скачать рефераты

МЕНЮ


Международный Валютный Фонд и его отношения с Россией и Кыргызстаном

|От 2,5 до 3 лет |3,5 |4,0 |4,5 |

|От 3 до 3,5 лет |4,0 |4,5 |5,0 |

|От 3,5 до 4 лет |4,5 |5,0 |-- |

|От 4 до 4,5 лет |5,0 |-- |-- |

Кредитные операции МВФ можно разделить на два периода: первый период- с

1947 по 1956 и второй- с 1957 по 1966 год.

В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на общую сумму 467,7

млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов, Франции- 125,

Голландии- 52 млн.

Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который

возлагались большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы

Западной Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли

погасить задолженность, но и нуждались в новых кредитах.

Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не

может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно-

финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при

создании фонда.

Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая

страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на

пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность

каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью

голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в

МВФ обладают:

“США- 17,7%

Германия- 5,5%

Япония- 5,5%

Великобритания- 4,9%

Саудовская Аравия- 3,4%

Италия- 3,1%

Россия- 2,9%

Доля стран ЕС- 26,2%

24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю

остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится

лишь 40,4 голосов”.

Директор-распорядитель ( с 1987 г. )- Мишель Камдессю ( Франция ), его

заместители ( с 1994 г. )- Стэнли Фишер и другие ( США ).

На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и

особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной

деятельности.

Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет

специальных фондов.

МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им

получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных

банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных

коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на

частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы

удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее

гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран

было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате

двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг.

развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые

посла 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности.

Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными

факторами.

1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к

сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило

платежные балансы ряда стран.

2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам,

приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился

в урегулирование внешнего долга этих стран.

3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР

в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к

рыночной экономике.

Всем ясно, что стабильность национальной валюты обеспечивает и

стабильность на мировом рынке. Доллар является такой валютой в течение

многих лет.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание

специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они

различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для

кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса

обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные

бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение

протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров-

заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран,

особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в

результате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,

испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря

1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов

и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для

помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до

30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о

выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая

может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных

трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь

снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых,

лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При

использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных

одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт

зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов

механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный

лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда

компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его

компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов

для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов

сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это

ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по

сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью

МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам

часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях

сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации

процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при

обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более

низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх

резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992

г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита

определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с

учетом “степени радикальности” программы макроэкономической стабилизации и

структурной перестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных

преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к

рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.

Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение

поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на

рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение

стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-

третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном

случае обусловливается выполнением страной - заемщицей набора более

“мягких” макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано

получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены

могут получать средства в рамках “промежуточного”, или “переходного”,

кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями

по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован

главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в

условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять

обычные жесткие требования МВФ.

Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это

дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных

фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее

национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для

получения кредитных долей.

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически

создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем

международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные

средства из различных внешних официальных источников. К временным

специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976

гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных

расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов.

Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры

нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей

кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми

государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были

жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых);

обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной

энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся

стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они

покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976--

-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части

золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее

развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-

заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной

валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти

условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55

стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была

передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена - по имени

директора-распорядителя МВФ; время действия 1979-1984 гг. Цель этого фонда

— предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам,

испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и

исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8

млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-

членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого

фонда получили 26 стран:

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда

дополнительного кредитования, функционировал в 19811992 гг. Цель фонда

предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы

неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами

их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в

средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех

кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более

продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при

большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись

собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у

других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд

прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной

перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим

развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в

целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной

перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны,

имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР,

или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение

10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты.

Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, предоставленных

доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г.

предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда

структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд.

СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является

преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения

кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам,

включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993

г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет

возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при

исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для

заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в

дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки

— правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7

млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд.

СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим

займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании

этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут

осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания

социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных

расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки —

до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут

предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем

заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений

процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного

регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль

посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных

стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах.

Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран

- заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами

своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой

валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную

организацию, добился широкого признания в качестве главного

наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных

отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора

межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран -

заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений

“семерки” ведущих государств Запада, становится ключевым звеном

формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной

координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд

зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,

накопил большой и полезный опыт.

МВФ – КЫРГЫЗСТАН

В Центральной Азии Кыргызстан выделяется тем, что избрал западную

модель политического и экономического развития. В отсталой, слаборазвитой

азиатской республике бывшего СССР предпринята попытка построить общество,

основанное на западных ценностях. С 1993 по 1996 год республика получала на

душу населения в виде кредитов больше долларов чем любая другая страна СНГ.

Только на поддержание национальной валюты - сома - Кыргызстана ежегодно

выделалось примерно по 100 миллионов долларов. В 1996 году МВФ предоставил

Кыргызстану режим наибольшего благоприятствования и увеличил размеры

помощи. Несмотря на это экономическое положение страны непрерывно

ухудшалось. Поступаемые в КР средства используются главным образом для

освоения ресурсов страны, создания инфраструктуры для вывоза сырья и

подпитку местной элиты.

Низкий платежеспособный спрос, ослабление производственных связей,

неконкурентноспособность отдельных видов выпускаемой продукции, отсутствие

материальных и финансовых ресурсов, рост кредиторской и дебиторской

задолженности - все это подорвало основы и без того весьма слабой экономики

страны. Темпы спада промышленного производства в 1992 г. составили 26,4 %,

в 1993 - 24,6, в 1994 - 27,9. (по другим данным до 50%), в 1995 -50% В 1997

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.