скачать рефераты

МЕНЮ


Понятие международного договора

Критерии, в соответствии с которыми определяется, подлежит ли данный

договор ратификации Федеральным Собранием, изложены в п. 1 ст. 15

Федерального закона «О международных договорах РФ». Ратификации подлежат

международные договоры Российской Федерации: а) исполнение которых требует

изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также

устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом

которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о

территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами,

включая договоры о прохождении Государственной границы Российской

Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российской Федерации; г) об основах

межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность

Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля

над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и

безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной

безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных

союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях,

если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части

полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую

обязательность решений их органов для Российской Федерации. Равным образом

подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при

заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Порядок внесения международного договора в Государственную Думу на

ратификацию предусматривает ст. 16 Федерального закона «О международных

договорах РФ». Этот порядок зависит от того, кем было принято решение о

подписании договора. Если решение о подписании договора было принято

Президентом, то он вносится на ратификацию Президентом. Если решение о

подписании договора было принято Правительством, то он вносится на

ратификацию Правительством.

В п. 4 ст. 16 Федерального закона «О международных договорах РФ»

сформулированы требования, предъявляемые к содержанию предложения о

ратификации международного договора. Предложение должно содержать

заверенную копию официального текста международного договора, обоснование

целесообразности его ратификации, определение соответствия договора

законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и

иных последствий ратификации договора.

Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации

международных договоров осуществляется в соответствии с ее регламентом. Оно

включает предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной

Думы, в том числе с участием уполномоченных соответственно Президентом и

Правительством представителей. Возможны проведение парламентских слушаний,

привлечение экспертов, создание необходимых комиссий. Особая роль в

процессе предварительного обсуждения принадлежит комитетам по международным

делам и по делам СНГ17.

Рассмотрение вопроса о ратификации международного договора и принятие

соответствующего решения осуществляются Государственной Думой на своем

заседании в таком же порядке, как и по другим законопроектам. Принятый

Государственной Думой федеральный закон о ратификации международного

договора в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон о ратификации международного договора, принятый

Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией

Президенту для подписания и обнародования (ст. 17 Федерального закона «О

международных договорах РФ»).

На основании Федерального закона о ратификации международного договора

Российской Федерации Президентом РФ подписывается ратификационная грамота,

которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ.

Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации

международных договоров Российской Федерации на хранение депозитариям

(государство, международная организация или ее главное исполнительное

должностное лицо, которым сдается на хранение подлинник международного

договора и которые выполняют в отношении этого договора функции,

предусмотренные международным правом) производятся, если не имеется иной

договоренности, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению

дипломатическим представительством России в иностранном государстве или

представительством России при международной организации.

Утверждение, принятие международного договора также являются в

соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1969 года способами выражения

согласия государств на обязательность для них договора. В этом смысле

утверждение международного договора необходимо отличать от предварительного

(до подписания) одобрения Президентом, Правительством проекта договора,

которое иногда неправильно называют утверждением, а принятие международного

договора - от принятия текста договора после его выработки.

В подп. «а» п. 1 ст. 20 Федерального закона «О международных договорах

РФ» устанавливается, что в отношении заключаемых от имени России и

подлежащих утверждению, принятию международных договоров по вопросам,

указанным в п. 1 ст. 15 данного закона, утверждение, принятие

осуществляются в форме Федерального закона.

В отношении заключаемых от имени Российской Федерации и подлежащих

утверждению, принятию международных договоров (за исключением тех

договоров, утверждение, принятие которых производится в форме Федерального

закона) утверждение, принятие осуществляются Президентом; в отношении

договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам,

относящимся к ведению Правительства, а также договоров, заключаемых от

имени Правительства, - Правительством РФ.

Утверждение, принятие международных договоров межведомственного

характера ограничиваются случаями, когда договором предусматривается

вступление его в силу после утверждения, принятия, и осуществляются

федеральными органами исполнительной власти, от имени которых они

подписаны.

Если государство с самого начала не было участником договора, оно может

присоединиться к нему на условиях, предусмотренных договором. Обычно

присоединение применяется в отношении многосторонних договоров.

В подп. «а» п. 1 ст. 21 Федерального закона «О международных договорах

РФ» устанавливается, что в отношении договоров, присоединение к которым

производится от имени Российской Федерации, по вопросам, указанным в п. 1

ст. 15 данного закона, присоединение осуществляется в форме Федерального

закона [1.3 -1.4].

В отношении договоров, присоединение к которым производится от имени

Российской Федерации (за исключением тех договоров, присоединение к которым

осуществляется в форме федерального закона), решения о присоединении

принимаются Президентом; в отношении договоров, присоединение к которым

производится от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к

ведению Правительства, а также договоров, присоединение к которым

производится от имени Правительства, - Правительством РФ.

Решение о проведении переговоров о присоединении к межведомственному

договору принимается Правительством, а решение о присоединении к нему -

федеральным министром, руководителем иного федерального органа

исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые

договором, по согласованию с Министерством иностранных дел.

Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в

порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между

договаривающимися сторонами (п. 1 ст. 24 Федерального закона «О

международных договорах РФ»)[1.3-1.4].

Регистрация и опубликование договоров. Хотя регистрация и опубликование

не входят в процесс заключения международных договоров, они тесно связаны с

ним.

Федеральным законом «О международных договорах РФ» на Министерство

иностранных дел возлагается обязанность регистрировать международные

договоры РФ в Секретариате ООН и в соответствующих органах других

международных организаций.

Ст. 30 вышеупомянутого закона предусматривает следующий порядок

опубликования международных договоров. Вступившие в силу для России

международные договоры, решения о согласии на обязательность которых были

приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию в

Собрании законодательства Российской Федерации. Остальные международные

договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально

публикуются в Бюллетене международных договоров. Договоры межведомственного

характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной

власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях

этих органов.

Внутригосударственная публикация носит наименование промульгации.

Закон также предусматривает создание Единой государственной системы

регистрации и учета международных договоров Российской Федерации,

находящейся в ведении Министерства иностранных дел.

Толкование – выяснение действительного смысла и содержания договора.

Известны принципы толкования. Это, прежде всего, то, что договор

должен толковаться добросовестно. Также толковаться текст договора должен в

сочетании с преамбулой и приложениями, а также с любыми соглашением,

относящимся к договору. При этом во внимание принимается любой документ,

составленный одним или несколькими участниками в качестве документа,

относящегося к договору. При толковании учитывается любое последующее

соглашение относительно толкования применения договора, последующая

практика применения договора и любые нормы международного права, которые

применяются между участниками.

Если толкование осуществляется самими участниками договора, то такое

толкование называется аутентичным. Об этом шла речь выше. Можно добавить,

что этот вид толкования обладает высшей юридической силой.

Наряду с аутентичным широко используется так называемое международное

толкование, которое осуществляется международными органами. Эта форма

толкования может быть предусмотрена в самом договоре либо согласована его

участниками особо. Так, в Конвенции о запрещении разработки, производства,

накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года

указывается, что ее участники по взаимному согласию могут обращаться в

Международный Суд ООН в связи с возникновением между ними спора

относительно толкования положений Конвенции.

Органы государства, заключившего договор, очень часто дают толкование

договора либо его отдельных положений. Это одностороннее толкование, и, в

сущности, оно связывает только то государство, чьи органы в соответствии с

внутренним правом имеют право давать такое толкование. Этот вид толкования

называется внутригосударственным. Оно может иметь форму заявления,

декларации и т.п., которые государства могут делать как при подписании,

ратификации, утверждении, принятии или присоединении, так и при применении

вступившего в силу международного договора.

Существует и так называемое неофициальное толкование. Оно может

осуществляться научными коллективами, отдельными учеными и т.д.

Толкование осуществляется при помощи специальных способов (приемов), к

которым относятся грамматическое (словесное), логическое, историческое и

систематическое толкование договоров.

Применение международных договоров предполагает осуществление

внутригосударственных мер по выполнению договорных обязательств. В ряде

договоров прямо предусматривается, какие меры обязаны принимать их

участники.

Поскольку международные договоры России являются составной частью ее

правовой системы, то отсюда следует, что если международные договоры для

своего применения не требуют каких-либо нормативных актов, они действуют

непосредственно.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона «О международных

договорах РФ» международные договоры России подлежат добросовестному

выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров,

нормами международного права, Конституцией РФ, Федеральным законом «О

международных договорах РФ», иными актами законодательства РФ. Здесь

конкретизируется один из основных принципов международного права - принцип

добросовестного выполнения обязательств, представляющий собой

основополагающую норму, юридически обязывающую субъектов международного

права добросовестно осуществлять свои международные права и обязанности. Он

служит концентрированным выражением юридической природы международного

права.

Также Федеральный закон «О международных договорах РФ» возлагает на

государство обязанность не лишать договор объекта и цели до вступления его

в силу, то есть не предпринимать действий, которые сделали бы выполнение

договора невозможным или затруднительным. Эта обязанность возникает не из

самого договора, который еще не вступил в силу, а из нормы общего

международного права. Рассматриваемая обязанность существует с момента

подписания договора под условием его последующего утверждения и до тех пор,

пока государство не выразит своего намерения не утверждать его.

В случае нарушения обязательств по международному договору РФ другими

участниками Президенту или в Правительство (в зависимости от того, в чьей

компетенции находятся вопросы, регулируемые договором) представляются

предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами

международного права и условиями самого договора. Предложения

представляются Министерством иностранных дел либо иными федеральными

органами исполнительной власти совместно с Министерством иностранных дел.

Согласно статьи 34 Федерального закона «О международных договорах

Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации в порядке,

определяемом федеральным конституционным законом18, разрешает дела о

соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу для

Российской Федерации международных договоров либо отдельных их положений,

разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной

власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации

и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с

заключением международных договоров Российской Федерации. Не вступившие в

силу для Российской Федерации международные договоры, признанные

Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции

Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению.

Сложным и недостаточно изученным является вопрос о контроле за

соответствием международных договоров Конституции РФ. Не наработана

практика относительно обращений в Конституционный Суд с запросом о проверке

конституционности не вступившего в силу международного договора РФ.

Конституционный Суд наделен правом осуществлять предварительный контроль в

единственном случае - в отношении международных договоров, не вступивших в

силу.

Представляется, что в целях обеспечения единства правовой системы

государства Конституционный Суд вправе рассматривать вопрос о

конституционности международного договора в любой момент до его вступления

в силу.

§ 2. Недействительность международных договоров

Право договоров исходит из презумпции действительности договоров.

Договор рассматривается как действительный, за исключением тех случаев,

когда иное установлено в соответствии с международным правом. Эта

презумпция нашла отражение и в формулировке принципа “pacta sunt servanda”

в Венских конвенциях: “Каждый действующий договор обязателен для его

участников и должен ими добросовестно выполняться” [1.5-1.6].

Действительность договора имеет два аспекта - процессуальный и

материальный. Первый состоит в правомерности процесса заключения.

Материальная действительность состоит в том, что содержание договора

законно с точки зрения международного права. Поэтому действительным

является законно заключенный договор с правомерным содержанием. Но есть и

еще один аспект. Осуществление договора должно также протекать в рамках

международного права. Если последующая практика применения договора,

выражающая согласие участников, приводит к нарушению норм международного

права, то возникает вопрос о его действительности.

Международной практике известны случаи прекращения договора одной из

сторон на том основании, что при пользовании вытекающими из него правами

другая сторона нарушила нормы международного права. Недействительность

может быть относительной и абсолютной. Первая делает договор оспоримым. Ее

основаниями являются: ошибка, обман, подкуп представителя. Абсолютная

недействительность означает ничтожность договора с самого начала. Ее

основания: принуждение представителя, принуждение государства, противоречие

императивной норме общего международного права. Случаи относительной

недействительности встречаются сравнительно редко.

Абсолютная недействительность - сравнительно новое явление, вносящее

серьезные изменения во все международное право и характеризующее степень

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.