ТНК и их роль на мировых рынках
перспективы
Новое экономическое устройство порождает соответствующие ему
надгосударственные политические институты и международные организации -
такие как Мировой банк реконструкции и развития, Международный валютный
фонд и т.п. В результате возникла своеобразная ситуация двоевластия.
Суверенным государствам приходится сначала в экономической, а затем и в
политической сфере делить власть с вышеуказанными организациями. При этом
влияние государств идет на убыль и власть все более переходит в руки
транснациональных корпораций и контролируемых ими международных
институтов.1
1. Е.В.Ленский, В.А.Цветков. «Транснациональные финансово-
промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция:
реальность и перспективы»
Взаимоотношения ТНК с правительствами.
Современное развитие мировой экономики осуществляется в условиях
усиления взаимозависимости ведущих стран в области торговли, инвестиций,
допускающей лишь незначительные ограничения или дискриминацию в отношении
иностранных фирм. Растущая взаимозависимость проявляется в том, что темпы
роста мировой торговли превышают темпы роста мирового ВВП, а темпы роста
прямых зарубежных инвестиций в 4 раза превышают темпы роста мировой
торговли, а также в увеличении международных потоков финансового капитала,
вызванном дерегулированием рынков капитала.[1]
Центральную роль в процессе глобализации экономики играют ТНК, что
проявляется в следующем:
1. Уже в 70-е годы объем производства иностранных филиалов ТНК превысил
объем мировой торговли. Зарубежное производство ТНК имеет высокую
концентрацию: более 50% его величины приходится на долю 420 из 37 тыс.
крупнейших ТНК.
2. Рост доли ТНК в экспорте как из страны происхождения, так и из стран
размещения зарубежных филиалов. Объем экспорта американских зарубежных
филиалов более чем в 2 раза превышает объем всего американского
экспорта.
3. На долю ТНК приходится основной объем научных исследований и
разработок, финансируемых частным капиталом.
4. Увеличение численности стратегических альянсов между ТНК и развитие
различных форм межфирменного сотрудничества.
За последние 20 лет произошли значительные изменения в отношении к
международным инвестициям как со стороны правительств принимающих стран,
так и со стороны ТНК. Если во второй половине 70-х и в 80-х годах отношение
правительств принимающих стран к прямым иностранным инвестициям часто
носило враждебный характер, то с начала 90-х годов это отношение стало
одобрительным. Такое изменение объясняется следующими обстоятельствами:
возрождением рыночной системы; глобализацией экономической активности;
ростом мобильности активов, создающих богатство; увеличением числа стран,
достигших достаточно высокого уровня развития; сближением экономических
структур промышленно развитых стран и новых индустриальных стран;
разработкой критериев оценки прямых инвестиций со стороны правительств
принимающих стран.
В конце ХХ века ТНК превращаются в главного организатора наукоемкого
производства, лежащего в основе экономического процветания в глобальном
масштабе.
Проводя политику привлечения иностранных инвестиций, правительства
принимающих стран должны изучить предыдущий опыт, успехи и неудачи в этой
области в разных странах и разработать макроорганизационную стратегию, в
наибольшей степени соответствующую условиям и потребностям своей страны. Не
следует ожидать общего благоприятного экономического эффекта от иностранных
инвестиций, поскольку такой эффект зависит и от экономической политики
принимающей страны и от возможных альтернатив.
Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций.
Главной целью правительств, привлекающих прямые инвестиции в 90-х
годах, является повышение с их помощью конкурентоспособности страны или
производительности ресурсов и создание активов в сфере юрисдикции этих
стран. Принимающие страны могут повысить конкурентоспособность и укрепить
сравнительные преимущества путем:
1) повышение эффективности использования существующих активов за счет
применения более эффективных процедур контроля за качеством и
использования более дешевых ресурсов, создания сети межфирменных
связей;
2) создания новых продуктов, процессов и организационных структур,
благодаря усовершенствованию национальной инновационной системы,
лучшему использованию экономии на масштабах;
3) совершенствования размещения ресурсов и мощностей с целью повышения
сравнительных преимуществ страны;
4) завоевания новых рынков в результате развития систем маркетинга и
техники распределения;
5) ускорения процесса структурной перестройки и сокращение расходов на
ее осуществление.
Однако деятельность ТНК не только дает принимающей стране
преимущества, но и вызывает определенные расходы, которые могут быть
разделены на две группы.
1. Различные платежи (прибыль, проценты, дивиденды, заработная плата
управляющих), величина которых зависит от умения правительств принимающих
стран вести переговоры с ТНК и от прочности их позиций на переговорах. В 70-
80-х годах правительства принимающих стран опасались, что монопольная
власть ТНК позволит им получать чрезмерно высокую долю стоимости,
добавленной производством в их зарубежных филиалах. В настоящее время
главная забота принимающих стран состоит в том, чтобы не лишиться
возможности интегрироваться в мировую систему производства и маркетинга.
3. Расходы, связанные с деятельностью ТНК, включающие различные
ограничения, налагаемые на деятельность зарубежных филиалов
(использование определенных источников сырья и компонентов
производственных процессов, производство конкретных видов продуктов,
ограничение рынков и т.д.), а также трансфертные цены, с помощью
которых доход, созданный в стране размещения, может быть переведен в
материнскую фирму или другой зарубежный филиал.1.
1. Серегин Н . «У кого реальная экономическая власть»
Иностранные инвестиции могут отрицательно влиять на результаты
внешней торговли принимающей страны. Многие иностранные филиалы импортируют
больше продуктов, чем местные фирмы. В целом выгода, которую принимающие
страны получают от иностранных инвестиций, зависит от типа и возраста
последних, экономических характеристик принимающей страны,
макроэкономической и организационной стратегий, проводимых правительствами
этих стран.
В зависимости от мотивов их осуществления зарубежные прямые инвестиции
делятся на ориентированные на использование ресурсов, на рынок и на
повышение эффективности производства. Различные типы инвестиций по-разному
влияют на конкурентноспособность принимающей страны. Инвестиции,
ориентированные на использование ресурсов, создают дополнительные активы в
результате передачи технологии, организационного и управленческого опыта;
обеспечивают доступ к рынкам; могут вызвать потребность в расширении
производственной деятельности, связанных с использованием ресурсов.
Прямые инвестиции, ориентированные на рынок, также создают дополнительные
активы, способствуют укреплению связи с поставщиками и созданию
специализированных рынков рабочей силы; повышают стандарты качества;
стимулируют местное предпринимательство и конкуренцию. Прямые инвестиции,
имеющие целью повышение эффективности производства, усовершенствуют
международное разделение труда; обеспечивают доступ к иностранным рынкам
и/или источникам поставок; укрепляют связи с поставщиками; повышают уровень
качества. Кроме того, существуют стратегические инвестиции, имеющие своей
целью включение в мировые технологическую, организационную и маркетинговую
системы. Они обеспечивают новые финансовые средства и дополнительные
активы, а также доступ к иностранным рынкам; стимулируют местное
предпринимательство и конкуренцию; совершенствуют международное разделение
труда. Географическое распределение прямых инвестиций в последние годы
в значительной степени определяется следующими специфическими особенностями
принимающих стран: распространением естественных ресурсов, а также наличием
активов и рынков; уровнем цен на потребляемые факторы производства;
качеством производимой продукции и уровнем производительности; наличием
стимулов и препятствий для осуществления инвестиций; сравнительными
выгодами от централизации производства; транспортными и коммуникационными
расходами; искусственными торговыми барьерами; социальной средой и наличием
инфраструктуры; различиями в идеологиях, языке, культуре, этике бизнеса;
экономической системой и политикой правительств; возможность получить
экономию от интеграции промышленных регионов. В последние время
стимулами для осуществления зарубежных прямых инвестиций становится
возможность передачи за рубеж информации, технологий и финансовых средств,
а также наличие надежной правовой базы.1.
1. Серегин Н . «У кого реальная экономическая власть»
В целом внимание ТНК все больше привлекают страны, деловая среда которых
способствует минимизации расходов на организацию и сделки. В результате
более благожелательного отношения принимающих стран к иностранным ТНК
критерий привлекательности последних изменился: вместо критерия увеличения
объема добавленной стоимости все чаще используется критерий повышения
конкурентноспособности местных ресурсов и мощностей в долгосрочной
перспективе. Эти изменения проявились в дерегулировании и либерализации
рынков, приватизации многих отраслей промышленности и упразднении большого
числа мер государственного регулирования (субсидий, тарифных и нетарифных
барьеров, контроля за ценами и др.). Однако государство сохраняет за собой
функцию “помощника” рыночной экономики. По мере того как специфические для
фирмы активы становятся все более мобильными в международном масштабе, роль
правительств как координаторов рынков возрастает и становится
критической.1.
1. Серегин Н. «У кого реальная экономическая власть»
3. ТНК в России и российские ТНК
Географическая направленность и специализация деятельности иностранных ТНК
в России.
Деятельность иностранных ТНК в России размещена географически крайне
неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено
прежде всего в регионах с высокоразвитой инфраструктурой – Москве, Санкт-
Петербурге. Сравнительно небольшое количество предприятий с иностранным
капиталом размещается в промышленно развитых областях – Московской,
Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием
экспортноориентированной добывающей промышленности – Тюменской и
Магаданских областях, Приморском крае.
В конце 90-х годов ряд регионов активно начал проводить политику
привлечения иностранных инвесторов, предоставляя им дополнительные
налоговые льготы. Например, администрация Новгородской области решила с
одобрения областного законодательства освободить иностранных инвесторов от
всех видов налогов до полной окупаемости проекта в согласованные сроки. В
результате таких мероприятий к концу 90-х годов около 50% всей производимой
в области промышленной продукции выпускалось с участием иностранного
капитала.
Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют согласно
своей традиционной географической стратегии. В частности,
западноевропейские ТНК размещают свои капиталы в Москве и Северо-Западном
регионе России, а американские и японские компании расширяют свою
деятельность в центральных районах, на Урале в Сибири и Приморье. К
российским добывающим предприятиям ТЭК наибольший интерес проявляют
американские и японские ТНК. Примером может служить российско-американскаое
предприятие "Полярное сияние" на Ардалинском месторождении Тимано-
Печорского нефтегазового района. Подсчитано, что в виде налогов в бюджет
РФ будет перечислено около 1 млрд. долл.
В течение последних лет с топливно-энергетическим комплексом соперничает
пищевая промышленность по привлекательности иностранных ТНК. Например,
швейцарская корпорация "Нестле" использует на российском рынке ускоренную
скупку контрольных пакетов акций у находящихся в тяжелом финансовом
положении кондитерских фабрик. Так, в 1995 г. "Нестле" приобрела
контрольный пакет акций самарской фабрики "Россия". Некоторые ТНК в сфере
пищевой промышленности идут по другому пути. Вместо скупки акций
действующих предприятий и их коренной реконструкции они строят новые,
оборудованные по последнему слову техники фабрики. Тщательно изучив
особенности российского спроса и вкусы россиян они выпускают изделия. Так
поступила, например, английская компания "Кэдбери".1.
1. Мировая Экономика
Свои производства и предоставление услуг в России развернули фирмы,
специализирующиеся на торговле и общественном питании. Их деятельность
способствует конвергенции потребностей и вкусов потребителей. Показателем
успеха распространения стандартных услуг компании "МакДональдс" может
служить открытие в России 25 фирменных ресторанов. К 1998г. инвестиции
этой компании в России достигли 180 млн. долл., а налоговые отчисления
превысили 250 млрд. долл. С середины 90-х годов международные компании
активизировались и на российском фондовом рынке. Приватизация
государственных предприятий даёт возможность использовать такой метод
привлечения иностранных инвесторов, как продажа им акций и ценных бумаг.
Отсюда всё большее значение приобретает становление фондового рынка на
федеральном и региональном уровнях.
РОССИЙСКИЕ ТНК.
В России ТНК пока ещё в стадии формирования и укрепления своих позиций.
Правда, небольшое число компаний, аналогичных ТНК, сформировалось ещё в
СССР ("Аэрофлот", "Ингосстрах")ТНК стали например и крупные российские
компании "Газпром", "ЛУКойл", "Алроса". аиболее мощные российские ТНК
функционируют в ТЭК. Примером является гигантская организационное -
хозяйственная структура РАО "Газпром" –100% монополист в добыче и
экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведательных запасов
природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских
потребностей в этом сырье. "Газпром" является самым крупным в России
источником поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно газа
на сумму от 6 до 7 млрд. долл. Деятельность этой компании простирается
далеко за пределы государственных границ. Эта ТНК имеет фирмы со своим
участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром
зарубежной деятельности стала Германия. Ценность германского рынка
заключается в том, что через эту страну проходят все основные
трансевропейские газотранспортные потоки. "Газпром" через совместное
предприятие с дочерней компанией концерна "БАСФ" контролирует на
германском рынке газа 12% продаж. В стратегию "Газпрома" входит участие в
приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и
Эстонии.
К российским ТНК в добывающей промышленности следует отнести акционерную
компанию "Алроса". В 1992г. она выиграла тендер на разработку алмазного
месторождения в Анголе, опередив южно-африканский концерн "Де-Бирс".
Совместно с ангольской государственной компанией она участвовала там в
строительстве гороно-обаготительного комбината производительностью 1,6
млн. т. руды в год. В 1998г. "Алроса" приступилп к разработке
месторождений алмазов в Намибии.1
1. Мировая Экономика
В наши дни базой для создания российских ТНК становятся финансово-
промышленные группы (ФПГ). В Федеральном законе "О финансово-промышленных
группах" от октября 1995г. финансово-промышленная группа определяется как
совокупность юридических лиц, объединяющих свои активы в целях
экономической или технологической интеграции для реализации инвестиционных
проектов.1
ФПГ, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств –
членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ). При создании
их на основе межправительственных соглашений им присваивается статус
межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). По состоянию на 1
января 1998г. в реестр ФПГ включена одна МФПГ и семь ТФПГ.2
____________________________________________________________________________
_______________________________
1. ФЗ РФ №97 «Об организации в Минэкономике России работы по
государственному регулированию и ликвидации ФПГ»
2. Мировая экономика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из средств государственного финансирования экспорта развитых
капиталистических стран является экономическая «помощь» иностранным
государствам. Она содействует коммерческим связям между местными фирмами и
западными корпорациями, поскольку все операции по реализации программы
«помощи» осуществляются монополистическим капиталом.
ТНК проводят свои трансакции на основе разработанных глобальных
стратегий, связывая национальные и региональные и обеспечивая
целостность международного производства.
Но, на современном этапе ТНК занимает не только мировую экономическую
нишу, но и политическую. Процесс глобализации происходит через ТНК, их
финансовой роли в развитых и развивающихся государствах. Нередко в
последних через ТНК диктуются условия их развития. Немаловажную роль здесь
играют и финансовые институты, поддерживающие нарастающую глобализацию.
Рассмотрев отрицательные стороны международной деятельности ТНК, невольно
возникает вопрос: как быть дальше?
Один из идеологов радикального крыла антиглобалисткого движения, Уолден
Белло, утверждает, что международные институты и ТНК «нереформируемы»,
поэтому надо путем демонстрации «живой силы» оспорить и подорвать их
власть, лишить их легитимности и в конечном счете добиться их
устранения. Это, конечно, максималистская идея, она нереалистична и
контпродуктивна – какие бы отговорки при этом не делались. Вместе с тем,
альтернативный план, который предлагает Уолден Белло, содержит немало
здравых идей, например , - когда он говорит , что развивающимся странам
следует ориентировать свои экономики преимущественно на внутренний рынок,
а не на экспорт; всячески способствовать развитию внутреннего рынка;
поощрять производство на коммунальном и национальном уровне, направляя
большую часть финансовых ресурсов на внутреннее развитие; поддерживать как
частные, так и кооперативные и государственные предприятия; не гнаться
за показателями экономического роста, а максимизировать принцип
справедливого распределения в целях радикального оздоровления
окружающей среды; придерживаться демократической процедуры принятия
экономических решений, не уступая диктату рынка, и т.п. На взгляд многих
ученых-экономистов, занимающихся проблемой глобализации в настоящее время,
– это самое конструктивное решение. Но вот пойдут ли на это ТНК? ТНК уже
доказали свою способность взламывать изоляцию национальных экономик,
вовлекать их в процесс интеграции с мировым экономическим сообществом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) «Мировая экономика» под редакцией А.С. Булатова Москва 2000г..
2) «Экономикс» Макконел, Брю
3) «Международная экономика и международные отношения» №10 2000г.
4) «Международная экономика и международные отношения» №12 2001г.
5) ФЗ-РФ №97 «Об организации в Минэкономики России по государственному
регулированию и ликвидации ФПГ»
6) «Транснациональные и финансово – промышленные группы и
межгосударственная экономическая интеграци:реальность и перспективы»
Е.В. Ленский, В.А. Цветков
7) «У кого реальная экономическая власть» Серегин Н.Е.
-----------------------
[1] Серегин Н. «У кого реальная экономическая власть»
-----------------------
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
ПРЕЗИДЕНТ
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО ФИНАНСАМ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И СТРАНОВЫЕ ФИЛИАЛЫ
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
АФРИКА
ЕВРОПА
США
С
А
С
В
С
А
В
С
В
А
Страницы: 1, 2, 3, 4
|