НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг
операций в мировом экспорте услуг снизился с 39,2% в 1980 г. до 25,3% в
1998 г. Уменьшение роли транспорта в экспорте услуг вызвано в основном
падением доли перевозки грузов под влиянием сокращения удельного веса
сырья, включая энергоносители, в мировой торговле, а также снижением
фрахтовых ставок. По этой же причине и в связи с быстрым развитием
международного туризма важнейшей субпозицией в транспортных услугах стала
перевозка пассажиров.[12]
Таблица 3
Мировой экспорт транспортных и
туристических услуг в отдельных странах [4]
|Отрасли |Объём |Доля |Объём |Доля |Объём |Доля |
| |(млрд$) |( %) |(млрд$) |( %) |(млрд $) |(%) |
| |1980 г. |1990 |1997 |
|Экспорт услуг в| | | | | | |
|том числе: |402,0 |100 |802,0 |100 |1310,8 |100 |
|Транспорт-ные | | | | | | |
|услуги |168,8 |42,0 |232,6 |28,8 |320,0 |24,4 |
|Туризм |112,6 |28,0 |256,6 |32,0 |430,8 |32,8 |
|Др. частные | | | | | | |
|услуги |120,6 |30,0 |312,8 |39.1 |560,0 |42,8 |
Для постиндустриального этапа развития мирового хозяйства характерно
быстрое нарастание международного туризма - важного вида трансграничного
перемещения людей. Туризм в современном понимании превратился в целый
комплекс отраслей, охватывающих транспорт, гостиничное хозяйство, индустрию
развлечений, спорт, рекламное дело, общественное питание. За 1970—1991 гг.
число международных туристов в мире возросло с 160 млн до 525 млн человек,
т.е. более чем в 3 раза, в то же время доходы от туризма увеличились с 20
млрд до 500 млрд $, т.е. в 25 раз.[2]
Мировой доход от международного туризма в1998 году составил 439969 млн.
долл. Его основные фонды по данным 1992 года оценивались в 3,8 трлн $,
годовые капиталовложения — 438 млрд $, число занятых в нем превысило 130
млн человек. Таким образом, международный туризм, наряду с автомобильной
промышленностью, стал ведущим сектором мировой экономики.[12]
Таблица 4
Доходы от международного туризма
|Страны |Доходы от международного туризма |
| |Млн. долл. |В % к экспорту товаров и |
| | |услуг |
| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Мир в целом |101399 |439969 |4,6 |6,3 |
|США |10058 |71250 |3,7 |7,6 |
|Канада |2284 |9393 |3,0 |3,8 |
|Япония |644 |3742 |0,4 |0,9 |
|Германия |6566 |16429 |2,9 |2,6 |
|Франция |8235 |29931 |5,4 |7,7 |
|Великобритания |6932 |20987 |4,7 |5,6 |
|Нидерланды |1668 |6803 |1,8 |3,0 |
|Италия |8213 |29809 |8,4 |9,6 |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Испания |6968 |29737 |21,7 |18,7 |
|Швейцария |3149 |7815 |6,5 |6,5 |
|Мексика |5393 |7897 |23,8 |6,1 |
|Бразилия |1794 |3678 |8,2 |6,3 |
|Индия |1150 |3124 |10,2 |6,6 |
|Китай |617 |12602 |3,6 |6,1 |
|Респ. Корея |369 |5890 |1,9 |3,8 |
|Малайзия |265 |2456 |1,9 |3,4 |
|Таиланд |867 |5934 |10,9 |9,0 |
|Тунис |601 |1557 |18,4 |18,4 |
|Филиппины |320 |2413 |4,4 |6,5 |
Источник :[12]
Примерно 1/5 экспорта туризма дают страны новой индустриализации,
особенно азиатского региона.[12] Республика Корея, Гонконг, Сингапур,
Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив
на протяжении двух последних тысячелетий ее объемы более чем в 6 раз.[4]
Эта деятельность дает значительные валютные поступления, позволяющие
сократить дефицит внешнеторгового баланса.[12]
Расширение международного туризма в связи с увеличением доходов
населения, совершенствованием средств транспорта и гостиничного хозяйства,
удешевлением воздушных перевозок (авиатранспорт прочно занимает лидирующее
положение в транспортных пассажирских сообщениях), ослаблением ограничений
на вывоз валюты, а также упрощением пограничных формальностей привело в
конечном счете к увеличению его доли в мировом экспорте услуг.
В таких странах, как Япония, США, Швейцария, Малайзия, Финляндия. Дания,
Германия каждый житель ежегодно путешествует по одному и более раз.[12]
По количеству въезжающих туристов на 1998 год лидирующие позиции
занимают: Франция-70000 тыс., Испания – 47749 тыс., США – 46395 тыс.,
Италия-34829 тыс., а из НИС: Китай - 25073 тыс., Мексика-19810 тыс.,
Таиланд – 7843 тыс., Малайзия – 5551 тыс., Бразилия-4818 тыс. человек.[12]
Другим важным видом трансграничного перемещения людей является
движение иностранной рабочей силы: сюда входят и работники физического
труда и все более увеличивающийся поток ученых. Современные трудовые
миграции достигли в сумме уже 100 млн. человек, а общий поток валюты,
заработанный мигрантами и идущий в обратном направлении в страны, откуда
эмигранты выехали, превышает 400 млрд. долл. ежегодно.
Проблема утечки умов, т.е. эмиграция научной и творческой интеллигенции
очень остро стояла в Китае, в развивающихся странах, сейчас она коснулась
России.[2]
Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных
филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных
инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно
направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.
В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает
необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее
важным направлением является работа по выполнению условий Генерального
соглашение по торговле услугами (ГАТС). Согласно классификация ВТО, к
наиболее «открытым» в мире относится туризм.[3]
Таким образом можно сделать вывод, что около 25% объема «невидимого»
экспорта приходится на транспортные услуги, 20% - на международный туризм.
Остальные 55% распределяются между страхованием, коммуникативными услугами,
обработкой и передачей информации, рекламой, техническими и инженерно-
проектными услугами, кинопрокатом, консультационными услугами.[2]
Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля
услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового
хозяйства. По данным Мирового Банка, экспорт услуг за 1980-1998 гг. вырос в
3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год.[12]
1.3 Географическая структура мировой торговли услугами.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми
отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых
государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь
ведущих стран, на которые приходится свыше половины мирового экспорта и
импорта услуг, при этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и
Германию - около 40%. Для многих компаний из этих стран все большее
значение имеет производство услуг на их зарубежных филиалах.
Таблица 5
Доля стран в мировом экспорте товаров и услуг ( %) [5]
|Страны |Экспорт товаров |Экспорт услуг |
| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Всего |100 |100 |100 |100 |
|США |11,8 |12,5 |10,5 |18,2 |
|Канада |3,6 |4,0 |2,0 |2,2 |
|Япония |6,7 |6,9 |5,2 |4,7 |
|Германия |10,1 |10,1 |7,1 |6,5 |
|Франция |5,8 |5,6 |11,6 |6,4 |
|Великобритания |5,8 |5,8 |9,4 |7,4 |
|Италия |4,1 |4,5 |5,2 |5,1 |
|Нидерланды |3,9 |3,2 |4,6 |3,9 |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Китай |- |3,4 |- |1,8 |
|Республика Корея |0,9 |2,4 |0,7 |1,8 |
|Мексика |0,9 |2,2 |1,2 |0,9 |
|Индия |0,4 |0,6 |0,8 |0,8 |
|Малайзия |0,7 |1,3 |0,3 |0,8 |
|Таиланд |0,3 |1,0 |0,4 |1,0 |
|Россия |- |1,4 |- |1,0 |
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг несколько возросла в
2000г. За счет НИС, и их доля в объеме торговли услугами увеличилась с 3% в
1980г. до более 8% в конце 90-х годов.
Основная торговля услугами происходит на рынках развитых стран.
Таблица 6
Распределение экспорта товаров и услуг по группам стран ( в % к
итогу)
|Группы стран |Экспорт товаров |Экспорт услуг |
| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |
|Всего |100 |100 |100 |100 |
|С низким уровнем доходов |4,7 |6,4 |3,2 |4,0 |
|Со средним уровнем доходов,| | | | |
|в том числе: |23,3 |18,1 |14,9 |16,4 |
|Ближе к нижней границе |9,2 |6,3 |8,1 |6,5 |
|Ближе к верхней границе |14,1 |11,8 |6,8 |9,9 |
|С высоким уровнем доходов | | | | |
| |72,0 |75,5 |81,9 |79,6 |
Источник :[12]
Основываясь на данных таблицы 6 можно сделать вывод, что в мировой
торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем
доходов, чей удельный вес в экспорте достиг в 1980 г.-81,9%,а в 1998 г.
79.6% . Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и
Тихоокеанского бассейна.
Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме
экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем
доходов -4% в 1998 г.. тогда как в странах со средним уровнем доходов он
составлял 16,4%.
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг по мере их
экономического развития и притока иностранного капитала повышалась и,
прежде всего, за счет азиатских стран и территорий, включая Китай,
Республику Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзию. Однако даже
достигнутые совокупные показатели для всей группы развивающихся стран
остаются несопоставимыми с масштабами экспорта услуг из развитых
государств.[12]
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во
внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что
некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,
Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и
строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным
финансовым центром.[3].
Таблица 7
Структура мирового экспорта услуг
|Страны |Экспорт |Услуги |Поездки |Прочие |
| |( млрд. $) |транспорта |(% к итогу) |( % к итогу) |
| | |( % к итогу) | | |
| | | | | |
|1 | | | | |
| |Млрд |% от |Изменение в % к прошлому |
| |$ |экспорта(импорта) |году |
| | |услуг | |
| |2000 |1990-2000 |1998 |1999 |2000 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Латинская Америка |60 |7 |7 |0 |12 |
|Мексика |13 |6 |6 |-3 |15 |
|Азия |304 |9 |-13 |4 |13 |
|Китай(с Гонконгом) |30 |18 |-3 |-1 |25 |
|Гонконг |43 |9 |-6 |4 |14 |
|Индонезия, Р. Корея, |66 |10 |-22 |0 |7 |
|Малайзия, Таиланд, | | | | | |
|Филиппины | | | | | |
|Импорт |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Латинская Америка |72 |8 |4 |-5 |13 |
|Мексика |16 |5 |7 |10 |18 |
|Азия |359 |7 |-11 |5 |7 |
|Китай (с Гонконгом) |35 |24 |-5 |16 |14 |
|Гонконг |24 |8 |1 |-1 |3 |
|Индонезия, Р. Корея, | | | | | |
|Малайзия, Таиланд, |85 |11 |-25 |4 |15 |
|Филиппины | | | | | |
Источник : [21]
Сфера услуг стран Азии развивается более динамично, чем в странах
Латинской Америки. Так, в 2000 году доход от экспорта услуг и средства,
потраченные на импорт услуг в Азию, превышают аналогичные показатели в
Латинской Америке в 5 и 4,9 раз соответственно. Экспорт услуг в одном
только Гонконге превышает экспорт услуг Мексики в 3,3 , а импорт в 1,5
раза.
Самым первым по времени возникновения считается рынок
транспортных услуг. Связано это с тем, что транспорт является ведущим
связующим звеном во внешней торговле товарами.
Между НИС Латинской Америки и Азии существуют различия в развитии рынка
транспортных услуг. Наиболее развитым видом транспорта в Латинской Америке
является железнодорожный, причем необходимо отметить, что Мексика,
Аргентина и Бразилия относятся к группе стран, обладающих относительно
старой и развитой железнодорожной сетью.
Аргентина и Бразилия входят в “первую десятку” стран по общей
протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км. Но
большая часть железных дорог служит лишь для перевозок внутри страны.[37]
Исключение составляет Мексика, где большее число железнодорожных путей
связано с промышленно-развитым соседом США, а также на территории
Латинской Америки расположены железнодорожные магистрали, которые соединяют
между собой Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию.[37]
Следует отметить, что в НИС Латинской Америки исторически железнодорожный
и автомобильный транспорт развивались с учетом вывоза природных ресурсов,
а, следовательно, в большинстве своем они соединяют места добычи полезных
ископаемых с морскими портами, с этим фактором связано и то, что густота
сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью
характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что
связано с обменом портов, причем ряд из них мирового значения.[37]
В Аргентине во внешних перевозках ведущее место занимает морской и
воздушный транспорт. Крупнейший морской и авиапорт Аргентины - Буэнос-
Айрес. Через него осуществляется большая часть внешней торговли, особенно
импорта. [37]
Для НИС Азии характерно более интенсивное развитие морского и
воздушного видов транспорта.
Например, Гонконг – крупнейший в мире морской контейнерный порт, через
который проходит ежегодно в среднем 15 млн. стандартных морских
контейнеров. Грузы обрабатываются непрерывно круглые сутки, работа на всех
этапах автоматизирована.
Новый аэропорт Чек Лап Кок, открытый в 1998 году на острове Лаптау –
крупнейший в Азии и ведущий в мире по объему грузовых перевозок (около 1,7
млн. тонн в год).
В Сингапуре действуют порты воздушного и морского сообщения
свободные от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. В
стране находится региональный узловой аэропорт, через который проходят
рейсы более чем 100 мест назначения.[31]
Также, если сравнивать развитие речного рынка транспортных услуг,
то можно сделать вывод, что в НИС Азии этот вид услуг более развит, чем в
НИС Латинской Америки.
Таблица 10
Основные показатели работы речного транспорта отдельных НИС
|Страна |Длина |Объем |Грузооборот, |Средняя |
| |внутренних |перевозок |млрд. т км |дальность |
| |водных путей,|грузов, млн. | |перевозки 1 т|
| |тыс.км |т | |груза, км |
|Китай |109,4 |807,5 |310,0 |383,9 |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|