скачать рефераты

МЕНЮ


Правовое положение иностранных граждан в России

Правовое положение иностранных граждан в России

| |

|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО |

|ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

|ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ |

|УНИВЕРСИТЕТ |

| |

|Факультет менеджмента |

|Кафедра ОП и ВЭД |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Реферат |

| |

|по дисциплине: «Международное право» |

|на тему : |

|«Правовое положение иностранных граждан в России» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Выполнил: студент |

|группы ВЭД-95-1 |

|Иванов Олег |

|Проверил: |

|Денисова Н. В. |

| |

| |

| |

| |

|Тюмень 1999 |

Введение

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без

гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм

международного права, международных договоров, права страны гражданства

(страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким

является понимание правового положения (правового статуса) иностранного

гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых

этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. В

международном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих

в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения,

осложненные иностранным элементом.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином

властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим

финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не

применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК

РФ). Вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства,

возникающие в сфере соответствующих отраслей публичного права, находятся

большей частью за рамками рассматриваемой темы и затрагиваются в настоящей

работе в основном в силу их тесной связи с отношениями, составляющими

предмет международного частного права. Исключение образует процессуальное

право: вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства в

международном гражданском процессе относятся к области науки международного

частного права.

Иностранцы в России

В Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным

гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного

государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без

гражданства —лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не

имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62

Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное

гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным

договором. Наличие у гражданина Российской федерации гражданства

иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от

обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не

предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Гражданин

Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство

иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России

как российский гражданин.

Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно

нормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национального

режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданств пользуются в

Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российским

гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или

международным договором (п. 3 ст. 62); конкретизирует реализацию

приведенных предписаний (ст. 18).

Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой

деятельности от 13 октября 1995 г. так подходит к разграничению различных

категорий иностранных участников внешнеторговой деятельности, являющихся

физическими лицами: это –«иностранные граждане, гражданская

правоспособность и дееспособность которых определяется по праву

иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без

гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву

иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное

местожительства» (ст. 2).

От понятий «правовое положение», «правовой статус» следует отличать

понятие «правовой режим». Оно обозначает начала, принципы, на которых

строится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в стране

пребывания. Такими началами в международном частном праве являются прежде

всего равенство, не дискриминация. Режим иностранцев (правовое положение

иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей

иностранцев на территории данного государства. Существуют три вида режима

иностранцев:

1. Национальный режим - означает уравнивание иностранцев в той или иной

области с собственными гражданами государства пребывания;

2. Режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранцам в

какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо

области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого

третьего государства, находящихся на территории данного государства в

наиболее выгодном в правовом плане;

3. Специальный режим - предоставление иностранцам в какой-либо области

определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей,

отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для

собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок

перехода государственной границы жителям приграничных районов.

Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим

иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается:

V политических прав иностранцев;

V военной службы иностранцев

V регулирования въезда и выезда иностранцев;

V установления пределов уголовной юрисдикции государств в отношении

иностранцев;

V дипломатической защиты.

Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в стране

пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица,

совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей.

Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят

подвижный характер, изменяются с течением времени под влиянием многих

обстоятельств.

Необходимым условием международного гражданского обмена является

равенство его участников. Последовательное соблюдение этого принципа,

исключение из практики частноправовых отношений дискриминации их участников

— проблемы, решение которых предполагает обращение к средства

международного частного права.

Практика международного общения выдвигает на первый план задачу

совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев и

лиц без гражданства. Применительно к российскому законодательству речь идет

прежде всего о национальном режиме как основном для этой категории лиц.

Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан и лиц без

гражданства в правах и обязанностях к гражданам страны пребывания.

Российское законодательство подняло регулирование вопроса о предоставлении

национального режима на уровень конституционной нормы с широкой сферой

применения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в

Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несут

обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных

федеральным законом или международным договором РФ.

Объем правомочий иностранных граждан фиксируется законодательством

различными способами. Зачастую решения о правомочиях иностранных граждан

прямо указываются в законе. Но возможно и иное, наделение иностранцев

правомочиями или, напротив, непредоставление им правомочий производятся без

прямого упоминания об иностранцах, посредством формул, относящихся к любым

гражданам или только к российским гражданам. В первом случае под гражданами

понимаются также иностранные граждане, во втором случае на иностранных

граждан решение не распространяется.

Из конституционного правила следует, что любое отклонение от

национального режима - будь то умаление прав иностранцев (лиц без

гражданства) или их расширение по сравнению с правами российских граждан —

возможно лишь на основе федерального закона или международного договора РФ.

Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан,

опирающиеся на нормы международного права, вытекают из самой природы

гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством,

выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и

ответственности. Из ст. 25 Международного пакта о гражданских и

политических правах следует, что лишь гражданин вправе принимать участие в

ведении государственных дел, как непосредственно, так и через посредство

свободно выбранных представителей, допускаться в своей стране к

государственной службе.

Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1

ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и

органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст.

32) закреплено за гражданами Российской Федерации. Граждане Российской

Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в

отправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина Российской

Федерации возлагается обязанность военной службы; защита Отечества является

его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59).

Соответственно только граждане Российской Федерации могут быть

государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, поступить

на службу в милицию, в органы налоговой полиции. С принадлежностью к

гражданству Российской Федерации связана работа судьей, прокурором,

следователем, государственным нотариусом. Не являются государственными

служащими адвокаты и частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью,

непосредственным образом связанной с отправлением государственных функций,

должны быть российскими гражданами.

Законодательство Российской Федерации ограничивает для иностранных

граждан возможность входить в экипаж морского судна и летный экипаж

гражданского воздушного судна РФ.

Наиболее полно права и обязанности иностранных граждан изложены в

Законе СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Различая

постоянно проживающих и временно пребывающих иностранных граждан, Закон

ставит в зависимость от этого обстоятельства предоставление им ряда прав

(например, пользование медицинской помощью наравне с гражданами России,

право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального

обеспечения на общих основаниях с гражданами России, право на основаниях и

в порядке, установленных для граждан России, получить в пользование жилое

помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-

строительных кооперативов).

В области частного и прежде всего гражданского права национальный режим

применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила,

установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с

участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное

непредусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах,

определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания

возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных

прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие

имущественные- и связанные с ними личные неимущественные отношения,

основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности

их участников. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве

собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься

предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью

не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица

самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

избирать место жительства; иметь иные имущественные и личные

неимущественные права. «Если иное не предусмотрено федеральным законом» —

говорится в ст. 2 ГК РФ о применении правил гражданского законодательства к

отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и

иностранных юридических лиц. Следуя конституционной норме, ст. 2 ГК

исключает, таким образом, возможность ограничения национального режима на

основании федеральных подзаконных актов (актов Президента РФ, Правительства

РФ, федеральных органов исполнительной власти), а также актов субъектов

федерации.

В соответствии со ст. 7 ГК РФ «иное» может быть предусмотрено также

международным договором РФ. Однако действие принципа национального режима

не может быть ограничено положениями международного договора РФ, решение о

согласии на обязательность которого для Российской Федерации выражено в

форме подзаконного акта.

Нет необходимости доказывать остроту вопросов, связанных с правом

собственности на землю. До настоящего времени не принят новый Земельный

кодекс РФ, не введена в действие глава 17 ГК РФ «Право собственности и

другие вещные права на землю». Право юридических и физических лиц, включая

иностранцев и лиц без гражданства, быть покупателями земельных участков

предусматривалось в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Порядок

продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных

предприятий, расширении и дополнительному строительстве этих предприятий, а

также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской

деятельности», утратившем в этой части силу.

Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

право на страховую защиту предоставляется иностранным гражданам наравне с

российскими гражданами.

Иностранные граждане могут быть участниками хозяйственных обществ и

товариществ. Создание иностранными гражданами хозяйственных обществ и

товариществ осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Законом

РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», а также иными актами

российского законодательства. Так, в Федеральном законе «Об акционерных

обществах» (п. 6 ст. 9) предусматривается, что создание такого общества с

участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с

федеральными законами об иностранных инвестициях.

Иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане,

имеющие постоянное место жительства за границей, могут быть иностранными

инвесторами в Российской Федерации при условии, что они зарегистрированы

для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или

постоянного места жительства. Правовой режим иностранных инвестиций, а

также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть

менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.