Российско-Украинские отношения
унаследованную от бывшего Союза структурную взаимосвязанность двух стран,
которая, несмотря на существенные изменения, произошедшие после распада
СССР, продолжает сохраняться. Высокая степень свободы внешней торговли в
обоих государствах и одновременно возникновение вполне ощутимых
административных и экономических барьеров для торговых контактов между ними
(процедуры таможенного контроля и оформления, требования предоплаты либо
гарантий оплаты поставок, новых налогов по отношению к товарам другой
страны и др.) привели к стремительному падению конкурентоспособности
украинских товаров на российском рынке, равно как и российский на
украинском. Для Украины это падение, ускоренное ростом энерго- и
материалоемкости производства, отозвалось более тяжелыми последствиями.
Реальное экономическое положение как в России, так и в Украине
характеризуется высокой степенью государственного вмешательства,
корпоративным слиянием политических и экономических управленческих элит.
Внешнеэкономический аспект современной политической ситуации на
Украине обусловливается существованием и воздействием трех мощных факторов:
финансовой зависимости страны от западных международных организаций,
энергетической зависимости от России и стран СНГ, а также
заинтересованности в продвижении украинских вооружений на рынки зарубежных
стран, в том числе и стран «третьего мира», а также стран СНГ.
Следует специально отметить, что в связи с неблагоприятно
складывающейся для Украины конъюнктурой мирового рынка, а также с в связи с
разрушением производственного потенциала украинской топливно-добывающей и
металло-перерабатывающей промышленности, традиционно формировавшаяся
заинтересованность этой страны в продвижении на внешние рынки товаров
продовольственной группы, а также продуктов производства черной и цветной
металлургии и угольной и химической промышленности имеет явную тенденцию к
снижению.
Так, скажем, финансовая зависимость официального Киева от западных
международных организаций, толкает руководство этой страны на поиск путей
внедрения в про- западные бюрократические структуры, включая военные
организации и ЕС. Однако, как отмечают известные российский аналитики,
«объективные пределы ориентации Киева на ЕС и НАТО существуют и проявляют
себя все более жестко. По признанию первого вице-премьера украинского
Правительства А. Кинаха: «из 200 деловых проектов, предложенных
украинскими партнерами, только 10-15% были поддержаны западными
инвесторами. Конечно, НАТО проявляет большой интерес к использованию
Яворовского полигона и других военных объектов на территории Украины,
однако столь явный перекос в военную сторону в украинско-западных связях не
создает стабильной основы для встраивания страны в евро-атлантическое
сообщество».
При этом, западные кредиторы пытаются активно влиять не только на
внешнюю, так и на внутреннюю политику Украины, требуя от последней
выполнения, в некоторых случаях, заведомо невыполнимых решений. Так,
скажем, по материалам осеннего номера «Известий», МВФ осенью 1999 года
угрожал Киеву задержкой в предоставлении очередного транша кредита в
размере 90 млн. долл. из-за намерения украинских властей ввести налог на
экспорт семян. Кроме того, Фонд продолжает настаивать на том, чтобы Украина
увеличила тарифы на коммунальные услуги и жилье на 100% реальной стоимости,
что вряд ли возможно из-за несогласия Верховной Рады принять
соответствующий закон (Кстати, резкое сокращение состава, прав и
возможностей украинского Верховного Совета, которое обусловило решение
только что состоявшегося на Украине референдума, на самом деле,
продиктовано именно указанными мотивами).
Иными словами, заокеанские займы Украины стимулировали развитие в
экономике этой страны скорее негативных, нежели позитивных процессов. Между
тем, финансовая зависимость Украины от стран Западного мира имеет
долгосрочный характер, и будет обусловливать позицию политического
руководства этой страны при решении, как внутриполитических, так и
внешнеполитических проблем еще долгие годы.
Энергетическая зависимость Украины от России проявляется в двух
объективных экономических составляющих: хронической задолженности Украины
перед российскими компаниями-экспортерами нефте- и газопродуктов и
электроэнергии, и несанкционированного забора нефти и газа из российских
экспортных трубопроводов, включая реэкспорт Киевом части отобранного газа.
Актуальными показателями энергетической зависимости явились, в частности,
«газовый конфликт» 10 декабря 1999 года, когда Россия полностью прекратила
поставки на Украину нефти и электроэнергии в связи с систематическим
подворовыванием последней российского газа, «бензиновый кризис» лета 1999
года, перманентный энергетический голод на промышленных предприятиях
Восточной Украины.
Украинские власти всячески стимулируют приобретение иностранными
(включая российские) фирмами и промышленными группами украинских
предприятий различного профиля, в частности, в счет уплаты долгов за
энергоносители. И есть все основания предполагать, что проблема долгов,
еще недавно наиболее болезненная, будет постепенно утрачивать остроту.
Украина, пытаясь – в том числе и за счет западных кредитов – оплачивать
хотя бы текущие поставки, доказывает свое желание избежать возврата
конфронтационной модели в этой сфере. Россия, со своей стороны, осознала
бесперспективность использования «долгового» козыря в попытках получения
каких-то политических дивидендов. Российской ориентированной на рынок
экономике будет очень сложно вновь приспосабливаться к украинским условиям,
где отсутствует рыночная инфраструктура, которая может быть создана в
лучшем случае через несколько лет.
Попытки компенсировать отсутствие или недостаточный уровень
принципиально новых экономических связей за счет восстановления старых
технологических цепочек, на что, собственно и ориентирована концепция
промышленно-финансовых групп – единственно признаваемая в Украине форма
широкомасштабного экономического сотрудничества. Эти попытки вряд ли
способны серьезно повысить заинтересованность крепнущего российского
капитала в ведении дел на Украине. Уже к 1995 году осталось не так много
сфер, где Россия была бы заинтересована в сотрудничестве. Когда-то мощный
военно-промышленный комплекс Украины стал не слишком привлекателен для
России, которая начала переориентировать свои экономические связи, а самое
главное, наша страна не обладает достаточным капиталом для финансирования
даже собственного военного производства и конверсии.
Кроме того, в настоящее время, принимая во внимание различающиеся
подходы к безопасности, Россия не может полагаться на Украину в военном
производстве, предоставляя ей дополнительную карту в игре. Единственной
сферой, где потенциал сотрудничества ещё достаточно высок, являются
коммуникации. Россия нуждается в украинских портах, так же как и в
трубопроводах. Но эта зависимость будет уменьшаться по мере того, как
Россия построит два новых газопровода через Беларусь и Польшу и морской
порт в Ленинградской области.
Как мы видим, Россия перестает «цепляться» за Украину так, как она
делала это раньше. Переориентация нашей страны в другие области социальной
и экономической сферы, я думаю, отрицательно скажется на экономике Украины.
Пытаясь быть самостоятельной и надеясь на Запад, она теряет позиции.
Украина – крупное государство с большим потенциалом, но не умеющее
пользоваться своими возможностями и неправильно определяющее свои
приоритеты.
По моему мнению, сбалансированное развитие и оптимизация экономических
отношений с Россией и со странами ближнего зарубежья – это наиболее
эффективный элемент взаимных связей, предполагающий быстрое замещение
нерациональных элементов. Перспективность развития зависит от наличия
положительных сдвигов в развитии национальных хозяйств обеих стран при
выходе их из кризиса. Но практическому осуществлению этих планов могут
помешать ухудшения политических отношений между Украиной и Россией,
опасность которых нельзя исключить по причине имеющихся острых и
трудноразрешимых вопросов Затягивание споров по проблемам Крыма,
Черноморского флота и т.д. неизбежно будет толкать Украину к попыткам более
выраженной политической и хозяйственной переориентации на другие страны.
Для России самое главное – превращение Украины посредством механизмов
«экономического поглощения» в периферийную территорию, находящуюся в
серьезной политико-экономической зависимости от России.
Крымская проблема.
Статус Крыма – это особый вопрос сейчас, который грозит еще более
обособиться в будущем. Нынешняя трактовка места Крыма в политической
системе Украины как автономной республики является уже сейчас компромиссом.
Как известно, Крым был объявлен присоединенным к России и стал
неотъемлемой частью русского государства в конце XVIII века на основе Кучюк
– Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией 1774 года,
подписанного Екатериной Второй 8 апреля 1783 г. Манифеста о присоединении
Крымского полуострова, полуострова Тамань и всей Кубанской стороны к России
и после присяги крымско-татарских беков на верность России в 1783 году.
Точкой отсчета, превративший Крым в регион наиболее вероятного
конфликта на территории Украины, можно считать 20 января 1991 года. В этот
день в Крыму состоялся референдум, в ходе которого большинство жителей
полуострова высказались за восстановление Крымской АССР как субъекта СССР и
участника Союзного договора. После горячих дебатов Верховный совет (ВС)
Украины «легализовал» результаты референдума, приняв закон о воссоздании
Крымской АССР в составе Украины. Таким образом было положено начало
крымскому сепаратизму, завязан тугой узел политических, социальных,
экономических проблем, осложненных к тому же возросшим межэтническим
напряжением. Основными причинами последнего стало массовое возвращение в
конце 80-х – начале 90-х годов крымских татар – коренного народа Крыма,
депортированного сталинским режимом в 1944 г., и негативная реакция на этот
процесс населения, преимущественно русского и русскоязычного. В последние
годы эскалации межэтнических трений на полуострове немало способствовали
местные средства массовой информации, преуспевшие в создании главного
«образа врага» в лице западного украинца. Хотя большинство жителей Крыма с
таковым «врагом» никогда не сталкивались, этот новый стереотип в
значительной мере потеснил в массовом сознании создававшийся десятилетиями
образ крымского татарина – предателя, «пособника немецких фашистов».
Августовский путч 1991 года существенно ускорил распад Союза.
Логическим следствием этого явилось провозглашение государственной
независимости Украины, что катализировало развитие дальнейших событий в
Крыму.
Попытаться понять причины этого явления, оказать максимальную
поддержку всем тем, кто противостоит дальнейшей эскалации конфликта в
Крыму, найти ненасильственные способы разрешения многочисленных проблем
этого региона, - важнейшая задача нашей страны.
Повышенная конфликтогенность этого региона, помимо общих для всего
постсоветского посттоталитарного пространства причин, обусловлена еще и
его специфическими факторами, особым демографическим составом и динамикой
этносов, населяющих полуостров.
Согласно последним статистическим данным, из 2,7 млн. жителей Крыма
более 60% составляют русские, подавляющее большинство которых переселенцы,
заселяющие земли, опустевшие и заброшенные после депортации коренного
населения, в ходе нескольких послевоенных миграций. Около четверти
населения относится к этническим украинцам, в основном существенно
русифицированным.
По последним данным, крымские татары, вернувшиеся из мест ссылки, в
основном из республик Средней Азии, частично из России, составляют около
10% всего населения. Остальные проценты приходятся на национальные
меньшинства. Демографическая ситуация в Крыму осложняется тем, что более
четверти населения составляют пенсионеры, большинство которых в прошлом
высокопоставленные военные и партийные чины. Динамика существенного
изменения этнического состава населения за последние несколько лет связана
в основном с возрастанием доли крымских татар. В предстоящие несколько лет
ожидается приезд еще не менее 250 тысяч человек, т.е. практически всех
крымских татар, проживающих в России и в странах ближнего зарубежья.
Несмотря на относительно небольшую долю крымских татар в общей
численности населения Крыма, крымскотатарский фактор играет важнейшую роль
в политической, экономической и социальной жизни полуострова. Как отмечают
некоторые аналитики, русский сепаратизм исчерпал себя. На политическую
арену все более определенно выступает крымскотатарский сепаратизм, который
гораздо более радикален в своих действиях. В основе он имеет межрелигиозный
характер и является проявлением исламского фундаментализма.
Известны и турецкие интересы относительно Крыма. Предметом конкретной
турецкой политики является расширение экономического (через сеть банков и
коммерческих структур с турецким капиталом), а затем и политического
присутствия в Крыму. На этой почве в начале 1996 года произошло резкое
охлаждение отношений между Турцией и Украиной. Для последней стала
откровением напористостью, с которой Турция продвигается в Крым. Украина
оказывается между двух огней на фоне того, что в России отсутствует
понимание исламской угрозы в Крыму и продолжается муссирование крымской
проблемы в антиукраинском контексте. В результате оказывается, что для
Украины Турция и Россия в этом смысле находятся «в одной лодке». В этой
мутной воде Меджлис крымскотатарского народа, умело разыгрывая карту,
завоевывает позицию за позицией. В решениях III курултая формально
осуждается русский сепаратизм в Крыму, но поскольку Украина обвиняется чуть
ли не в проведении «геноцида» в отношении крымских татар, последние
угрожают переходом на российскую сторону, если она не признает политические
права Меджлиса и не включит его в структуру органов государственной
власти.[4]
Как мы видим, население Крыма по-разному представляет свое
политическое будущее. Поиск взаимоприемлемого политического решения
проблемы в значительной мере зависит от руководства Украины. К сожалению,
можно констатировать, что в течение длительного времени такое решение не
только затягивалось, но по существу и не обсуждалось на должном уровне в
киевских кабинетах и «коридорах власти». Как отметил в своем выступлении
Богдан Лисович, в то время заместитель представителя ООН на Украине, «очень
жаль, что украинское правительство проявляет предубежденность и
политическую пассивность… Поскольку новая украинская конституция все еще в
процессе обсуждения, крымские татары обращаются в украинский парламент с
просьбой обеспечить им политическое представительство. Украинское
руководство должно пойти на это, либо обеспечив места в парламенте, либо
путем создания верхней палаты, которая могла бы закрепить права меньшинств.
Кроме того, следует придать официальный статус и предоставить определенные
права Меджлису, поскольку хотя сейчас татары и представляют собой
меньшинство, но они и не диаспора в отличие от украинцев или русских,
которые живут в Крыму. Для крымских татар Крым – их единственная
родина».[5]
Делая выводы из этих выступлений и знакомясь с работами многих
политических исследователей как Украины, так и России можно предположить
разный исход проблемы. В результате Украина должна, исходя из реалий,
просчитывать возможность и такого варианта развития событий в ближайшей
перспективе: 1) через турецкую поддержку Меджлис провоцирует активизацию
политического неповиновения крымских татар, о которой он уже заявил, и
начинает террористические акции; 2) Россия в этих условиях может иметь
формальный повод объявить Крым зоной своих жизненных интересов и послать
войска для защиты русских и русскоязычного населения, которых в Крыму
большинство; 3) в результате в конфликт вмешивается Турция при поддержке
НАТО, и мир получает конфликт гораздо более опасный, чем чеченский.[6]
Статус Севастополя.
Город Севастополь возник и был построен как главная военно-морская
база Российского Черноморского флота и являлся особым административным
округом, управление которым осуществлял военно-морская администрация,
назначаемая непосредственно Санкт-Петербургом.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города
Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29
октября 1948 г. город Севастополь был выделен в самостоятельный центр со
своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского
подчинения.[7] Финансовые и организационные функции в административно-
территориальных границах городского округа по состоянию на 8 декабря 1991
г. осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР
без какого-либо участия Совета Министров Украинской ССР. Постановление
Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 г. «О передаче
Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» и Закон СССР от
28 апреля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав
Украинской ССР», не содержали упоминания о городе Севастополе. Как считает
Государственная Дума Федерального Собрания РФ, они были приняты с
нарушением Конституции (Основного Закона) СССР, Конституции (Основного
Закона) РСФСР и законодательной процедуры.[8]
Еще 23 января 1992 года Верховный совет РФ принял постановление,
поручив двум своим комитетам с привлечением МИД рассмотреть вопрос о
конституционности решений о передаче Крымской области из состава РСФСР в
состав УССР, принятых в 1954 г., и представить свое заключение Верховному
совету РФ.
6 февраля 1992 г. ВС РФ признал незаконной передачу Крыма 1954 года
Украинской ССР, а в июле 1993 г. подтвердил не зависимый от Украины статус
Севастополя. МИД России выступил с заявлением, в котором указал что
принятое постановление ВС РФ «О статусе г. Севастополя» расходиться с
Страницы: 1, 2, 3, 4
|