скачать рефераты

МЕНЮ


Структурные особенности экономики США

существенно не меняет картину. Доли высших и низших квинтилей по доходам в

других главных странах примерно такие же, как в США, Лишь показатель для 1%

людей с самыми высокими доходами в США примерно вдвое больше. Возможно, это

отражает более заметную роль сверхбогачей. Богатство как таковое вызывает в

обществе смешанные реакции. Традиционная вера в то, что личные усилия и

удача могут обогатить каждого, остается в США важным элементом общественной

психологии. Вместе с тем мошенническое обогащение (например, биржевые

сделки на основе инсайдерской информации) категорически осуждается, а

суровые судебные приговоры по таким делам одобряются публикой.

Инфляция. Послевоенная инфляция 40-50-х годов была в США меньше, чем

во всех главных воевавших странах. В последующий период в развитых

государствах сложились относительно единообразные темпы инфляции, которые

стали считаться приемлемыми. Рост потребительских цен на 3-4% в год обычно

не вызывает тревоги и не требует приведения в действие антиинфляционного

арсенала. В США в 1990-1997 гг. среднегодовой темп роста составил 3.1%.

Поскольку в 70-е и отчасти в 80-е годы инфляция была заметно выше, за

длительный период обесценение доллара (как и других валют) выглядит

достаточно значительным. С 1970- по 1997 г. индекс потребительских цен

поднялся в США в 4 раза, в Японии - в 3.1, во Франции — в 5.2, в ФРГ — в

1.5, в Великобритании — в 8.2 раза. В настоящее время инфляция не является

в США острой проблемой, но ее предотвращение остается важным приоритетом

экономической политики.1

Безработица. В первые послевоенные десятилетия серьезное политическое

и социально-психологическое значение имело то, что безработица была

существенно меньше, чем в кризисные 30-е годы. В дальнейшем это стало

стираться в общественной памяти, и обычными стали высокие стандарты

занятости. Норма безработицы (доля в экономически активном населении) в США

относительно стабильна за последнюю четверть века и даже снизилась в

последние годы, тогда как в других странах произошел резкий рост и

обострение проблемы безработицы.

Таблица 1.3.1

Доля безработных в экономически активном населении (%)1

|Страна |1970 |1980 |1985 |1990 |1995 |1996 |1997 |1998 |

| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |

|США |4.9 |7.1 |7.2 |5.5 |5.6 |5.4 |4.9 |4.2 |

|Япония |1.2 |2.0 |2.6 |2.1 |3.2 |3.4 |3.4 |4.3 |

|Германия|0.5 |2.8 |7.2 |5.0 |10.4 |11.5 |12.7 |13.3 |

| |2.5 |6.5 |10.5 |9.1 |11.7 |12.5 |11.8 |11.2 |

|Франция |3.1 |7.0 |11.2 |7.0 |8.3 |7.6 |5.7 |5.2 |

|Великобр| | | | | | | | |

|итания | | | | | | | | |

Хотя в низших слоях трудящихся страх потерять работу во многом

определяет их поведение, в целом значение безработицы как социальной и

политической проблемы в США имеет тенденцию к ослаблению. Причина — в

умеренной численности безработных и уменьшении средней длительности этого

состояния, а также существенные пособия по безработицей пенсионное

обеспечение и наличие в нем элементов гибкости программы крупных корпораций

по обеспечению увольняемых.

Трудовые отношения в США в 20-е и особенно в 30-е годы

характеризовались значительной остротой. Имели место крупные забастовки,

локауты, столкновения рабочих с полицией, судебные процессы. В 40-е и 50-е

годы такое положение в значительной степени сохранялось. Это был период

большого влияния профсоюзов, хотя профсоюзное движение серьезно порывалось

разоблачением криминальной деятельности ряда его лидеров, их связей с

организованной преступностью. С 1955 г. активно действовал единый

профсоюзный центр АФТ-КПП, объединявший большинство страховых союзов. Не

исключено, что в тот период рабочее движение, наряду с некоторой тенденцией

к подрыву стабильности, определенным образом способствовало повышению

эффективности экономики: завоевания профсоюзов поддерживали

платежеспособный спрос, расширяли рамки среднего класса, понуждали компании

к внедрению трудосберегающей техники.

В последние 20-30 лет масштабы трудовых конфликтов были ограниченными:

произошло ослабление профсоюзов, относительное и даже абсолютное сокращение

численности их членов. Проявлением и следствием этих тенденций является

уменьшение общественной роли рабочего движения, поддержки профсоюзов,

особенно их воинственных действий. В той мере, в какой профсоюзы активны

политически, они по традиции поддерживают демократическую партию и крайне

редко - более левые силы. Эта картина имеет и обратную сторону. Наряду с

переходом значительной части рабочих в ряды среднего класса остается и

расширяется устойчивое "дно" — масса бесправных, низкооплачиваемых и

низкоквалифицированных работников, среди которых много легальных и

нелегальных иммигрантов, представителей национальных меньшинств. Они не

входят в профсоюзы не потому, что считают это ненужным, а под давлением

предпринимателей и других влиятельных сил.

1.4 Экономическая политика

В первые годы после окончания войны экономисты и политики в США были

буквально одержимы страхом повторения или возобновления Великой депрессии.

Этим объясняется стремительный рост популярности идей Кейнса, которые до

войны были известны лишь узкому кругу специалистов. Впрочем, экономическая

политика, сознательно построенная на основе кейнсианства, была опробована

лишь в период президентства Кеннеди в Джонсона (60-70-е годы). Думается,

что отсутствие серьезных экономических кризисов в США (отчасти это

относится и к другим странам) объясняется комплексом факторов:1

- В отличие от межвоенного периода интенсивный рост мирового рынка и

экономических связей в основном сглаживал экономический цикл. Одна

за другой груша стран выдвигалась на роль "локомотивов", что

препятствовало формированию мировых кризисов.

- Темп научно-технического прогресса резко увеличился, и

соответственно возникали все новые возможности рентабельных

инвестиций внутри страны и за границей.

- Государственные расходы и их доля в ВВП снизились по сравнению с

годами войны, но по ряду причин, прежде всего военно-политических и

социально-политических, оставались на высоком уровне, что постоянно

и независимо от состояния экономики поддерживало достаточно высокий

совокупный спрос.

- Изменение в структуре занятости, особенно увеличение доли занятых в

сфере услуг, имеет тенденцию уменьшать колебания личных реальных

доходов и тем самым сглаживать циклические колебания.

- Кредитная система и рынок ценных бумаг, которые были важнейшим

генератором кризиса 1929-1933 гг., обнаруживают гораздо большую

устойчивость, что в значительной мере обеспечивается

законодательством Нового курса и его внедрением в финансовую

практику.

- Известную роль играют так называемые встроенные (автоматические)

стабилизаторы: система налогообложения, при которой налоги

уменьшаются в фазе рецессии, и бюджетные трансфертные выплаты,

например пособие по безработице, которые, напротив, возрастают, что

поддерживает совокупный спрос.

- С достаточным основанием можно полагать, что дискреционная, то есть

определяемая сознательными целесообразными действиями властей,

экономическая политика имела антициклический эффект. Это относится

к бюджетной и, в еще большей мере, к кредитно-денежной (монетарной)

политике.

Заметим, что эти факторы лишь для аналитических целей можно

рассматривать по отдельности, на деле они переплетаются и взаимодействуют.

К примеру, обширность поля инвестиций тесно связана и с всемирной

экономической интеграцией, и с массой побочных эффектов военного

производства и потребления, и с развитием таких сфер, как телекоммуникации,

образование, здравоохранение и т. п. Как это ни парадоксально, можно

утверждать, что фактором циклической устойчивости американской экономики

была длительная военно-политическая конфронтация с СССР и с мировым

коммунизмом. С узкой экономической точки зрения военные расходы могут иметь

преимущество по сравнению с гражданскими, вне зависимости от социальной

ценности последних. Военные расходы в современных условиях означают

долгосрочные программы инвестиций и производства, они тесно связаны с НТП и

в конечном счете могут иметь более высокий мультипликационный эффект.

Идеология, которая утверждает наличие и полезность таких эффектов получило

в литературе прозвище "военного кейнсианства".

Наименее благоприятными для экономики США были 70-е годы, когда имел

место самый серьезный за послевоенный период спад 1974-75 гг. и в целом

темпы роста были заметно ниже чем в других развитых регионах притом в этот

же период наблюдалась самая высокая за послевоенный период инфляция, что

даже дало основания для появления термина стагфляция. Так называемый индекс

неблагополучия, представляющий сумму годового темпа роста стоимости жизни в

процентах и среднегодовой нормы безработицы в процентах превышал 15, а в

отдельные годы достигал 20, тогда как удовлетворительным обычно считается

уровень ниже 10. В настоящее время этот показатель составляет около 8.1

В 70-е годы заметно замедлился рост средней реальной заработной платы

в промышленности, причем эта стагнация продолжалась и в следующем

десятилетии. В итоге даже в 1996 году средние реальные часовые и недельные

заработки в несельскохозяйственном секторе оказались меньше, чем в 1970

году. Повышение национального дохода на душу населения достигалось за счет

других факторов: увеличение числа работающих в семьях, трансфертных выплат,

доходов от предпринимательства и капитала.

Темпы роста экономики были низкими лаже в конце 80-х начале 90-х годов

(так называемая бушевская рецессия). Негативные экономические факторы,

видимо, сыграли свою роль в поражении демократа Картера на президентских

выборах 1980 года и республиканца Буша на выборах 1992 года. Соответственно

удовлетворительное помогло переизбранию Клинтона в 1996 году.

1.5 Сбережения, инвестиции, структурные сдвиги

На протяжении всего послевоенного периода экономику США отличают от

экономики других стран более низкая норма личных сбережений и более низкая

норма народнохозяйственного накопления. В среднем за 1992-1995 гг. норма

личных сбережений (не расходуемая на потребление доля располагаемого

дохода) составляла (%): в США — 4.7, Японии — 13.2, Германии — 12.8, во

Франции — 13.9, в Великобритании — 10.8. Норма народнохозяйственного

накопления (доля вложений в основной капитал в ВВП) составляла за тот же

периода в США — 15.8%, Японии — 29.2, Германии — 22.2, во Франции — 18.7, в

Великобритании — 15. 1 %.1

Можно полагать, что эти тенденции (не менее отчетливые в более ранние

периоды) отчасти ответственны за относительно более низкие темпы роста в

США (кроме 90-х годов). С другой стороны, их следует толковать как

проявления более высокой эффективности накопления: для прироста ВВП на один

процент требуется меньше процентов инвестиций в ВВП, чем в других странах.

В 90-е годы, когда США значительно превосходили другие страны по темпам

роста, их отличала особенно высокая эффективность накопления. Относительно

низкие цифры личных сбережений компенсируются, помимо того, массивным

использованием амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли фирм

для финансирования капиталовложений. Кроме того, источником финансирования

инвестиций в 80-90-е годы является чистый приток иностранного капитала. В

1994 и 1995 г. он покрывал 13-14% валовых капиталовложений.

На протяжении последних трех-четырех десятилетий основные

статистически значимые сдвиги в структуре валовых капиталовложений:

увеличение доли вложений в жилищное строительство (в настоящее время около

30%, финансово-страховую отрасль, торговлю, в сферу услуг; уменьшение доли

сельского хозяйства, транспорта, добывающей промышленности. В

обрабатывающей промышленности снижалась доля практически всех отраслей

легкой промышленности, черной и цветной металлургии, традиционного

машиностроения; росла доля химической, целлюлозо-бумажной промышленности,

новых отраслей машиностроения.

В технологической структуре инвестиций произошли и происходят

интенсивные сдвиги, отражающие высокий темп научно-технического прогресса.

В обрабатывающей промышленности доля вложений в активные элементы основного

капитала (машины и оборудование) возросла к 90-м годам до 80-85% при

снижении доли строительства. Характерно, что отрасли, в которых

производство и занятость сокращались (текстильная промышленность, черная

металлургия) находились, тем не менее, на переднем крае технического

перевооружения. Внедрение электронной техники является важнейшим

качественным сдвигом не только в обрабатывающей промышленности, но во всех

отраслях производства, включая не в последнюю очередь сельское хозяйство, в

сфере услуг, в быту. Этим, в частности, объясняется очень большой объем и

доля инвестиций в финансово-страховой сектор (в последние годы более 12%).

Производственные (небытовые) инвестиции в оборудование "по обработке

информации и подобного рода" составляли в 1974 г. 12%, а в 1995 г. уже 28%

всех валовых капвложений.

Структурные сдвиги, связанные с характером инвестиций, находятся под

воздействием государственной промышленной политики. В США она отличается

меньшей централизацией и менее формализованным характером, чем в ряде

стран. В частности, нет никакого особого федерального органа,

ответственного за это дело. Возможно, это уменьшает бюрократизм, создает

больше гибкости в отношениях государства с фирмами. Помимо участия в

финансировании и проведении НИОКР, основными орудиями промышленной политики

являются федеральная контрактная система, в рамках которой исполнителями

заказов выступают частные фирмы; инновационная политика, проводимая с

помощью налоговых, таможенных и других рычагов; амортизационная политика,

обеспечивающая ускоренные сроки списания оборудования и, тем самым,

экономию на налогах: федеральные программы целевые и системные комплексы

мероприятий для достижения определенных результатов, которым придается

фундаментальное значение.

Глава 2. Макроэкономическая политика правительства Б. Клинтона

Двенадцатилетнее правление в Белом доме республиканских президентов Р.

Рейгана и Дж. Буша, весьма радикальный разрыв их администрации с

кейнсианской концепцией бюджетного регулирования совокупного спроса,

утвердившейся в качестве определенного макроэкономического "стандарта",

привлекли особый интерес к финансовой макростратегии Б. Клинтона,

«президента США от демократической, традиционно прокейнсианской партии. И

дело не просто в том, что избранный в 1992 г. президент пришел к власти под

лозунгом существенного пересмотра прежнего экономического курса

республиканских правительств. На повестку дня заново встали вопросы о

характере современной бюджетной стратегии — краеугольном камне

регулирования американской экономики в 1940-1970гг. и "эпицентра" социально-

экономических консервативных реформ 80-х годов.

Администрация Б. Клинтона сразу же пошла по пути глубокого пересмотра

всего комплекса консервативной бюджетной политики. Однако выработка

конкретного содержания этого пересмотра в реальных условиях 90-х годов

оказалась весьма сложной не только из-за оппозиции республиканцев в

конгрессе, а прежде всего из-за того, что творцы макрополитики Клинтона

столкнулись с "незаконченной работой" Дж. Картера — с задачей серьезного и

одновременно преемственного обновления "демократической и экономической

концепции", по-прежнему рузвельтианской и кейнсианской в своей основе.

И хотя выбор здесь был сделан во многом по прагматическим

соображениям, и в теории, и в практике Клинтон все же пошел в русле

обновленной демократической традиции. О "классическом" кейнсианском

стимулировании совокупного спроса бюджетным инструментарием почти не

говорилось, фактически же "этатисткий стержень" макроэкономической

концепции, несмотря на существенную корректировку, все же сохранился.

Однако бюджетная стратегия, вписанная в эти концептуальные рамки,

кардинальным образом изменялась, реагируя не только на сдвиги почти

двадцатилетней "эпохи инфляции", но и на конкретные итоги "консервативного

двенадцатилетия" — прежде всего, на беспрецедентный рост

несбалансированности федерального бюджета; ее превращение в так называемые

структурные бюджетные дефициты, интенсивное накопление федерального

государственного долга.

Именно поэтому, несмотря на "анонимное" обращение к кейнсианским

фискальным основам экономической концепции демократической партии, Клинтон

(на первом этапе) поставил в центр своей стратегии сокращение федерального

бюджетного дефицита. Как подчеркивалось в 1995 г. в докладе Совета

экономических консультантов, в центре внимания администрации "был и

остается план сокращения дефицита..." Этот план является "сбалансированным

и постепенным, но он достаточно масштабен для того, чтобы быть убедительным

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.