скачать рефераты

МЕНЮ


Реституция культурных ценностей и международные конференции 10-30-х гг. XX в.

культурных ценностей. Во-первых, мы не создали специальную службу,

которая бы профессионально занималась поисками ценностей. Такие команды

были у англичан, американцев, французов, поляков. Второе. Мы отпали от

общемирового реституционного процесса, который происходил в Австрии,

куда свозились все трофейные ценности и где все это "разбиралось"

владельцами. От СССР профессор Лазарев в Мюнхене составил лишь список

адекватов.[?] А самое главное- мы замалчивали о том, что находилось в

наших запасниках ! Не было бы в наши дни никаких переговоров, если бы

мы полвека назад честно объявили миру о том, что именно вывезли из

Германии. Но мы, как всегда молчали…

Шедевры не принадлежат никому: советские политики, не

национализировавшие в свое, удобное для этого, время трофейные ценности

(видимо, это был своеобразный неприкосновенный политический капитал,

который можно использовать для различных целей - например, для поднятия

престижа молодой ГДР), не подозревая, придали шедеврам единственно

приличествующий им статус - мировое гражданство. Что сейчас и является

корнем проблемы: произведения искусства, как и должно быть, принадлежат

всему человечеству !

Важно помнить и о том, что американская позиция в 1945 году

принципиально отличалась от русской: право на репарацию-компенсацию

имели только те государства, которые были оккупированы немцами. Поэтому

США автоматически исключались из дележа германской культурной

собственности. Тем не менее, по данным исследователей, в частности и

самих немцев, 20 % ценностей вывезли из Германии Великобритания,

Франция, СССР, а 80 %- США.[?] Более того, Соединенные Штаты не

подписали протокол, дополняющий Гаагскую конвенцию 1954г. Таким образом,

те 80 % ценностей, которые Америка вывезла из Германии ( в том числе и

наши ! ) имеют большие шансы навсегда остаться за (окияном(. Кстати, в

числе не подписавших была и Великобритания. Наша же страна подписала ,

тем самым подтвердив, что «культурные ценности не могут являться ни

трофеями, ни предметом захвата в других странах и подлежат реституции (

т. е возврату- А.К.) в те страны, где они находились».[?] И

действительно, в самое ближайшее время наша страна начала (отдачу( того,

что было призвано стать компенсацией за понесенный ущерб.

Ниже приведены любопытные факты, касающиеся тех ставших впоследствии

знаменитыми коллекций, которые были захвачены Красной Армией во время

похода на Германию.

«Балдинская коллекция»- коллекция, которая была незаконно присвоена

офицером Балдиным, впоследствии ставшим директором Государственного

музея архитектуры. Эта коллекция представляла собой часть бременской

Кунстхалле. Скажем, что Балдин долгие годы хранил ее в запасниках музея.

«Коллекция Кенигса»- это собрание рисунков старых мастеров,

изначально принадлежавшее банкиру Францу Кенигсу - немецкому еврею, в 30-

х годах эмигрировавшему в Нидерланды. Коллекция, в которой есть рисунки

Рембрандта и других «голландцев», Тинторетто, Тьеполо, Веронезе,

немецких и французских художников. Коллекция принадлежит Голландии, но

немцы вынудили Роттердамский музей продать драгоценные рисунки и вывезли

их в Германию. В 1945 году советские войска входят в Берлин. И

конфискуют голландские рисунки.[?]

«Дрезденская коллекция»- в совершенно секретном постановлении ГКО №

9256 от 26 июня 1945г. говориться, что две тысячи экспонатов из

Дрезденской галереи, среди которых были (Сикстинская мадонна( Рафаэля,

картины Рубенса, Рембрандта, Тициана, Ван Дейка, Веласкеса, скульптуры

Мирона, Праксителя, предполагалось включить в собрание Музея

изобразительных искусств им. Пушкина, чтобы позднее с прежними его

коллекциями создать в Москве музей мирового искусства, подобный

Британскому, Эрмитажу или Лувру. Однако осуществить столь грандиозные

планы власть не решилась, и ценности ушли в спецхраны.[?] В отношении

(Дрезденской галереи( интересно следующее противоречие: официально

говорилось, что цель вывоза дрезденских художественных ценностей

заключалась в их спасении- «после вступления СА в Дрезден 164-й батальон

5-й Гвардейской Армии Украинского фронта, которым командовал майор

Перевощиков (хорошая фамилия !- А.К.), получил задание разыскать

спрятанные сокровища… и обеспечить их безопасность… Несколько лет

спустя, в знак благодарности всем, кто участвовал в с п а с е н и и

(разрядка моя- А.К.) Дрезденской картинной галереи, орденом Германской

Демократической Республики «За заслуги перед Отечеством» были

награждены… (далее- скучное перечисление- А.К.) Еще до возвращения

сокровищ искусства из Советского Союза советские оккупационные власти

уделяли большое внимание развитию гуманистических культурных традиций

прошлого и всячески стремились помочь трудящемуся народу в полной мере

овладеть этим духовным наследием».[?] Итак, мы стремились бескорыстно

(помочь(и(спасти(! Но как же тогда быть с постановлением ГКО № 9256 от

26 июня 1945г., где говориться, что необходимо «… обязать Комитет по

делам искусств при СНК СССР (т. Храпченко) вывезти на базы Комитета в г.

Москву для пополнения государственных музеев (выделение мое- А.К.)

наиболее ценные художественные произведения живописи, скульптуры и

предметы прикладного искусства, а также антикварные музейные ценности в

количестве не более 2 000 единиц с трофейных складах в г. Дрездене»

?![?] Видимо, только в Советском Союзе умели бескорыстно (спасать(,

одновременно пополняя фонды музеев!

«Золото Шлимана»- было вывезено в самом начале оккупации Берлина.

Причем, золото находилось на английской территории, а попало к советским

властям. Объясняется это тем, что до июня 1945г. границы между зонами,

занятыми союзниками соблюдались очень относительно: войска располагались

там, где они закончили военные действия. В итоге в нашей зоне (шарили(

американцы, а мы в свою очередь- в британской зоне. Есть версия, по

которой золото принес сам директор музея, - ему было все равно, какой

именно союзнической власти он отдаст ценности, важно было сохранить их и

передать в руки реальных властей.[?] Учитывая ценность коллекции, золото

Шлимана было отправлено в Москву незамедлительно. Отказаться от него

только потому, что эта зона номинально принадлежала англичанам, и ждать

их представителей в разрушенном городе было опасно для сокровища.

«Коллекция Готской библиотеки»- она принадлежала семейству герцога

Кобург- Готского. В 1928г. она была передана в дар городу Готе, но

документ на ее хранение оформили таким образом, что семья герцогов

оставляла за собой первоочередные права. После войны собственность

герцога- активного нациста, имевшего чин групенфюрера СА, - подлежала

конфискации. Председатель земли Тюрингия В. Пауль обратился к Жукову с

просьбой оставить библиотеку городу. Но узнав, что права города на

коллекцию неполные и что жена герцога увозила произведения искусства из

нее в американскую зону, Жуков отправил книги в Союз.[?]

«Библия Гутенберга»- Иоган Гутенберг, как известно, был немецким

изобретателем книгопечатания. В середине ((в. В Майнце напечатал 42-

строчную Библию- первое полнообъемное печатное издание в Европе,

признанное шедевром ранней печати. Наши войска захватили экземпляр,

который и поныне находится в России.

Среди других наиболее известных коллекций, вывезенных нашей страной

стоит назвать Пергамский алтарь. Вывезены были также ценности,

обнаруженных в монастыре австрийского города Клостернойбург. Они

принадлежали Венскому историческому музею и монастырю и были, по

документам, вывезены в Россию. Та же участь постигла культурные

ценности, найденные в шахтах около Магдебурга, Лейпцига и его

окрестностей. В шахтах хранилась научная литература Прусской академии

наук, Лейпцигского университета, библиотек Берлина, Любека, коллекции

берлинского музея народоведения, картинная галерея города Дессау.

Все страны, пострадавшие от фашизма, в течение 10 послевоенных лет

занимались возвращением своих культурных ценностей. Американцы тщательно

описали найденные ими произведения искусства. Но все ли? Точно известно,

что в 1945 году американцы тайно отправили из Германии 3 крупных

транспортных самолета. Все наземные документы: о характере груза, о

составе экипажа и.т.д., которые обычно сохраняются очень долго, были

уничтожены.[?] Те же американцы отказались вернуть в Литву библиотеку и

архив Еврейского научного института, который до войны находился в

Вильнюсе. Он был вывезен Розенбергом, а в мае 1945г. попал в руки

(янки(. Они не делали из этого тайны: указали в отчетах, что весь архив

и библиотека из Оффенбахского хранилища вывезены в .Нью- Йорк В 1947г.

министр иностранных дел литовской республики в своем письме в Управление

репараций и поставок поднял вопрос о необходимости возвращения

награбленного Розенбергом в Литву, но получил лаконичный ответ: (ничего

не отдадим !([?] Причина- отказ США признать факт присоединения стран

Прибалтики к СССР. Не признали его и другие державы. Оно и понятно: куда

выгоднее не признать и не отдать. Англичане нашли в своей зоне архивы

Калининградской области и Таллина. Но в ответ на просьбу вернуть-

свернули шишь.[?] Вот так страны возвращали чужое имущество! Они больше

занимались тем, что искали свое. Наша же страна все больше возвращала

(чужое(, чем искала свое.

Существует версия о том, что именно в США нашли пристанище многие

перемещенные в ходе войны шедевры. (Между тем теперь мы можем

документировать все акции реституции от имени западных союзников. В

наших руках списки грузов из сборных пунктов (в Висбадене, Мюнхене,

Оффенбахе…) с советскими квитанциями - свидетельства о том, что они были

получены адресатом. Похоже, что с осени 1945 года до осени 1948 года

американская сторона передала СССР более 520 тысяч объектов культурного

значения»[?].

2. Проблема реституции культурных ценностей и международные

конференции 1943- 54 гг.

Рассмотрение международных конференций. тем или иным образом

связанных с проблемой реституции культурных ценностей, целесообразно

проводить в хронологическом порядке- от Тегеранской конференции 1943

года до Гаагской конференции 1954 года, венчающей весь процесс выработки

практики реституции незаконно захваченных ценностей. Значение Гаагской

конвенции трудно переоценить: она использовала весь опыт, накопленный в

деле решения проблемы защиты и возврата ценностей, обобщила положения,

выработанные еще Гаагской конвенцией 1907 года и Версальским договором

1919 года, подняла обсуждение этой проблемы на качественно новый

уровень, проработав мельчайшие детали возможной процедуры реституции. На

сегодняшний день можно констатировать, что документ 1954 года является

одним из наиболее важных в интересующей нас области, и поэтому ему будет

уделено главное внимание.

Первая конференция, на которую мы обратим внимание- это Тегеранская

конференция 1943 года. Она проходила с 28 ноября по 1 декабря 1943 года

и окончательные документы, как известно, подписали 3 союзные державы-

СССР, США и Великобритания. Главы государств выразили свою решимость в

том, что эти страны будут работать совместно как во время войны, так и в

последующее мирное время, а также будут стремиться к активному участию и

сотрудничеству. Был подписан протокол, закрепляющий соглашение

правительств трех стран о зонах оккупации и об управлении "Большим

Берлином"- Германия в границах, существовавших на 31 декабря 1937 года

разделяется для целей оккупации на три зоны. (Для совместного управления

районом "Большого Берлина" создается Межсоюзная Комендатура в составе

трех комендантов(.[?] Нас прежде всего интересуют положения, приведенные

в соглашениях о контрольном механизме в Германии:(СТАТЬЯ 1. Верховная

власть в Германии будет осуществлятся главнокомандующими стран... а

также совместно (курсив мой- А.К. ) по вопросам, затрагивающим Германию

в целом, действующими в качестве членов верховными

главнокомандующими(.[?]

Как видим, документ декларирует принцип совместного решения всех

вопросов, затрагивающим Германию в целом. Таким образом, и вопрос

реституции культурных ценностей также подпадает под эту категорию. Но

решали ли этот вопрос союзники совместно? Отнюдь нет, каждый старался

действовать самостоятельно, мало заботясь о мнении других. В результате

США без согласования вывезли огромное количество культурных ценностей.

Да и СССР не считался с устремлениями своих союзников, проводя захват

культурных ценностей, восполняя потери, нанесенные гитлеровцами.

ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1954 ГОДА.

Это конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного

конфликта. Подписана в Гааге 14 мая 1954 года.

Сама конференция проходила с 21 апреля по 14 мая 1954 года в Гааге.

Конвенция составлена на русском, английском, испанском и французском

языках, все четыре текста имеют одинаковую силу.

(... ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является

ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый

народ вносит свой вклад в мировую культуру... руководствуясь принципами

защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта,

установленными в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг

Глава 1

Общие положения о защите

СТАТЬЯ 1. Определение культурных ценностей

Согласно настоящей Конвенции культурными ценностями считаются

независимо от их происхождения и владельца:

а) Ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение

для культурного наследия каждого народа, такие как памятники

архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские,

архологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в

качестве таковых представляют исторический или художественный интерес,

произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы

художественного, исторического или археологического значения, а также

научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или

репродукций ценностей, указанных выше;

б) Здания, главным и действительным назначением которых является

сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в

пункте "а", такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а

также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного

конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте "а"

в) Центры, в которых имеется значительное количество культурных

ценностей, указанных в пунктах "а" и "б", так называемые центры

сосредоточения культурных ценностей...

СТАТЬЯ 3. Охрана культурных ценностей

Высокие Договаривающиеся Стороны (далее- ВДС- А.К.) обязуются

подготовить еще в м и р н о е (разрядка моя - А.К.) время охрану

культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от

возможных последствий вооруженного конфликта, принимая меры, которые они

считают необходимыми

СТАТЬЯ 4. Уважение культурных ценностей

1. ВДС обязуютя уважать культурные ценности, расположенные на их

собственной территории, а также на территории других ВДС...

воздерживаясь от какого- либо враждебного акта, направленного против

этих ценностей

2. Обязательства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть

нарушены только в том случае, если ВОЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ (выделение мое-

А.К..) настоятельно потребует такого решения

3. ВДС обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если

необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного

присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме... Они

запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на

территории другой ВДС...

5. ВДС не может освобождаться от обязательств, установленых в

настоящей статье, в отношении другой ВДС, основываясь на том, что эта

последняя не приняла мер по охране, предусмотренных в статье 3

СТАТЬЯ 5. Оккупация

1. ВДС, оккупирующие полностью или частично территорию другой ВДС,

должны по мере возможности поддерживать усилия компетентных национальных

властей оккупированной территории, чтобы обеспечить охрану и сохранение

ее культурных ценностей

2. В случае, если необходимо срочное вмешательство для сохранения

культурных ценностей, расположенных на оккупированной территории... и

если компетентные национальные власти не могут это обеспечить,

оккупирующая Держава принимает, насколько это возможно, самые

необходимые меры по охране этх ценностей в тесном сотрудничестве с

указанными властями...

СТАТЬЯ 7. Меры военного порядка

1. ВДС обязуются ввести еще в мирное время в уставы или инструкции,

которыми пользуются их войска, положения, способные обеспечить

соблюдение настоящей конвенции, и, кроме того, воспитывать еще в мирное

время личный состав своих вооруженных сил в духе уважения культуры и

культурных ценностей всех народов

2. Они обязуются подготовить и создать еще в мирное время в своих

вооруженных силах службы или специальный персонал, которые будут следить

за тем, чтобы уважались культурные ценности, и сотрудничать с

гражданскими властями, которым поручена охранв этих ценностей (

("Международное право: Ведение боевых действий. Сборник Гаагских

конвенций и иных соглашений"-М.. Международный Комитет Красного Креста,

1995, с. 33- 36).

Глава 2. (Посвящена специальной защите, предоставляемой

укрытиям для сохранениям движимых культурных ценностей, имеющих очень

большое значение)

(СТАТЬЯ 9. Иммунитет культурных ценностей, находящихся под

специальной защитой

ВДС обязуются обеспечить иммунитет культурных ценностей, находящихся

под специальной защитой, воздерживаясь с момента включения их в

Международный Реестр от любого враждебного акта, направленного против

них( (с. 36-37)

Предусматривается и лишение иммунитета в случае нарушения

обязательств со стороны ВДС.

Глава 3 посвящена перевозке культурных ценностей- транспорт,

используемый исключительно для перевозки ценностей может быть по просьбе

заинтересованной ВДС взят под специальную защиту.

( Глава 6. О приминении конвенции

СТАТЬЯ 18. Применение конвенции

1. Кроме постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное

время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны

или всякого другого вооруженного конфликта, который может возникнуть

между двумя или несколькими ВДС, даже если состояние войны не было

признано одной или несколькими из них.

2. Конвенция также будет применяться во всех случаях оккупации всей

или части территории ВДС, даже если эта оккупация не встречает никакого

военного сопротивления...

СТАТЬЯ 19. Конфликты, не имеющие международного характера

В случае вооруженного конфликта, не имеющего международного характера

и возникающего на территории одной из ВДС, каждая из Сторон, участвующих

в конфликте, будет обязана применять по крайней мере положения настоящей

Конвенции, относящиеся к уважению культурных ценностей...

Глава 7. Об исполнении конвенции...

СТАТЬЯ 25. Распространение Конвенции

ВДС обязуются возможно шире распространить в своих странах как в

мирное время, так и во время вооруженных конфликтов текст настоящей

Конвенции и ее Исполнительного Регламента. Они обязуются, в частности,

включить их изучение в программы военного и, если возможно, гражданского

обучения, для того, чтобы принципы Конвенции и ее Исполнительного

Регламента были известны всему населению, в особенности вооруженным

силам и персоналу, предназначенному для защиты культурных ценностей...

СТАТЬЯ 28. Санкции

ВДС обязуются принимать, в рамках своего уголовного законодательства,

все меры, необходимые для того, чтобы были выявлены и подвергнуты

уголовным или дисциплинарным санкциям лица, независимо от их

гражданства, нарушившие или приказавшие нарушить настоящую Конвенцию.

Отличительный знак- вместо знака "Пакта Рериха": щит состоит из

квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть

щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник

ограничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета( (с. 41-46)

Исполнительный регламент конвенции о защите

культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Гаага, 14 мая

1954г.

( Глава 1. О контроле

СТАТЬЯ 2. Организация контроля

Как только ВДС вступит в вооруженный конфликт, к котрому применима

статья 18 конвенции:

а) Она назначает представителя по культурным ценностям, расположенным

на ее территории; если она занимает другую территорию, она должна

назначить специального представителя по культурным ценностям, которые

там находятся...

в) ВДС назначается... Генеральный комиссар по культурным ценностям...

СТАТЬЯ 6. Функции Генерального комиссара

1. Генеральный комиссар по культурным ценностям обсуждает... все

передаваемые ему вопросы, которые возникают в связи с применением

Конвенции.

2. Он может принимать решения и делать назначения в случаях,

предусмотренных в настоящем Регламенте

3. С согласия Стороны, при которой Генеральный комиссар осуществляет

свои функции, он имеет право приказать произвести расследование или

вести его сам( (с. 50-52)

Предусматривается составление Международного Реестра культурных

ценностей, находящихся под специальной защитой, принятие возражений о

внесении в Реестр.

( Глава 3. О перевозке культурных ценностей

СТАТЬЯ 17. Процедура получения иммунитета

Существует просьба, направляемая Генеральному комиссару по культурным

ценностям. В ней должны излагаться вызвавшие ее причны и приблизительное

количество и значение культурных ценностей, подлежащих перевозке, их

местонахождение в настоящее время, предполагаемое новое размещение,

средства перевозки, путь следования, дата, предусмотренная для

перевозки, и любая другая нужная информация...

Чрезвычайно важно следующее:

СТАТЬЯ 19. Оккупированная территория

Если ВДС, оккупирующая территорию другой ВДС, перевозит культурные

ценности в убежища, расположенные в другом пункте этой территрии , не

будучи в состоянии соблюсти процедуру, предусмотренную в статье 17

Регламента, указанная перевозка не рассматривается как незаконное

присвоение культурных ценностей, предусмотренное в статье 4 Конвенции,

если Генеральный комиссар по культурным ценностям письменно удостоверит

после консультации с персоналом по защите ценностей, что обстоятельства

сделали эту перевозку необходимой( (с. 57-59).

Очень важно:

Протокол к конвенции о защите культурных ценностей в случае

вооруженного конфликта, Гаага, 14 мая 1954г.

I.

1. Каждая ВДС обязуется предотвращать вывоз с территории,

оккупированной ею во время вооруженного конфликта, культурных ценностей,

определенных в статье 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае

вооруженного конфликта, подписанной в Гааге 14 мая 1954г.

2. Каждая ВДС обязуется взять под охрану те культурные ценности,

которые вывезены на ее территорию прямо или косвенно с любой

оккупированной территории. Это будет происходить или автоматически в

момент ввоза, или, если этого не было сделано, по просьбе властей

оккупированной территории.

3. Каждая ВДС обязуется по прекращении военных действий ВЕРНУТЬ

(выделение мое- А.К.) культурные ценности, находящиеся на ее территории,

компетентным властям ранее оккупированной территории, если эти ценности

были ввезены в нарушение принципа, установленного в пункте 1. Эти

ценности никогда не будут удерживаться в качестве военных репараций...

II.

5. Каждая ВДС обязуется по окончании военных действий возвратить

компетентным властям государства- первоначального владельца культурные

ценности, депонированные с территории этого государства на территорию

ВДС в целях защиты этих ценностей от угрозы вооруженного конфликта((с.

62-63)...

4. ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943 г.

1.«Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,

заключенных СССР с иностранными государствами», выпуск ((,

Государственное издательство политической литературы. - М., 1955

2.«Советский Союз на международных конференциях периода Великой

Отечественной Войны 1941- 1945 гг.» Сборник документов (в 6-ти т.). МИД

СССР- М., Политиздат, 1984, т. (( (Тегеранская конференция).

3.«Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны.

Документы и материалы», т. 1 ,-М., 1946

4.«Тегеран- Ялта- Потсдам. Сборник документов (трех конференций

стран антигитлеровской коалиции). - М., -Международные отношения, 1971,

издание 3-е.

5. «Тегеран- Ялта- Потсдам. Сборник документов (трех конференций

стран антигитлеровской коалиции). - М., -Международные отношения,

издание 2-е, дополненное, 1970

6. «Тегеран- Ялта- Потсдам. Сборник документов (трех конференций

стран антигитлеровской коалиции). - М., -Международные отношения, 1967

7. «Конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и

Великобритании. Тегеран 1943. (Материалы конференции от 28 ноября- 1

декабря 1943 г.)" - Пенза, газета «Сталинское знамя», 1944

8. Конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и

Великобритании в Тегеране. - М., ОГИЗ - Госполитиздат, 1943

9. Бережков В. М. «На конференции бывшей тройки и в кулуарах»- М.,

издательство агентства печати «Новости», 1971

10. Бережков В. М. «На конференции бывшей тройки и в кулуарах»- М.,

издательство агентства печати «Новости», 1968

5. ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 г.

1. «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,

заключенных СССР с иностранными государствами», выпуск ((,

Государственное издательство политической литературы. - М., 1955

2.«Советский Союз на международных конференциях периода Великой

Отечественной Войны 1941- 1945 гг.» Сборник документов (в 6-ти т.).

Крымская конференция. МИД СССР- М., Политиздат, 1984, т. ((.

3.«Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны.

Документы и материалы», т. 3 ,-М., 1947

4. «Ялтинская конференция 1945 г: уроки истории. Сборник работ

симпозиумов советских историков» Ред. коллегия во главе с А. Н.

Яковлевым-М., Наука, 1985

5. Сосинский С. Б. «Акция (Аргонавт( (Крымская конференция и ее

оценка в США)»- М., Международные отношения, 1970

6. Бирюк В. С. «За кулисами Ялтинской конференции: операция

(Аргонавт((февраль 1945)» -СПб, Петро - Риф, 1995

7. «Крымская конференция руководителей трех союзных держав - СССР,

США и Великобритании. (Сообщение и текст заявления руководителей трех

союзных держав о результате конференции)» - Пенза, издание и типография

издательства газеты «Сталинское знамя», 1945

8. Сиполс В. Я., Челышев И. А. «Крымская конференция, 1945 год" -

М., Международные отношения, 1984

9. Борисов А. Ю. «Незабываемые договоренности»- М., Знание, 1985

10. Славинский Б. Н. «Ялтинская конференция и проблема северных

территорий»- М., ТОО «Новина», 1996

6. МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1947 г.

Мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией,

Финляндией.

1. «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,

заключенных СССР с иностранными государствами», выпуск ((((,

Государственное издательство политической литературы. - М., 1956

2. Мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией,

Финляндией. - М., госполитиздат, 1947

7. ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ 12 АВГ. 1949 г.

1. «Основные положения Женевских конвенций и дополнительных

протоколов к ним (перевод)».- М., Наука, 1994

2. «Женевские конвенции о защите жертв войны" - М.,1954

3. «Международное право в избранных документах», т .3-М., 1957

8. ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1954 г.

1. «Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских

конвенций и иных соглашений»- М., 1995

2. «Ведомости Верховного Совета СССР», № 3, 1957

* «Паушальное возмещение»- возмещение виновной стороной ущерба в целом,

без оценки по категориям утрат

* Вира- существующее с древнейших времен понятие, означающее

материальную компенсацию за убийство или увечье

2 Культура, 1995г. № 243, статья «Все шедевры идут в Европу?»

[i] там же, с. 322

[ii] Правда,1995г, № 67, статья «Заложники (большой( политики»

[iii] Правда, 1995г, №133, статья «Неравная битва на полях культуры»

[iv] Культура, 1995г. №243, статья «Все шедевры идут в Европу?»

[v] Правда, 1995г., № 133, статья «Неравная битва на полях культуры»

[vi] Программа «Парламентский час», канал РТР- 28 декабря 1997г

[vii] Российская газета, 1994г. № 86, статья «Подарки без взаимности»

[viii] Правда, 1995г., № 133, статья «Неравная битва на полях культуры»

[ix] Культура, 1995г. 12 апр., статья «Долги? Чьи?»

[x] Российская газета, 1994г. № 86, статья «Подарки без взаимности»

[xi] Кнышевский. П. «Добыча. Тайна германских репараций»,- М, Соратник,

1994, с. 95

[xii] Невское Время, 1995г. №45, статья «Искусство не может быть

трофеем!»

[xiii] Правда, 1995г., № 133, статья «Неравная битва на полях культуры»

[xiv] Программа «Парламентский час», канал РТР- 28 декабря 1997г

[xv] Культура, 1995г. № 243, статья «Все шедевры идут в Европу?»

[xvi] Литературная Россия, 1994г. № 11, статья «(Перемещенные( ценности»

[xvii] Известия, 1995г. № 61, статья «Неведомые шедевры- последние

пленные войны»

[xviii] Сегодня,1995г. № 24, статья «Советские власти не планировали

целенаправленного грабежа»

[xix] Правда,1995г, № 67, статья «Заложники (большой( политики»

[xx] Правда, 1995г., № 133, статья «Неравная битва на полях культуры»

[xxi] Российские Вести, 1996г. №132, статья «Козырь в игре- трофейные

ценности»

[xxii] См.: Кнышевский. П. указ. соч.

[xxiii] Там же, с. 132

[xxiv] там же, с. 131

[xxv] там же, с. 96

[xxvi] там же, с. 19

[xxvii] Московские Новости, 1994г. № 50, статья «Добыча»

[xxviii] Известия, 1997г. № 62, статья «Опять будем мстить немцам?»

[xxix] там же

[xxx] Независимая Газета, 1997г. № 61, статья «Дышло вместо закона»

[xxxi] Рабочая Трибуна, 1993г. № 81, статья «Красивое ограбление ?»

[xxxii] Общая Газета, 1994г. №12, статья «Трофейное искусство»

[xxxiii] Рабочая Трибуна, 1993г. № 81, статья «Красивое ограбление ?»

[xxxiv] .Культура, 1993г. № 12, статья «Отдать чужое, вернуть свое»

[xxxv] Московские Новости, 1994г. № 50, статья «Добыча»

[xxxvi] Каталог «Дрезденская картинная галерея. Старые мастера», 1982г.,

20-е русское издание

[xxxvii] Кнышевский П. указ. соч., с.98-99

[xxxviii] Сегодня 1995г. № 24, статья «Советские власти не планировали

целенаправленного грабежа»

[xxxix] там же

[xl] Культура, 1993г. № 12, статья «Отдать чужое, вернуть свое»

[xli] Сегодня 1995г. № 24, статья «Советские власти не планировали

целенаправленного грабежа»

[xlii] Литературная газета, 1995, № 12, статья «Трофейное искусство, чье

оно?»

[xliii] А. Соснов "Искусство не может быть трофеем", "Невское Время",

№45, 199518

[xliv] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,

заключенных СССР с иностранными государствами, выпуск XI,-М.,

Государственное издание политлитературы, 1955, с. 53

[xlv] там же, с. 62

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.