скачать рефераты

МЕНЮ


Экологические аспекты в МЭО

отжилищного строительство до производства продуктов питания. Это в свою

очередь требует оздание благоприятной природной среды для жизни людей и

функционирования хозяйства. В настоящее время население Земли составляет

5.3 млрд человек,а в перспективе к 2025г.предположительно достигнет 8 млрд.

человек , а далее во второй половине XXI века увеличится до 10-12

млрд.человек. По этим же прогнозам новая волна индустриализации должна

коснутся стран третьего мира,в т.ч. и Казахстан, на которые к 2025г. будет

приходиться 80-85% всего населения, а обьем промышленного производства

возрастет в них в 5-10 раз. Однако на данный момент в переходный период к

рынку происходит резкое расслоение населения по уровню доходов. В связи с

этим для большинства казахстанцев главной заботой стала борьба за

элементарное выживание. Осознавая всю актуальность экологических проблем

они вынуждены заниматься решением сугубо бытовых вопросов,в то время когда

последствия экологических катаклизмов уже привели к повышенной

заболеваемости населения и отрицательно сказываются на генетике населения.

Это обстоятельство требует оперативного поиска путей одновременного выхода

из экономического и экологического кризиса. И в этом смысле новая концепция

экологически устойчивого развития экономики должна определить формулу

нестандартных решений по достижению указанного паритета.

Экологическое воспроизводство-по сути дела экономное и полное

использование природных ресурсов и мероприятия по сохранению экологического

баланса. Неотьемлемым составляющим экологического воспроизводства является

экономическое планирование , которое включает в себя прогнозирование и

осуществление мер по оптимизации хозяйства с целью уменьшения масштаба

экологического ущерба, в том числе от ухудшения состояния здоровья людей и

деградации эксплуатируемой территории.

Однако из года в год усиливающееся внимания мировой общественности к

проблемам охраны окружающей среды никак не отражается на экстремальном

уровне экологической ситуации. Это обьясняется тем,что изначально

неправильно определены ориентиры и приоритеты во взаимоотношениях общества

и природы. Для постсоветского пространства основной причиной этого является

превосходство административно-командных методов над экономичекими.Другая,

заключается в полном игнорировании экологической напряженности и,

следовательно, приоритетном осуществлении сравнительно дешевых и быстро

реализуемых прородоохранных мероприятий путем отсрочки перехода к

качественно новым экологически безопасным технологическим процессам. Третья

причина, вызвана отсутствием действенных стимулов для осуществления

природоохранной деятельности. Нетрудно заметить, что эти причины

взаимосвязаны между собой и свойственны любому государству. В результате

чего даже во Франции 1% экономического роста приводит к 2% росту обьема

отходов, а количество опасных отходов растет в среднем на 7.5% в год. В

России в десятках густо населенных городов зафиксировано опасное превышение

ПДК загрязнений в атмосфере, и это при спаде производства. В связи с этим

нетрудно предположит, когда при закономерной цикличности экономического

развития спад сменится подьемом производства, отсутствие должного

технологического обновления может привести к непредсказуемым масштабам

экологической катастрофы. Именно этому, т.е. полному осмыслению

происходящего и безотлагательной разработке новых ориентиров, определяющих

концепцию эколгически устойчивого развития, посвещен основной раздел

доклада Комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше семерка» призвала

всю мировую общественность к скорейшему принятию во всем мире

стратегической концепции экологически устойчивого развития, которая

устанавливает паритет между экономическими и экологическими ценностями. В

последствии на конференции ООН по ОС в Рио-де-Жанейро документально

отражена стратегия, где любой вид хозяйственной деятельности в плане

экологической безопасности должен быть совместим с требованиями

гармоничного развития общества и природы. Необходимость принятия и

выполнения требований этой стратегии признал и Казахстан.

Новая концепция экологически устойчивого развития предусматривает

постепенное поэтапное внедрение в жизнь экологически идеальной промышленной

структуры производства, построенной на многоразовом потреблении, когда

продукция в преобразованном виде благодаря наукоемким технологиям может

многократно использоваться. Однако на практике решение этой проблемы

находится далеко от идеала,так как даже в странах ОЭСР лишь 20% инвестиций,

направляемых на защиту окружающей среды, идет на разработку экологически

чистых технологий. Это свидетельствует о том,что во всем мире пока

преобладает эколого-технологический принцип «конца трубы», когда инвестиции

направляются на обезвреживание отходов, а не на предупреждение их

образования.

Следует отметить, что структурное изменение производства може служить

лишь фундаментом построения концепции экологически устойчивого развития,а

сам механизм осуществления определяется путем совершенствования

экономической системы, адекватной административной поддержки и

общественного осознания необходимых преобразований.

Так к примеру, в США экологическая гласность предусмотрена в законе о

«Суперфонде»,во исполнение которого данные о 308 опасных химических

веществах регулярно публикуются, а правительственные органы в свою очередь

осуществляют проверку и строго контролируют выполнение закона. В результате

этого, у населения постепенно произошло смещение приоритетов от потребности

в традиционных благах к экологическим. В следствии этого промышленные

корпорации с целью снижения конфронтации с общественностью постоянно

увеличивают расходы на создание экологически безопасных производств, что в

конечном счете увеличвает конкурентоспособность их продукции.

За 1994г. они составили от ВНП, млн.долл., %

| |млн.долл. |% |

|Дания |1237 |1.9 |

|Германия |14424 |1.7 |

|США |80446 |1.6 |

|Швеция |1948 |1.5 |

|Швейцария |1891 |1.5 |

|Великобритания |8837 |1.4 |

|Япония |26035 |1.3 |

|Нидерланды |2254 |1.3 |

|Австрия |1130 |1.3 |

|Франция |7746 |1.1 |

Таким образом,паритет предполагает увеличение инвестиций в охрану

окружающей среды, что вполне целесообразно, так как улучшение экологической

обстановки пропорционально приводит к росту производительности труда и как

следствие к значительному устойчивому росту доходов.

В среднем на нужды охраны природы затрачивается в странах Запада,

Японии и США не более 200 ЭКЮ в расчете на душу населения.

Производство экотехники-приборов и устройств как одно из составляющих

экоиндустрии предоставляет возможность контролировать качество окружающей

среды, уровень очистки различных выбросов предприятий и транспорта и

составлять реальные программы по совершенствованию стандартов и нормативов,

законодательства, контролю, экологической экспертизе и сертификации;

введению экологического аудита; созданию новых оргструктур путем

нивелирования макроэкономических показателей относительно четко

установленных экологических требований и проведения анализа по уровню

взаимозависимости категорий экономического ущерба, экологических издержек,

экономического и социального оптимумов загрязнения. С точки зрения

концепции эколгически устойчивого развития очень важно контролировать

соотношение экономических и экологических издержек в динамике социально-

экономического развития общества. При этом особое внимание следует уделять

двум основным взаимозависимым факторам:

1. влияние антропогенной деятельности человечества на состояние

окружающей среды и ее функциональную зависимость от возможных тенденций НТП

в производстве и природопользовании, а также организационной структуры

производственных и природоохранных фондов;

2. развитие приоритетных направлений природоохранной стратегии при

переходе со стадии экономического оптимума загрязнения на уровень социально-

нормативный на основе анализа динамических макромоделей.

Разработка конкурентоспособных ресурсосберегающих и средощадящих

технологий приводит в основном к обновлению основных средств производства и

требует определенных капитальных затрат. В связи с этим такие процессы

ускоряются путем принятия государством строгих законов по охране окружающей

среды, налоговой политике, направленной на те же цели. При этом в качестве

основного стимула используют право на продажу выделенных предприятиям

лимитов на загрязнение, а также сертификацию продукции своеобразным знаком

экологического качества. Такой знак дает преимущество в конкурентной борьбе

на свободном насыщенном рынке.

В системе стимулирующих воздействий на экологизацию производства

основное место занимают экологизация налогообложения и кредитной политики,

введение рыночных методов регулирования природоохранной деятельности. В

аспекте экологизации налогообложения концепции экологически устойчивого

развития в наибольшей степени эффективным считаются фундаментальные

предложения по кардинальному изменению общей налоговой системы в

государстве, включая возможные пути постепенной реализации этих

предложений. Их суть заключаются в поступательном переходе от существующего

косвенного налогообложения к прямому природноресурсному.

Кроме этого также рационально параллелное развитие системы льготного

налогообложения экологичных видов продукции и услуг с единовременной

компенсацией соответствующих потерь бюджетных поступлений путем введения

дополнительных налогов на экологически опасные изделия, используя так

называемый принцип «фискальной нейтральности». Для этого необходимо

разработать перечень поправочных коэффициентов к действующими и

проектируемым налогам. Базой для такого перечня должна служить сертификация

продукции и услуг по экологическому признаку.

Одним из способов стимулирования экологически устойчивого развития

производства служит специальная система оплаты за загрязнение окружающей

среды. На Западе этот способ достаточно эффективен, так как компенсировать

такие платежи ростом цен из-за высокой конкуренции практически невозможно.

В нашей стране рынки энергетической, нефтехимической и других загрязняющих

отраслей промышленности почти полностью монополизированы производителями.

Поэтому время платежей за загрязнение легко нерекладывается на плечи

потребителей.

В настоящее время в развитых странах динамично развивается другой

современный подход к экономическому регулированию природоохранной

деятельности. Он основан на формировании особого рынка разрешений на

загрязнение. При этом в пределах конкретной территории устанавливается

социально-приемлемый уровень загрязнения, а вклад каждого загрязнителя

определяется путем свободной взаимовыгодной торговли выделнными квотами на

загрязнение. Приобретая подобно другим видам собственности право-

загрязнять, предприятие имеет возможность при необходимости купить это

право у другого предприятия. Однако для практического осуществления этого

подхода следует ограничиться небольшим количеством основных массовых

загрязнителей и с целью предотвращения спекулятивных сделок необходимо

увязать сам механизм купли-продажи прав на загрязнение с законодательством

о банкротстве. Между тем торговля квотами может быть осуществлена и на

международном уровне по соответствующим соглашениям, например, по

углеродному кредиту.

Перспектвным направлением экологизации кредитной политики является

введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической

надежности природопользователя. При этом экологизацию кредитной политики

необходимо строить на принципе «кредитной нейтральности», когда

экономические санкции в виде повышенного процента для кредитования

экологически ненадежных предприятий из-за понятных соображений

компенсируются льготным кредитованием эколгически надежных предприятий.

Отсюда очевидно, что формирование рынков экологичной продукции,

экологических технологий,оборудования и услуг связано с целым комплексом

экономических и админстративных воздействий, включающим в себя

совершенствование микроэконо-мических показателей, использование принципов

«фискальной и кредитной нейтральности», повышение эффективности платежей за

загрязнение, введение торговли прав на загрязнение, создание эколого-

инновационных программ и т.п.

Как известно из года в год расширяется использование вторичных

природных и материальных ресурсов,а в некоторых случаях вторичные ресурсы

становятся основным сырьем, экономя при этом силы, средства и энергию.

Вместе с тем утилизация отходов предполагает наличие спроса на продукты из

вторсырья. На свободном рынке этим продуктам приходится конкурировать с

товарами, произведенными из первичных ресурсов, себестоимость которых

зачастую намного ниже. И в этом смысле, учитывая тот факт, что утилизация

сама по себе преследует не только и не сколько получение дополнительных

доходов от реализации вторичных материалов,а прежде всего уменьшение

количества отходов. Необходимо по отношению к производству вторичных

материалов ввести специальную систему субсидий при расчетах в

ценообразовании и налогообложении. Так, в США помимо регулирования

непосредственной деятельности путем введения налоговых льгот производят

стимулирование предприятий по производству вторичного сырья и

благоприятствуют созданию экономических условий для функционирования

соответствующих предприятий. Например, министерству торговли вменено в

обязанность изучать рыночную коньюнктуру вторичных материалов,

экономические технологические барьеры, препятствующие их применению, новые

области их использования и др. Федеральное правительство отменило ранее

существовавшие дискриминационные ставки на транспортировку вторсырья, была

также изменена система сортности материалов для поощрения использования

вторичных из видов, принято решение о доле вторичного сырья при закупке

материалов в государственные запасы.

Однако главным резервом развития индустрии вторичного сырья по сей

день остаются промышленные отходы, а основную стимулирующую роль в

использовании вторичного сырья в промышленности играют так называемые биржы

отходов, в номенклатуру которых входят также токсичные вещества. Кроме

этого их сбытом занимаются и отдельные фирмы, реализуя на рынке

производственные отходы с помощью специально созданного подразделения. В

ряде случаев, по заявлению представителей фирмы, доход от сбыта побочных

химикатов в 20-25 раз превышал затраты.

Наряду с сокращением отходов в самом производственнос процессе все

возрастающее значение приобретает повторное их использование, замедляющее

рост количества отходов требующих удаления. В одних случаях речь идет об

ограниченных запасах природного сырья или его полном отсутствии, что

побуждает максимально использовать вторичные материалы.

Рынок вторичных ресурсов формирующийся в нашей республике по своим

масштабам и ингредиентному составу может в ближайшее время увеличить

экспортный потенциал государства. К примеру, на территории ЮКО в отвалах,

полигонах, хранилищах и несанкционированных свалках накоплено порядка 197

132 тыс. тонн отходов производства и потребления,в том числе: вскрышные и

вмещающие породы -31 367 тыс.тонн, отходы обогащения- 160 384 тыс.тонн,

шлаки свинцового производства - 2 405 тыс.тонн, шлаки фосфорного

производства - 2 276 тыс.тонн, твердобытовые - 700 тыс.тонн, на

приобретение которых имеются тендерные заявки от зарубежных фирм.

Экологическое обучение- воспитание, просвещение- специальное

образование и пропаганда одновременно перспективно и выгодно государству,

так как оно получает целое поколение экологически мыслящих людей.

В настоящее время в развитых странах расходы на рекреацию составляют

около 20% всех расходов потребителей с тенденцией роста этой доли и общей

суммы затрат на восстановление. Это связано с тем,что в некоторых случаях

восстановление эффективнее традиционного использования новых территорий как

источников традиционных природных ресурсов.

Таким образом, очевидно, что механизм симуляции и управления в рамках

категории «экоиндустрия» не всегда традиционны для экономики. Выгодное

узкоэкономически не всегда эффективно ресурсно и социально-экологически.

Поэтому требуется сопряжение экономических и социально-экологических целей

через рыночные и внерыночные административные механизмы . Для запуска в

действие этих механизмов необходимы организация адекватной информации и

налаживание межотраслевых и межхозяйственных связей; отработка социальных,

экономических или юридических стимулов, их реализация на практике и

контроль «экологических» преступлений,в том числе с помощью штрафов и

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.