скачать рефераты

МЕНЮ


Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве

разработками венчурных фирм.

Еще одна характерная черта деятельности технопарков - их

сотрудничество с промышленными компаниями, которые получают доступ к

университетским ресурсам. Университет, как основное подразделение

технопарка, получает возможность непосредственно участвовать в реализации

результатов исследований, использовать более современное исследовательское

оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве

лекторов, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников

университета. Часто на территории технопарка создается промышленное

производство, при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий

продукции, явившихся непосредственным результатом исследований, выполненных

в парке.

Не все из технологических парков оказываются эффективными. Причины

неэффективности разные, главная заключается в неумении привлечь к

сотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнести

и продолжительный период становления. Технологическому парку "Силиконовая

долина" для достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку-

треугольнику Северной Каролины - 30, технопарку университета Юта - около

20лет.

В последние годы процесс образования парков в США несколько

замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько

активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления,

сужается специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами,

организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и

правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым

фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы

способствуют росту эффективности деятельности многих технологических

парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и

производством, возрастанию наукоемкости производства.

В отличие от США, где накоплен богатый опыт организации свободных

экономических зон различного типа, Россия подобного опыта практически не

имеет. И хотя общие условия экономического развития России и США резко

различаются, практикуемые в Америке основные подходы к региональному

развитию и к такой его составляющей, как свободные экономические зоны,

можно, при определенной адаптации использовать в нашей стране.

Первый вывод из анализа американской практики создания свободных

экономических зон различного типа - о необходимости надежной правовой базы.

Важным положительным моментом является принятие закона "О свободных

экономических зонах", теперь необходимо совершенствование его с учетом

замечаний применения на практике.

Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение не только

внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитывая

состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом

производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания

американский опыт образования зон развития отсталых районов и

технологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаря

предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных

экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего

бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы.

Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для

доведения до практического использования научных изобретений и прорыва

российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то

здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных

центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством

высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным

потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов

военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс

конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости

специалистов.

С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных

экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических

связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных

регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций,

технологий и управленческого опыта.

3. Перспективы свободных экономических

зон в России.

В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических

зонах" свободная экономическая зона представляет собой ограниченный

участок территории Российской Федерации, в пределах которого

устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режим

предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-

правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской

Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы

в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны),

в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах",

таможенным и иным законодательством Российской Федерации. Под особым

режимом

предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления,

при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную

экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной

зоны), налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.

Свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного

потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки

от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей,

экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных

регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых

техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.

К свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации

относятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны

производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны,

технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том

числе

банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.

Зона экспортного производства представляет собой ограниченный

участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого

устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для

участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы Российской

Федерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства,

относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих

критериям происхождения с территории указанной зоны. Порядок определения

происхождения товаров с территории зоны экспортного производства

устанавливает Правительство Российской Федерации.

Зоны экспортного производства создаются в местах, имеющих выгодное

экономико-географическое положение, развитые производственную и

транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития

внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности Российской

Федерации.

Свободная таможенная зона представляет собой ограниченный участок

таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого

устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для

участников этой зоны.

Свободные таможенные зоны могут быть производственного и торгового

типов.

Свободные таможенные зоны производственного типа создаются в местах,

имеющих развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие

благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. При

этом разрешается совершение производственных операций, изменяющих позицию

товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том

числе и на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.

Свободные таможенные зоны торгового типа создаются в портах,

железнодорожных узлах, аэропортах, пунктах прохождения важнейших

автомобильных магистралей, пограничных пунктах и иных местах, через которые

осуществляются регулярные перевозки экспортно-импортных грузов. территории

этих зон используются для проведения выставок, а также осуществления

подработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в эти зоны товаров

для последующего их вывоза за пределы территории Российской Федерации или

на остальную часть территории Российской Федерации. Совершение

производственных операций, изменяющих позицию товаров в Товарной

номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых

четырех знаков цифрового кода, при этом не допускается.

В исключительных случаях с учетом эксклавного или островного

местоположения территории субъекта Российской Федерации, либо с учетом

международного договора, который предусматривает упрощенный и льготный

режимы осуществления на территории субъекта приграничной или прибрежной

торговли с сопредельным государством, может быть создана особая

экономическая зона в пределах территориальных границ такого субъекта

Российской Федерации. Создание особой экономической зоны и регулирование

ее правового режима осуществляются на основании отдельного федерального

закона, принимаемого для каждой особой экономической зоны, иных правовых

актов Российской Федерации.

В свободных экономических зонах других видов, функционирование которых

связано не с постоянным трансграничным перемещением товаров, а с созданием

и освоением новых техники и технологий (технико-внедренческие зоны) или

трансграничным оказанием услуг (оффшорные банковские центры, туристско-

рекреационные зоны и другие свободные экономические зоны), действует особый

режим предпринимательской деятельности с особенностями, устанавливаемыми

отдельными федеральными законами об этих зонах. Создание свободных складов

и регулирование их правового режима

осуществляются в соответствии с таможенным законодательством Российской

Федерации.

Отношение к свободным зонам в России во многом связано с их историей,

которая достаточно драматична. Начавшись в первые годы перестройки с

разработки соответствующей государственной концепции, она развивалась

впоследствии стихийно. До осени 1997 года идея зон использовалась союзными

республиками для политического противодействия центру, а в преддверии

выборов Президента - как символ либерального отношения РСФСР к регионам.

Начатый тогда эксперимент с созданием одиннадцати свободных экономических

зон, в том числе - крупномасштабных, не был продуман в экономическом плане

и, за редкими исключениями, (стало расти число СП в Находке, Калининграде,

на Сахалине) фактически провалился. Идея о свободных экономических зонах

оказалась дискредитирована. В дальнейшем и по сегодняшний день официальные

решения по вопросу о свободных экономических зонах крайне

непоследовательны. Линия на ликвидацию зон периодически разрывалась

прецедентами Калининграда и Ингушетии, а курс на организацию локальных

образований не подкреплен механизмом реализации. Вместо инструмента

модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций

зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных

лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов,

впоследствии утекающих за рубеж. Сегодня любые региональные инициативы по

вопросу о свободных экономических зонах, зачастую вполне конструктивные,

воспринимаются не более чем попытка выбивания эксклюзивных льгот.

Вместе с тем принцип селективности свободных экономических зон может

вполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Более

того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического

пространства - перспектива для России гораздо более реальная, чем

выравнивание стартовых условий развития методом "сплошной" либерализации.

Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи

льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью

стимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающих

технологический рывок России.

В частности, речь идет о новых организационных формах соединения

науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными

парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти

локальные образования могут создаваться в России прежде всего на базе

инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных

предприятий, так и как ядра наукоградов. Не исключено, что они должны

рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании

федерального бюджета развития.

Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ

транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых

территорий. Создание здесь широкой сети свободных экономических зон не

только ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, но и

притянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые в

настоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны.

Заключение.

Одним из эффективных средств оздоровления экономики в зарубежных

странах считается создание благоприятных условий для притока в страну

иностранных инвестиций и проведение открытой внешнеэкономической политики в

отношении привлечения в экономику этих стран зарубежных инвесторов. Наравне

с другими средствами повышения экономического потенциала и создания

благоприятного инвестиционного климата в зарубежных странах применяется

метод формирования свободных экономических зон.

Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон

является система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и

национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для

инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики

достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого

дохода. Обычно выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые льготы

предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых

операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин. Финансовые

льготы – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения

арендной платы за пользование землей и производственными помещениями,

предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и

преференциальных государственных кредитов. Фискальные льготы связаны с

налоговым стимулированием предпринимательства. Административные льготы

предоставляются администрацией данной свободной зоны для упрощения режима

въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий,

оказания различных услуг. Все эти льготы могут применяться в различных

комбинациях.

Повсеместное распространение в мире свободных экономических зон

вызвало интерес к ним России. В самом начале реформ российские политики и

экономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Они

рассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу от

номенклатурной экономики к рыночной. Однако, объявленные крупномасштабные

зональные образования были нереализуемы. Для развития необходимой

инфраструктуры большинства учрежденных зон требовались огромные инвестиции,

которые у российского правительства просто отсутствовали. Далее, массовая

раздача преференций без четких на то правил вызвала волну самостийного

возникновения новых зональных образований. Поэтому были приняты меры,

призванные блокировать процессы экономической дезинтеграции страны. И хотя

эти меры не отменяли преференций, налоговые службы фактически упразднили

значительную часть льгот, которыми пользовались свободные экономические

зоны. Идея о свободных экономических зонах оказалась дискредитирована.

Здесь полезно было бы использовать опыт создания зон западных стран, в

частности, США. Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение

не только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно

учитывая состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом

производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания

американский опыт образования зон развития отсталых районов и

технологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаря

предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных

экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего

бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы.

Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для

доведения до практического использования научных изобретений и прорыва

российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то

здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных

центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством

высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным

потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов

военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс

конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости

специалистов.

С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных

экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических

связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных

регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций,

технологий и управленческого опыта.

Список использованной литературы.

1. Александрова Е. Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве /

Внешнеэкономическая деятельность №10, 1997г

2. Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия свободных экономических зон /

Государство и право №5, 1997г

3. Дьюар С. СЭЗ- возможности и ограничения / Деловой партнер№7, 1997г

4. Зименков Р. Свободные экономические зоны/

Российский экономический журнал №3, 1998г

5. Комаров Е. Чужие здесь не ходят / Новые известия -3

октября 1998г

6. МаксимоваЛ. Международные экономические отношения М:.95г.

7. Семенов К.А. Международные экономические отношения М:.98г.

8.Смородинская Н. Туманно будущее свободных экономических зон / Экономика и

жизнь №12, март,1997г.

9.Свободные экономические зоны: спецвыпуск /Право и экономика №5, 1995г

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.