p> Работа над проектом по созданию единого рыночного пространства дала
большой толчок вперед, и к началу 1990-х начала обретать новое направление
и цель, с перспективой на Европейский Союз. В декабре 1990 года лидеры
стран Сообщества провели две межправительственные конференции, первую
для наработки шагов по учреждению экономического и валютного союза, вторую
- для устранения препятствий к политическому союзу. Результатом этих двух
конференций стало Соглашение по Европейскому Союзу , подписанное странами-
участницами в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Но для его окончательной
ратификации и вступления в силу 1 ноября 1993 года существовало несколько
препятствий. На референдуме в Дании 2 июня 1992 г. люди проголосовали
против ратификации Соглашения, и только после того, как для Дании были
выработаны специальные условия и меры, на втором референдуме в мае 1993
года было принято решение о ратификации. Во Франции общественное мнение
также разделилось “за” и “против” Соглашения - и на референдуме в сентябре
1992 года решение о ратификации было принято, но лишь незначительным
большинством. В Великобритании ратификация затягивалась до 2 августа 1993
года оппонентами правящей Консервативной партии. В Германии ратификация
была оспорена в Конституционном суде, с формулировкой, что Соглашение
подрывает конституционную структуру страны. Несмотря на это,
Конституционный суд отклонил иск 12 октября 1993 года, хотя и обратил
внимание на следующие моменты, например, ужесточение мер для политических
маневров в вопросе интеграции. И даже в остальных странах-участницах, где
Соглашение было ратифицировано до 31 декабря 1992 года, присутствовала
изрядная доля критики. В основном дискуссии возникали по поводу того, что
решение о создании Европейского Союза было принято за закрытыми дверями. В
отличие от ситуации, когда создавалось единое рыночное пространство,
межправительственные конференции почти не освещались в прессе, так что
рядовые граждане не имели возможности ни понять цели и мотивы своих лидеров
по созданию Европейского Союза, ни каким-то образом повлиять на процесс,
внести в него свои коррективы. Последствие этого информационного голода
всплыли на первом референдуме в Дании, и только после этого начались
широкие и плодотворные дискуссии по вопросам будущего Европейской
интеграции. Но, несмотря на то, что невозможно было убедить всех в
преимуществах объединения Европы, эти дебаты дали возможность всем понять
одну истину: Европейская интеграция не может возникнуть стихийно, она
должна органически развиваться — по общему согласию народов, собранный в
Союз. Помимо всего прочего, это значит, что к процессам, возникающим в
Европейском Союзе, должен быть более творческий подход, и они должны
контролироваться качественнее.
2.2. История вступления: Члены Европейского Союза.
Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское
объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и
стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось
как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное
любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды
воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами
создания ЕЕС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году.
Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы
пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна
зависела и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЕС
удалось в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила
опасность зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем как и другие
страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало
членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие
страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня. Для Франции
экономический союз с Германией был как бы политическим признанием
готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в Объединении
предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной экспансии.
Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые возможности для
сельского хозяйства Франции. Бельгия, также как и Германия, в большой
степени зависела от внешней торговли и состояния экспортных рынков,
поэтому идея общего рыночного пространства была очень привлекательной с
экономической точки зрения. Ее интерес к тесным экономическим узам с
другими странами Европы был вызван еще и тем, что в 1950-х годах экономика
Бельгии почти целиком была сконцентрирована на угле и стали. Единое
рыночное пространство в Европе потенциально имело большую важность, частью
потому, что открывало большие возможности для угольной и стальной
промышленности, но в большей степени потому, что открывало перспективы для
создания и развития новых отраслей промышленности. Италия к тому времени
начала активно развивать свою промышленность, и Европейский внутренний
рынок воспринимался ею как уникальная возможность роста. Она также
рассчитывала на определенную финансовую помощь от организаций Объединения
для того, чтобы развивать большее количество направлений и снизить высокий
уровень безработицы в этих сферах. Нидерланды вошли в Объединение по
подобным причинам. Вовлечение в процесс интеграции должно было дать толчок
к развитию промышленности и — в качестве крупнейшего в Европе перевозчика
грузов морем с разветвленной портовой структурой — открыть для себя новые
перспективы. И, наконец, немцы, столкнулись с проблемой защиты и
расширения их сельскохозяйственных рынков. Политика Европейских
правительств нашла широкую поддержку, не достаточную, однако, если
учитывать экономические преимущества, которые предлагались, сохранение мира
и безопасности в Европе, а также упрощение процедуры въезда-выезда из
соседних стран. На протяжении всей истории Люксембург, по причине его
географического положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между
большими соседними странами. Европейская интеграция позволила защитить как
политические, так и экономические и социальные интересы страны.
Но еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство
Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран
по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.
Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной
торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны
национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут
упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим
странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-
участницами ECSC, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать
схему ЕЕС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой
зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,
окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Консенсусом явилось создание
Европейской Зоны Свободной Торговли в 1959, в которую вошли Великобритания,
Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Исландия и Швейцария, и
Финляндия как ассоциированный член.
Правительство Великобритании, вскоре, замечая заметные успехи ЕЕС,
начало проводить активную политику участия в процессах Европейской
интеграции, так как при существующей политике у нее не было достаточно
возможностей, чтобы влиять на общие процессы в Сообществе и проводить свои
решения. EFTA в свою очередь, была не совсем удобным средним, с помощью
которого можно было осуществлять деятельность, но только пока это касалось
экономических аспектов — в отличие от Сообщества, чьи цели были в
определенной степени политическими. Существовало даже мнение, что
Великобритания изолирует себя политически, оставаясь в стороне от
Сообщества. И, наконец, принимая во внимание изменяющуюся реальность
мировой торговли, как и большинство остальных торговых стран,
Великобритания довольно сильно начала ощущать проблемы с защитой уже
освоенных экспортных рынков, и с освоением новых. Быстро расширяющийся
рынок Сообщества дал хорошую возможность оздоровления национальной
экономики в целом, заставив компании мобилизовать имеющиеся средства для
выживания в условиях конкуренции на рынке Сообщества. Поэтому в августе
1961 года Великобритания официально заявила о своем желании вступить в
Сообщество. Остальные страны EFTA — Дания и Норвегия, и Ирландия —
последовали ее примеру. Скандинавские страны членство в Сообществе
привлекало потому, что они могли больше выиграть, вступив в него, чем
потерять. Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании
в Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. Пищевая
промышленность Дании была в состоянии накормить 15 миллионов людей — в три
раза больше, чем население страны. Поэтому нет ничего удивительного, что
возникла заинтересованность в свободном экспорте своей продукции по
гарантированным ценам. На этот фактор в большой степени повлияла
Великобритания своим заявлением о вступлении в Сообщество, так как она
являлась для Дании крупнейшим рынком экспорта. Другим важным фактором
явились перспективы открытия датских промышленных товаров. Одного года
членства в EFTA для Дании было достаточно, чтобы понять, как можно
использовать те или иные возможности в промышленных целях. Все эти факторы
оказались весомее сомнений и страхов по поводу издержек интеграции и потери
национального контроля над большинством аспектов экономической политики. У
Ирландия традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные
взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к
процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также
увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной
продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году торговля
сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от
рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для
раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое
значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят
каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,
а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех
промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х
г.г., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал
освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность
позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий
торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным
фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало
создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить
вполне конкретные экономические выгоды.
Несмотря на все это, процесс объединения был заблокирован в 1963
году, когда Генерал Де Голль прервал переговоры, не доверяя намерениям
Великобритании. Второе заявление Великобритании о вступлении — опять с
Ирландией, Данией и Норвегией — опять потерпело неудачу по похожим
причинам. И только когда в 1969 году Де Голль ушел в отставку, на Саммите в
Гааге годом позже в этом вопросе наметился прорыв. И в завершение
затянувшихся переговоров 22 января 1972 года были подписаны Соглашения по
объединению. И 1 января 1973 года, после успешного проведения референдумов
в Ирландии и Дании и ратификации соглашений национальными парламентами,
Великобритания, Дания и Ирландия вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне
Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в
Сообщества проголосовало 53,49 %.
Во время переговоров, безусловно возникал вопрос об остальных странах-
членах EFTA (Швеция, Швейцария, Австрия, Португалия, Финляндия и Исландия).
Некоторые из них не хотели входить в Сообщество по причине своего
нейтрального статуса, некоторые не могли быть приняты из-за правящих
антидемократических режимов. Решением проблемы для них стало подписание
Соглашений с Сообществом о свободной торговле, что и было сделано в 1972
году. Норвегия также была включена в эту зону свободной торговли, следуя
решению референдума о неприсоединении.
Греция после возвращения демократического правительства, заявила о
своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977
году Португалия и Испания. Греция видела в этом для себя путь стабилизации
вновь установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на
международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе
могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность,
следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко
распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный
суверенитет и вызвать иностранную интервенцию отступили перед интересами
экономики и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.
Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но
все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года
соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными
парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.
Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций,
несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В
экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было
получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития
уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также
помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания
надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества
будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе
предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным,
будет несомненно полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет
значительно легче. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех
колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество
предлагало с одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны —
наилучшую возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало
всплеск инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее
время затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во
многом повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на
Сообщество как в плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в
реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве.
Объединение Германии означало, что с 3 октября 1990 года бывшая ГДР
становится неотъемлемой частью Европейского Сообщества. Это было принято 28
апреля 1990 года в Дублине, где Главы государств и правительств решили,
что присоединение ГДР не требует полной процедуры вступления, а только
некоторых поправок в ранее принятых Соглашениях.
Привлеченные в Сообщество выгодами единого рынка и подталкиваемые к
политическому объединению в Европейский Союз, многие европейские страны
почувствовали, что процесс интеграции пришел в движение, и поэтому гораздо
выгоднее принимать активное участие в построении нового порядка в
качестве равноправного партнера, чем на более поздних стадиях
присоединяться к этому процессу. После введения в действие Маастрихтского
Соглашения, новые страны-участницы в любом предпочтут Европейский Союз
Европейскому Сообществу.
Подобное предположение подтвердилось, когда Австрия, Финляндия, Швеция
и Норвегия начали переговоры по присоединению, которые успешно завершились
в 1994 году. Летом и осенью того же года в этих были проведены референдумы,
которые в Австрии, Финляндии и Швеции завершились в пользу присоединения, в
то время как в Норвегии опять проголосовали против членства, как и в 1972
году, большинством в 52,4 %. С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции
количество стран-участниц достигло 15. Норвегия со своей стороны, будет
продолжать отстаивать свои интересы в рамках ЕЕА (Европейского
экономического пространства).
Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано
экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и
перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны
и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было
желание более тесной экономической интеграции, но не формального
объединения. Когда этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о
своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета. Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными по
причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о
членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в
Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом
Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Люди начали понимать,
что уже довольно давно приняли большую часть правил Сообщества, и начали
прислушиваться к действиям Австрии по вступлению в Европейское Сообщество.
Решающим фактором для Швеции стало желание играть активную роль в
установлении новых порядков в Европе, а также иметь возможность как члену
Европейского Союза в будущем влиять на политическое, экономическое и
социальное сотрудничество. Исходя из своего географического положения и
исторического опыта, Финляндия после Второй мировой войны очень осторожно
реагировала на западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в
какой-либо конфликт между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с
Западом и Востоком давались ей очень тяжело. В частности, Финляндия
пробовала установить дружественные отношения с СССР, что выразилось в
Соглашении от 1948 года, которое действовало вплоть до 1992 года, когда
устанавливались формальные отношения между Финляндией и Россией. Как и в
Швеции, изменение географических границ Европы заставило финнов
пересмотреть свои позиции, и 18 марта 1992 года Финляндия официально
заявила о своем желании вступить в Европейское Сообщество. В заявлении
Парламента 27 февраля 1992 года очень подробно были описаны причины, по
которым страна желает вступить в Европейское Сообщество, и эти причины не
были чисто экономическими. Правительство считало само собой разумеющимся
дать доступ своему бизнесу действовать на равных условиях со своими
конкурентами в свободном рыночном пространстве в Европе, а также дать своим
гражданам возможность участвовать в сотрудничестве — и в исследованиях, в
образовании, искусстве и любой другой сфере. Финляндия хотела участвовать
во всех начинаниях Сообщества. В конечном итоге, с присоединением этих
стран был положен конец холодной войне на континенте, и Европейское
Сообщество стало тем образованием, которое оказалось способным подобрать
ключ к экономическому и политическому развитию Европы в целом.
Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта
(1990 г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и
разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для
сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и
Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть,
получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут
войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен
быть подведен под европейские стандарты . Для того, чтобы помочь им в этом,
Союзом было подписано серию ассоциативных соглашений с этими странами в
период между 1991 и 1993 годами.
Видя довольно успешную историю Европейского Сообщества по объединению, трудно предположить, что она претерпела одно отсоединение. Гренландия
принадлежит Дании и стала частью Сообщества в 1973 году. В феврале 1982
года на референдуме абсолютным большинством было проголосовано против
продолжения членства. Несмотря на то, что в Соглашениях ничего не сказано
об отсоединении, в феврале 1984 года Сообщество по согласованию с Датским
парламентом разрешило Гренландии отсоединиться от Европейского Сообщества 1
января1985 года с присвоением статуса ассоциированной иностранной
территории.