скачать рефераты

МЕНЮ


Курс лекций по международному праву

Постоянной палаты международного правосудия, гласит: “Суд, который обязан

решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а). международные конвенции, как общие, так и специальные,

устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

б). международный обычай как доказательство всеобщей практики,

признанной в качестве правовой нормы;

в). общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г). с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины

наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций

в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм”.

Тем не менее, приходится признать, что источники сформулированы

довольно туманно, поэтому необходимо их более четко классифицировать. Все

источники международного права разделяются на две основные группы: основные

и вспомогательные средства создания международно-правовых норм.

В первую группу вошли международный обычай и международный договор, ко

второй относятся решения международных организаций, внутригосударственное

законодательство, судебные решения, доктрины ученых в области

международного права.

Международный обычай - сложившееся в международной практике правило

поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молчаливо)

юридически обязательный характер. Статут Международного Суда ООН (пп. “b”

п.1 ст.38) определил обычай как доказательство “общей практики, принятой в

качестве правовой нормы”.

В современном МПП существует два вида обычных норм. Первый,

традиционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило,

за которым признается юридическая сила. При этом практика должна быть

достаточно определенной, единообразной и продолжительной, чтобы из нее

можно было вывести общее правило. Правда, с развитием систем информатизации

требование длительности практики теряет свое былое значение из-за возросшей

интенсивности употребления становящейся обычной нормой отдельного

проявления практики.

Второй, новый, вид обычной нормы представляет собой нормы, создаваемые

не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил,

содержащихся в нескольких или даже в одном акте. Данные нормы сначала

формулируются либо в договорах, либо в резолюциях международных организаций

и конференций, а в дальнейшем за ними признается статус норм общего

международного права. Примером, в частности, могут служить резолюции

Генеральной Ассамблеи ООН или Заключительный акт СБСЕ. Важное значение в

определении практики, в становлении обычных норм принадлежит Международному

Суду ООН. Акты международных организаций, являющиеся выражением

согласованных позиций нескольких государств не только формируют и

фиксируют, но также толкуют и проводят в жизнь обычные нормы.

Совокупность обычных норм обеих видов принято называть общим

международным правом, которое является ядром всей международно-правовой

системы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При

формировании норм общего права в данном случае основную роль играет в

настоящее время протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения,

значит государство согласно с ним и оно переходит в разряд обычной

международно-правовой нормы. О возрастании роли общего международного права

говорит тот факт, что Международный Суд ООН в последние годы почти во всех

решениях опирается преимущественно на обычное право. Более того, он дает

обычным нормам четкие юридические формулировки.

Международный договор - соглашение между субъектами МПП относительно

установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. В

прошлом договору принадлежала важная роль в формировании международного

права. Международные договоры разделяются на общие международные конвенции,

в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые

содержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сообщества,

т.е. нормы общего права; и специальные договоры, к которым относятся

договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны

положения этих договоров. Характерной чертой современного международного

права является рост числа и роли многосторонних договоров. Только в рамках

ООН их было заключено свыше 200.

Многосторонние международные договоры могут быть источниками как норм

общего права (опосредованно), так и непосредственно содержать материальные

нормы международного публичного права. Однако, как справедливо отмечают

исследователи, даже договор, рассчитанный на всеобщее участие, обязателен

лишь для его сторон, в отличие от обычая, который не требует специального

активного утверждения (молчание - знак согласия). Еще в меньшей мере можно

считать в качестве источников общего права двусторонние договоры. Они

влияют на общее международное право лишь как разновидность практики, при

этом весьма авторитетной.

Формы участия международных организаций в правотворческом процессе

весьма разнообразны. В процессе работы международных организаций происходит

процесс согласования воль государств, выяснения потребностей и возможностей

создания новых норм, в том числе и путем заключения многосторонних

договоров. Подготавливается почва для начала процесса нормотворчества.

Нередко в своих резолюциях организации определяют также принципы и нормы,

подлежащие воплощению в договорах.

Вспомогательные источники международного не могут рассматриваться как

формы нормотворчества в области общего права.

Резолюции международных организаций подразделяются с точки зрения

процесса нормотворчества на юридически обязательные и рекомендательные. Ряд

специализированных учреждений принимают имеющие различные названия

нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные

для государств в области, входящей в компетенцию данной международной

организации (Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи,

Всемирная организация здравоохранения и т.д.). Регламенты принимаются двумя

основными способами - молчаливым согласием (например, санитарные регламенты

ВОЗ) или явно выраженным одобрением , например, ратификацией (Всемирный

почтовый союз).

Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами,

которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права, о чем говорилось

выше. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций

входят в международное право, трансформировавшись в договорные нормы.

Например, резолюции ГА ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса

договоров по правам человека, Договора о нераспространении ядерного оружия

и т.д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН -

Международной организации труда (МОТ), Организации Объединенных наций по

вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т.д.

К международному правотворчеству в качестве вспомогательного источника

привлекается внутригосударственное право. Достаточно вспомнить хотя бы тот

факт, что права человека впервые были сформулированы в национальных

документах, а в последствии, как один из самых ценных институтов

перекочевал в общее международное право. В данном случае национальное право

выступило в качестве первичного источника. В дальнейшем институт прав

человека трансформировался в практике ООН. Особая роль принадлежит

односторонним актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т.д.),

которые не являясь источником международного права (не создают норм), тем

не менее могут порождать для государства юридические обязательства.

Судебные решения в качестве самостоятельного источника международного

права признаются в англоязычных государствах. Однако, как вспомогательный

источник права, решения Международного Суда ООН, имеют важное значение

прежде всего по причине выше упомянутой конкретизации обычных норм. Кроме

того, его решения сами могут быть первоначальным шагом на пути создания

обычных международных норм, поскольку в них формулируются или уточняются

важные принципы, регулирующие международные отношения.

Особое место в международно-правовой системе принадлежит в доктринам

международного права. Теория всегда играла существенную роль в

юриспруденции. Достаточно хотя бы вспомнить, что Дигесты Юстиниана

представляли собой свод выдержек из трудов римских юристов. В формировании

международного права труды юристов имели очень большое значение. Именно в

этих трудах была высказана сама идея его сознания. Тем не менее исторически

доктрины международного права всегда страдали национализмом и только в

последнее время усиливается процесс интернационализации международно-

правовой теории. Особое значение при этом имеет коллективное мнение юристов

разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как

Ассоциация международного права, созданная в 1873 г. (штаб-квартира в

Лондоне), Института международного права (учрежден в 1873 г. в Брюсселе) и

т.д. Тем не менее, доктрина, согласно российской теории права, - только

вспомогательное средство для определения норм.

Одним из важнейших способов международного правотворчества является

кодификация международного права. Кодификация - процесс систематизации

действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы,

заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными

способами:

* установлением точного содержания и четкого формулирования уже

издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм

международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

* изменением или пересмотром устаревших норм;

* разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей

международных отношений;

* закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в

едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях),

либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная

кодификация осуществляется в форме договоров. Она началась во второй

половине прошлого века и целиком была вначале посвящена законам и праву

войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по

инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций.

Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием

ООН, которая создала механизм для кодификации международного права.

Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая

из 34 членов, избираемых ГА на 5-летний срок. На базе проектов КМА были

приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и

консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д.

Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения

ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в

соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером

первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов

кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным

Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевских конвенции

1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных протокола к ним 1977 г.

Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А.

Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права

активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и

Институт международного права.

3. Система МПП представляет собой довольно сложную структуру,

состоящую из различных элементов. Ядро современного МПП образуют его

основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также

главное содержание международного права и обладающие высшей юридической

силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой.

Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие

(зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и

региональные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие и

отраслевые (принципы морского права).

Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о

принципах международного права, касающихся дружественных отношений и

сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.,

Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что принципы

МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и

юридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировали

семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принципы МПП имеют свои характерные черты:

* универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов

МПП соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка);

* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из

общей особенности системы МПП);

* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания

некоторых из принципов (например, пока остающиеся не реализованными

принципы мира и сотрудничества);

* взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций

только в том случае, когда они будут рассматриваться как система

взаимодействующих элементов;

* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или

новой сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы”

в международном праве);

* иерархичность (так, например, центральное место занимает принцип

неприменения силы).

Комплексу международно-правовых принципов присущи две основные

функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ

взаимодействия субъектов МПП путем создания нормативных рамок; и

развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что

появляется в практике международных отношений.

Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного

права.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду

отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих

субъектов. В таких условиях - единственных выход - установление правовых

рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил:

избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в

соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих

интересах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы

силой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН

в случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-

вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного

нападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания

международного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно

принимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа.

Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа

отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.

Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с

определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г.

Определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы

государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или

политической независимости другого государства. Использование иных, кроме

вооруженных средств (экономических, политических) может быть

квалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатам

они подобны военным мерам.

В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом

согласно Определению включается запрещение: вторжения или нападения ВС

государства на территорию другого государства; военной оккупация; полной

или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним

государством против другого даже без вторжения; актов нападения ВС одного

государства на ВС другого; применения ВС одного государства, находящихся по

соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий,

предусмотренных соглашением; продолжения пребывания ВС на территории

иностранного государства после прекращения действия соглашения о их

пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в

распоряжение другого государства территория использовалась последним для

совершения актов агрессии против третьего государства; засылки вооруженных

банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого

государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением

принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в

отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокаду

портов или берегов государства, любые насильственные действия,

препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.

В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого

характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н.

“превентивная оборона”).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.