скачать рефераты

МЕНЮ


Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове

общество с дополнительной ответственностью;

3) Принцип «открытости/закрытости», означающий, что «закрытая» компания

является частной компанией, а «открытая» компания – это публичная

компания с открытой продажей акций.

Налоговый статус любой компании определяется критерием резидентности и

критерием территориальности.

Критерий резидентности предполагает, что компания является резидентом

данной территории. Резидентские компании данной страны подлежат в ней

налогообложению относительно всех своих доходов, извлекаемых как на

территории этой страны, так и за ее пределами.

Критерий территориальности предполагает, что налогообложению в данной

стране подлежат доходы, извлекаемые только на ее территории.

Большинство стран применяют различные сочетания этих двух критериев: за

основу берется критерий резидентности, дополняемый системой обложения

доходов «у источника».

Иностранная компания, собирающаяся вести активную деятельность в

стране, обязана зарегистрироваться в налоговых органах.

Если в большинстве стран компания должна зарегистрироваться только имея

на это желание, то в странах СНГ она не сможет даже открыть счет в банке,

не встав на учет налоговой инспекции.

Если иностранная компания не собирается вести активную деятельность в

данной стране, но будет получать в ней какие-либо доходы, то она облагается

налогом «у источника», который должен удерживаться при выплате ей этого

дохода.

Например, для получения льготного налогообложения на Кипре, в

Лихтенштейне, Швейцарии необходимо отвечать следующим условиям

нерезидентности по отношению к государству регистрации:

- Постоянное место ведения бизнеса и управления компанией находится за

пределами страны регистрации;

- Источник происхождения доходов находится за пределами страны регистрации,

т.е. на территории страны регистрации компания не ведет никакой

коммерческой деятельности;

Возможны три вида оффшорных компаний:

. Нерезидентская (Non – Resident)

. Компания, освобожденная от налогов (Exempt)

. Компания международного бизнеса (International Business Company)

Нерезидентская компания – это фирма, владельцем которой является

нерезидент. Главный (головной, центральный) офис этой компании официально

зарегистрирован в другой стране. Для такой компании вводятся налоговые

льготы. Она обязана ежегодно проводить аудиторскую проверку, по результатам

которой платятся налоги.

Компания, освобожденная от налогов – это нерезидентская компания, для

которой введено льготное налогообложение (или полностью освобождена от

уплаты налогов, или платит небольшую процентную ставку налога на прибыль) и

которая обязана ежегодно проводить аудиторскую проверку.

Компания международного бизнеса – это, по существу, и есть оффшорная

компания. Она также является нерезидентской, полностью освобождена от

налогов, но обязана ежегодно выплачивать фиксированную пошлину.

Крупные компании с международными активами организуют свою

собственность путем создания оффшорного холдинга. Основной функцией

оффшорного холдинга является ведение управления иностранными дочерними

предприятиями в качестве промежуточного звена между ними и окончательным

владельцем. Такой финансовый центр может минимизировать воздействия

различных налоговых систем и политических рисков, накапливать прибыли

дочерних предприятий; контролировать их состояние, реинвестировать

накопленные средства. Такая форма холдинга является оптимальной для

инвестирования за рубежом не напрямую, а через собственного посредника, в

уставные капиталы компаний, в недвижимость и т.п.

Оффшорные компании часто занимаются торговым реинвойсингом.

Реинвойсинг – процесс движения товаров от поставщика к покупателю, в

котором оффшорная компания используется лишь для оформления контрактов и

счетов.

Головная (материнская) компания заключает с оффшорной компанией

контракт на весь товар по единой цене, а оффшорная компания заключает

контракт на партии этого товара с покупателями в различных странах.

Головная компания получает фиксированную прибыль, а на счете оффшорной

компании остается разница, получаемая от отдельных контрактов, которая

полностью выводится из-под налогообложения.

Оффшорные компании не только занимаются торговым реинвойсингом. Они владеют

судовым флотом, создают свои страховые филиалы для страхования собственных

рисков (если имеют возможность включить страховые премии в себестоимость

продукции или ее перевозки), создают лизинговые оффшорные компании (если

инвестированные ресурсы оффшорной компании используются на приобретение

оборудования для головной компании). (№2, стр. 351).

3.5. Другие виды СЭЗ

Наряду с СЭЗ, ориентированными на один вид деятельности, получили

распространение свободные экономические зоны многоотраслевого назначения,

или комплексные зоны. Практически они обладают характерными чертами всех

других зон. В этом отношении представляет большой интерес свободная зона

«Манаус» в Бразилии. В 1967 году в бразильской Амазонии на площади 3,6 млн.

кв. км. был выделен «промышленный округ свободной зоны «Манаус». Здесь

постепенно складывается уникальный хозяйственный комплекс, который является

впечатляющим примером мощного экономического подъема территории практически

с нулевого стартового уровня развития. Особенность свободной зоны «Манаус»

состоит в том, что она направляет на экспорт только 3-5% производственной

продукции, а остальная потребляется в самой Бразилии. В эту зону вложено

более 13 млрд. долларов инвестиций. В 30 отраслях производства, развиваемых

здесь, организовано 600 промышленных предприятий с общей численностью

работающих около 80 тысяч человек. (№7, стр.191).

В конце 70-80 гг. в Китае получили развитие специальные открытые

районы. Еще в 1978 г. на высшем партийном уровне там было принято решение о

создании СЭЗ в 14 прибрежных городах с общей численностью населения более

20 млн. человек. Фактически эти территории включают в себя весь приморский

пояс страны и значительно распространяются вглубь страны. Они формируются

путем льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности. В

открытых районах размещаются экспортоориентированное производство,

технопарки, торговые предприятия. По существу они являются разновидностью

зон комплексного типа. Производство Китая затратило большие средства на

обустройство этих районов. В общей сложности с учетом негосударственных

средств в каждый гектар зоны вкладывалось 15-17 млн. долларов. По

официальным данным, через экономически зоны Китая проходит 2/3 его внешнего

оборота. (№7 стр.191).

В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных

свободных экономических зон. Так, имеется проект создания специальной

экономической зоны «Туманган» (Туманцзян). Эта свободная экономическая зона

должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан

на 20 лет, его стоимость на первом этапе оценивается в 90-110 млрд.

долларов.

СЭЗ «Туманган» предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии,

Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный

порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и

корейской рабочей силой. Россия должна будет поставлять на эти предприятия

сырье для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в

свободной экономической зоне, будут пользоваться рядом льгот.

Предусматривается, что зоны будут иметь гибкие границы, к участию в

совместном освоении могут подключаться также и сопредельные районы. (№1,

стр.91).

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном

уровне привела к появлению так называемых еврорегионов, как формы

организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет

собой добровольное объединение пограничных областей различных государств,

прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации связей друг с

другом. Высшие органы власти каждой страны, осуществляющей свою

деятельность в рамках еврорегиона, делегируют данной области полномочия,

способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей.

Активную роль в создании еврорегиона играют Польша, Словакия, Чехия,

Венгрия, а также Украина и Беларусь. (№1, стр.92).

4. Обзор существующих моделей СЭЗ в мире

4.1. Общие сведения о существующих моделях СЭЗ в мире

Число СЭЗ в экономически развитых странах Запада, по-видимому, уже

превышает 250. Примерно 90 из них находятся в Западной Европе. В

большинстве своем это свободные торговые (беспошлинные) зоны в морских

портах для осуществления погрузочно-разгрузочных операций с транзитными

грузами. Примером такого рода могут служить шесть «свободных портов» ФРГ –

Гамбург, Киль, Эмден, Куксхафен, Бремерхафен и Бремен. «Вольная гавань» в

Гамбурге специализируется также на судостроении, судоремонте,

нефтепереработке; в ней занято 60 тысяч человек. Для Великобритании более

характерны предпринимательские зоны, для Швейцарии – страховые и

банковские. В некоторых странах региона возникли также научно –

внедренческие зоны и экспортно-промышленные (ирландское изобретение,

связанное с аэропортом Шеннон).

В странах Восточной Европы свободные экономические зоны стали возникать

в конце 70-х – начале 80-х годов. К концу 80-х годов их было уже более 40,

в основном в Югославии и Венгрии, но также в Польше, Болгарии. Как и в

Западной Европе, это были преимущественно зоны свободной торговли,

расположенные в морских и речных портах (Риека, Силит, Белград, Будапешт,

Русе, Щецин).

В США общее число СЭЗ превышает 130. Среди них наиболее распространены

зоны свободного предпринимательства и научно – внедренческие СЭЗ. Такие же

зоны характерны и для Японии.

В развивающихся странах первые свободные экономические зоны возникли в

середине 60-х годов; примером такого рода может быть СЭЗ «Кондла» в Индии.

Сначала их было немного, но затем начался настоящий бум. Хотя существующие

оценки числа таких зон в развивающихся странах очень противоречивы (от 100

до 300), в любом случае они свидетельствуют об их весьма широком

распространении. В этих зонах занято около 1,5 млн. человек.

Почти все развивающиеся страны взяли за образец ирландский Шеннон и

стали создавать у себя прежде всего экспортно-промышленные СЭЗ, чаще всего

ориентирующиеся на морские порты и аэропорты. Цель их создания –

форсированное развитие отдельных отраслей промышленности, стимулирование

экспорта, привлечение иностранных капиталов, а также передовой техники

технологии. Что же касается разного рода льгот для иностранных инвесторов,

то они, как правило, еще большие, чем в странах Запада. Надо иметь также в

виду, что этих инвесторов здесь в особенности привлекает наличие дешевой,

но дисциплинированной и готовой к напряженному труду рабочей силы.

Больше всего специальных экономических зон в развивающихся странах

Азии, в первую очередь в «новых индустриальных» и в странах АСЕАН. На СЭЗ

Сингапура занято более 220 тысяч человек, Гонконга – 100 тысяч; некоторые

авторы считают даже, что Сингапур, как государство, и Гонконг, как

территория, в целом являют собой свободные экономические зоны. Велико число

занятых также на СЭЗ Республики Корея (150 т.) и Тайваня, а также Малайзии,

где насчитываются десятки таких зон. Главные инвестиции в местные

предприятия принадлежат фирмам Японии, а продукция их направляется прежде

всего на рынок США.

Второе место по числу и значению СЭЗ занимает Латинская Америка, где

такие зоны функционируют в Мексике, Бразилии, Чили, некоторых других

странах. Крупнейшая из них находится на границе Мексики и США с расчетом на

использование дешевой местной рабочей силы и сбыт продукции на рынках

северного соседа. Здесь занято почти 250 тысяч человек, а по экспортной

выручке эта зона уступает только доходам от продажи нефти. В Колумбии

растет значение СЭЗ «Таранкваль», в Бразилии – СЭЗ в Манаусе, что важно для

развития колонизуемого бассейна Амазонки. (№5, стр.282-284).

В качестве примера рассмотрим модель развития СЭЗ в Латинской Америке и

Китае.

4.2. Модель развития СЭЗ в Латинской Америке

Формирование специальных экономических зон в странах Латинской Америки

происходило на следующих общих принципах:

> Зоны создавались по инициативе центральных, а не местных властей

исходя из общегосударственных интересов;

> Их созданию предшествовала подготовка соответствующей

законодательной базы, реализация положений которой на практике

происходит нередко через 3-4 года;

> Были четко определены различные типы свободных зон:

производственные, экспортно-производственные, чисто торговые,

оффшорные и т.д. И в соответствии с этим предусматривались различные

величины налоговых, таможенных и иных льгот;

> Первоначально под зоны отводились ограниченные территории, которые

постепенно расширялись, редко достигая крупных размеров (торговая

зона «Колона» в Панаме с годовым оборотом в 8 млрд. долларов США за

40 с лишним лет существования не достигла даже площади в 300 га);

> Количество зон увеличивалось постепенно.

Первоначально создавались торговые зоны. Льготы для компаний,

функционирующих в них, касаются прежде всего таможенного обложения. Товары,

ввезенные на территорию зоны, не подлежат обложению таможенными пошлинами и

налогом на импорт и освобождены от других видов контроля над импортом,

включаемых в таможенное законодательство страны. В зонах, расположенных,

как правило, вблизи крупных торговых портов, например в Барранкилья в

Колумбии, юридические и физические лица, занимающиеся внешнеторговой

деятельностью, имеют право беспрепятственно ввозить и вывозить товары,

перегружать и складировать их (на срок до одного года без уплаты налогов),

расфасовывать, продавать оптом и в розницу. Возможность беспошлинного

хранения продукции в ожидании благоприятных изменений конъюнктуры на

мировых рынках или на внутреннем рынке страны, где расположена зона,

чрезвычайно выгодно поставщикам. Поставки из зоны на внутренний рынок

облагаются таможенной пошлиной и налогом на импорт, как на аналогичные

товары, непосредственно ввезенные из-за рубежа.

Деятельностью на территории свободных торговых зон занимаются, прежде

всего, местные предприниматели. В 1995 году на территориях Аргентины,

Бразилии, Парагвая, Уругвая действует зона свободной торговли «Меркосур».

Со временем в свободных торговых зонах стали возникать предприятия по

обработке ввозимых товаров. Поэтому свободные торговые зоны постепенно

перешли в ранг свободных производственных зон.

Подавляющее большинство производственных зон работает на экспорт. По

законодательству Бразилии предприятия экспортно-производственных зон

обязаны поставить за рубеж 100% продукции.

Некоторые зоны (например, зона «Манаус» в Бразилии и остров Огненная

Земля в Аргентине) работают только на внутренний рынок. (№2, стр.378).

4.3. Модель развития СЭЗ в Китае

Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили

специальные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий,

объединенных спецзонами в самом начале 80-х годов, китайское руководство к

середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров.

Помимо наиболее известных в стране и за рубежом специальных экономических

зон – «Шэньчжэнь», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», имеющих многолетнюю

историю, а также специальной экономической зоны «Хайнань» (существует с

1988 г.), в стране заметно развитие получили зоны технико-экономического

развития (более 2-х десятков) и зоны развития новой и высокой технологии –

технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития

«Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий,

определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе

крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана

способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр

Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных экономических зон стало важной составной частью

проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским

руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское

руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта

функционирования специальных зон в других странах. Наиболее детально

изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации

специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их

функционирования. В результате был избран путь организации СЭЗ с созданием

в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное

привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение

технологии производства. Специальные экономические зоны стали играть

связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику

«открытых дверей».

С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах

КНР начинают возникать свободные таможенные территории – свободные зоны

торговли (СЗТ), которые как указывают китайские специалисты, будут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.