скачать рефераты

МЕНЮ


ТНК и их роль на мировых рынках

перспективы

Новое экономическое устройство порождает соответствующие ему

надгосударственные политические институты и международные организации -

такие как Мировой банк реконструкции и развития, Международный валютный

фонд и т.п. В результате возникла своеобразная ситуация двоевластия.

Суверенным государствам приходится сначала в экономической, а затем и в

политической сфере делить власть с вышеуказанными организациями. При этом

влияние государств идет на убыль и власть все более переходит в руки

транснациональных корпораций и контролируемых ими международных

институтов.1

1. Е.В.Ленский, В.А.Цветков. «Транснациональные финансово-

промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция:

реальность и перспективы»

Взаимоотношения ТНК с правительствами.

Современное развитие мировой экономики осуществляется в условиях

усиления взаимозависимости ведущих стран в области торговли, инвестиций,

допускающей лишь незначительные ограничения или дискриминацию в отношении

иностранных фирм. Растущая взаимозависимость проявляется в том, что темпы

роста мировой торговли превышают темпы роста мирового ВВП, а темпы роста

прямых зарубежных инвестиций в 4 раза превышают темпы роста мировой

торговли, а также в увеличении международных потоков финансового капитала,

вызванном дерегулированием рынков капитала.[1]

Центральную роль в процессе глобализации экономики играют ТНК, что

проявляется в следующем:

1. Уже в 70-е годы объем производства иностранных филиалов ТНК превысил

объем мировой торговли. Зарубежное производство ТНК имеет высокую

концентрацию: более 50% его величины приходится на долю 420 из 37 тыс.

крупнейших ТНК.

2. Рост доли ТНК в экспорте как из страны происхождения, так и из стран

размещения зарубежных филиалов. Объем экспорта американских зарубежных

филиалов более чем в 2 раза превышает объем всего американского

экспорта.

3. На долю ТНК приходится основной объем научных исследований и

разработок, финансируемых частным капиталом.

4. Увеличение численности стратегических альянсов между ТНК и развитие

различных форм межфирменного сотрудничества.

За последние 20 лет произошли значительные изменения в отношении к

международным инвестициям как со стороны правительств принимающих стран,

так и со стороны ТНК. Если во второй половине 70-х и в 80-х годах отношение

правительств принимающих стран к прямым иностранным инвестициям часто

носило враждебный характер, то с начала 90-х годов это отношение стало

одобрительным. Такое изменение объясняется следующими обстоятельствами:

возрождением рыночной системы; глобализацией экономической активности;

ростом мобильности активов, создающих богатство; увеличением числа стран,

достигших достаточно высокого уровня развития; сближением экономических

структур промышленно развитых стран и новых индустриальных стран;

разработкой критериев оценки прямых инвестиций со стороны правительств

принимающих стран.

В конце ХХ века ТНК превращаются в главного организатора наукоемкого

производства, лежащего в основе экономического процветания в глобальном

масштабе.

Проводя политику привлечения иностранных инвестиций, правительства

принимающих стран должны изучить предыдущий опыт, успехи и неудачи в этой

области в разных странах и разработать макроорганизационную стратегию, в

наибольшей степени соответствующую условиям и потребностям своей страны. Не

следует ожидать общего благоприятного экономического эффекта от иностранных

инвестиций, поскольку такой эффект зависит и от экономической политики

принимающей страны и от возможных альтернатив.

Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций.

Главной целью правительств, привлекающих прямые инвестиции в 90-х

годах, является повышение с их помощью конкурентоспособности страны или

производительности ресурсов и создание активов в сфере юрисдикции этих

стран. Принимающие страны могут повысить конкурентоспособность и укрепить

сравнительные преимущества путем:

1) повышение эффективности использования существующих активов за счет

применения более эффективных процедур контроля за качеством и

использования более дешевых ресурсов, создания сети межфирменных

связей;

2) создания новых продуктов, процессов и организационных структур,

благодаря усовершенствованию национальной инновационной системы,

лучшему использованию экономии на масштабах;

3) совершенствования размещения ресурсов и мощностей с целью повышения

сравнительных преимуществ страны;

4) завоевания новых рынков в результате развития систем маркетинга и

техники распределения;

5) ускорения процесса структурной перестройки и сокращение расходов на

ее осуществление.

Однако деятельность ТНК не только дает принимающей стране

преимущества, но и вызывает определенные расходы, которые могут быть

разделены на две группы.

1. Различные платежи (прибыль, проценты, дивиденды, заработная плата

управляющих), величина которых зависит от умения правительств принимающих

стран вести переговоры с ТНК и от прочности их позиций на переговорах. В 70-

80-х годах правительства принимающих стран опасались, что монопольная

власть ТНК позволит им получать чрезмерно высокую долю стоимости,

добавленной производством в их зарубежных филиалах. В настоящее время

главная забота принимающих стран состоит в том, чтобы не лишиться

возможности интегрироваться в мировую систему производства и маркетинга.

3. Расходы, связанные с деятельностью ТНК, включающие различные

ограничения, налагаемые на деятельность зарубежных филиалов

(использование определенных источников сырья и компонентов

производственных процессов, производство конкретных видов продуктов,

ограничение рынков и т.д.), а также трансфертные цены, с помощью

которых доход, созданный в стране размещения, может быть переведен в

материнскую фирму или другой зарубежный филиал.1.

1. Серегин Н . «У кого реальная экономическая власть»

Иностранные инвестиции могут отрицательно влиять на результаты

внешней торговли принимающей страны. Многие иностранные филиалы импортируют

больше продуктов, чем местные фирмы. В целом выгода, которую принимающие

страны получают от иностранных инвестиций, зависит от типа и возраста

последних, экономических характеристик принимающей страны,

макроэкономической и организационной стратегий, проводимых правительствами

этих стран.

В зависимости от мотивов их осуществления зарубежные прямые инвестиции

делятся на ориентированные на использование ресурсов, на рынок и на

повышение эффективности производства. Различные типы инвестиций по-разному

влияют на конкурентноспособность принимающей страны. Инвестиции,

ориентированные на использование ресурсов, создают дополнительные активы в

результате передачи технологии, организационного и управленческого опыта;

обеспечивают доступ к рынкам; могут вызвать потребность в расширении

производственной деятельности, связанных с использованием ресурсов.

Прямые инвестиции, ориентированные на рынок, также создают дополнительные

активы, способствуют укреплению связи с поставщиками и созданию

специализированных рынков рабочей силы; повышают стандарты качества;

стимулируют местное предпринимательство и конкуренцию. Прямые инвестиции,

имеющие целью повышение эффективности производства, усовершенствуют

международное разделение труда; обеспечивают доступ к иностранным рынкам

и/или источникам поставок; укрепляют связи с поставщиками; повышают уровень

качества. Кроме того, существуют стратегические инвестиции, имеющие своей

целью включение в мировые технологическую, организационную и маркетинговую

системы. Они обеспечивают новые финансовые средства и дополнительные

активы, а также доступ к иностранным рынкам; стимулируют местное

предпринимательство и конкуренцию; совершенствуют международное разделение

труда. Географическое распределение прямых инвестиций в последние годы

в значительной степени определяется следующими специфическими особенностями

принимающих стран: распространением естественных ресурсов, а также наличием

активов и рынков; уровнем цен на потребляемые факторы производства;

качеством производимой продукции и уровнем производительности; наличием

стимулов и препятствий для осуществления инвестиций; сравнительными

выгодами от централизации производства; транспортными и коммуникационными

расходами; искусственными торговыми барьерами; социальной средой и наличием

инфраструктуры; различиями в идеологиях, языке, культуре, этике бизнеса;

экономической системой и политикой правительств; возможность получить

экономию от интеграции промышленных регионов. В последние время

стимулами для осуществления зарубежных прямых инвестиций становится

возможность передачи за рубеж информации, технологий и финансовых средств,

а также наличие надежной правовой базы.1.

1. Серегин Н . «У кого реальная экономическая власть»

В целом внимание ТНК все больше привлекают страны, деловая среда которых

способствует минимизации расходов на организацию и сделки. В результате

более благожелательного отношения принимающих стран к иностранным ТНК

критерий привлекательности последних изменился: вместо критерия увеличения

объема добавленной стоимости все чаще используется критерий повышения

конкурентноспособности местных ресурсов и мощностей в долгосрочной

перспективе. Эти изменения проявились в дерегулировании и либерализации

рынков, приватизации многих отраслей промышленности и упразднении большого

числа мер государственного регулирования (субсидий, тарифных и нетарифных

барьеров, контроля за ценами и др.). Однако государство сохраняет за собой

функцию “помощника” рыночной экономики. По мере того как специфические для

фирмы активы становятся все более мобильными в международном масштабе, роль

правительств как координаторов рынков возрастает и становится

критической.1.

1. Серегин Н. «У кого реальная экономическая власть»

3. ТНК в России и российские ТНК

Географическая направленность и специализация деятельности иностранных ТНК

в России.

Деятельность иностранных ТНК в России размещена географически крайне

неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено

прежде всего в регионах с высокоразвитой инфраструктурой – Москве, Санкт-

Петербурге. Сравнительно небольшое количество предприятий с иностранным

капиталом размещается в промышленно развитых областях – Московской,

Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием

экспортноориентированной добывающей промышленности – Тюменской и

Магаданских областях, Приморском крае.

В конце 90-х годов ряд регионов активно начал проводить политику

привлечения иностранных инвесторов, предоставляя им дополнительные

налоговые льготы. Например, администрация Новгородской области решила с

одобрения областного законодательства освободить иностранных инвесторов от

всех видов налогов до полной окупаемости проекта в согласованные сроки. В

результате таких мероприятий к концу 90-х годов около 50% всей производимой

в области промышленной продукции выпускалось с участием иностранного

капитала.

Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют согласно

своей традиционной географической стратегии. В частности,

западноевропейские ТНК размещают свои капиталы в Москве и Северо-Западном

регионе России, а американские и японские компании расширяют свою

деятельность в центральных районах, на Урале в Сибири и Приморье. К

российским добывающим предприятиям ТЭК наибольший интерес проявляют

американские и японские ТНК. Примером может служить российско-американскаое

предприятие "Полярное сияние" на Ардалинском месторождении Тимано-

Печорского нефтегазового района. Подсчитано, что в виде налогов в бюджет

РФ будет перечислено около 1 млрд. долл.

В течение последних лет с топливно-энергетическим комплексом соперничает

пищевая промышленность по привлекательности иностранных ТНК. Например,

швейцарская корпорация "Нестле" использует на российском рынке ускоренную

скупку контрольных пакетов акций у находящихся в тяжелом финансовом

положении кондитерских фабрик. Так, в 1995 г. "Нестле" приобрела

контрольный пакет акций самарской фабрики "Россия". Некоторые ТНК в сфере

пищевой промышленности идут по другому пути. Вместо скупки акций

действующих предприятий и их коренной реконструкции они строят новые,

оборудованные по последнему слову техники фабрики. Тщательно изучив

особенности российского спроса и вкусы россиян они выпускают изделия. Так

поступила, например, английская компания "Кэдбери".1.

1. Мировая Экономика

Свои производства и предоставление услуг в России развернули фирмы,

специализирующиеся на торговле и общественном питании. Их деятельность

способствует конвергенции потребностей и вкусов потребителей. Показателем

успеха распространения стандартных услуг компании "МакДональдс" может

служить открытие в России 25 фирменных ресторанов. К 1998г. инвестиции

этой компании в России достигли 180 млн. долл., а налоговые отчисления

превысили 250 млрд. долл. С середины 90-х годов международные компании

активизировались и на российском фондовом рынке. Приватизация

государственных предприятий даёт возможность использовать такой метод

привлечения иностранных инвесторов, как продажа им акций и ценных бумаг.

Отсюда всё большее значение приобретает становление фондового рынка на

федеральном и региональном уровнях.

РОССИЙСКИЕ ТНК.

В России ТНК пока ещё в стадии формирования и укрепления своих позиций.

Правда, небольшое число компаний, аналогичных ТНК, сформировалось ещё в

СССР ("Аэрофлот", "Ингосстрах")ТНК стали например и крупные российские

компании "Газпром", "ЛУКойл", "Алроса". аиболее мощные российские ТНК

функционируют в ТЭК. Примером является гигантская организационное -

хозяйственная структура РАО "Газпром" –100% монополист в добыче и

экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведательных запасов

природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских

потребностей в этом сырье. "Газпром" является самым крупным в России

источником поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно газа

на сумму от 6 до 7 млрд. долл. Деятельность этой компании простирается

далеко за пределы государственных границ. Эта ТНК имеет фирмы со своим

участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром

зарубежной деятельности стала Германия. Ценность германского рынка

заключается в том, что через эту страну проходят все основные

трансевропейские газотранспортные потоки. "Газпром" через совместное

предприятие с дочерней компанией концерна "БАСФ" контролирует на

германском рынке газа 12% продаж. В стратегию "Газпрома" входит участие в

приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и

Эстонии.

К российским ТНК в добывающей промышленности следует отнести акционерную

компанию "Алроса". В 1992г. она выиграла тендер на разработку алмазного

месторождения в Анголе, опередив южно-африканский концерн "Де-Бирс".

Совместно с ангольской государственной компанией она участвовала там в

строительстве гороно-обаготительного комбината производительностью 1,6

млн. т. руды в год. В 1998г. "Алроса" приступилп к разработке

месторождений алмазов в Намибии.1

1. Мировая Экономика

В наши дни базой для создания российских ТНК становятся финансово-

промышленные группы (ФПГ). В Федеральном законе "О финансово-промышленных

группах" от октября 1995г. финансово-промышленная группа определяется как

совокупность юридических лиц, объединяющих свои активы в целях

экономической или технологической интеграции для реализации инвестиционных

проектов.1

ФПГ, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств –

членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ). При создании

их на основе межправительственных соглашений им присваивается статус

межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). По состоянию на 1

января 1998г. в реестр ФПГ включена одна МФПГ и семь ТФПГ.2

____________________________________________________________________________

_______________________________

1. ФЗ РФ №97 «Об организации в Минэкономике России работы по

государственному регулированию и ликвидации ФПГ»

2. Мировая экономика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из средств государственного финансирования экспорта развитых

капиталистических стран является экономическая «помощь» иностранным

государствам. Она содействует коммерческим связям между местными фирмами и

западными корпорациями, поскольку все операции по реализации программы

«помощи» осуществляются монополистическим капиталом.

ТНК проводят свои трансакции на основе разработанных глобальных

стратегий, связывая национальные и региональные и обеспечивая

целостность международного производства.

Но, на современном этапе ТНК занимает не только мировую экономическую

нишу, но и политическую. Процесс глобализации происходит через ТНК, их

финансовой роли в развитых и развивающихся государствах. Нередко в

последних через ТНК диктуются условия их развития. Немаловажную роль здесь

играют и финансовые институты, поддерживающие нарастающую глобализацию.

Рассмотрев отрицательные стороны международной деятельности ТНК, невольно

возникает вопрос: как быть дальше?

Один из идеологов радикального крыла антиглобалисткого движения, Уолден

Белло, утверждает, что международные институты и ТНК «нереформируемы»,

поэтому надо путем демонстрации «живой силы» оспорить и подорвать их

власть, лишить их легитимности и в конечном счете добиться их

устранения. Это, конечно, максималистская идея, она нереалистична и

контпродуктивна – какие бы отговорки при этом не делались. Вместе с тем,

альтернативный план, который предлагает Уолден Белло, содержит немало

здравых идей, например , - когда он говорит , что развивающимся странам

следует ориентировать свои экономики преимущественно на внутренний рынок,

а не на экспорт; всячески способствовать развитию внутреннего рынка;

поощрять производство на коммунальном и национальном уровне, направляя

большую часть финансовых ресурсов на внутреннее развитие; поддерживать как

частные, так и кооперативные и государственные предприятия; не гнаться

за показателями экономического роста, а максимизировать принцип

справедливого распределения в целях радикального оздоровления

окружающей среды; придерживаться демократической процедуры принятия

экономических решений, не уступая диктату рынка, и т.п. На взгляд многих

ученых-экономистов, занимающихся проблемой глобализации в настоящее время,

– это самое конструктивное решение. Но вот пойдут ли на это ТНК? ТНК уже

доказали свою способность взламывать изоляцию национальных экономик,

вовлекать их в процесс интеграции с мировым экономическим сообществом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1) «Мировая экономика» под редакцией А.С. Булатова Москва 2000г..

2) «Экономикс» Макконел, Брю

3) «Международная экономика и международные отношения» №10 2000г.

4) «Международная экономика и международные отношения» №12 2001г.

5) ФЗ-РФ №97 «Об организации в Минэкономики России по государственному

регулированию и ликвидации ФПГ»

6) «Транснациональные и финансово – промышленные группы и

межгосударственная экономическая интеграци:реальность и перспективы»

Е.В. Ленский, В.А. Цветков

7) «У кого реальная экономическая власть» Серегин Н.Е.

-----------------------

[1] Серегин Н. «У кого реальная экономическая власть»

-----------------------

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ

ПРЕЗИДЕНТ

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ФИНАНСАМ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И СТРАНОВЫЕ ФИЛИАЛЫ

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

АФРИКА

ЕВРОПА

США

С

А

С

В

С

А

В

С

В

А

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.