скачать рефераты

МЕНЮ


Внешнеэкономические договора

Внешнеэкономические договора

1.Договор международной железнодорожной перевозки

Внешнеэкономический договор (контракт) — это материально оформленное

соглашение двух ли больше субъектов внешнеэкономической деятельности и их

иностранных контрагентов, направленная на установление, изменение или

прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической

деятельности (ст. 1 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности").

Он составляется лишь в письменной форме субъектами, способными к его

заключению соответственно законодательству Украины или места заключения

договора (контракта). Вообще внешнеэкономические соглашения составляются

соответственно законодательству Украины и международных соглашений,

международных обычаев, рекомендаций международных органов и организаций,

если это не запрещено прямо и в исключительной форме законодательством

Украины.

Среди нормативно-правовых актов Украины, которые регулируют вопрос формы,

порядка заключения и выполнение внешнеторговых договоров (контрактов),

можно назвать следующие:

Гражданский кодекс Украины;

Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности";

Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23

сентября 1994 г.;

Закон Украины "О внесении изменений и дополнений к Закону Украины "О

порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 7 мая 1996 г.;

Закон Украины "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических

отношениях" от 15 сентября 1995 г.;

Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и

валютного контроля" от 19 февраля 1993 г.;

Указ Президента Украины "О мероприятиях по приведению в порядок расчетов

по договорам, которые составляют субъекты предпринимательской деятельности

Украины";

Указ Президента Украины "О применении Международных правил интерпретации

коммерческих сроков";

Постановление Кабинета Министров и Национального банка Украины "Про

типичные платежные условия внешнеэкономических договоров (контрактов) и

типичные формы защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам

(контрактам), которые предусматривают расчеты в иностранной валюте" от 21

июня 1995 г.;

Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное

приказом МВЭСторга Украины от 5 октября 1995 г. (зарегистрированное в

Министерстве юстиции Украины 9 октября 1995 г. за № 367/903).

Соответственно указанных и иных нормативно-правовых актов права и

обязанности сторон по внешнеэкономическому договору (контрактом)

определяются правом страны, избранной сторонами во время заключения

договора (контракта) или вследствие дальнейшего согласования. В случае

отсутствия такого согласования применяется право страны, где основана,

имеет свое местонахождение или основное место деятельности сторона, которая

является перевозчиком в договоре перевозки;

(экспедитором — в договоре транспортно-экспедиционного обслуживания)

К правам и обязанностям сторон в других внешнеэкономических договорах

(контрактах) применяется право страны, где основана или имеет

местонахождение или основное место деятельности сторона, которая

осуществляет выполнение такого договора (контракта), что имеет решающее

значение для его содержания. В случае приема выполнение по

внешнеэкономическому договору (контрактом) берется во внимание право места

осуществления такого приема, если стороны не согласовали другое.

Условия, которые должны и могут быть предусмотрены внешнеэкономическим

договором (контрактом), устанавливает, в частности, Положение о форме

внешнеэкономических договоров (контрактов) от 5 октября 1995 г. К

обязательным условиям договора (контракта) относятся: название, номер

договора (контракта), дата и место его заключения; преамбула с указанием

полного и сокращенного наименования сторон и наименования документов,

которыми руководствуются контрагенты во время заключения договора

(контракта); предмет договора (контракта); количество и качество товара

(объемы выполнения работ, предоставления услуг); базисные условия поставки

товаров (приема/сдачи выполненных работ или услуг), в т.ч. с использованием

Международных правил интерпретации коммерческих сроков в редакции 1990 г.;

цена и общая стоимость договора (контракта); условия платежей; упаковка и

маркирование; форс-мажорные обстоятельства; санкции и рекламации; арбитраж;

юридические адреса, почтовые и платежные реквизиты сторон.

По договоренности сторон в договоре (контракте) могут предполагаться

дополнительные условия: страхование; гарантии качества; привлечение

субисполнителей к договору (контракта), агентов; нормы загрузки

(разгрузки); передача технической документации на товар; сохранение

торговых марок; порядок уплаты налогов, таможенных пошлин, сборов; защитные

предостережения; момент начала действия договора (контракта); количество

подписанных экземпляров договора (контракта); возможность и порядок

внесения дополнений и изменений к договору (контракта) и т.д.

Указанным Положением и другими нормативными актами установлен специальный

порядок подписания внешнеэкономического договора (контракта). В случае его

заключения физическим лицом договор подписывается только им. От лица других

субъектов внешнеэкономической деятельности контракт подписывают два лица:

такое, которое имеет право подписи контракта в соответствии с должностью

(предполагается в учредительных документах), и лицо, которое уполномочено

доверенностью, выданной за подписью руководителя субъекта

внешнеэкономической деятельности единолично, если учредительные документы

не предусматривают другое.

Внешняя торговля самым тесным образом связана с транспортом. Транспорт

осуществляет доставку товара от экспортера к импортеру. Его нормальное

функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по

контракту купли-продажи. Нарушение транспортного процесса ведет зачастую к

материальным потерям экспортера и импортера, делает товары

неконкурентоспособными.

Транспорт является важным дополнительным источником валютных

поступлений для государства. Многогранный и сложный процесс транспортного

обеспечения внешнеэкономических связей можно условно разбить на три

последовательные группы вопросов, решаемых до заключения контракта купли-

продажи, в процессе обсуждения сделки и ее реализации и после ее

завершения.

К первой группе вопросов относятся, прежде всего, проработка транспортных

условий предстоящего договора купли-продажи, анализ конъюнктуры рынков

транспортных услуг, тарифов и условий перевозки товара.

Ко второй - непосредственно определение транспортных условий контракта

и их реализация: планирование перевозок, организация упаковки, затаривания,

маркировки товара, заключение договоров на перевозки товара по внутренней

территории и за границей, оформление всей необходимой документации,

страхование, расчеты с перевозчиками.

К третьей группе относятся вопросы, связанные с разрешением исков и

споров, которые могут возникнуть между продавцом и покупателем и между

грузовладельцем и перевозчиком.

Правовой основой, которая регулирует взаимоотношения грузовладельца и

перевозчика при внутренних и внешних перевозках, служат постановления,

Устав железнодорожного транспорта, а также различные инструкции и положения

межведомственного характера.

Содержание отдельных транспортных операций во внешней торговле

определяется характером международных перевозок или международных

сообщений, которые подразделяются в зависимости от:

- предмета транспортных операций;

- вида транспорта; транспортной характеристики товара (генеральные,

массовые, наливные, газообразные);

периодичности (линейное, трамповое судоходство, регулярное воздушное

сообщение, чартерные перевозки);

-порядка прохождения границы (перегрузочные, транзитные);

- транспортно-технологической системы (пакетная, контейнерная, ролкерная,

лихтеровозная, паромная, баржа буксирная);

- вида сообщения (прямое, последовательными перевозчиками);

-перевозки на особых условиях режимных грузов (скоропортящиеся, опасные,

тяжеловесные).

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) устанавливает нормы

и правила, которые должны обеспечить условия доступа на рынки услуг. В

отличие от торговли товарами, торговля услугами регулируется не на границе,

а внутри страны соответствующими инструментами внутреннего

законодательства.

На каждом виде транспорта существуют свои специфические правовые нормы,

которые ограничивают его деятельность на мировом рынке

Существующие международные акты, регламентирующие железнодорожные

перевозки, содержат ссылки на применение национальных норм. В Европе создан

Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ). Его цель –

разработка и совершенствование норм международного права в области ж/д

перевозок. В рамках деятельности МКЖТ международные грузовые сообщения

регламентируются Бернскими конвенциями CIM –COTIF (последняя была принята 9

мая 1980 года)

Международные железнодорожные перевозки осуществляют на основании

двухсторонних и многосторонних соглашений, которые заключают

соответствующие органы государств-участников по единому транспортному

документу - международной накладной, являющейся договором перевозки.

В отличие от международного морского рынка перевозок, на рынке

железнодорожного и автомобильного транспорта отсутствуют резкие колебания

цен, существуют фиксированные тарифы, относительно заблаговременно

объявляется о возможных изменениях стоимости перевозки. Практически каждая

страна имеет свои особенности формирования тарифов на железнодорожные

перевозки. Например, в Германии действуют два тарифа - регулярный и

специальный, в Бельгии - применяются постоянные цены на перевозки. Во

Франции действует система рекомендованных тарифов. Примерно такая же

картина и с тарифами на автомобильные перевозки.

Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании

двухсторонних и многосторонних соглашений, которые заключают

соответствующие органы государств-участников по единому транспортному

документу - международной накладной, являющейся договором перевозки.

Железнодорожная накладная или накладная международного сообщения и ее

копия (дубликат) являются транспортными документами при международных

грузовых перевозках. В практике международной торговли широко применяется

форма накладной, разработанной международной конвенцией МГК (Международная

грузовая конвенция, с 1984 года именуемая КОТИФ - конвенция по

международным грузовым перевозкам).

Накладная печатается на двух бланках. К ней прилагается

товаросопроводительная документация:

- отгрузочная спецификация;

- сертификат качества;

- упаковочный лист.

Дорожная ведомость составляется для каждой накладной, является учетным

документом, сопровождает груз на всем его пути следования и является

транспортным документом при железнодорожных перевозках.

2. Договор лизинга

Общее представление о международном финансовом лизинге

Термин "лизинг" (англ. leasing) имеет английское происхождение и в

настоящее время применяется во многих правовых системах. В настоящее время

в США под термином "лизинг" понимается договор, по которому одна сторона

(лизингодатель, англ. lessor) передает второй стороне (лизингополучателю,

англ. Lessee) на определенный срок за установленную плату вещь во владение

с целью ее использования на различных условиях.

В настоящей работе рассматривается лизинг, используемый лишь в

предпринимательской сфере (торговом обороте), в связи с чем данным

отношениям соответствует коммерческий имущественный найм или иначе

"аренда". Одной из разновидностей лизинга в предпринимательской сфере

является финансовый лизинг.

Экономической сутью сделки по международному финансовому лизингу

является кредитование лизингополучателя, то есть лица, приобретающего

оборудование, однако не обладающего собственными финансовыми средствами для

того, чтобы приобрести его в собственность. Существует возможность

финансирования лизингополучателя и иным способом, например, путем

предоставления ему кредита. Но финансовый лизинг позволяет осуществить

фактическое кредитование лизингополучателя, сохранив право собственности на

предмет лизинга за лизингодателем. То есть лизингодатель лишь финансирует

сделку по финансовому лизингу, и его заинтересованность в предмете лизинга

сводится только к получению прибыли от сдачи данного имущества в

имущественный найм (аренду).

Основной тенденцией в унификации отношений по международному

финансовому лизингу является уменьшение рисков лизингодателя, связанных с

предметом лизинга, и перенесение этих рисков либо на лизингополучателя как

пользователя имущества, переданного в лизинг, либо на поставщика как на

производителя (продавца) данного оборудования. Европейское объединение

лизинговых компаний LEASEUROPE разработало в 1983 году определение

финансового лизинга. В соответствии с данным определением под финансовым

лизингом движимого имущества понимается передача движимых инвестиционных

ценностей, которые являются оборудованием предприятий, с целью

профессионального использования. Данные ценности предварительно

приобретаются лизинговым обществом специально с целью передачи в лизинг и

остаются собственностью общества в течение всего срока сделки. При этом:

1) лизингополучатель сам выбирает предмет лизинга и его поставщика, а

также использует данный предмет в профессиональных целях;

2) лизингодатель приобретает предмет лизинга и остается его

собственником в течение всего срока лизинга;

3) лизингополучатель несет все риски, связанные с предметом лизинга и

использованием данного предмета;

4) срок лизинга устанавливается в зависимости от срока амортизации

оборудования;

5) лизингополучатель обладает правом по окончании срока договора

лизинга либо передать предмет лизинга лизингодателю, либо продлить договор

на согласованных условиях, либо выкупить предмет лизинга.

Наибольший вклад в развитие норм международного финансового лизинга

внес Институт по унификации международного частного права УНИДРУА. В

соответствии с пунктом 1 статьи 1 Оттавской Конвенции о международном

финансовом лизинге, которая была подготовлена УНИДРУА, под международным

финансовым лизингом понимается сделка, в соответствии с которой одна

сторона (лизингодатель) в соответствии со спецификацией и условиями,

одобренными другой стороной (лизингополучатель), заключает договор поставки

с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым лизингодатель

приобретает промышленную установку, средства производства или иное

оборудование и вступает в договор о лизинге с лизингополучателем,

предоставляя ему право использования оборудования в обмен на периодические

платежи. Именно данное определение лизинга и будет приниматься за основу

при характеристике рассматриваемых в настоящей работе отношений.

Основным актом "международного законодательства", регулирующим

отношения по международному лизингу, является указанная выше Конвенция

УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Принятие данной Конвенции

пробудило интерес к проблеме унификации регулирования в области

международного финансового лизинга, в результате чего Комиссия ЕС высказала

пожелание о том, чтобы все государства - участники ЕС присоединились к

данной Конвенции. Положения данной Конвенции использовались также и

правовым комитетом LEASEUROPE при разработке Типового лизингового договора

для применения в обороте в рамках Европы. Вместе с тем, следует отметить,

что в настоящее время круг государств - участников данной Конвенции не

очень широк, поэтому достаточно часто отношения по международному

финансовому лизингу регулируются также и нормами национального применимого

права по лизингу (имущественному найму, аренде и т.д.). Кроме того, следует

отметить, что значительное влияние на условия договора международного

лизинга оказывают и административные нормы законодательства государств -

участников договора, и прежде всего нормы таможенного, валютного и

налогового законодательства, зачастую без учета этих положений

экономический смысл международного финансового лизинга может быть сведен к

нулю.

Типы международного лизинга

В зависимости от срока лизинга и сложности правового состава

(количества сторон сделки) международный лизинг обычно делится на

финансовый и оперативный лизинг. При финансовом лизинге (англ. financial or

finance lease), иначе именуемого также инвестиционным лизингом,

лизингополучатель получает в лизинг оборудование на срок, сопоставимый со

сроком возможного хозяйственного использования данного оборудования.

Финансовый лизинг заключается обычно на срок от 3 до 10 лет, хотя в

некоторых случаях срок лизинга превышает 10 лет.

При оперативном лизинге (operating or operational lease)

лизингополучатель приобретает оборудование на короткий или средний срок,

что дает возможность лизингодателю передать по окончанию срока лизинга

данное оборудование в пользование иному лицу или продлить договор лизинга с

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.