Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове
общество с дополнительной ответственностью;
3) Принцип «открытости/закрытости», означающий, что «закрытая» компания
является частной компанией, а «открытая» компания – это публичная
компания с открытой продажей акций.
Налоговый статус любой компании определяется критерием резидентности и
критерием территориальности.
Критерий резидентности предполагает, что компания является резидентом
данной территории. Резидентские компании данной страны подлежат в ней
налогообложению относительно всех своих доходов, извлекаемых как на
территории этой страны, так и за ее пределами.
Критерий территориальности предполагает, что налогообложению в данной
стране подлежат доходы, извлекаемые только на ее территории.
Большинство стран применяют различные сочетания этих двух критериев: за
основу берется критерий резидентности, дополняемый системой обложения
доходов «у источника».
Иностранная компания, собирающаяся вести активную деятельность в
стране, обязана зарегистрироваться в налоговых органах.
Если в большинстве стран компания должна зарегистрироваться только имея
на это желание, то в странах СНГ она не сможет даже открыть счет в банке,
не встав на учет налоговой инспекции.
Если иностранная компания не собирается вести активную деятельность в
данной стране, но будет получать в ней какие-либо доходы, то она облагается
налогом «у источника», который должен удерживаться при выплате ей этого
дохода.
Например, для получения льготного налогообложения на Кипре, в
Лихтенштейне, Швейцарии необходимо отвечать следующим условиям
нерезидентности по отношению к государству регистрации:
- Постоянное место ведения бизнеса и управления компанией находится за
пределами страны регистрации;
- Источник происхождения доходов находится за пределами страны регистрации,
т.е. на территории страны регистрации компания не ведет никакой
коммерческой деятельности;
Возможны три вида оффшорных компаний:
. Нерезидентская (Non – Resident)
. Компания, освобожденная от налогов (Exempt)
. Компания международного бизнеса (International Business Company)
Нерезидентская компания – это фирма, владельцем которой является
нерезидент. Главный (головной, центральный) офис этой компании официально
зарегистрирован в другой стране. Для такой компании вводятся налоговые
льготы. Она обязана ежегодно проводить аудиторскую проверку, по результатам
которой платятся налоги.
Компания, освобожденная от налогов – это нерезидентская компания, для
которой введено льготное налогообложение (или полностью освобождена от
уплаты налогов, или платит небольшую процентную ставку налога на прибыль) и
которая обязана ежегодно проводить аудиторскую проверку.
Компания международного бизнеса – это, по существу, и есть оффшорная
компания. Она также является нерезидентской, полностью освобождена от
налогов, но обязана ежегодно выплачивать фиксированную пошлину.
Крупные компании с международными активами организуют свою
собственность путем создания оффшорного холдинга. Основной функцией
оффшорного холдинга является ведение управления иностранными дочерними
предприятиями в качестве промежуточного звена между ними и окончательным
владельцем. Такой финансовый центр может минимизировать воздействия
различных налоговых систем и политических рисков, накапливать прибыли
дочерних предприятий; контролировать их состояние, реинвестировать
накопленные средства. Такая форма холдинга является оптимальной для
инвестирования за рубежом не напрямую, а через собственного посредника, в
уставные капиталы компаний, в недвижимость и т.п.
Оффшорные компании часто занимаются торговым реинвойсингом.
Реинвойсинг – процесс движения товаров от поставщика к покупателю, в
котором оффшорная компания используется лишь для оформления контрактов и
счетов.
Головная (материнская) компания заключает с оффшорной компанией
контракт на весь товар по единой цене, а оффшорная компания заключает
контракт на партии этого товара с покупателями в различных странах.
Головная компания получает фиксированную прибыль, а на счете оффшорной
компании остается разница, получаемая от отдельных контрактов, которая
полностью выводится из-под налогообложения.
Оффшорные компании не только занимаются торговым реинвойсингом. Они владеют
судовым флотом, создают свои страховые филиалы для страхования собственных
рисков (если имеют возможность включить страховые премии в себестоимость
продукции или ее перевозки), создают лизинговые оффшорные компании (если
инвестированные ресурсы оффшорной компании используются на приобретение
оборудования для головной компании). (№2, стр. 351).
3.5. Другие виды СЭЗ
Наряду с СЭЗ, ориентированными на один вид деятельности, получили
распространение свободные экономические зоны многоотраслевого назначения,
или комплексные зоны. Практически они обладают характерными чертами всех
других зон. В этом отношении представляет большой интерес свободная зона
«Манаус» в Бразилии. В 1967 году в бразильской Амазонии на площади 3,6 млн.
кв. км. был выделен «промышленный округ свободной зоны «Манаус». Здесь
постепенно складывается уникальный хозяйственный комплекс, который является
впечатляющим примером мощного экономического подъема территории практически
с нулевого стартового уровня развития. Особенность свободной зоны «Манаус»
состоит в том, что она направляет на экспорт только 3-5% производственной
продукции, а остальная потребляется в самой Бразилии. В эту зону вложено
более 13 млрд. долларов инвестиций. В 30 отраслях производства, развиваемых
здесь, организовано 600 промышленных предприятий с общей численностью
работающих около 80 тысяч человек. (№7, стр.191).
В конце 70-80 гг. в Китае получили развитие специальные открытые
районы. Еще в 1978 г. на высшем партийном уровне там было принято решение о
создании СЭЗ в 14 прибрежных городах с общей численностью населения более
20 млн. человек. Фактически эти территории включают в себя весь приморский
пояс страны и значительно распространяются вглубь страны. Они формируются
путем льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности. В
открытых районах размещаются экспортоориентированное производство,
технопарки, торговые предприятия. По существу они являются разновидностью
зон комплексного типа. Производство Китая затратило большие средства на
обустройство этих районов. В общей сложности с учетом негосударственных
средств в каждый гектар зоны вкладывалось 15-17 млн. долларов. По
официальным данным, через экономически зоны Китая проходит 2/3 его внешнего
оборота. (№7 стр.191).
В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных
свободных экономических зон. Так, имеется проект создания специальной
экономической зоны «Туманган» (Туманцзян). Эта свободная экономическая зона
должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан
на 20 лет, его стоимость на первом этапе оценивается в 90-110 млрд.
долларов.
СЭЗ «Туманган» предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии,
Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный
порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и
корейской рабочей силой. Россия должна будет поставлять на эти предприятия
сырье для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в
свободной экономической зоне, будут пользоваться рядом льгот.
Предусматривается, что зоны будут иметь гибкие границы, к участию в
совместном освоении могут подключаться также и сопредельные районы. (№1,
стр.91).
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном
уровне привела к появлению так называемых еврорегионов, как формы
организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет
собой добровольное объединение пограничных областей различных государств,
прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации связей друг с
другом. Высшие органы власти каждой страны, осуществляющей свою
деятельность в рамках еврорегиона, делегируют данной области полномочия,
способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей.
Активную роль в создании еврорегиона играют Польша, Словакия, Чехия,
Венгрия, а также Украина и Беларусь. (№1, стр.92).
4. Обзор существующих моделей СЭЗ в мире
4.1. Общие сведения о существующих моделях СЭЗ в мире
Число СЭЗ в экономически развитых странах Запада, по-видимому, уже
превышает 250. Примерно 90 из них находятся в Западной Европе. В
большинстве своем это свободные торговые (беспошлинные) зоны в морских
портах для осуществления погрузочно-разгрузочных операций с транзитными
грузами. Примером такого рода могут служить шесть «свободных портов» ФРГ –
Гамбург, Киль, Эмден, Куксхафен, Бремерхафен и Бремен. «Вольная гавань» в
Гамбурге специализируется также на судостроении, судоремонте,
нефтепереработке; в ней занято 60 тысяч человек. Для Великобритании более
характерны предпринимательские зоны, для Швейцарии – страховые и
банковские. В некоторых странах региона возникли также научно –
внедренческие зоны и экспортно-промышленные (ирландское изобретение,
связанное с аэропортом Шеннон).
В странах Восточной Европы свободные экономические зоны стали возникать
в конце 70-х – начале 80-х годов. К концу 80-х годов их было уже более 40,
в основном в Югославии и Венгрии, но также в Польше, Болгарии. Как и в
Западной Европе, это были преимущественно зоны свободной торговли,
расположенные в морских и речных портах (Риека, Силит, Белград, Будапешт,
Русе, Щецин).
В США общее число СЭЗ превышает 130. Среди них наиболее распространены
зоны свободного предпринимательства и научно – внедренческие СЭЗ. Такие же
зоны характерны и для Японии.
В развивающихся странах первые свободные экономические зоны возникли в
середине 60-х годов; примером такого рода может быть СЭЗ «Кондла» в Индии.
Сначала их было немного, но затем начался настоящий бум. Хотя существующие
оценки числа таких зон в развивающихся странах очень противоречивы (от 100
до 300), в любом случае они свидетельствуют об их весьма широком
распространении. В этих зонах занято около 1,5 млн. человек.
Почти все развивающиеся страны взяли за образец ирландский Шеннон и
стали создавать у себя прежде всего экспортно-промышленные СЭЗ, чаще всего
ориентирующиеся на морские порты и аэропорты. Цель их создания –
форсированное развитие отдельных отраслей промышленности, стимулирование
экспорта, привлечение иностранных капиталов, а также передовой техники
технологии. Что же касается разного рода льгот для иностранных инвесторов,
то они, как правило, еще большие, чем в странах Запада. Надо иметь также в
виду, что этих инвесторов здесь в особенности привлекает наличие дешевой,
но дисциплинированной и готовой к напряженному труду рабочей силы.
Больше всего специальных экономических зон в развивающихся странах
Азии, в первую очередь в «новых индустриальных» и в странах АСЕАН. На СЭЗ
Сингапура занято более 220 тысяч человек, Гонконга – 100 тысяч; некоторые
авторы считают даже, что Сингапур, как государство, и Гонконг, как
территория, в целом являют собой свободные экономические зоны. Велико число
занятых также на СЭЗ Республики Корея (150 т.) и Тайваня, а также Малайзии,
где насчитываются десятки таких зон. Главные инвестиции в местные
предприятия принадлежат фирмам Японии, а продукция их направляется прежде
всего на рынок США.
Второе место по числу и значению СЭЗ занимает Латинская Америка, где
такие зоны функционируют в Мексике, Бразилии, Чили, некоторых других
странах. Крупнейшая из них находится на границе Мексики и США с расчетом на
использование дешевой местной рабочей силы и сбыт продукции на рынках
северного соседа. Здесь занято почти 250 тысяч человек, а по экспортной
выручке эта зона уступает только доходам от продажи нефти. В Колумбии
растет значение СЭЗ «Таранкваль», в Бразилии – СЭЗ в Манаусе, что важно для
развития колонизуемого бассейна Амазонки. (№5, стр.282-284).
В качестве примера рассмотрим модель развития СЭЗ в Латинской Америке и
Китае.
4.2. Модель развития СЭЗ в Латинской Америке
Формирование специальных экономических зон в странах Латинской Америки
происходило на следующих общих принципах:
> Зоны создавались по инициативе центральных, а не местных властей
исходя из общегосударственных интересов;
> Их созданию предшествовала подготовка соответствующей
законодательной базы, реализация положений которой на практике
происходит нередко через 3-4 года;
> Были четко определены различные типы свободных зон:
производственные, экспортно-производственные, чисто торговые,
оффшорные и т.д. И в соответствии с этим предусматривались различные
величины налоговых, таможенных и иных льгот;
> Первоначально под зоны отводились ограниченные территории, которые
постепенно расширялись, редко достигая крупных размеров (торговая
зона «Колона» в Панаме с годовым оборотом в 8 млрд. долларов США за
40 с лишним лет существования не достигла даже площади в 300 га);
> Количество зон увеличивалось постепенно.
Первоначально создавались торговые зоны. Льготы для компаний,
функционирующих в них, касаются прежде всего таможенного обложения. Товары,
ввезенные на территорию зоны, не подлежат обложению таможенными пошлинами и
налогом на импорт и освобождены от других видов контроля над импортом,
включаемых в таможенное законодательство страны. В зонах, расположенных,
как правило, вблизи крупных торговых портов, например в Барранкилья в
Колумбии, юридические и физические лица, занимающиеся внешнеторговой
деятельностью, имеют право беспрепятственно ввозить и вывозить товары,
перегружать и складировать их (на срок до одного года без уплаты налогов),
расфасовывать, продавать оптом и в розницу. Возможность беспошлинного
хранения продукции в ожидании благоприятных изменений конъюнктуры на
мировых рынках или на внутреннем рынке страны, где расположена зона,
чрезвычайно выгодно поставщикам. Поставки из зоны на внутренний рынок
облагаются таможенной пошлиной и налогом на импорт, как на аналогичные
товары, непосредственно ввезенные из-за рубежа.
Деятельностью на территории свободных торговых зон занимаются, прежде
всего, местные предприниматели. В 1995 году на территориях Аргентины,
Бразилии, Парагвая, Уругвая действует зона свободной торговли «Меркосур».
Со временем в свободных торговых зонах стали возникать предприятия по
обработке ввозимых товаров. Поэтому свободные торговые зоны постепенно
перешли в ранг свободных производственных зон.
Подавляющее большинство производственных зон работает на экспорт. По
законодательству Бразилии предприятия экспортно-производственных зон
обязаны поставить за рубеж 100% продукции.
Некоторые зоны (например, зона «Манаус» в Бразилии и остров Огненная
Земля в Аргентине) работают только на внутренний рынок. (№2, стр.378).
4.3. Модель развития СЭЗ в Китае
Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили
специальные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий,
объединенных спецзонами в самом начале 80-х годов, китайское руководство к
середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров.
Помимо наиболее известных в стране и за рубежом специальных экономических
зон – «Шэньчжэнь», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», имеющих многолетнюю
историю, а также специальной экономической зоны «Хайнань» (существует с
1988 г.), в стране заметно развитие получили зоны технико-экономического
развития (более 2-х десятков) и зоны развития новой и высокой технологии –
технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития
«Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий,
определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе
крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана
способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Создание специальных экономических зон стало важной составной частью
проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским
руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское
руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта
функционирования специальных зон в других странах. Наиболее детально
изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации
специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их
функционирования. В результате был избран путь организации СЭЗ с созданием
в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное
привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение
технологии производства. Специальные экономические зоны стали играть
связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику
«открытых дверей».
С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах
КНР начинают возникать свободные таможенные территории – свободные зоны
торговли (СЗТ), которые как указывают китайские специалисты, будут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|