скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом

использования ресурсов Фонда.

Таким образом. Страна-член может сократить авуары Фонда в своей

валюте, соответствующие ранее произведенным покупкам, и тем самым уменьшить

или ликвидировать всоси обязательства по уплате сборов Фонду. По усмотрению

государства-члена. Производящего выкуп национальной валюты, соответствующий

платеж может осуществляться в СДР или в валютах, выбранных фондом согласно

политике и порядку использования и получения валют в рамках квартального

операционного бюджета фонда. Принятые МВФ установки относительно досрочного

выкупа в равной степени относятся ко всем членам Фонда. Эти установки

основаны на положении Статьи V, раздел 7b.

3.2. Политика и механизмы финансирования.

Политика.

Финансовые ресурсы МВФ предоставляются государствам-членам в рамках

разнообразных политик финансирования, зависящих главным образом от

характера проблем платежного баланса, на решение которых они направлены, и

также от специфики и степени жесткости, связанных с ними условий,

предъявляемых МВФ. Размеры предоставляемых ресурсов определяются, прежде

всего, лимитами доступа к финансированию. Которые устанавливаются в

зависимости от квоты государства-члена, степенью эффективности проводимой

государством-членом политики стабилизации, потребностью в финансировании

его платежного баланса, а также его способностью погасить задолженность

перед Фондом.

Резервная доля

Резервная доля государства-члена является частью его собственных

резервов, и, следовательно, покупка ресурсов у МВФ из резервной доли не

представляет собой использование кредита МВФ. Объем покупок средств из

резервной доли не может превышать позиции государства-члена по его

резервной доле в фонде (до принятия Второй поправки к Статьям соглашения,

называвшейся «золотой долей»). Эта позиция равна сумме, на которую квота

государства-члена превышает величину авуаров Фонда в валюте данного

государства – члена, за вычетом авуаров, отражающих использование кредитов

Фонда государством-членом (а также авуаров на счете МВФ № 2), не

превышающих 1/10 процента от соответствующей квоты. Позиции по резервной

доле представляют собой ликвидные обязательства Фонда перед государствами-

членами, которые возникают отчасти в результате выплаты взносов в счет

квоты, вносимых в виде резервных активов, а отчасти – за счет продажи

Фондом валют государств-членов с устойчивым состояние платежного баланса

для удовлетворения спроса на ресурсы Фонда со стороны других государств-

членов, испытывающих потребность в финансировании своего платежного

баланса. Смысл исключения валютных авуаров. Отражающих использование

кредитов Фонда, при вычислении позиций по резервной доле, состоит в том,

чтобы предоставить странам-членам возможность производить покупки в рамках

той или иной политики кредитования, не вынуждая их использовать свои

позиции по резервной доле, которые, являясь не столько источником

кредитования, сколько резервными активами, могут использоваться в любой

момент по усмотрению самого государства-члена.

Покупки в рамках резервной доли могут производиться лишь при наличии

потребности в финансировании платежного баланса. Вместе с тем, Фонд не

имеет права требовать от государства-члена обоснования потребности в

использовании средств своей резервной доли. Более того, на покупку средств

из резервной доли не распространяются условия, предъявляемые МВФ, сборы, а

также ожидания или обязательства по выкупу национальной валюты. Вместе с

тем, уменьшение позиции государства члена по резервной доле в Фонде

приводит к сокращению получаемого от Фонда вознаграждения за свободно

используемые резервные активы, предоставленные данным государством-членом.

Кредитная доля

На начальном этапе развития Фонда (1952 год) было принято решение о

том, что доступ к ресурсам Фонда будет определяться на основе кредитных

долей, каждая из которых составляет 25% квоты государства-члена.

Государство-член может производить покупку средств в рамках четырех

кредитных долей. По определению, покупка средств из первой кредитной доли

не может приводить к увеличению авуаров Фонда в валюте государства-члена,

производящего покупку, в рамках кредитных лелей до уровня, превышающего 25%

квоты данного государства-члена. Три последующие доли, каждая из которых

эквивалентна 25% квоты, назывались верхними кредитными долями. С течением

времени, особенно после принятия в 1981 году решения о проведении политик

расширенного доступа, в рамках кредитных долей стало допускаться

использование ресурсов Фонда в размерах, существенно превышающих 100%

квоты, поэтому термин «верхние кредитные доли» стал в целом применяться по

отношению к любому использованию ресурсов Фонда за пределами первой

кредитной доли.

Разделение на первую и верхние кредитные доли подчеркивает фундаментальное

положение, согласно которому при переходе к каждой последующей доле Фондом

выдвигаются все более жесткие условия кредитования.

Договоренности о кредитах «стенд - бай» (Stand - by) и расширенном

кредитовании (Extended Fund Facility (EFF))

Договоренность Фонда о кредитах «стенд-бай» (Stand by) или о

расширенном кредитовании, представляет собой «решение Фонда, согласно

которому государству-члену предоставляется заверение в том, что оно сможет

в течение определенного периода и в рамках определенной суммы совершать

покупки» с СОР «в соответствии с условиями такого решения» (Статья XXX

(b)). При этом на государство возлагается обязательство произвести в

единовременном порядке оплату сборов ( в данном случае 0,5 % от суммы

сделки0 и выкуп средств (предоставление эквивалента в своей национальной

валюте). Договоренность не является контрактом.

Договоренности Фонда имеют следующие основные характеристики. Как

правило. Срок действия таких договоренностей от 1 года до 2х лет (кредиты

«стенд - бай») или от 3х до 4х лет (расширенное кредитование). Кроме того,

условия этих договоренностей предусматривают такие элементы, как соблюдение

экономических «критериев реализации» и, как возможный вариант, проведение

анализа хода выполнения соответствующих программ. Критерии реализации, как

правило, включают в себя лимиты на бюджетные расходы и объем кредитов,

неприменение ограничений на текущие международные расчеты и трансферты,

лимиты на сумму и сроки погашения новой краткосрочной и среднесрочной

внешней задолженности, а также поддержание минимального уровня чистого

объема валютных резервов. Помимо этого, все договоренности. За исключением

договоренностей в рамках первой кредитной доли, предусматривают возможность

покупки всей суммы средств, оговоренной в соответствующей договоренности,

на поэтапной основе, как правило, поквартально. Несоблюдение критериев

реализации приостанавливает право государства-члена на дальнейшую покупку

средств в рамках соответствующей договоренности.

Типовые договоренности о кредитах «стенд-бай» призваны обеспечить

краткосрочную помощь в финансировании дефицита платежного баланса, имеющего

временный или циклических характер. Однако трудности с финансированием

платежного баланса могут быть обусловлены также структурными перекосами в

производстве и торговле или серьезными искажениями в ценообразовании, для

исправления которых, как правило, требуется более длительный период времени

(например, при необходимости новых инвестиций в те или иные сектора

экономики или изменений организационно-правового характера).

С учетом нужд государств-членов, находящихся в подобных

обстоятельствах, в сентябре 1974 года был создан механизм расширенного

кредитования (ЕФФ – Extended Fund Facility - EFF), предназначенный для

оказания помощи в финансировании дефицита платежного баланса в течение

более длительных сроков и в более крупных размерах по отношению к квотам,

чем это возможно в рамках политики кредитных долей. Срок действия данной

договоренности составляет от 3 до 4х лет. Обязательства государств-членов

по проведению среднесрочной стабилизации, подразумевающиеся в таких

договоренностях о расширенном кредитовании, также побуждают других

кредиторов (как международных, так и частных) к рассмотрению финансовых

договоренностей с более длительным сроком действия, что в свою очередь

позволяет расширить перспективы планирования процесса стабилизации.

Поскольку условия, обеспечивающие целесообразность договоренностей о

расширенном кредитовании, в большей степени применимы к развивающимся

странам, члены Исполнительного совета отметили, что по своим положениям и

правилам применения ЕФФ будет полезен, прежде всего, именно для

развивающихся стран. При этом, однако, данным механизмом, подобно другим

механизмам фонда, могут пользоваться все государства-члены, которые

удовлетворяют соответствующим критериям.

Государства-члены, обращающиеся с просьбой о заключении

договоренностей о расширенном кредитовании, должны представить программу с

изложением своих целей и политики на весь срок действия договоренности, а

также подробное заявление о стратегических и тактических мерах, которые

будут приниматься в течение каждого 12-месячного периода для достижения

целей программы.

Поскольку в рамках таких договоренностей особое внимание уделяется

проведению структурных реформ в течение продолжительного периода времени,

фактическое предоставление средств и проверка соблюдения критериев

реализации могут производиться один раз в полгода, при условии, что будет

обеспечен надлежащий контроль за изменениями в макроэкономической сфере,

который обычно осуществляется в форме проверки выполнения государством-

членом квартальных целевых ориентиров. Выкуп национальной валюты

производится в течение периода от четырех с половиной до десяти лет после

даты каждой покупки средств, за исключением случаев финансирования покупок

за счет заемных ресурсов, когда срок выкупа составляет от 3,5 до 7 лет.

Политика расширенного доступа, действовавшая в период с 1981 года по

ноябрь 1992 года, давала МВФ возможность предоставлять государствам-членам

диспропорции платежного баланса которых имели значительные масштабы по

сравнению с их квотами, дополнительное финансирование за счет заемных

ресурсов в сочетании с обыкновенными ресурсами фонда.[10]

3.3. Специальные механизмы финансирования.

Равновесие платежного баланса может быть временно нарушено в результате

внезапных и непредсказуемых стихийных бедствий (землетрясений, ураганов,

засухи и т.п.), а так же экономических изменений, которые приводят к

серьезным отрицательным последствиям для экономики и платежного баланса

соответствующих стран. Для ликвидации этих последствий в рамках МВФ был

создан ряд специальных механизмов.[11]

1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (ССФФ –

Compensatory and Contingency Financing Facility – CCFF). Данный

механизм был введен Фондом в действие в августе 1988 года. Механизм

компенсационного и непредвиденного финансирования состоит из двух

элементов: компенсационного финансирования и чрезвычайного

финансирования. В рамках первого элемента. Государство-член может

получать финансовую помощь для компенсации падения доходов от

экспорта; компенсации увеличения стоимости импорта зерновых;

поддержек и корректировочных программ. В рамках второго элемента

производится компенсация потерь, которые произошли в силу независящих

от страны обстоятельств (стихийные бедствия, падение мировых цен).

2. механизм финансирования буферных запасов (БСФФ – Buffer stock

Financing Facility - BSFF). Механизм финансирования буферных запасов

был учрежден в 1969 году. В рамках данного механизма Фонд

предоставляет свои ресурсы государствам – членам для финансирования

их взносов в международные системы буферных товарных запасов, при

условии, что эти системы удовлетворяют определенным критериям,

включая требования, утвержденные Экономическим и Социальным Советом

ООН (ЭКОСОС). Начиная с января 1984 года данный механизм не

использовался.

3. механизм финансирования системных преобразований (СТФ – Systemic

Transformation Facility - STF). Данный механизм был создан в апреле

1993 года для оказания финансовой помощи странам – членам, которые

испытывали трудности с финансированием платежного баланса в

результате серьезных нарушений в системе их международной торговли и

расчетов, обусловленных переходом от торговли в условиях полного

государственного контроля над ценами к многосторонней торговле на

основе рыночных принципов. Право использовать данный механизм

предоставлялось только тем государствам, у которых наблюдались

следующие нарушения:

. резкое сокращение общей суммы поступлений от экспорта

. существенное и необратимое повышение чистой стоимости импорта, в

особенности энергоносителей

. сочетание первых двух факторов

Первоначально данный механизм долен был действовать до конца 1994

года, но в декабре этого же года Исполнительный совет принял решение о

продлении срока его действия до конца 1995 года. Для получения

финансирования в рамках данного механизма, государство-член должно было

предпринять серьезные шаги в области своей экономической политики, включая

некоторые меры, которые необходимо было выполнить еще до предоставления

финансирования. Как правило, особое внимание в программах, поддерживаемых

за счет средств по линии STF, обращалось на успехи в деле стабилизации

экономики, в противодействии оттоку капитал за границу и в проведении

структурных и организационно-правовых реформ, необходимых для создания

рыночной экономики.

3.4.Доходы и расходы МВФ.

МВФ ставит своей целью каждый финансовый год получать определенный

чистый доход, добавляемый к резервам Фонда после покрытия его операционных

расходов, обеспечивая при этом надлежащую норму прибыли для государств-

членов, имеющих компенсируемые позиции по резервной доле в Фонде, и

сохраняя льготный элемент в ставке сборов, которые взимаются с государств-

членов, пользующихся кредитами Фонда. В начале каждого финансового года

Исполнительный совет анализирует позицию Фонда по доходам, определяя

необходимый размер увеличения страховых резервов и, следовательно, ставку

сборов за использование обыкновенных ресурсов МВФ. Кроме того, в серединке

финансового года Исполнительный совет проводит анализ, с тем, чтобы

определить необходимость внесения каких-либо изменений для достижения

целевого показателя по сумме чистого дохода.

Источником основной части валового операционного дохода Фонда являются

периодические сборы, взимаемые с государств-членов за использование его

ресурсов. Значительно меньшая часть этого дохода поступает в виде процентов

по авуарам Фонда в СДР на СОР и в виде комиссионных сборов по покупке

средств у Фонда. Операционные расходы состоят в основном из вознаграждения

по компенсируемым позициям в рамках резервной доли в Фонде.

Административные расходы Фонда покрываются за счет чистого операционного

дохода (операционных доход за вычетом операционных расходов), а остающаяся

в результате сумма представляет собой чистый доход МВФ.

Чистый доход МВФ определяется сочетанием ряда факторов, в особенности

ставкой процента по активам в СДР, которая в свою очередь определяет ставку

сборов за использование общих ресурсов Фонда, ставку вознаграждения,

выплачиваемого Фондом по компенсируемым позициям в рамках резервной доли,

степень использования общих ресурсов Фонда, а также уровень

административных расходов Фонда. Чистый доход Фонда перечисляется в его

резервы или распределяется среди государств-членов. Если сумма чистого

дохода превышает целевой показатель, установленный в начале года, то Фонд

может понизить ставку сборов или повысить ставку вознаграждения до уровня,

не превышающего ставки процента по активам в СДР, или же прибегнуть к обеим

этим мерам, которые будут иметь обратную силу по отношению к данному году.

Фонд может также полностью или частично перечислить возникшую разницу в

резервы, либо произвести ее распределение среди государств-членов, либо

отнести сумму разницы к условному доходу за следующий финансовый год.

В настоящее время в МВФ установлены следующие ставки сборов за

использование его ресурсов. Во-первых, за каждую покупку ресурсов Фонда в

рамках СОР (за исключением необлагаемых сборами покупок средств из

резервной доли) взимается комиссионный сбор по фиксированной ставке в

размере 5,5%. Этот сбор подлежит единовременной оплате в момент совершения

сделки. За покупку средств из резервной доли комиссионного сбора не

взимается, поскольку такие покупки представляют собой использование

резервных активов государства-члена, находящихся на хранении Фонда.

Во-вторых, установлен сбор в размере 0,5% в год, который подлежит

оплате в начале каждого периода по невыбранной сумме кредита, которая может

быть получена в течение данного периода согласно договоренности о

предоставлении кредита «стенд - бай» или расширенном кредитовании. После

того как государства0члены производят покупку средств по соответствующей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.