скачать рефераты

МЕНЮ


Нормы международного права

Предусматривается, например, что в одних ситуациях субъекты должны

руководствоваться внутренним законодательством, в других — только

международными нормами;

5) определение компетентных органов государства, на которые возлагаются

права и обязанности в связи с реализацией договорных норм. Так, в

межправительственном Соглашении между Российской Федерацией и Польшей об

избежании двойного налогообложения доходов и имущества 1992 г. такими

компетентными органами названы Министерство финансов Российской Федерации и

Министр финансов Польши.

Правообеспечительные нормы содержатся, как правило, в тех же договорах,

что и основные нормы — регулятивные. Однако в некоторых случаях государства

могут заключать дополнительные (специальные) соглашения во исполнение

основных. Например, соглашения о гарантиях предусматривают, что государство

может выступать гарантом какого-либо договора, в связи с чем берет на себя

обязательства поддерживать конкретное положение международно-правового

характера. Гарантии являются средством поддержания определенного статуса

территорий (например, нейтралитета). Другим примером гарантий может служить

заявление трех ядерных держав (СССР, США и Англии), которым они

гарантировали обеспечение безопасности неядерных государств — участников

Договора о нераспространении ядерного оружия и обязались принять

немедленные действия в случае ядерной агрессии против такого государства.

Толкование. Оно также является средством обеспечения реализации и

может осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения.

Конкретизация и толкование тесно взаимосвязаны. Конкретизация немыслима без

толкования, а последнее нередко переходит в конкретизацию. В Совместном

заявлении СССР и США 23 сентября 1989 г. подчеркивается целесообразность

выступить с «Единым толкованием норм международного права, регулирующих

мирный проход». Судя по названию, это акт толкования, анализ же его

содержания позволяет сделать вывод, что это в то же время и акт

конкретизации. В документе уточняется, что право мирного прохода через

территориальные воды распространяется на все суда, включая военные корабли,

вне зависимости от груза, вооружения или двигательной установки. Для

осуществления права не требуется предварительного уведомления или

разрешения (п. 2). Отмечается также, что закрепленный в Конвенции ООН по

морскому праву 1982 г. перечень видов деятельности, при осуществлении

которых проход не считается мирным, является исчерпывающим (п. 3),

следовательно, не допускает расширительного толкования и ограничения права

мирного прохода. В п. 4 документа конкретизируются права прибрежного

государства, если у него возникают сомнения относительно характера прохода.

Документ содержит ряд других дополняющих и разъясняющих Конвенцию

положений.

Международный контроль. Главное в контрольной деятельности — установление

фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия

требованиям норм права, т. е. проверка. Она осуществляется путем

сопоставления информации о деятельности государства (или иных субъектов)

либо путем сравнения деятельности с требованиями норм права. Основой любого

метода контроля является сбор и оценка информации.

Сбор информации — это получение сведений о реализации международно-

правовых норм всеми законными средствами: наблюдение; аэрофотосъемка (если

она разрешена договором), в том числе с использованием искусственных

спутников Земли, сейсмического оборудования и других технических средств;

инспектирование; обмен информацией и специальными докладами; участие в

работе совещаний и т. д.

Оценка информации — это сопоставление деятельности с требованиями норм.

Контроль может осуществляться либо индивидуально, т. е. с помощью

национальных средств, либо совместно, посредством использования

международного институционного механизма: международных органов,

организаций, комиссий, комитетов и др. (Комитет по правам человека. Комитет

экспертов МОТ, Комиссия по наркотическим средствам , Международный комитет

по контролю над наркотиками, МАГАТЭ и др.). Значительная часть

международных договоров содержит специальные нормы о контролировании

действительного положения в области реализации обязательств. Не случайно в

таких договорах особое внимание уделяется правилам процедуры органов, их

функциям и полномочиям.

Государства рассматривают контроль как одно из основных средств

обеспечения соблюдения договоров. Практика идет по пути усиления роли

контроля, и это закономерно: когда на повестке дня стоит решение глобальных

вопросов, расширение согласия и сотрудничества невозможно без надлежащих

мер проверки. Выдвинута идея создания общей многонациональной системы

контроля под эгидой ООН. Она поддерживается многими государствами.

Правоприменение. В международно-правовом механизме реализации

правоприменение представляет основанную на нормах международного права

индивидуальную или коллективную деятельность государств или иных субъектов

по обеспечению реализации норм в конкретных ситуациях.

Правоприменительная деятельность необходима, как правило, в случаях,

когда происходят «сбои» нормального процесса реализации и требуются

дополнительные усилия со стороны правоприменительных органов.

Поскольку круг субъектов договора или иного нормативного акта ограничен,

не исключается, что правоприменительные органы могут рассматривать не какое-

то конкретное дело, а ситуацию по реализации договора в целом или отдельных

его положений.

Правоприменительная деятельность начинается с выяснения фактических

обстоятельств. Государства или иные субъекты правоприменения выбирают

способы и процедуру выяснения обстоятельств, которые считают наиболее

подходящими для данного случая, если такие способы специально не оговорены

в договоре. Любая процедура в конечном счете сводится к получению

информации об обстоятельствах реализации норм, от ее полноты и

достоверности зависит правильность оценки и принятия решения. Закономерно в

этой связи все большее внимание различным специальным миссиям по

установлению фактов.

Так, Документ Московского совещания Конференции по человеческому

измерению СБСЕ предоставляет государствам — участникам СБСЕ право

воспользоваться помощью миссий экспертов или докладчиков СБСЕ для решения

вопросов, относящихся к человеческому измерению.

Можно выделить следующие каналы получения информации о фактических

обстоятельствах: а) использование данных контрольной деятельности; б)

получение информации на переговорах, консультациях, в международных органах

и организациях, из докладов государств; в) проведение расследования; г)

судебное или арбитражное разбирательство.

Правоприменительные органы не осуществляют контроль (если не являются

одновременно контролирующими), а используют информацию, полученную в ходе

контрольной деятельности специальными органами. Расследование также

предполагает сбор информации о конкретных фактах уполномоченными органами.

Договоры, предусматривающие возможность проведения расследования, могут

определять порядок и условия его проведения.

Например, в ст. 20 Конвенции против пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

говорится, что если Комитет против пыток сочтет целесообразным провести

расследование, он назначает одного или нескольких своих членов для

проведения расследования и срочного предоставления Комитету

соответствующего доклада. Расследование может включать, с согласия

государства-участника, посещение его территории.

Полномочия по проведению расследований возлагаются на Совет Безопасности

ООН. Об этом говорится в Уставе ООН, а также в ряде договоров (Договор о

запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия

и других видов оружия массового уничтожения 1971 г., Конвенция о запрещении

разработки, производства и накопления запасов бактериологического

(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. и др.). В

частности, ст. 34 Устава ООН гласит: «Совет Безопасности уполномочивается

расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к

международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли

продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного

мира и безопасности».

Достаточно полную и разнообразную информацию может получать Международный

суд ООН. Во-первых, факты, имеющие отношение к делу, сообщают Суду сами

участники спора. Он может обращаться непосредственно к государствам в целях

получения доказательств на месте, требовать от представителей сторон

предъявления любого документа или объяснений. Во-вторых, Суд заслушивает

свидетелей и экспертов. В-третьих, он может поручить производство

расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или

другой организации по своему выбору.

Юридическая квалификация и принятие решения — следующие стадии

международного правоприменительного процесса. Когда деятельность государств

не совместима с нормами, реакция государств и юридическая оценка этого

облекаются в соответствующую форму — устное или документально оформленное

сожаление, предупреждение, протест, решение о прекращении договора,

применение других ответных мер и др. Обосновывая решение, правоприменитель

дает юридическую оценку действиям государства-исполнителя (нарушителя),

ссылаясь на нормы международного права.

Таким образом, Правоприменительная деятельность завершается принятием

правоприменительного акта — решения по конкретному делу (вопросу).

Поскольку основным назначением правоприменения является обеспечение

реализации норм международного права, то правоприменительные акты — это

акты, предусматривающие меры обеспечения: меры содействия реализации

(оказание помощи в разработке национального законодательства, предложения и

рекомендации по совершенствованию правореализационного процесса и др.) и

меры воздействия (прекращение договора, возмещение ущерба, исключение из

международного общения, экономические и другие санкции). В зависимости от

ситуации правоприменительные органы могут принимать несколько решений,

предусматривающих различные меры.

Примером может служить деятельность Совета Безопасности ООН в отношении

Ирака в связи с его агрессией против Кувейта. Резолюции СБ свидетельствуют

о постепенном ужесточении мер воздействия на Ирак: от осуждения вторжения и

требования незамедлительного вывода войск с территории Кувейта (резолюция

660) до санкционирования применения любых мер, включая применение силы

(резолюция 678).

Акты применения могут иметь рекомендательный характер (комитеты, комиссии

принимают, как правило, рекомендации) либо содержать обязательные

предписания (некоторые решения Совета Безопасности ООН, Международного

суда, арбитражных судов, индивидуальные решения государств).

Международная правоприменительная деятельность осуществляется в

определенных организационно-правовых формах.

4. Международный институционный механизм реализации

Международная правоприменительная деятельность осуществляется в

определенных организационно-правовых формах, которые можно охарактеризовать

как институционный механизм реализации.

Право предполагает его юридическую гарантированность. Встает, таким

образом, вопрос о юридической обеспеченности норм международного права в

случаях спорных ситуаций их применения и в случае их нарушения. Средства

содействия должны дополняться мерами по защите прав потерпевших государств,

по решению споров и конфликтных ситуаций, мерами ответственности.

Многие договоры содержат положения не только о содействии осуществлению

их норм, но также о мерах в случаях спорных ситуаций, возникающих в

процессе реализации, в том числе в связи с нарушением норм. Организационно-

правовыми формами разработки и применения таких мер являются переговоры,

посредничество и согласительные комиссии, консультации, встречи,

конференции, международные организации и органы, международные судебная и

арбитражная процедуры. В своей основе они представляют собой совокупность

средств мирного разрешения международных споров.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г.

принцип мирного разрешения споров обязывает государства стремиться «к

скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем

переговоров, обследования, посредничества, арбитража, судебного

разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными

средствами по своему выбору». Названные и иные мирные средства могут

использоваться государствами не только для разрешения споров, но и в целях

решения иных проблем — международного нормотворчества (включая

правообеспечительное), осуществления правоприменительной деятельности, в

конечном итоге — для обеспечения реализации норм международного права.

В определении места и роли той или иной организационной формы в процессе

реализации норм международного права многое зависит от уровня и сферы

сотрудничества, количества участников, заинтересованных в рассмотрении

конкретного вопроса, от срочности, сложности и характера вопросов и других

обстоятельств.

Переговоры. Это — установление контактов и обмен мнениями в целях решения

вопросов, представляющих взаимный интерес для государств-участников.

Переговоры могут использоваться для подготовки и заключения международных

договоров (в том числе конкретизирующих), разрешения споров между

государствами, обсуждения хода реализации норм и принятия, если необходимо,

мер в целях повышения их эффективности или в целях защиты нарушенных прав.

Они являются наиболее распространенной формой обсуждения и решения

международных проблем. Непосредственный контакт представителей государств

позволяет быстро и детально ознакомиться с позициями друг друга, взаимными

претензиями, выяснить возможность и пределы уступок и компромиссов, на

которые могут пойти государства.

По числу участвующих государств переговоры делятся на двусторонние и

многосторонние.

Переговоры могут проводиться на различных уровнях в зависимости от

статуса участвующих в них должностных лиц: на уровне специально

уполномоченных, послов, министров иностранных дел. Особое значение имеют

переговоры на высшем уровне — с участием глав государств и правительств.

Как правило, организация и проведение переговоров — дело самих

государств. Однако в определенных ситуациях они могут воспользоваться

помощью третьих государств (одного или нескольких), международных органов

или организаций и даже частных лиц.

В зависимости от роли третьих государств различают переговоры,

организованные посредством добрых услуг, и переговоры с помощью

посредничества третьего государства.

Ни добрые услуги, ни посредничество не являются самостоятельными формами

решения проблем. Основная цель добрых услуг и посредничества — содействие

мирному урегулированию споров путем переговоров.

Добрые услуги. Это — деятельность третьих государств но организации

проведения переговоров между спорящими сторонами.

Добрые услуги могут быть оказаны либо по просьбе спорящих сторон, либо по

инициативе самих третьих государств. Роль третьего государства заключается

в том, что оно создает благоприятные условия для установления контактов

между спорящими сторонами, содействует вступлению их в переговоры

посредством выяснения и передачи условий переговоров, предлагаемых одной

стороной другой стороне, предоставления территории для встречи

представителей спорящих сторон, выполняет различные просьбы спорящих

сторон.

С началом переговоров полномочия третьего государства обычно

заканчиваются, хотя оно может с согласия сторон присутствовать на

переговорах. На решение спора третье государство не может повлиять. Его

услугами государства воспользовались лишь для установления контакта,

встречи.

Посредничество — это деятельность третьих государств или международных

организаций с целью не только организации переговоров, но и оказания помощи

в решении спора по существу.

Посредник является активным участником переговоров и имеет возможность

влиять на процесс переговоров, а также на их результат. Он обязан глубоко

изучить суть спора и ситуацию, возникшую в связи с ним. На основе анализа и

оценки ситуации он может давать советы, рекомендации участникам

переговоров, предлагать проекты такого решения.

Посредничество осуществляется в интересах спорящих сторон, какие-либо

попытки навязывать решение должны быть исключены. В ст. 6 Конвенции о

мирном решении международных столкновений 1907 г. подчеркивается, что

«добрые услуги или посредничество, будут ли они применяться по просьбе

спорящих сторон или по почину непричастных столкновению Держав, имеют

исключительное значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными».

Международное право не содержит специальных процессуальных норм,

регламентирующих процедуру переговоров. Стороны сами могут определять

правила и руководствоваться общими принципами международного

права—суверенного равенства, сотрудничества государств друг с другом,

невмешательства во внутренние дела другого государства и др.

Результатом переговоров может быть выяснение позиций государств, обмен

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.