принцип не

допускает какого-либо экономического давления с целью

сохранить экономическую зависимость государств.

6. Принцип международной социальной справедливости. Хартия

устанавливает равные условия доступа к благам

цивилизации для всех государств. Экономическое развитие

влечет изменения в социальной сфере. Устранение

экономического неравенства государств связано с

повышением уровня их развития. Соответственно при

распределении экономических благ на началах равенства

повышается уровень социальной справедливости.

7. Принцип сотрудничества в целях развития. Оно

(сотрудничество) является общим долгом всех государств.

Государства применяют различные формы сотрудничества:

сотрудничество в рамках международных организаций,

сотрудничество на региональном и субрегиональном уровне.

Все группировки государств должны соблюдать положения

Хартии. Сотрудничество путем заключения двухсторонних и

многосторонних договоров. Для осуществления

сотрудничества развитые государства передают

развивающимся государствам технологии, достижения науки

и техники на льготных условиях.

8. Принцип свободного доступа к морю для государств, не

имеющих выхода к морю. Все государства, имеющие выход к

морю, предоставляют свои порты судам тех государств,

которые выхода к морю не имеют. Кроме того, для выхода к

морю предоставляются внутренние водные пути.

В системе международного регулирования международных отношений выделяют 4

уровня:

1) Универсальный;

2) Региональный;

3) Двусторонний;

4) Национальный.

На универсальном уровне действует целый ряд универсальных договоров.

Например, Венская конвенция 1980 г., Женевская вексельная конвенция 1930

г., Женевская чековая конвенция 1931 г., конвенция УНИДРУА о международном

факторинге 1988 г., конвенция УНИДРУА о лизинге 1988 г., Нью-йоркская

конвенция о признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных

решений 1952 г..

На региональном уровне действует соглашение, в котором могут

участвовать только государства определенного региона. Например, Римская

конвенция о праве, применимом к контрактным обязательствам 1980 г.

действует в рамках ЕЭС. В рамках СНГ действуют следующие договора:

Соглашение об общих условиях поставок международным организациям

государствам-участникам СНГ 1992 г., Соглашение об общих условиях

производственной кооперации 1993 г.

На двустороннем уровне заключаются договора о торгово-экономическом

сотрудничестве. Эти договора могут именоваться по-разному: «О торговле и

мореплавании», «О торговле и экономическом сотрудничестве», «О торговом

сотрудничестве». Общим для этих договоров является то, что в основном

тексте договора содержатся общие обязательства сторон по осуществлению

сотрудничества. Обычно к таким договорам заключается протоколы, которые

содержат конкретные экономические программы, например, условие встречных

поставок. В качестве протоколов заключаются внешнеэкономические контракты

по межгосударственным поставкам.

28.02.02 www.miripravo.ru

Вторичная квалификация заключается в уяснении содержания норм

иностранного права, их толковании и применении. В части 3-й ГК указано,

что суд устанавливает содержание иностранного права в соответствии с

официальным толкованием, практикой применения и доктриной существующей в

соответствующем государстве. Для уточнения норм иностранного права суд

может обращаться в МЮ, другие органы в РФ и за рубежом. Стороны могут

предоставить иностранные нормативно-правовые акты в подтверждение своих

требований и возражений и иным образом содействовать суду в установлении

норм иностранного права. По спорам, возникающим из предпринимательских

отношений, суд может возложить обязанность по доказыванию норм иностранного

права на стороны. (Т.е. если обращаются в арбитраж, суд может обязать

искать нормы иностранного права и обосновывать их. Искать нужно в

специальных правовых изданиях иностранных государств). В случае, если

содержание иностранного права установить невозможно, применяется российское

право. В других государствах существует различная практика доказывания

содержания норм иностранного права.

1. В США такие нормы рассматриваются как фактические обстоятельства и

доказываются сторонами наряду с другими фактами;

2. В Германии, Австрии и Венгрии содержание норм иностранного права

устанавливает суд;

3. В Швейцарии доказывание норм иностранного права возложено на суд. Но

по имущественным спорам суд может возложить бремя доказывания на

стороны;

4. Во Франции содержание иностранного права доказывают стороны, но суд

может сам применить иностранное право, если содержание норм ему

известно.

Наиболее сложным при вторичной квалификации является получение информации

об иностранном праве. С целью обмена правовой информацией заключается

договоры о правовой помощи и договоры об обмене правовой информацией.

Например, Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по

гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. предусматривает обмен

информацией между МЮ. Киевское соглашение 1992 г.( « О порядке разрешения

споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»)

предусматривает обмен информацией между высшими судебными органами и МЮ.

Россия заключила ряд двусторонних соглашений об обмене правовой

информацией и государствами СНГ (Украиной, Белоруссией, Арменией,

Грузией, Казахстаном и Киргизией), т.о. при вторичной квалификации

основная проблема – где найти и как истолковать правовой акт.

(«Право Нидерландов»)

Взаимность – предоставление одним государством гражданам и юр. Лицам

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.