скачать рефераты

МЕНЮ


Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений

количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1

,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.

В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в

своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления

фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как

обычного рыночного товара.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима

валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы

Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-

членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных

паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном

Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ

вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В

Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны

«сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения

упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной

системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать

манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой,

направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке

платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества

перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам

возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и

поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может

быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является

устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют

функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья

VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда

ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям

платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не

прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения

допускаются только в двух случаях:

1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать

новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность

которого не определена;

2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает

право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные

ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных

отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате

выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные

коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально

высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной

деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике

и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются

частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому

даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной

реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке

ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование

кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как

государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с

другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в

урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы,

России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают

мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их

собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников.

Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных

капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных

платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде

случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за

макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.

Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к

мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о

динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте

товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных

золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота,

размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом

другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены

обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и

консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной

политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной

политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV

Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой

путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой

экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной

экономической ситуации а многосторонней перспективе. МВФ занимается также

оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им

разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную

организацию, добился широкого признания в качестве главного

наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных

отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора

межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-

заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений

«семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном

формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной

координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд

зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,

накопил большой и полезный опыт.

Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние

на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает

группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно

развитых стран, воздействующая на деятельность других международных

экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся

странам в разработке программ их экономического развития. Эта

межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала

— Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую

корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство

(МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На

группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема

стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся

странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается

30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17

млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.

Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный

инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле

1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально

вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25

июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им

средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов

стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство

которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал

экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению

влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность

Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана

Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического

курса в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах

стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет

направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение

освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития

в них рыночных отношений.

Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный

финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению

стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с

основными центрами мировой системы хозяйства.

Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет

управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из

министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов,

собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их

совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это

требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою

валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. Право

голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, т.е. здесь

применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ.

Кредитная политика МБРР. Кредитная политика МБРР отвечает интересам

частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это

проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на

банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк

требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих

стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в

основном из представителей промышленно развитых стран, проводят

обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и

выполнение национальных программ их экономического развития. В

рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора

экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны.

Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов.

Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то

зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и

к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только

координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-

кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и

возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным

развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для

более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи

развитию.

Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной

деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований

(80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет

воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем

регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты

Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых

объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за

счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних

источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов

(преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе

их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую

роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью.

Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование,

планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется

охране окружающей среды и приватизации.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5

лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.

Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на

стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент. Банк

кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает

стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда

кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К

середине 1993 г. основная кредитная ставка МБРР равнялась 7.43% годовых.

Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся

страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия,

Бразилия, Индонезия, Турция, Китай. Филиппины, Аргентина, Южная Корея,

Колумбия.

Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-

финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром

финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР

для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких

кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом

объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период

удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной

перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.

Международная ассоциация развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой

адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США

как главного пайщика в I960 г. создал свой филиал — MAP, которая имеет с

ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана

дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам

беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. взимая

комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны,

естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не

может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты

предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения

не выше 650 долл. в год: к ним в начале 90-х годов относились 40 стран.

Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам,

необходимо вступить в МБРР.

Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в

целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР

рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.

Международная финансовая корпорация. МФК создана в 1956 г. по инициативе

США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых

государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует

только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся

странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее

кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных

капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний

срок — 7—8 лет.

МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом

и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя

имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК

заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не

требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при

предоставлении кредитов предприятиям иди организациям. Это ограждает

частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит

интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся

стран.

Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила

особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно

осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся

предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При

этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а

наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся

экономику.

Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Ни один орган

группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных инвесторов

в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной мере

сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МИГА

как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г., служит такой специальной

цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления

прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования

от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена

конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в

переводе прибылей в страну инвестора: экспроприация имущества инвестора;

военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-

политической обстановке; невыполнение контракта вследствие

правительственного решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.