Правовое положение иностранных граждан в России
Правовое положение иностранных граждан в России
| |
|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО |
|ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ |
|УНИВЕРСИТЕТ |
| |
|Факультет менеджмента |
|Кафедра ОП и ВЭД |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Реферат |
| |
|по дисциплине: «Международное право» |
|на тему : |
|«Правовое положение иностранных граждан в России» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: студент |
|группы ВЭД-95-1 |
|Иванов Олег |
|Проверил: |
|Денисова Н. В. |
| |
| |
| |
| |
|Тюмень 1999 |
Введение
Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без
гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм
международного права, международных договоров, права страны гражданства
(страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким
является понимание правового положения (правового статуса) иностранного
гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых
этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. В
международном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих
в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения,
осложненные иностранным элементом.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином
властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим
финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не
применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК
РФ). Вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства,
возникающие в сфере соответствующих отраслей публичного права, находятся
большей частью за рамками рассматриваемой темы и затрагиваются в настоящей
работе в основном в силу их тесной связи с отношениями, составляющими
предмет международного частного права. Исключение образует процессуальное
право: вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства в
международном гражданском процессе относятся к области науки международного
частного права.
Иностранцы в России
В Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным
гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного
государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без
гражданства —лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не
имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62
Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное
гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным
договором. Наличие у гражданина Российской федерации гражданства
иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от
обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не
предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Гражданин
Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство
иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России
как российский гражданин.
Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно
нормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национального
режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданств пользуются в
Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российским
гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или
международным договором (п. 3 ст. 62); конкретизирует реализацию
приведенных предписаний (ст. 18).
Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности от 13 октября 1995 г. так подходит к разграничению различных
категорий иностранных участников внешнеторговой деятельности, являющихся
физическими лицами: это –«иностранные граждане, гражданская
правоспособность и дееспособность которых определяется по праву
иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без
гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву
иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное
местожительства» (ст. 2).
От понятий «правовое положение», «правовой статус» следует отличать
понятие «правовой режим». Оно обозначает начала, принципы, на которых
строится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в стране
пребывания. Такими началами в международном частном праве являются прежде
всего равенство, не дискриминация. Режим иностранцев (правовое положение
иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей
иностранцев на территории данного государства. Существуют три вида режима
иностранцев:
1. Национальный режим - означает уравнивание иностранцев в той или иной
области с собственными гражданами государства пребывания;
2. Режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранцам в
какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо
области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого
третьего государства, находящихся на территории данного государства в
наиболее выгодном в правовом плане;
3. Специальный режим - предоставление иностранцам в какой-либо области
определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей,
отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для
собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок
перехода государственной границы жителям приграничных районов.
Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим
иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается:
V политических прав иностранцев;
V военной службы иностранцев
V регулирования въезда и выезда иностранцев;
V установления пределов уголовной юрисдикции государств в отношении
иностранцев;
V дипломатической защиты.
Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в стране
пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица,
совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей.
Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят
подвижный характер, изменяются с течением времени под влиянием многих
обстоятельств.
Необходимым условием международного гражданского обмена является
равенство его участников. Последовательное соблюдение этого принципа,
исключение из практики частноправовых отношений дискриминации их участников
— проблемы, решение которых предполагает обращение к средства
международного частного права.
Практика международного общения выдвигает на первый план задачу
совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев и
лиц без гражданства. Применительно к российскому законодательству речь идет
прежде всего о национальном режиме как основном для этой категории лиц.
Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан и лиц без
гражданства в правах и обязанностях к гражданам страны пребывания.
Российское законодательство подняло регулирование вопроса о предоставлении
национального режима на уровень конституционной нормы с широкой сферой
применения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в
Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несут
обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных
федеральным законом или международным договором РФ.
Объем правомочий иностранных граждан фиксируется законодательством
различными способами. Зачастую решения о правомочиях иностранных граждан
прямо указываются в законе. Но возможно и иное, наделение иностранцев
правомочиями или, напротив, непредоставление им правомочий производятся без
прямого упоминания об иностранцах, посредством формул, относящихся к любым
гражданам или только к российским гражданам. В первом случае под гражданами
понимаются также иностранные граждане, во втором случае на иностранных
граждан решение не распространяется.
Из конституционного правила следует, что любое отклонение от
национального режима - будь то умаление прав иностранцев (лиц без
гражданства) или их расширение по сравнению с правами российских граждан —
возможно лишь на основе федерального закона или международного договора РФ.
Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан,
опирающиеся на нормы международного права, вытекают из самой природы
гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством,
выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности. Из ст. 25 Международного пакта о гражданских и
политических правах следует, что лишь гражданин вправе принимать участие в
ведении государственных дел, как непосредственно, так и через посредство
свободно выбранных представителей, допускаться в своей стране к
государственной службе.
Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1
ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и
органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст.
32) закреплено за гражданами Российской Федерации. Граждане Российской
Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в
отправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина Российской
Федерации возлагается обязанность военной службы; защита Отечества является
его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59).
Соответственно только граждане Российской Федерации могут быть
государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, поступить
на службу в милицию, в органы налоговой полиции. С принадлежностью к
гражданству Российской Федерации связана работа судьей, прокурором,
следователем, государственным нотариусом. Не являются государственными
служащими адвокаты и частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью,
непосредственным образом связанной с отправлением государственных функций,
должны быть российскими гражданами.
Законодательство Российской Федерации ограничивает для иностранных
граждан возможность входить в экипаж морского судна и летный экипаж
гражданского воздушного судна РФ.
Наиболее полно права и обязанности иностранных граждан изложены в
Законе СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Различая
постоянно проживающих и временно пребывающих иностранных граждан, Закон
ставит в зависимость от этого обстоятельства предоставление им ряда прав
(например, пользование медицинской помощью наравне с гражданами России,
право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального
обеспечения на общих основаниях с гражданами России, право на основаниях и
в порядке, установленных для граждан России, получить в пользование жилое
помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-
строительных кооперативов).
В области частного и прежде всего гражданского права национальный режим
применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила,
установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с
участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное
непредусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах,
определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания
возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных
прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие
имущественные- и связанные с ними личные неимущественные отношения,
основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности
их участников. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве
собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься
предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью
не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица
самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
избирать место жительства; иметь иные имущественные и личные
неимущественные права. «Если иное не предусмотрено федеральным законом» —
говорится в ст. 2 ГК РФ о применении правил гражданского законодательства к
отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и
иностранных юридических лиц. Следуя конституционной норме, ст. 2 ГК
исключает, таким образом, возможность ограничения национального режима на
основании федеральных подзаконных актов (актов Президента РФ, Правительства
РФ, федеральных органов исполнительной власти), а также актов субъектов
федерации.
В соответствии со ст. 7 ГК РФ «иное» может быть предусмотрено также
международным договором РФ. Однако действие принципа национального режима
не может быть ограничено положениями международного договора РФ, решение о
согласии на обязательность которого для Российской Федерации выражено в
форме подзаконного акта.
Нет необходимости доказывать остроту вопросов, связанных с правом
собственности на землю. До настоящего времени не принят новый Земельный
кодекс РФ, не введена в действие глава 17 ГК РФ «Право собственности и
другие вещные права на землю». Право юридических и физических лиц, включая
иностранцев и лиц без гражданства, быть покупателями земельных участков
предусматривалось в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Порядок
продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных
предприятий, расширении и дополнительному строительстве этих предприятий, а
также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской
деятельности», утратившем в этой части силу.
Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
право на страховую защиту предоставляется иностранным гражданам наравне с
российскими гражданами.
Иностранные граждане могут быть участниками хозяйственных обществ и
товариществ. Создание иностранными гражданами хозяйственных обществ и
товариществ осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Законом
РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», а также иными актами
российского законодательства. Так, в Федеральном законе «Об акционерных
обществах» (п. 6 ст. 9) предусматривается, что создание такого общества с
участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с
федеральными законами об иностранных инвестициях.
Иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане,
имеющие постоянное место жительства за границей, могут быть иностранными
инвесторами в Российской Федерации при условии, что они зарегистрированы
для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или
постоянного места жительства. Правовой режим иностранных инвестиций, а
также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть
менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и
Страницы: 1, 2
|