скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности заключения внешнеэкономических сделок

арбитражной оговорки. Неточности, допущенные в арбитражной оговорке

контрактов, могут послужить основанием для признания, что разрешение спора

не входит в компетенцию МКАС.

В соответствии с бартерными контрактами, подписанными в мае-июне 1995

г. от имени российской организации и чешской фирмы, истец (российская

организация) поставил ответчику (чешской фирме) товары. В компенсацию за

эти товары ответчик поставил в свою очередь товары и, кроме того,

осуществил денежные переводы германской фирме за товары, поставленные ею

истцу. По мнению истца в его пользу образовалась задолженность, в связи с

чем он обратился с иском в МКАС.

В объяснениях по иску чешская фирма заявила. Что не признает себя

ответчиком по делу, возбужденному в МКАС, и, следовательно, оспаривает

компетенцию МКАС рассматривать данный спор.

Контрактами предусматривалось разрешение споров в ТТП РФ. По мнению истца,

высказанному в заседании, стороны, заключая контракты, имели в виду

арбитражный орган при ТТП РФ притом, что ни о каком другом арбитражном

органе при ТТП кроме МКАС, им не было известно.

Постановление МКАС содержало следующие выводы.

1. МКАС констатирует, что арбитражная оговорка, содержащаяся в контрактах,

предусматривает передачу спора не в МКАС, как утверждает истец, а в ТТП

РФ.

2. Имея ввиду, что ответчик возражает против компетенции МКАС рассматривать

данный спор, а формулировка контрактов не дает оснований для признания

того, что в них предусматривалось рассмотрение дела в МКАС, Арбитражный

суд, руководствуясь ст. 16 Закона РФ «О международном коммерческом

арбитраже» и ст.1 Регламента МКАС, считает, что арбитражные оговорки,

содержащиеся в контрактах, являются неясными и не дают оснований для

признания того, что в компетенцию МКАС входит разрешение такого спора1.

Содержащиеся в законе от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных

судах в Российской Федерации" новеллы направлены на то, чтобы любой из

арбитражных судов, рассматривающий споры между организациями,

расположенными в различных регионах России, как и споры с участием

иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части

единой системы. Это означает, что арбитражный суд применяет единое

материальное и процессуальное законодательство при равной для всех

возможности обжалования судебных решений и обеспечения судебной защиты.

Особое значение для арбитражного законодательства имеет включение

в правовую систему норм международного права (ст. 15 Конституции Российской

Федерации) и возможность применения арбитражными судами иностранных законов

(ст. 12 АПК РФ).

До недавнего времени экономические споры с участием иностранного

элемента рассматривались в Российской Федерации преимущественно в

Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате

Российской Федерации, являвшимся фактически "арбитром-монополистом" по

данной категории споров. В то же время оказалась незадействованной целая

сеть арбитражных судов, созданная специально для разрешения экономических

споров. Предоставление участникам хозяйственных отношений, осложненных

иностранным элементом, возможности разрешать споры в арбитражных судах

Российской Федерации расширило право выбора сторон и сократило сроки

разрешения конфликтов.

Дела с участием иностранных инвесторов, которые прежнее

законодательство относило к подведомственности судов общей юрисдикции,

теперь также подведомственны арбитражным судам. Однако однозначно ли

действующим законодательством решен вопрос о разграничении компетенции

арбитражных судов и судов общей юрисдикции? Попытаемся ответить, во-первых,

на этот вопрос.

Из содержания статей 1 и 3 Закона РСФСР "Об иностранных

инвестициях в РСФСР", в которых приводится перечень лиц - иностранных

инвесторов, а так же путей осуществления иностранных инвестиций, следует,

что возможны две основные формы деятельности иностранных инвесторов:

1) предприятия с иностранными инвестициями с правами юридического

лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность в

России через представительства или филиалы, либо без таковых.

Двум указанным формам соответствуют и две категории судебных дел

с участием иностранных инвесторов:

– споры, в которых в качестве одной из сторон выступает

иностранный инвестор - юридическое лицо, зарегистрированное на территории

России в соответствии с российским законодательством;

— споры, в которых в качестве одной из сторон выступает

иностранное юридическое лицо, действующее через обособленное подразделение

или непосредственно[8].

Вопрос о подведомственности возникает в том случае, когда

процессуальным оппонентом предприятия с иностранными инвестициями выступает

какой либо государственный орган России, а сам спор носит административно-

правовой характер.

Механизм определения подведомственности дел с участием

иностранных инвесторов и государственных органов может иметь особенности в

зависимости от того, кто является инициатором судебного спора, а кто

отвечающей стороной. Так, при обращении инвестора в суд общей юрисдикции,

дело рассматривается по правилам не искового производства, а производства,

возникающего по делам из административно-правовых отношений (глава 22 ГПК

РСФСР). Согласно п.3 ст. 25 ГПК РСФСР дела, возникшие из административно-

правовых отношений, перечисленных в ст. 231 ГПК, подведомственны судам. В

п. 2 данной статьи говорится о делах по жалобам на действия органов и

должностных лиц в связи с наложением административных взысканий.

Во втором и третьем абзацах ст. 9 Закона "Об иностранных

инвестициях в РСФСР" также говориться о том, что споры иностранных

инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с государственными

органами РСФСР подлежат рассмотрению в судах РСФСР.

Указанный Закон не налагает ограничений на категории дел, которые

могут быть рассмотрены в судах общей юрисдикции. И по сложившейся до

принятия в 1995 году АПК РФ практике, районные (городские) суды принимали к

рассмотрению любые дела, заявляемые иностранными инвесторами. Попытки же

обратиться в арбитражные суды для разрешения таких споров, напротив, не

имели успеха.

Но со вступлением в действие нового АПК РФ у предприятий с

иностранными инвестициями появилась возможность для обращения в арбитражный

суд (ст. 22 АПК РФ).

Таким образом, в законодательстве как бы установилась

альтернативная подведомственность данной категории дел, что создает

правовую неопределенность.

Следует признать, что в настоящее время законодательство не содержит

четких указаний о подведомственности административно-правовых споров с

участием иностранных инвесторов. В то же время можно констатировать, что

после вступления в действие АПК РФ 1995 года судебная практика развивается

по пути отнесения указанной категории дел к подведомственности арбитражных

судов с изъятиями, сделанными в упомянутом постановлении Пленума.

По-видимому, на основании п. 4 ст. 25 ГПК РСФСР и ст. 212 АПК РФ

иностранные юридические лица по-прежнему имеют право обращаться с исками,

как в арбитражные суды, так и в суды общей юрисдикции.

Кроме того, касаясь вопроса подсудности спора, следует отметить, что

согласно действующему законодательству, если дело осложнено иностранным

элементом, стороны могут самостоятельно определить подсудность спора

арбитражному суду Российской Федерации1. Если стороны не предусмотрели

своим соглашением порядок рассмотрения споров, то подсудность дел с

участием иностранного элемента определяется на основе порядка,

определенного в АПК РФ. В ряде случаев этот порядок может быть предусмотрен

международным договором. Важно отметить то обстоятельство, что

законодательство Российской Федерации не оговаривает форму соглашения

сторон о подсудности. Соглашение сторон о передаче на разрешение

арбитражного суда разногласий или об изменении подсудности может быть

выражено в различных формах, в том числе и путем действий (подача иска,

ответ на иск, представление доказательств), свидетельствующих о молчаливом

согласии участников экономических отношений на рассмотрение спора в

арбитражном суде России.

Молчаливое согласие сторон на изменение подсудности и в связи с

этим вступление в действие принципа эстоппеля - потери права

ссылаться на прежнее соглашение (арбитражную оговорку) - общепринятая

мировая судебная практика при рассмотрении споров с иностранным элементом.

Следовательно, арбитражные суды должны принимать во внимание действия

сторон, свидетельствующие о выборе подсудности в смысле статьи 30 АПК РФ.

Возможно ли изменение подсудности дел, подведомственных

арбитражному суду? Статьи 23 и 30 АПК РФ позволяют сторонам своим

соглашением устанавливать и изменять территориальную и альтернативную

подсудность. Однако такое соглашение должно быть заключено до принятия

арбитражным судом решения. Арбитражным судам Российской Федерации

приходилось разрешать эту проблему.

В качестве примера можно привести спор, рассмотренный арбитражным

судом г. Москвы по иску российской внешнеторговой компании. Внешнеторговый

контракт содержал арбитражную оговорку о передаче спора в третейский суд.

Между тем иск был подан в Российский арбитражный суд. Ответчик - английская

фирма - представил свои возражения на иск, доказательства в их обоснование,

участвовал в заседаниях при рассмотрении спора в первой и апелляционной

инстанциях. Арбитражный суд требования истца удовлетворил, и в данном

случае стороны договора при рассмотрении спора своими действиями изменили

первоначальную договоренность о выборе суда1.

3.2. Арбитражное рассмотрение споров в практике российских организаций

Отечественное законодательство признает силу соглашения об арбитраже,

заключенного между сторонами. Согласно Закону Российской Федерации от

07.07.93 №5538-1 «О международном коммерческом арбитраже», в международный

могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других

гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых

и иных видов международных экономических связей, если коммерческое

предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а так же споры

предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и

организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой,

споры с их участниками, а равно их споры с другими субъектами Российской

Федерации.

Постоянно действующими арбитражными организациями в России являются:

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) (до 1987 года он

назывался Внешнеторговой арбитражной комиссией – ВТАК) и Московская

арбитражная комиссия. Оба арбитража состоят при Торгово-промышленной

палате Российской Федерации (ТТП РФ) и представляют собой общественные (не

государственные) арбитражные организации. Аналогичные постоянно действующие

третейские суды по внешнеторговым спорам имеются и при торговых палатах

Венгрии, Польши, Болгарии, а так же Украины, Латвии и других государств1.

Для рассмотрения спора в порядке арбитража в МКАС или МАК необходимо,

во-первых, чтобы он относился к категориям споров, рассмотрение которых

входит в компетенцию этого арбитража, и, во-вторых, чтобы имелось

соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение данного арбитража.

Закон «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. составлен на

основе Типового закона ЮНИСТРАЛ. Он распространяется как на изолированный

арбитраж, так и на постоянно действующий. В приложении к закону даны

положения о двух постоянно действующих на территории России арбитражах –

МКАС и МАК. Таким образом, в соответствии с законом не создавались какие-то

новые арбитражные органы.

Споры разрешаются арбитрами, утвержденными президиумом ТТП РФ на срок

4 года из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в

области разрешения споров, рассматриваемых судом.

При наличии соглашения сторон о передаче спора Арбитражному суду

исключается право какой либо стороны передавать спор на разрешение

государственного суда или другого арбитража в стране или за рубежом.

Каждое дело рассматривается в Арбитражном суде арбитражем в составе

трех арбитров или единоличным арбитром. Образование состава арбитража, а

так же избрание сторонами единоличного арбитра или назначение его

осуществляется в соответствии с Регламентом Арбитражного суда.

В случае если передача спора на разрешение Арбитражного суда

предусмотрена в контракте, а одна из сторон уклоняется от образования

состава арбитража по данному делу, председатель Арбитражного суда по

просьбе другой стороны принимает меры к образованию состава суда.

Вопрос о компетенции арбитража рассматривать конкретное дело по

существу решается самими арбитражем. Арбитражный суд рассматривает споры на

основе применимых норм материального права, руководствуясь, если спор

возник из договорных отношений, условиями договора и учитывая торговые

обычаи.

При производстве дел в Арбитраже применяются правила Регламента

Арбитражного суда, а так же относящиеся к международному коммерческому

арбитражу положения внутреннего права. В остальном, производство дел

осуществляется по усмотрению состава арбитража при условии равного

отношения к сторонам и с тем, чтобы каждой стороне была предоставлена

возможность надлежащей защиты своих интересов1.

Решения суда являются окончательными и не подлежат обжалованию. Они

должны исполняться сторонами добровольно и в срок, установленный судом.

Если срок исполнения в решении не указан, оно подлежит немедленному

исполнению.

Решение суда, не исполненное стороной, против которой оно вынесено,

приводится в исполнение в соответствии с законом и международными

договорами.

3.3. Признание и исполнение арбитражных решений

Сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, заинтересована

в возможности обратить взыскание на имущество ответчика, находящееся часто

за пределами того государства, где вынесено решение. В договорах о торговле

и мореплавании содержатся нормы, предусматривающие признание арбитражных

соглашений, равно как и признание, и исполнение основанных на этих

соглашениях арбитражных решений.

Признание иностранных арбитражных соглашений и приведение в исполнение

иностранных арбитражных решений урегулированы многосторонней конвенцией,

принятой в Нью-Йорке в 1958 году. Конвенция действует для РФ, Беларуси,

Украины, Латвии и др. В ней участвуют 84 государства.

В конвенции предусматривается признание письменных соглашений, по

которым стороны договорились передать в арбитраж спор по конкретному делу.

Суды государств-участников обязуются, если к ним поступает дело, по

которому его стороны заключили арбитражное соглашение, направить его в

арбитраж2.

Согласно российскому законодательству, арбитражное решение, независимо

от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при

подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение

(ст. 35 Закона «О международном коммерческом арбитраже»).

Согласно ст. 36 этого Закона, в определенных строго ограниченных

случаях может быть отказано в признании или приведении в исполнение

арбитражного решения (недействительность арбитражного соглашения,

недееспособность стороны в таком соглашении, не уведомление стороны о

назначении арбитра и об арбитражном разбирательстве и ряд других). Кроме

того, в признании и приведении в исполнение может быть отказано, «если суд

найдет, что объект спора не может быть предметом арбитражного

разбирательства по закону Российской Федерации или признание и приведение в

исполнение этого арбитражного решения противоречит публичному порядку

Российской Федерации»1.

Статья 437 ГПК предусматривает, что порядок исполнения в РФ решений

иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными

договорами. Если международный договор, на основании которого испрашивается

признание и исполнение, а нашей стране арбитражного решения, не

устанавливает перечня документов, прилагаемых к ходатайству о разрешении

принудительного исполнения, или оснований для отказа в признании и

исполнении, перечень таких документов и такие основания определяются

соответственно по правилам ч. V ст. IV Нью-Йоркской конвенции 1958 года.

Это положение установлено в п.11 Указа «О признании и исполнении в СССР

решений иностранных судов и арбитражей» Президиума Верховного Совета СССР

от 21 июня 1988 года. Решение иностранного арбитража может быть предъявлено

к принудительному исполнению в РФ в течение 3 лет с момента вступления его

в силу. Решения иностранных арбитражей исполняются в нашей стране на

началах взаимности2.

В заключение отметим, что большую сложность на практике вызывает

решение вопроса о так называемых мерах по предварительному обеспечению

иска, по делам, подлежащим рассмотрению в Международном коммерческом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.