скачать рефераты

МЕНЮ


Правовые аспекты международного коммерческого контракта

и продажу иностранной валюты, на открытие и ведение счетов в иностранных

центральных банках и других организациях занимающихся банковско-финансовой

деятельностью за рубежом;

32. осуществляет лицензирование операций, связанных с драг. металлами;

Национальный банк так же уполномочен на обеспечение приема, хранение и

обработку золота и драг. металлов (ст. 57 Указа).

5. Банковская система Республики Казахстан

и банковская деятельность

Банковская система Республики разделена на два уровня. Первый уровень

представляет Национальный Банк как административно-финансовый орган

государства, о положении которого мы уже вели речь выше.

Все иные банки относятся ко второму уровню. Среди банков второго

уровня различаются:

33. Депозитные банки - имеющие право принимать депозиты и осуществлять

иную банковскую деятельность;

34. Инвестиционные банки - банки второго уровня, основным видом

деятельности которых являются осуществление прямых и портфельных

инвестиций.

Другим классификационным рядом банков являются следующие виды

банковских учреждений:

35. Банки с иностранным участием (т.е. те более 50 % акций которых

находятся во владении, в собственности, управлении нерезидентов

Республики, резидентов с более 50 % участием иностранных субъектов;

36. Государственные банки;

37. Межгосударственные банки.

Банковская деятельность в Республике регулируется ГК РК, Указами о

банках и банковской деятельности, о Нацбанке и др. нормативно-правовыми

актами.

Банковская система Республики включает в себя также небанковские

финансовые учреждения, филиалы и представительства банков (ст.ст. 3-5 Указа

о банках и банковской деятельности).

Перечень видов деятельности, запрещенный законодательством для банков

установлен ст. 8 Указа.

6. Порядок и основания открытия и ликвидации банков.

Организационно-правовая форма создания банков

Порядок открытия банков, рецензируется главой 2 Указа о банках и

банковской деятельности.

Согласно ст. 12 Указа банки (за исключением государственных) создаются

в форме акционерных обществ закрытого типа без права выпуска акций на

предъявителя. Законодательством допускается преобразование банка в АО

открытого типа при условии его беспрерывного и безубыточного

функционирования в течение года с момента получения лицензии.

Порядок открытия банков носит явочно-разрешительный характер, т.е.

формальными основаниями открытия банков являются: заявление учредителей о

выдаче разрешения на открытие банка и разрешение Нацбанка.

Согласно ст. 19 Указа о банках к заявлению о выдаче разрешения на

открытие банка прилагаются следующие документы:

а) учредительные документы открываемого банка: учредительный договор,

устав, протокол принятия устава;

б) сведения об учредителях, бухгалтерские балансы учредителей;

в) список членов Наблюдательного совета открываемого банка;

г) бизнес - план создаваемого банка и др. сведения.

Уставной фонд банка определяется ст. 57 Указа О хозяйственных

товариществах и акционерных обществах - не менее 5 тыс. р/п для АОЗТ и 10

тыс. р/п для АООТ. В соответствии с п. 5 ст. 16 Указа О банках уставной

фонд созданного банка должен быть оплачен на 50 % к моменту его регистрации

и полностью в течении одного года со дня регистрации.

В отношении банков с участием нерезидентов в Указе (ст. ст. 21-22)

установлены дополнительные требования по документации.

В соответствии со ст. 23 Указа о банках заявление о выдаче разрешения

на осуществление банковской деятельности должно быть рассмотрено Нацбанком

в течении шести месяцев со дня представления заявителем последних

необходимых сведений.

Основаниями к отказу в выдаче разрешения относятся:

38. несоответствия учредительных документов законодательству;

39. неустойчивость финансового положения учредителей и др. основания

(ст. 24 Указа).

Государственная регистрация банка осуществляется Министерством юстиции

на основании разрешения Нацбанка.

Для осуществления же банковской деятельности законодатель

устанавливает необходимость получения соответствующей лицензии, которая

выдается Нацбанком при условии выполнения учредителями банка всех

техническо-организационных мероприятий и оплаты уставного фонда.

Ликвидация банков согласно ст.68 Указа о банках осуществляется по

следующим основаниям:

40. по решению акционеров при наличии разрешения Нацбанка;

41. по решению Нацбанка;

42. по решению суда в соответствии с законодательством.

Постановление Правления Национального банка об отзыве разрешения на

открытие банка и аннулировании лицензий является основанием для ликвидации

банка с момента его принятия. С даты принятия решения о принудительной

ликвидации банка и до начала работы ликвидационной комиссии оперативное

управление банком передается временному администратору, назначаемому

Нацбанком.

Основанием принудительной ликвидации банков по решению Нацбанка

является:

43. несоблюдение требований законодательства к руководящим работникам

банка;

44. осуществление банковской деятельности с систематическими нарушениями

законодательства;

45. систематическое нарушение договорных обязательств;

46. несоблюдение или нарушение нормативных актов или письменных

предписаний Нацбанка;

47. предоставление заведомо ложной отчетности Нацбанку либо не

предоставление отчетности вообще;

48. неоплата уставного фонда в течение года со дня получения лицензии;

49. банкротство банка;

50. нарушение законодательства в части, касающиеся правоспособности по

совершению тех или иных операций и др. (ст. ст. 48-49 Указа).

Принудительная ликвидация банков по решению правления Нацбанка

осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой Нацбанком (ст. 70

Указа о банках).

Дополнение к вопросу № 5

Банковская деятельность

Законодательством предусмотрен перечень операций, рассматриваемых как

банковская деятельность. К таким операциям в соответствии со ст. 30 Указа О

банках относятся: прием депозитов, кассовые операции, открытие и ведение

корреспондентских счетов, ссудные операции, клиринговые операции,

доверительные операции, сейфовые операции, ломбардные операции, эмиссия

чеков, организация обменных операций с иностранной валютой, инкассация и

пересылка банкнот, монет и ценностей.

Кроме того при наличии лицензии Нацбанка банки могут осуществлять

следующую деятельность: покупку, прием в залог, учет, хранение и продажу

драгметаллов и иных ценностей; инвестиционные операции за рубежом;

гарантийные операции; сдачу в аренду имущества с сохранением права

собственности арендателя и сдаваемое имущество; эмиссию собственных ценных

бумаг; факторинговые операции; форфентинговые операции (ст. 30 Указа).

7. Предмет и понятие финансово-банковского права.

Методы правового регулирования в финансово-банковском праве.

Финансово-банковское право это институт (подотрасль) финансового

права, регулирующий отношения связанные с организацией и контролем за

банковской деятельностью в Республике, а также опосредующий отношения по

участию государственных финансовых институтов в финансовых отношениях

(денежно-кредитная политика Нацбанка, валютное регулирование, банковская

деятельность).

Предметом финансово-банковского права являются отношения, возникающие

в процессе государственного регулирования банковской деятельности,

денежного обращения, расчетов и валютных отношений.

Методы, используемые в финансово-банковском праве разделяются на:

императивные (Нацбанк и другие участники банковских отношений);

диапозитивные (Коммерческие банки и их клиенты);

Задача № 4

Понятие страхования и страховой деятельности

Отношения связанные со страхованием в РК регулируются в настоящее

время Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от

3.10.95 “О страховании”, а также ГК РК и др. нормативно-правовыми актами.

Согласно ст. 1 Указа О страховании, страхование представляет собой

отношение по имущественной защите интересов физических и юридических лиц

(застрахованных) при наступлении определенных страховых случаев посредством

выплаты страховых возмещений за счет денежных фондов, формируемых

страховщиками из уплачиваемых им страхователями страховых платежей, а также

иных источников, не запрещенных законодательством.

Страховая деятельность это разновидность коммерческой деятельности,

осуществляемая на основе лицензии, связанная с предоставлением страховщиком

услуг по страхованию и перестрахованию рисков.

2. Виды страхования

В законодательстве и в теории основными классификационными признаками

разделения страхования на виду служат: 1) признак объекта; 2) способ

заключения.

По объектам различают имущественное и личное страхование. По способу

заключения или точнее степени обязательности: добровольное и обязательное.

К имущественному страхованию относится страхование имущества и риска

его гибели (страхования предпринимательских рисков, страхование гражданско-

правовой ответственности владельцев источника повышенной опасности и пр.).

Личное неимущественное страхование это страхование жизни и здоровья и пр.

Отличие между обязательным и добровольным страхованием заключается в

том, что обязательное страхование осуществляется на основе

законодательства. Добровольное страхование строится на соглашении сторон,

по принципу равенства и диспозитивности.

В РК разработан ряд актов, регулирующих обязательное страхование.

Например, действует Указ Президента, имеющий силу Закона от 15.06. 1995 “О

медицинском страховании, кроме того разработано Постановление Правительства

Республики Казахстан Об обязательном страховании гражданско-правовой

ответственности владельцев автотранспортных средств.

3. Орган государственного страхового надзора

Функции и права Госстрахнадзора

Согласно ст. 40 Указа О страховании государственный страховой надзор в

РК осуществляется Госстрахнадзором.

Функции Госстрахнадзора являются:

выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;

2. контроль за соблюдением гражданами и юр. лицами законодательства об

обязательном страховании;

3. контроль за соответствием договоров страхования законодательству;

4. контроль за недопустимостью деятельности зарубежных страховщиков (ст.

41 Указа).

Правомочия Госстрахнадзора сводятся к следующим:

получение от страховщиков отчетности;

проведение проверок;

обращаться в суд с исками;

давать страховщикам обязательные для исполнения предписания;

приостанавливать действия лицензий на право осуществления страховой

деятельности и др. (ст. 42 Указа).

4. Деятельность иностранных юридических лиц

и иностранных граждан на территории Казахстана

в области страхования

Ныне действующее законодательство РК о страховании исходит из принципа

необходимости поддержки отечественных страховщиков путем запрета

иностранным субъектам возможности осуществления страхования на прямую (п.

2. Ст. 8 Указа).

В соответствии с п. 2. Ст. 8 Указа О страховании иностранные

юридические лица, включая иностранные страховые организации и иностранные

граждане вправе быть участниками страховых и перестраховочных организаций с

максимальной долей участия в уставном фонде не более 50%.

Иностранные субъекты могут осуществлять перестраховочную деятельность

в Казахстане через филиалы и представительства (п. 3. Ст. 8 Указа).

Иностранные субъекты могут также оказывать посреднические услуги

страховщикам РК по перестрахованию за рубежом в виде брокеров, филиалов и

представительств (п. 4 ст. 8 Указа).

5. Участники страховых отношений; страхователи,

страховщики, застрахованные,

выгодоприобретатели

Страхователь - это лицо заключившее договор страхователя. Им может

быть любое правосубъектное лицо (физическое или юридическое).

Страховщик - это коммерческая организация, занимающаяся страховой

деятельностью, имеющая на это лицензию.

Застрахованные - лица, в отношении которых осуществляется страхование.

Согласия застрахованного, являющегося третьим лицом, при заключении

договора не требуется. Как правило застрахованный должен иметь интерес в

сохранении объекта (предмета) страхования.

Выгодоприобретатель - лицо, которое в соответствии с договором или

законодательством об обязательном страховании является получателем

возмещения.

6. Договор страхования, страховой случай,

прекращение договора страхования, двойное страхование, сострахование и

перестрахование

Договор страхования - это соглашение между страхователем и

страховщиком, по которому первый обязуется оплатить страховые платежи, а

второй выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая.

Страховой случай - это событие, с наступлением которого договор

страхования предусматривает выплату страхового возмещения (ст. 20 Указа).

Случаи прекращения договора страхования. Законодательством о

страховании предусмотрены специальные помимо оснований, предусмотренных в

ГК РК случаи прекращения договора страхования:

прекращение существования объекта страхования;

при смерти застрахованного, не являющегося страхователем;

отчуждение страхователем объекта имущественного страхования;

не внесение страхователем очередных страховых взносов;

выплата страховщиком страхового возмещения по первому наступившему

страховому случаю и др. (ст. 26 Указа).

Двойное страхование - это страхование одного и того же объекта у

нескольких страховщиков. При этом в случае наступления страхового случая

каждый из страховщиков выплачивает возмещение в соответствии со своим

договором. Однако общая сумма возмещений не может превышать реального

ущерба (ст. 31 Указа).

Сострахование - это страхование одного субъекта у нескольких

страховщиков по одному договору (ст. 33 Указа).

Перестрахование - обеспечение страховщиком покрытия риска исполнения

своих обязательств у другого страховщика (ст. 34 Указа).

7. Предмет и понятие финансово-страхового права

Финансово-страховое право это подотрасль финансового права,

представляющая собой совокупность экономических отношений, посредством

которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на

добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые

фонды.

Предметом финансово-страхового права являются отношения

государственных органов в сфере страхования по обеспечению

централизованного создания страховых фондов, отношения между

Госстрахнадзором и страховщиками, отношения по добровольному и

обязательному страхованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Химичева Н. И. Финансовое право. - М., Бек, 1995, - 525 с.

2. Гуреев В. И. Налоговое право. - М., Экономика, 1993, - 255 с.

3. Пепеляев С. Г. Основы налогового права. - М. Инвест фонд, 1995,- 465

с.

4. Ефимова Л. НГ. Банковское право. - М., Бек, 1994.

Указ Президента, имеющий силу Закона от 3 октября 1995 г. “О страховании.

Указ Президента, имеющий силу Закон от 30 марта 1995 г., “О Национальном

банке Республики Казахстан”.

Указ Президента, имеющий силу закона от 14.04.93 “О валютном регулировании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономика нашей страны в 70-е, 80-е годы была по существу замкнутой и

закрытой, потому что не была вовлечена в те качественные изменения, которые

определяли развитие экономических отношений в мире.

Наблюдается постепенное стирание экономических границ между странами,

создается единый экономический организм, подчиняющийся одним и тем же общим

законам. Национальная политика в области экономики отдельно взятой страны

будет эффективной только тогда, когда она скоординирована с экономическими

стратегиями других стран. Весомое тому подтверждение - пример Европейского

союза (ЕС). Конечно, от экономической интеграции выигрывают все страны, но

выигрывают по-разному: одни больше, другие - меньше.

В 1991 году перестала существовать общесоюзная система

централизованного планирования, происходит переход к рыночной экономике.

Став независимым суверенным государством, Казахстан получил

возможность самостоятельно осуществлять свою внешнеэкономическую

деятельность. Современный этап внешнеэкономической деятельности

характеризуется существенными изменениями в установлении договорных связей

с иностранными государствами. В процессе экономических реформ в Казахстане

предприятия получили право самостоятельно выходить на внешний рынок,

самостоятельно заключать коммерческие контракты с иностранными

контрагентами.

В этой связи представляется особенно важным изучение контрактного

права РК, а также изучение международных актов. Законодательство РК в

данной области не достаточно усовершенствовано. Юридическая наука регулярно

изучает данную проблему, разрабатывает теоретическую основу, выдвигает

механизмы совершенствования. На современном этапе меняется методологический

подход правового регулирования внешнеэкономических отношений.

Важным условием в процессе совершенствования контрактного права

Республики Казахстан является практика международной коммерческой

деятельности государства и его субъектов.

Казахстан стал членом многих международных организаций, ратифицировал

ряд международных конвенций.

Процесс дальнейшего развития контрактного права, думается, должен

сопровождаться заключением Республикой Казахстан с иностранными

государствами, с государствами СНГ двусторонних соглашений о взаимном

сотрудничестве, об оказании правовой помощи, об отмене опытом, информацией

в области заключения и исполнения коммерческих контрактов.

Данные выводы не исчерпывают всего многообразия проблем унификации

законодательства. Необходимы усилия многих ученых-юристов: теоретиков и

практиков в деле дальнейшего развития контрактного права в Республике

Казахстан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М. М. Международное частное право. - М.: Международные

отношения, 1994.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: Закон и право,

ЮНИТИ, 1996.

3. Гражданское и торговое право капиталистических стран. Под ред. В. П.

Мозолина. - М. 1980.

4. Зыкин И. С. Договор во внешнеэкономической деятельности. - М.:

Международные отношения, 1990.

5. Международные расчеты по коммерческим операциям. - М. :

Консалтбанкир, 1992.

6. Назаров В. Англо-американское торговое право. - М. : ИНФОСЕРВ, 1994.

7. Сарсембаев М. А. Международное частное право.

8. Томсинов В. А. Внешнеторговые сделки: Практические рекомендации по

составлению контрактов. - М. : ТАНТРА, 1994.

9. Фолсом Р. Х., Гордон, Дж. А. Спаногл. Международные сделки. - М.:

Логос, 1996.

10. Шмиттгофф. Экспорт: право и практика международной торговли. - М. :

Кор. лит., 1993.

11. Зыкин И. С. Форма и порядок подписания внешнеэкономических сделок

// Государство и право, 1993 г.

12. Венская конвенция международной купли-продажи товаров, 1980 г.

13. Гражданский кодекс Республики Казахстан.

14. ИНКОТЕРМС-90.

15. Указ Президента РК от 11 января 1995 г. “О либерализации

внешнеэкономической деятельности”.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.