скачать рефераты

МЕНЮ


методы госрегулирования ВЭД

декларации к оформлению. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных сборов за

таможенное оформление и оказание таможенных услуг не предоставляется.

3.2. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные

принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются

две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного

производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление

возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний

рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими

мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и

нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли

несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых

государствами барьеров в торговле между странами превысило количество

отмененных и сниженных ограничений.

При использовании административных (нетарифных) средств нарушается

рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к

ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или

ресурсов потребителем в пользу отечественных.

Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов

современной экономической и торговой политики государств, различные

ограничительные правила и процедуры — до запрета торговли с определенными

странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

По классификации ООН нетарифные методы регулирования разбиты на

следующие группы:

прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на

импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на

импортируемые товары на внутреннем рынке;

антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта

определенных товаров в конкретную страну и т.п.

Эта группа охватывает более половины всех нетарифных ограничений. К

ней относятся и ограничительные меры Консультационного комитета по

экспортному контролю (КОКОМ) по вывозу из развитых западных стран в

государства бывшего Варшавского договора и некоторые другие “государства с

тоталитарными режимами” (Ливия, Ирак) военной техники и техники двойного

назначения. В последнее время КОКОМ сократил запретительные записки по

отношению к странам Восточной Европы, включая СНГ, и обещает вообще снять

ограничения на поставки новейшей технологии, когда эти страны обеспечат

надлежащий контроль за реэкспортом такой технологии в другие страны. Вряде

случаев государства могут вводить полный или частичный запрет (эмборго на

торговлю с данной страной как по собственной инициативе (США - Куба), так и

главным образом по решению Совета Безопасности ООН (Ирак, Югославия).

Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают

более половины всех:

8. таможенные формальности;

9. технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для

потребителей);

10. санитарные и ветеринарные требования;

11. стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;

12. сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение

внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим

процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов,

налоговых и других платежей;

регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала

и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для

участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и

т.д.).

Последние две группы методов непосредственно не направлены на

ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую

ведет именно к этому результату.

Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше

возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более

простые по механизму их осуществления экономические методы.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого

регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты.

Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные

методы.

В настоящее время мировая практика идет по пути устранения

административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности.

Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных

случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях

выполнения международных обязательств.

Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно

устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний

продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной

продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти

стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья

местного населения.

Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть

административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие

неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

Специфическим методом регулирования внешней торговли являются

импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер

должен внести в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме,

равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется

его капитал и ограничивается платежеспособность.

Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и

международных экономических отношений является международное движение

капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект

острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку

международных стандартов и правил в этой области.

На национальном уровне административное регулирование движения

капитала осуществляется в основном в рамках двухсторонних соглашений,

которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок

допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и

недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации),

порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация

капитала и порядок урегулирования споров.

“Добровольное ограничение” экспорта — это установление

минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в

нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на

границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта

представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство

по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.

Формы стимулирования и поощрения экспорта или финансовые методы

торговой политики, к ним относятся:

Субсидии — Это денежная выплата направленная на поддержку национальных

производителей и косвенная дискриминацию импорта.

По характеру выплат они делятся на: прямые и косвенные.

Косвенные - это скрытое датирование экспортеров через

предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования,

возврат импортных пошлин, займов по ставке ниже рыночных.

Прямые - это непосредственные выплаты экспортера после

совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и

полученного им дохода.

Кредитование — это скрытое субсидирование экспортера, финансовое

стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Демпинг — этот метод заключается в продвижении товаров на внешний рынок за

счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен существующих в

этих странах.

. Технические барьеры — это скрытый метод торговой политики возникшие в

силу того, что национальные технически-административные и другие нормы и

правила построены так чтобы препятствовать ввозу товара из-за рубежа.

Экспорт и импорт обычно лицензируются.

Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через

разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт или импорт

товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Основными видами лицензий являются разовая и генеральная.

Разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз

или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом госуправления конкретной фирме

на осуществление одной внешнеторговой сделки.

Генеральная — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в

течении года без ограничений количества сделок.

Практически все промышленно развитые страны имеют этот нетарифный

метод. Лицензионная система предпологает, что государство через специально

уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции

определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту

товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются

значительным разнообразием форм и процедур.

Квоты — это предельные объемы определенных товаров, которые

разрешено импортировать (экспортировать) на территорию страны в течение

определенного срока.

Квоты бывают:

индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;

групповыми, устанавливающие объем ввоза(вывоза) в определенную группу

стран;

глобальными, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на

которые это ограничение распространяется.

экспортные, вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными

соглашениями устанавливающие долю каждой страны, либо правительством страны

для предотвращения вывоза товаров дефицитного на внутренем рынке.

Экспортные квоты могут обеспечивать отечественным производителям

достаточные запасы товаров по низким ценам, также экспортные квоты могут

быть использованы для предупреждения использования природных ресурсов, а

также для повышения цен на экспорт данных видов тарифа.

импортные квоты — вводятся национальным правительством для защиты местных

производителей; для достижения сбалансированности торгового баланса,

регулирование спроса и предложения на внутренем рынке, а также как ответ на

дискриминационную политику других государств.

Обычно политика импортных квот легче поддается административному

управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае

чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в

парламенте.

Квотирование экспорта товаров вводится при необходимости защиты

государственных интересов на товары, проводимые в Республике Беларусь, для

регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, в соответствии с

принятыми обязательствами по международным договорам, а также для принятия

ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Объемы

квот на экспорт устанавливает и утверждает Министерство иностранных дел.

Оно же при необходимости вносит изменения в квоты и перечни квотируемых

товаров.

Специфическим типом квотирования, который полностью запрещает

торговлю называется эмбарго. Оно может вводиться в отношения импорта или

экспорта определенного вида товаров поставленных в конкретные страны или в

отношении всех товаров поставленых в определенные страны, хотя эмбарго

вводится в политических целях последствия могут быть экономическими.

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА КАК МЕТОД

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД.

Устойчивость и сила национальной валюты- ключевой фактор снижения инфляции,

достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста.

Соответственно, при стабильных валютных курсах повышается защищенность

субъектов ВЭД и их уверенность. Внешнеэкономическая деятельность оживает и

развивается более быстрыми темпами. Положение национальной валюты имеет

ключевое значение для развития и процветания внешней торговли, экономики и

общества вообще. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах,

где определение курса национальной валюты предоставлено “рыночным силам”.

В мире существуют 3 основных режима валютного курса:

фиксированный,

плавающий и

ограниченно плавающий.

В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в прошлом столетии,

учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену

отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса

центральный банк берет обязательство покупать или продавать иностранную

валюту по данному курсу. Примером валюты с фиксированным курсом может

служить аргентинское песо.

В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не

принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания

спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если

центральный банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то

такой режим называется “чистым” плаванием. Если же центральный банк

осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно

плавающим.

Только в 26 из 155 стран, входящих в МВФ, валютные курсы являются свободно

плавающими (хотя центральные банки продолжают на валютных рынках и

регулировать движение валютных курсов).

По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, “неконтролируемый

рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом,

устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это

может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить

экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя”. Таким

образом становится ясно, что отсутствие валютного регулирования обязательно

отрицательно сказывается на внешнеэкономической деятельности как

определенных стран, так и вообще.

Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, что

официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением

долгосрочного равновесного значения валютного курса.

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих

задач:

сглаживание резких краткосрочных колебаний;

остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной изменением экономической

ситуации;

прекращение тренда на валютном рынке;

установление целевого значения валютного курса;

сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышают

определенное допустимое изменение;

стимулирование начала определенного ценового тренда, оправданного

экономической ситуацией.

Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому

валютная политика одной стороны может иметь серьезные последствия для

других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФ

выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при

разработке своей валютной политики:

он должен избегать манипулирования своей валютой с целью неэффективного

выравнивания платежных балансов или получения преимуществ в международной

конкурентной борьбе;

он может осуществлять интервенцию на валютном рынке только при

необходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного курса своей

валюты;

при проведении своих интервенций члены МВФ должны принимать во внимание

интересы других членов, включая тех, валюты которых также оказываются

задействованы в ходе интервенции.

Существуют различные инструменты регулирования валютного рынка и первым из

них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям

регулирования валютного курса может привести к невозможности достижения

других целей, таких как регулирование инфляции и безработицы.

Другим инструментом регулирования является ограничение движения капитала,

или барьеры в международной торговле. Такие действия правительства могут

быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран,

где низка кредитоспособность правительства. Последним инструментом

регулирования валютного курса является прямая интервенция на валютном

рынке. Успех валютных интервенций зависит от их интенсивности, а также от

доверия к официальным монетарным органам.

5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА- МИРОВАЯ СИСТЕМА МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВЭД.

Международная торговая политика является обобщающим показателем тенденций в

развитии внешнеэкономической деятельности стран, потому что международная

торговая политика всилу своей глобальности является системой. Системой всех

возможных, отточенных опытным путем и оптимальных методов регулирования

внешнеэкономической деятельности. Поэтому я бы хотел рассмотреть эти методы

в системе и с некоторыми примерами, проливающими ясность на данный вопрос.

5.1.Торговые барьеры.

Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут

вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как

правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри

страны (например для США это олово, кофе и бананы). Ставки фискальных

пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального

бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены

для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя

протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения

импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в

невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.