скачать рефераты

МЕНЮ


Защита прав человека в условиях международного конфликта

тем самым приобретает иной статус, например, военнопленного, “раненого”

или гражданского лица. Женевские Конвенции устанавливают, что во всякое

время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте,

должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать

раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, оградить их от

ограбления и дурного обращения и обеспечить им необходимый уход, а также к

тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. Более

того, военные власти могут обращаться к гражданскому населению и обществам

помощи с просьбой подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение,

разыскивать погибших и сообщать об их местонахождении. При ведении боевых

действий на мер то же самое относится к нейтральным торговым судам, яхтам

и другим мелким судам, к капитанам которых стороны, находящиеся в

конфликте, могут обратиться с просьбой принять на борт раненых, больных и

потерпевших кораблекрушение и обеспечить им уход, а также подбирать

погибших (ст. 21 II Конвенции). Кроме того, п. 1 ст. 33 Протокола I

предусматривает, что каждая сторона, находящаяся в конфликте, как только

позволят обстоятельства, и самое позднее, сразу после окончания активных

военных действий, “разыскивает лиц, о которых противная сторона сообщает

как о пропавших без вести”. Согласно ст. 19 II Конвенции стороны,

находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все имеющиеся в их

распоряжении данные, способствующие установлению личности раненых, больных,

потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны, попавших в их

руки. Эта информация должна быть доведена до сведения Справочного бюро

(организация которого предусмотрена ст. 122 III Конвенции) для передачи

стороне противника, в частности, через посредничество Центрального

Агентства по розыску Международного Комитета Красного Креста. Если

информация не направляется через МККК и его Центральное Агентство,

каждая сторона должна предоставить эти сведения Центральному справочному

агентству, утвержденному в соответствии с III Конвенцией. Наконец,

необходимо подчеркнуть, что раненые, больные и лица, потерпевшие

кораблекрушение, оказавшиеся на территории нейтрального государства,

подлежат интернированию, а попавшие во власть неприятеля считаются

военнопленными, и к ним применяются соответствующие нормы международного

права.

Глава 3. Гуманное обращение с военнопленными.

Выше мною было рассмотрено, какие категории лиц, попавших во власть

противника, имеют право на статус военнопленного. Под военным пленом

понимается ограничение свободы лиц, принимавших участие в военных

действиях, в целях пресечения их дальнейшего участия в вооруженной борьбе.

Режим военного плена призван обеспечить не только сохранение жизни

военнопленного, но и защиту его неотъемлемых человеческих прав. В этой

связи необходимо всегда помнить о том, что военнопленные находятся во

власти Державы противника, а не отдельных лиц или воинских частей,

взявших их в плен (ст. 12 III Конвенции). Следовательно, за все, что

происходит с военнопленными, несет ответственность государство

неприятеля, но это не умаляет, однако, индивидуальной ответственности лиц

в случае нарушения ими правил обращения с военнопленными. III Конвенция

подробно регламентирует порядок содержания военнопленных:

- их размещение, обеспечение питанием и одеждой;

- требование гигиены и оказание медицинской помощи;

- религиозную, интеллектуальную и физическую деятельность и т.д.

В соответствии со ст. 122 воюющие страны обязаны организовать

справочные бюро по делам военнопленных, которые должны давать ответы на все

вопросы, связанные с военнопленными. Не пытаясь охватить все стороны,

касающиеся защиты прав военнопленных, выделю лишь те из них, которые, на

мой взгляд, являются наиболее важными.

Первое. III Конвенцией устанавливается институт доверенных лиц. Ст.

79 предусматривает, что во всех местах содержания военнопленных, за

исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные имеют право свободно

путем тайного голосования избирать доверенных лиц, которые должны

представлять их перед военными властями, Державами-Покровительницами,

Международным Комитетом Красного Креста и перед всякой другой организацией,

оказывающей им помощь. В лагерях для офицеров и приравненных к ним лиц и в

смешанных лагерях старший по званию военнопленный офицер признается

доверенным лицом. Пользуясь прерогативами и льготами, перечисленными в

ст. 81, доверенные лица военнопленных содействуют их моральному и

физическому благополучию. Эти лица не только осуществляют контроль над

распределением помощи, но и делают все зависящее от них для того, чтобы

помочь военнопленным при возникновении трудностей в отношениях с властями.

Следует также подчеркнуть, что военнопленные имеют неограниченное право

обращаться к представителям Державы-Покровительницы либо через свое

доверенное лицо, либо непосредственно, если они считают это необходимым для

того, чтобы обратить их внимание к тем моментам режима плена, в отношении

которых у них имеются жалобы (ст. 78).

Второе. Конвенцией предусматривается, что военнопленные должны

подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах

держащей в плену Державы (ст. 82). Власти этой Державы могут применить

судебные и дисциплинарные меры наказания в отношении военнопленного. Но при

решении данного вопроса они должны проявлять максимальную снисходительность

и по возможности прибегать к дисциплинарным мерам, а не к судебному

преследованию. Так, например, в III Конвенции содержится несколько

положений, касающихся побега и попыток к бегству. Общепризнанно, что данный

поступок не противоречит мужества, чести и любви к отечеству

военнослужащего, поэтому в случае неудавшегося побега к нему применяются

только дисциплинарные меры (даже в случае рецидива). Дисциплинарные

взыскания могут быть наложены только начальником лагеря или офицером,

назначенным им, и ни в коем случае не военнопленным. В статье 89

перечисляются виды дисциплинарных взысканий, но далее указывается, что они

не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья

военнопленных, и продолжительность одного наказания никогда не должна

превышать 30 дней. Что касается мер наказания, назначенных судом, то

военнопленного, в силу ст. 84, за исключением строго оговоренных случаев

могут судить только военные суды. Важно заметить, что военнопленные

пользуются покровительством данной Конвенции даже в случае осуждения.

Запрещаются коллективные наказания за индивидуальные проступки, телесные

наказания, заключение в помещения, лишенные дневного света, и вообще какие

бы то ни было виды пыток или проявления жестокости. По смыслу ст. 100 III

Конвенции за совершение преступлений, карающихся смертной казнью в

вооруженных силах держащей в плену Державы, военнопленному в принципе может

быть вынесен смертный приговор. Однако в соответствии со ст. 76 и ст. 77

Дополнительного протокола I смертный приговор не должен выноситься

беременным женщинам и матерям малолетних детей, зависящих от них, а также

пленным, совершившим преступление в возрасте до 18 лет. Если такой приговор

вынесен, он не приводится в исполнение. Кроме того, в ст. 107 III Конвенции

предусмотрено, что Держава-Покровительница может вмешиваться в случае

вынесения смертного приговора. Согласно ст. 101 смертный приговор может

быть приведен в исполнение не ранее, чем через шесть месяцев со дня его

вынесения. При судебном рассмотрении принципы обычного судопроизводства

должны быть соблюдены, то есть военнопленному должны быть обеспечены

основные гарантии, предусмотренные ст. 99 III Конвенции и ст. 75 Протокола

I. Коротко говоря, суд должен выносить приговор, исходя из презумпции

невиновности обвиняемого военнопленного. На всякий вынесенный ему приговор

военнопленный имеет право подать апелляционную или кассационную жалобу и

просить о пересмотре дела. Любое решение суда и приговор должны быть

незамедлительно доведены до сведения Державы-Покровительницы.

Третье. Даже во время военных действий Конвенцией (в ст. 109)

предусматривается непосредственная репатриация раненых и больных, чьи

умственные и физические способности, по всей видимости, сильно снизились

(неизлечимые, тяжелораненые и тяжелобольные, излечившиеся), и

госпитализация в нейтральных странах определенных категорий больных и лиц с

менее тяжелыми ранениями. В типовом соглашении по вопросу о

непосредственной репатриации и госпитализации в нейтральной стране раненых

и больных военнопленных (Приложение I к III Конвенции) перечисляются

многочисленные случаи, в которых можно применить этот принцип. Вопрос о

том, какие военнопленные подлежат репатриации, призваны решать смешанные

медицинские комиссии, назначенные с начала вооруженного конфликта (ст.

112). Однако, стороны конфликта должны отправлять тяжелораненых и больных

военнопленных на родину, независимо от их числа и звания, только тогда,

когда они будут в состоянии вынести транспортировку. Ни один из них не

может быть репатриирован против своего желания во время военных действий.

Все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы

“тотчас же по прекращении военных действий” (ст. 118 III Конвенции).

Следует также отметить, что стороны в конфликте по гуманным соображениям

должны стараться репатриировать военнопленных, не дожидаясь окончания

войны, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными.

Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что пленные,

не имеющие признанного статуса военнопленных, тем не менее всегда имеют

право на основные гарантии, предусмотренные ст. 75 Дополнительного

протокола I.

Глава 4. Защита гражданского населения.

Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от

последствий военных действий страдает гражданское население, а в XX веке

это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой

войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5% - гражданские лица. Во

время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75% потерь

составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В некоторых современных

вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Можно

с уверенностью сказать, что в ходе третьей мировой войны, которая

закончится ядерной катастрофой, 100% потерь составит гражданское население.

Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости

защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от

последствий войны. Излишне говорить о том, что принципы защиты всех

покровительствуемых лиц, изложенные мною выше, характерны и для

гражданского населения. Впервые попытка дать определения “гражданское лицо”

и “гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции

о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под

покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо

момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во

власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы,

гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной

конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории

одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они

являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при

государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);

г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые,

больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.

Дополнительный протокол I выработал более удачную формулировку

понятий гражданского лица и гражданского населения, отразившую суть их

правового положения в период вооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит:

“Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из

категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего

Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не

принадлежащее к категории комбатантов. Важно добавить, что в случае

сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается

таковым. Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц,

являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается, что гражданское

население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от

опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п.

3 ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населения

отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает

это население его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское

население лишается своего статуса и права на защиту, если среди него

находятся военные подразделения и формирования. Что касается гражданских

лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного

права, “за исключением случаев и на такой период, пока они принимают

непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51). Современное

международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов,

предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным

гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий

военных действий. Различие заключается в том, что общая защита

предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам

независимо от из пола, возраста, расовой и национальной принадлежности,

политических или религиозных убеждений. Специальная защита предоставляется

отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их

повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные,

женщины, дети и т.д.), либо особенностями профессиональных функций,

выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских

формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т.д.).

Специальная защита гражданского населения не входит в сферу моего

исследования. В настоящей работе будут рассмотрены вопросы общей защиты

мирного населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.

В целях ее осуществления устанавливается, что гражданское население как

таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом

нападения1 . Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются:

- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать

гражданское население;

- нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п.

5 ст. 51 Протокола I;

- нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в

порядке репрессалий[1];

- использование присутствия или передвижения гражданского населения или

отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от

военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от

нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать

им.

Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского

населения в качестве метода ведения войны (ст. 54). Любое нарушение этих

запрещений, говорится в заключительном положении ст. 51, не освобождает

стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению

к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства

принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В

ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься

воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:

а) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что

объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими

объектами и не подлежат особой защите;

б) принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе

средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди

гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их

к минимуму;

в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что

оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского

населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским

объектам;

г) делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые

могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда

обстоятельства этого не позволяют.

Режим военной оккупации. Режим военной оккупации определяется нормами

Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к

IV Гаагской конвенции 1907 года, IV Женевской конвенции 1949 года, а также

нормами Дополнительного протокола I 1977 года. Под военной оккупацией

понимается временное занятие вооруженными силами одного государства

территории другого государства (или ее части) и установление власти военной

администрации на оккупированной территории. Согласно ст. 42 Положения о

законах и обычаях сухопутной войны, территория признается оккупированной,

если она действительно находится во власти неприятельской армии. Однако

власть оккупанта над населением не является неограниченной. Так, в

соответствии со ст. 23 и 44 Положения власти оккупирующей державы не должны

принуждать гражданское население принимать участие в военных действиях,

направленных против их страны, или давать сведения об ее армии или других

средствах обороны (кроме того, население оккупированной территории нельзя

принудить служить в вооруженных силах оккупанта; воспрещается пропаганда

добровольного вступления в его армию - ст. 51 IV Женевской конвенции).

Согласно ст. 46 Положения, “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и

частная собственность, равно как и религиозные убеждения должны быть

уважаемы”1. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг

обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского

населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений прав человека

в условиях вооруженного конфликта. В части, посвященной оккупированным

территориям, сформулирован важный принцип: покровительствуемые лица,

находящиеся на оккупированной территории, не могут “ни в коем случае и

никаким образом” быть лишены преимуществ, предоставляемых Конвенцией, ни в

силу изменений в установлениях, действующих на данной территории, ни в силу

соглашения, заключенного между местными властями и оккупирующей державой,

ни в силу аннексии (принудительного присоединения) всей или части

оккупированной территории (ст. 47). К числу мер, запрещенных особо,

относятся насильственные перемещения как отдельных покровительствуемых лиц,

так и групп населения, а также депортация (принудительная высылка)

населения с оккупированных территорий в любую другую страну. В то же время

разрешается эвакуация данного оккупированного района, “если этого требует

безопасность населения или особо веские соображения военного характера”

(ст. 49). Защита основных прав гражданского населения и отдельных

гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в

IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления

соответствующих обязательств государств как субъектов международного

права1. Наконец, хочется отметить, что военная оккупация по своей сути

является формой иностранного господства. Но и в этом случае международное

гуманитарное право, касающееся покровительствуемых лиц на оккупированной

территории, обладает одним несравненным достоинством: оно ограничивает

беспредельную власть оккупирующей державы, действия которой оказываются под

международным контролем. IV Женевская конвенция является как бы

конституцией или “билем о правах”, хотя и ограниченным, который вступает в

действие в момент, когда иностранная армия захватывает и оккупирует

территорию,- и притом без каких-либо усилий со стороны оккупанта или

оккупируемой стороны. Эта “конституция” защищает население от неправомерных

действий оккупирующей державы. Тем самым международное гуманитарное право

вносит существенный вклад в дело защиты достоинства человека в чрезвычайных

обстоятельствах2 .

Подводя итог рассмотрению очерченного мной круга вопросов, связанных

с защитой жертв вооруженных конфликтов, следует кратко остановиться на

одном важном моменте. Даже самый совершенный свод правил не мог бы

предвидеть всех возможных ситуаций. Чем детальнее перечень, тем больше

опасность что-либо в нем упустить. В совершенно непредсказуемых

обстоятельствах, когда нельзя привести ни одного, пусть даже самого общего

правила Конвенции, все же существует положение, на которое можно сослаться.

Появившееся еще в 1899 году в Гаагской Конвенции о законах и обычаях

сухопутной войны оно широко известно как “Оговорка Мартенса” (по имени ее

основного автора). Текст этой оговорки является своего рода заключением

обзора правил, посвященных защите жертв вооруженных конфликтов:

“В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими

международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под

защитой и действием принципов международного права, проистекающих из

установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований

общественного сознания” (п. 2 ст. 1 Дополнительного протокола I).

Заключение

Квинтэссенцией положений международного гуманитарного права,

применяемого в период вооруженных конфликтов, являются следующие основные

правила:

1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat) , и те, кто не принимает

непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их

жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех

обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-

либо дискриминации.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается

в плен или является вышедшим из строя (hors de combat).

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той

стороной конфликта, во власти которой они находятся. Защите также

подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и

оборудование. Эмблема красного креста или красного полумесяца обозначает

право на такую защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые

комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории,

контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни,

достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита

от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и

на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен

подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также

жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться

неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается

использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые

по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери

или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским

населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и

имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица

не должны быть объектом нападения.

Список использованной литературы.

1. Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика,

дипломатия. М., 2001 г.

2. Гуго Гроций. О праве войны и мира. Кн. 1. М., 1956 г.

3. Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов.

М., 2003 г.

4. Курс международного права. Т.5 (под ред. Ф.И.Кожевникова). М., 1969 г.

5. Курс международного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М.,2003 г.

6. Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских

конвенций и иных соглашений. МККК, М., 1995 г.

7. О разграничении комбатантов и некомбатантов см. Полторак А.И.

Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976

г.

8. Симпозиум по вопросам гуманитарной деятельности и осуществления

операций по поддержанию мира (Женева, 22-24 июня 1994 г.). МККК, М.,

1995 г.

9. Современные войны: гуманитарные проблемы. М., 2002 г.

10. Станислав Е. Нахлик. Краткий очерк международного гуманитарного права.

МККК, М., 2002 г.

11. Фриц Кальсховен. Ограничение методов и средств ведения войны. МККК,

М., 2002 г.

12. Ханс-Петер Гассер. Международное гуманитарное право. МККК, М., 2001 г.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Международно-правовая защита жертв войны. Комбатанты и

покровительствуемые лица. 10

Глава 2. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. 21

Глава 3. Гуманное обращение с военнопленными. 23

Глава 4. Защита гражданского населения. 27

Заключение 34

Список использованной литературы. 36

-----------------------

1 Современные войны: гуманитарные проблемы. М., 2002 г., с. 45.

1 Гуго Гроций. О праве войны и мира. Кн. 1. М., 1956 г., с. 44.

2 См., подробнее, Блищенко И.П. Вооруженный конфликт и современное

международное право // “Советское государство и право”. 1971 г. № 9, с. 62;

Исакович С.В. Международно-правовые проблемы защиты прав человека в

вооруженном конфликте // Вестник Киевского университета. 1976 г. № 3, с. 27-

33; Бирюков П.Н. Юридический механизм реализации в СССР норм международного

гуманитарного права. Дисс... Свердловск, 1991 г., с. 97-107.

1 Симпозиум по вопросам гуманитарной деятельности и осуществления операций

по поддержанию мира (Женева, 22-24 июня 1994 г.). МККК, М., 1995 г., с.

103.

2 Симпозиум по вопросам гуманитарной деятельности и осуществления операций

по поддержанию мира (Женева, 22-24 июня 1994 г.). МККК, М., 1995 г., с.

104.

1 Курс международного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М.,2003 г., с.

243.

2 Станислав Е. Нахлик. Краткий очерк международного гуманитарного права.

МККК, М., 2002 г., с. 7.

1 Курс международного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М.,2003 г., с.

245.

1 О разграничении комбатантов и некомбатантов см. Полторак А.И. Савинский

Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976 г., с. 237-241.

1 См.: Курс международного права. Т.5 (под ред. Ф.И.Кожевникова). М., 1969

г., с. 295.

2 См.: Полторак А.И. Савинский Л.И. Указ. соч., с. 255.

1 См. Полторак А.И. Савинский Л.И. Указ. соч., с. 257.

1 См. Полторак А.И. Савинский Л.И. Указ. соч., с. 260.

2 Под этим, на мой взгляд, следует понимать непосредственно предшествующее

началу нападения перемещение военного подразделения (развертывание),

происходящее в пределах видимости противника, в том числе и с помощью

оптических приборов.

1 Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика,

дипломатия. М., 2001 г., с. 115.

2 Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций

и иных соглашений. МККК, М., 1995 г., с. 24.

1 Фриц Кальсховен. Ограничение методов и средств ведения войны. МККК, М.,

2002 г., с. 54.

2 Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. М.,

2003 г., с. 20.

1 ”Нападения” означают акты насилия в отношении противника, независимо от

того, совершаются ли они при наступлении или при обороне (п.1 ст.49

Протокола I).

[1] Репрессалии - правомерные принудительные действия государства,

направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством,

иных чем угроза силой и применение силы [Словарь международного права,

c.154] (подробнее, см. главу 3).

1 Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций

и иных соглашений. МККК, М., 1995 г., с. 27.

1 См., подробнее, Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Указ. соч., с. 139-140, Фриц

Кальсховен. Указ. соч., с. 73-76.

2 Ханс-Петер Гассер. Международное гуманитарное право. МККК, М., 2001 г.,

с. 63.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.