Консульские привилегии и иммунитеты
неприкосновенности на жилые помещения всех консульских должностных лиц, то
это отражено в консульских конвенциях России с Польшей (ст. 15, п. 2),
Великобританией (ст. 14, п. 2), Японией (ст. 15), и другими странами.
Своеобразно трактуется статус неприкосновенности жилых помещений
консульских должностных лиц Финляндии и ФРГ. Так, в Конвенции России с
Финляндией сказано: "... в жилых помещениях консульских должностных лиц
власти страны пребывания не могут предпринимать каких-либо принудительных
мер без согласия консула" (ст. 14, п. 4). В связи с этим возникает вопрос:
а входить можно? Если да, то при каких обстоятельствах? На этот счет
никаких запретов и разъяснений в документе нет.
Еще более интересная формулировка дана в Конвенции России с ФРГ: "... в
жилых личных помещениях консула власти государства пребывания не будут
осуществлять никаких мер принудительного характера". Такая формулировка
больше похожа на джентльменское соглашение и не несет в себе никаких
запретов. Подобное соглашение не создает прямых юридических обязательств
для сторон и связывает их лишь морально.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Венской Конвенции 1963 г. власти
государства пребывания не могут вступить в ту часть консульских помещений,
которая используется исключительно для работы консульского учреждения иначе
как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или
главы дипломатического представительства представляемого государства.
Тем не менее, согласно этой статье, согласие главы консульского
учреждения предполагается в случае пожара или другого стихийного бедствия,
требующего безотлагательных мер зашиты, т.е. в этих случаях эта
неприкосновенность нарушается. По существу это положение сводит на нет
принцип неприкосновенности консульских помещений.1
Если же иметь в виду положение конвенции, разрешающее дипломатическому
представительству осуществлять консульские функции, и в частности ст. 3,
которая требует, чтобы это осуществление консульских функций имело бы место
только в соответствии с положениями настоящей конвенции, то налицо
противоречие с абсолютной неприкосновенностью помещений дипломатических
представительств, зафиксированное в Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 г. (ст.27).
Признав это положение, открывается возможность для злоупотребления не
только в отношении помещений отдельных консульских представительств, но и
помещений, дипломатического представительства, занятых консульским отделом
посольства.
Ст. 33 Конвенции 1963 г. устанавливает абсолютную неприкосновенность
консульских архивов и документов в любое время и независимо от их
местонахождения, что определяет необходимость обеспечения эффективного
осуществления консульских функций и распространенную практику.
Помимо этих проблем конвенции регулируют вопросы приобретения жилых
помещений для консульских должностных лиц. По данному поводу в них
говорится, что представляемое государство имеет право от своего имени или
через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в
соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия
этого государства приобретать в собственность, получать в пользование,
арендовать или вступать во владение в любой другой форме:
а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми
помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является
гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства
в этом государстве;
б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых
помещений. Представляемое государство может также улучшать жилые помещения
или земельный участок.
Более того, в конвенциях сказано, что эти статьи и положения не следует
толковать как освобождающие аккредитующее государство от ответственности за
несоблюдение законов и правил страны пребывания.
Неоднозначно в конвенциях толкуется проблема привилегий, которыми
наделены жилые помещения. Так, согласно конвенциям России с Беларусью и
Литвой ото всех государственных, районных или муниципальных налогов, сборов
и пошлин освобождается (помимо консульских помещений) лишь резиденция главы
консульства (ст. 15). Тогда как Конвенция России с Польшей говорит об
освобождении от всех видов налогов, сборов и пошлин жилых помещений всех
консульских должностных лиц (ст. 17). Это еще раз подтверждает имеющиеся
различия в иммунитетах и привилегиях, предоставляемых консульским
должностным лицам разных стран.
Консульские конвенции, говоря об иммунитете от юрисдикции страны
пребывания, допускают и целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не
распространяются на следующие гражданские иски:
1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждения
договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве
представителя аккредитующего государства;
2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным
средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работника
консульского учреждения в государстве пребывания;
3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения
выступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителя
завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;
4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которому
он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишается
права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска,
непосредственно связанного с основным иском);
5) консульское должностное лицо может быть подвергнуто аресту или
предварительному заключению, если:
. совершило тяжкое уголовное преступление;
. по этому случаю есть постановление компетентных судебных органов (ст. 41
Конвенции 1963 г.).
Как видим, имеется достаточно широкая возможность предъявления
гражданских и иных исков к консульским должностным лицам.
Консульское право устанавливает, что представляемое государство может
отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть
определенно выражен и о нем должно быть сообщено государству пребывания в
письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении
гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета от
исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. В
отношении таких действий необходим отдельный отказ (ст. 45 Конвенции 1963
г.).
Практически во всех договорах сказано, что государство пребывания
относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все
надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность,
свободу и достоинство. Эта защита и предоставляемые возможности в равной
мере относятся и к членам их семей (ст. 40 Конвенции 1963 г.).
Следует отметить, что в большинстве конвенций сразу же оговорено, что
это положение не относится к консульским должностным лицам, являющимся
гражданами страны пребывания или имеющим в этой стране статус иностранца,
которому на законном основании разрешено постоянное местожительство, а
также членам их семей. Но есть и конвенции, в которых подобная оговорка
отсутствует, например, в Конвенции с Польшей. Таким образом, принадлежность
к гражданству может влиять на иммунитеты и привилегии этой категории лиц.
Консульские конвенции регулируют свободу передвижения консульских
должностных лиц и, надо отметить, не всегда однозначно. Ряд договоров
разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны
пребывания, за исключением зон, въезд в которые запрещается или
регулируется по соображениям государственной безопасности. Некоторые
соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и
поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд
в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной
безопасности. И есть договоры, в которых не отражена проблема свободы
передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует
ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст. 34), в которой сказано:
"Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые
запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности,
государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского
учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории".
Ст. 35 Венской Конвенции о консульских сношениях говорит о свободе
сношений, она устанавливает, что при сношении с правительством,
дипломатическими и другими консульскими учреждениями представляемого
государства, где бы они ни находились, консульские учреждения могут
пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и
консульских курьеров, дипломатическую и консульскую вализы и закодированные
или зашифрованные депеши. Эта статья разрешает в этих целях устанавливать и
пользоваться радиопередатчиками, но только с согласия государства
пребывания.
П. 2 ст. 35 конвенции закрепляет, что официальная корреспонденция
консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией
понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его
функциям.
П. 3 ст. 35 по существу противоречит пунктам 1 и 2.
Он отрицает признанный в практике большинства государств принцип полной
неприкосновенности консульской вализы.1 Консульская вализа, согласно этому
пункту, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Но в тех случаях, когда
компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания
полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции,
документов или предметов, предназначенных исключительно для официального
использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их
присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. Если
власти представляемого государства откажутся выполнить требование, вализа
возвращается в место отправления.
Это положение дает возможность государству пребывания в любое время
прервать свободные сношения консульского учреждения со своим правительством
или дипломатическим представительством и подвергает угрозе
беспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций, а
также создает значительные трудности для работы консульского учреждения.
На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и
с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в
качестве свидетеля? Да. Это регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.
Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при
производстве судебных или административных дел.
Вместе с тем, если консульское должностное лицо все же отказывается от
дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры
принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется
показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех
выполнению этим лицом своих функций.
Эта статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать
свидетельские показания в любом месте и в любой форме: в органах внутренних
дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.
При этом консульские должностные лица не обязаны давать показания по
вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять
относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они
также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство
представляемого государства (п. 3 ст. 44).
Другими словами, эта статья, с одной стороны, как бы обязывает консула
давать свидетельские показания, за исключением определенных случаев, а с
другой — дает ему возможность отказаться от дачи свидетельских показаний,
вроде бы создавая противоречие. Но нам представляется, что это
"противоречие" выражает уважение суверенитета аккредитующего государства и
страны пребывания и не может отрицательно сказаться на консульских
отношениях.
В целях облегчения выполнения консульских функций консульские
должностные лица могут свободно общаться с гражданами представляемого
государства и иметь доступ к ним, и наоборот.
В том случае, если в пределах определенного консульского округа какой-
либо гражданин представляемого государства окажется арестованным,
заключенным в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебного
разбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентные
органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главу
консульского учреждения (п. 15 ст. 36).
Консульские должностные лица имеют право посещать гражданина
представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или
задержан, для беседы с ним, имеют право переписки с ним и могут принимать
меры к обеспечению ему юридического представительства (п. 1с ст. 36).
Если гражданин представляемого государства, находящийся в тюрьме, под
стражей или задержанный, возражает против того, чтобы консул выступал от
его имени, то консульское должностное лицо должно от этого воздержаться.
Такое положение является естественной нормой отношений консула и местных
властей в любой стране.
Эти права консульские должностные лица могут осуществлять только точно в
соответствии с законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п.
2 ст. 36).
Статья 38 Конвенции 1963 г. говорит о праве главы консульского
учреждения обращаться в компетентные местные органы его консульского округа
при выполнении своих функций.
Эта же статья говорит, что в компетентные центральные органы страны
пребывания глава консульского учреждения может обращаться только в той
степени, в которой это допускается законами, правилами и обычаями
государства пребывания или соответствующими международными договорами. В
том случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеет
право обратиться к правительству страны пребывания, но только через
дипломатическое представительство своего государства. Непосредственные
отношения с правительством могут иметь место только в том случае, если в
данной стране нет посольства страны, представляемой консулом. Данное
положение было закреплено еще в ст.11 Гаванской конвенции о консульских
чиновниках 1928 г.
Что касается налоговых и таможенных привилегий консульских должностных
лиц, то их регламентируют ст. 49—59 Венской конвенции 1963 года.
В ст. 49 сказано, что консульские должностные лица, а также члены их
семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от налогов, сборов пошлин
личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за
исключением:
1) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или
обслуживания;
2) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на
территории страны пребывания;
3) налогов на наследственное имущество или пошлин на наследование, или
налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, с
определенными изъятиями, связанными с переходом имущества в связи со
смертью работников консульства и членов их семей;
4) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала,
источники которого находятся в стране пребывания, налогов на
капиталовложения в коммерческие или финансовые предприятия государства
пребывания;
5) сборов, взимаемых за конкретный вид обслуживания;
6) регистрационных, судебных, реестровых пошлин, ипотечных сборов,
гербовых сборов с изъятиями, относящимися к консульским помещениям.
Зарплата консульских должностных лиц в стране пребывания освобождается
от налогов и сборов. Вместе с тем работники консульских учреждений, нанимая
лиц, зарплата которых не освобождается от подоходных налогов страны
пребывания, должны выполнять обязательства, налагаемые законами и правилами
этой страны на нанимателей.
Другими словами, создается режим, в соответствии с которым, по существу,
консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении
деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.
Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, то
эти моменты регламентируются в п. 1—3 ст. 50. В ней говорится, что
таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования
консульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для его
обустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенных
пошлин освобождаются также члены семей консульских должностных лиц,
проживающие вместе с ними. Следует отметить, что если в отношении
таможенных пошлин более или менее определен круг предметов, в отношении
которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного
багажа на таможне существуют разные подходы. Конвенция 1963 г. (п. 3 ст.
50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и
членов их семей, проживающих вместе с ними. Речь идет о багаже, который
следует вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если у
страны пребывания есть серьезные основания предполагать, что в нем
содержатся предметы, не являющиеся их личными предметами или предметами для
Страницы: 1, 2, 3
|