скачать рефераты

МЕНЮ


Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта

Также считается целесообразным делегировать регионам часть полномочий по распределению средств федерального бюджета на поддержку экспорта - местные власти должны сами решать, какие предприятия, действующие на их территории, государству необходимо поддерживать. Другие предложения министерства связаны с помощью экспортерам - предприятиям малого бизнеса, оказанием технического содействия в строительстве объектов за рубежом и поставках комплектного оборудования, развитием механизмов поддержки экспорта промышленной продукции, услуг и высоких технологий, а также политико-дипломатическим сопровождением выхода отечественных компаний на внешние рынки[[24]].

3. Одной из основных функций, определяющих деятельность Минэкономразвития России, является выработка государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, торговли, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443, утверждающее Положение о Министерстве).

Важнейшей задачей государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли, определяемой Минэкономразвития России, является стимулирование и поддержка экспорта продукции отечественных товаропроизводителей с целью оказания политического содействия российским экспортерам в доступе на новые рынки сбыта, направленное на устранение дискриминационного подхода в отношении российских экспортеров путем присоединения России к ВТО и признание рыночного статуса российской экономики.

В этой связи весьма существенным фактором, влияющим на установление деловых контактов, направленным на улучшение условий для экспортной деятельности, являются презентации отечественной продукции как внутри страны, так и за рубежом на конкурсах и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Осуществляя функции секретариатов межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами и, в том числе, со странами СНГ, Минэкономразвития России, с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли, способствует координации выставочно-ярмарочной деятельности как одного из основных инструментов поддержки экспорта[[25]].

Учитывая вышеизложенное, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 187 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации», п. 14, на Минэкономразвития России возложена функция государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Государственная поддержка оказывается в первую очередь мероприятиям федерального и межрегионального значения, целью которых является обеспечение условий для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, расширения сбыта их продукции на внутреннем и внешнем рынках. Развитие международной выставочно-ярмарочной деятельности в целом способствует привлечению новых технологий и иностранного капитала, импортозамещению, расширению межрегиональных связей, развитию экономики как отдельно взятого региона, так и страны в целом.

В рамках реализации функции государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности Минэкономразвития России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, выставочных организаций, загранпредставительств по организации и проведению российских экспозиций на выставках и ярмарках за рубежом[[26]].

За последние четыре года таких мероприятий было организовано 62, из них 32 - непосредственно Минэкономразвития России. При этом общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составил 8,5 миллионов долларов США. Российская Федерация представляла свои экспозиции на выставках и ярмарках преимущественно общепромышленного назначения как в странах Европы (Германия, Италия, Швейцария, Венгрия, Хорватия, Бельгия), Северной Америки (Канада), Латинской Америки (Перу, Панама, Бразилия, Куба), Юго-Восточной Азии (Китай, Таиланд, Вьетнам), Ближнего Востока (Ирак, Египет, Сирия, ОАЭ). Минэкономразвития России были организованы и проведены российские национальные выставки в Панаме, Канаде, Италии. Китае, Словакии, а также в странах СНГ: Украине, Казахстане. Белоруссии, Армении, Узбекистане, Азербайджане.

В целом, по итогам проведения этих мероприятий можно с уверенностью утверждать, что особым спросом на зарубежных рынках пользуются российские научные разработки, ноу-хау, программное обеспечение, передовые технологии и изготовленное на их основе промышленное оборудование. По данным предприятий участие в выставочных мероприятиях позволило российским экспонентам заключить экспортные контракты на сумму свыше 200 млн. долл. США[27].

4. В целях информационного содействия продвижению российских товаров на внешние рынки Минэкономразвития России разработана Информационно-поисковая система «Экспортные возможности России».

Информационное наполнение Системы производят структурные подразделения Министерства. В настоящее время проводится работа по подключению к наполнению системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Также, информацию для наполнения предоставляют Администрации регионов России, Управления и Аппараты уполномоченных Минэкономразвития России, предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно российские предприятия-экспортеры. Обеспечение функционирования информационного ресурса возложено на Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Основные задачи системы – информационно-консультационное обеспечение российских и зарубежных участников внешнеторговой деятельности, а также поддержка продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки[[28]].

Один из важнейших разделов Системы - Российские экспортеры – многоязычная база данных российских экспортеров, построенная на основе развернутой информационной структуры сведений о предприятиях экспортерах РФ и обладающая необходимыми поисковыми механизмами. В настоящее время база данных реализована на английском языке насчитывает около 2000 российских экспортеров. Для размещения информации о предприятии в разделе «Российские экспортеры» необходимо заполнить анкету, опубликованную в разделе и направить в Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России по электронной почте exportsupport@economy.gov.ru. Развитие системы предусматривает возможность дополнения данных о компании вплоть до создания виртуального выставочного стенда и электронной торговой площадки.

5. Тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья. В целях получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут воспользоваться национальными схемами преференций (НСП) стран дальнего зарубежья. Российская Федерация, в соответствии с классификацией ООН, входит в перечень стран с переходной (транзитарной) моделью экономики, поэтому российские экспортеры могут претендовать на более благоприятный режим ввоза своей продукции, нежели РНБ.

Системы преференций Европейского союза (ЕС), США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных по сравнению с базовыми или нулевых ставок пошлин в отношении импортируемых из России товаров. Преференциальный режим на импорт товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке и не противоречит нормам и правилам ВТО.

Условия предоставления преференций и правила определения страны происхождения товаров, в отношении которых применяется преференциальный режим, у большинства государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)[[29]].

6. Многосторонние инициативы ВТО в отношении доступа товаров

Основой деятельности Всемирной торговой организации являются многосторонние торговые соглашения. Весь пакет соглашений ВТО насчитывает более 50 документов и включает в себя Соглашение об учреждении ВТО с приложениями, заявления и решения на уровне министров и договоренности об обязательствах в области финансовых услуг. Все эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Само Соглашение об учреждении ВТО практически не несет содержательной нагрузки в отношении правил применения мер государственного регулирования, а лишь устанавливает общие юридические и организационные рамки для применения таких правил и обязательств, которые содержатся в соответствующих приложениях. Соглашения об учреждении ВТО и приложения 1А, 1В, 1С, 2, 3 составляют обязательную часть пакета соглашений. Все эти соглашения должны быть приняты каждым участником в полном объеме, а освобождение от обязательств возможно только в случаях, когда это прямо предусмотрено соглашениями. В общем можно выделить ряд основополагающих принципов этих соглашений, которые обеспечивают возможность взаимодействия конкурирующих национальных систем регулирования. Ключевыми являются недискриминация и транспарентность[[30]].

Принцип недискриминации исходит из необходимости создания максимально равных условий для свободной конкуренции товаров и услуг, независимо от страны производства. Основу данного принципа составляют режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Предоставление режима наибольшего благоприятствования предполагает распространение на страну, которой был такой предоставлен, любых уступок, которые были предоставлены любой другой стране. Предоставление национального режима – предоставление импортным товарам, услугам и лицам правового режима, который одинаково или не менее благоприятен, чем тот, который применяется к отечественным товарам, услугам и лицам.

Вместе с этим в рамках ВТО существуют еще и многосторонние секторальные инициативы в отношении доступа товаров. Причина их появления связана с общей либерализации тарифной защиты странами-членами ВТО. В ходе переговоров по снижению ставок импортных таможенных пошлин между странами ГАТТ между отдельными участниками переговоров были достигнуты соглашения о более существенном сокращении тарифных барьеров. Основой для этого послужили договоренности между крупнейшими промышленно развитыми странами – США, Канадой, Японией и ЕС. Другие страны также могут присоединяться к этим четырехсторонним договоренностям.

Заключение


Существующие практически в каждой стране система и составляющие ее механизмы, и инструменты государственной поддержки экспорта (имеется в виду - прежде всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности и аграрного сектора) являются результатом закономерного процесса поисков правительствами направлений деятельности, организаций и конкретных мер, способствующих максимальному использованию преимуществ международного разделения труда в интересах ускорения социально-экономического развития. Начавшись в XX в., этот процесс интенсивно продолжается и в XXI в.

Политика государственной поддержки экспорта продиктована стремлением повысить эффективность национального хозяйства, т.е. наилучшим образом использовать имеющиеся в стране ресурсы - трудовые, материальные, финансовые и в последнее время особенно интеллектуальные. Эта эффективность сильно зависит от платежеспособного спроса, который многократно возрастает при ориентации поставщика товаров и услуг на емкий мировой рынок. Достаточно напомнить, что Япония не может продать на внутреннем рынке более 5 млн. видеомагнитофонов в год, тогда как на мировом рынке она ежегодно реализует 25 млн., или в пять раз больше.

Вместе с тем правящие круги лидирующих в международной торговле стран, и в первую очередь США, рассматривают увеличение национального экспорта в качестве одного из важных средств усиления своих внешнеполитических позиций в мире.

Условием развития экспорта является высокая конкурентоспособность предназначенных для внешних рынков товаров и услуг по ценовым и неценовым (качественным) показателям. Государственная поддержка экспорта призвана разными способами компенсировать значительные расходы экспортеров (на поиск надежных партнеров в других странах, составление сложных международных контрактов, доставку и страхование товаров на большие расстояния, на уплату пошлин и сборов за границей и пр.), которые не несут поставщики тех же товаров и услуг внутри страны.

По итогам 2007 года рост стоимостного объема экспорта России составил 117,0% к уровню 2006 года. Наибольших показателей экспорт достиг в IV квартале 2007 года и по сравнению с IV кварталом 2006 года его стоимостное значение выше на 37,2%. Экспорт России в 2007 году составил 352,5 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 299,9 млрд. долларов США (рост на 15,8%), в страны СНГ – 52,6 млрд. долларов США (рост на 24,3%)[31].

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья состав основных товарных позиций по сравнению с прошлым годом практически не изменился. На первой строке товарной структуры находится экспорт товаров топливно-энергетического комплекса, доля которых составляет 67,7% от всего объема экспорта в эти страны (68,5% в 2006 году).

Список источников и литературы

 

Учебники:

 

1.                 Ефимова Е.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М.: , 2007. – 311 с.

2.                 Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций. – М.: Гардарики, 2004. – 277 с.

3.                 Фомичев В.И. Международная торговля: учебник; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с.


Литература:


4.                 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2006. – 204 с.

5.                 Герчикова. И.Н. Международные экономические организации. - М: "Консалтинг" – 2006. – 190 с.

6.                 Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М, 2006. – 348 с.

7.                 Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.:, 2005. – 290 с.

8.                 Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - Москва, Издательство: Юристъ, 2006. – 387 с.

9.                 Рыбалкин В.Е. МЭО: Третье издание, переработанное и дополненное. М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2006. – 189 с.

10.             Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы» - М., 2006. – 312 с.

Периодика:


11.             Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - МЭиМО, №8, 2007.

12.             Данилин А.В. Методологические аспекты внешней торговли. // Внешнеэкономический бюллетень.2006. №7.

13.             Данилин А.М. Внешняя торговля России в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень. 2008, №4.

14.             Ивантер В., Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов. Проблемы теории и практики управления, номер 5/2007.

15.             Селиверстов В.Е., Кулешов В.В., Клисторин В.И. Совершенствование институциональных и финансово-экономических основ межрегиональной интеграции. Проект Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии"// Вопросы экономики, №2, 2008 г.

16.             Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, 2006, №9.

17.             Тимаков А.И. Торгово-промышленная палата РФ: концепция присоединения России к Всемирной торговой организации. // Внешнеэкономический бюллетень. 2008. №3.

18.             Фрадков П.М. О проблемах присоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень. 2007. №8.

19.             Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. – М., Экономическая газета, № 12, 2007.

 

Интернет-источники:

 

20.            www.finizdat.ru

21.             www.kazakhnetserv.net

22.             www.rbc.ru

23.             www.wdi.ru

24.            www.agris.com

Приложения



                                             





[1] www.finizdat.ru


[2] Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - МЭиМО, №8, 2007.


[3]Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, 2006, №9.

 

[4]Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2006, с. 45.

[5] Селиверстов В.Е., Кулешов В.В., Клисторин В.И. Совершенствование институциональных и финансово-экономических основ межрегиональной интеграции. Проект Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии"// Вопросы экономики, №2, 2008 г.

[6] Ивантер В., Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов. Проблемы теории и практики управления, номер 5/2007.


[7] www.wdi.ru

[8]  www.rbc.ru

[9] Селиверстов В.Е., Кулешов В.В., Клисторин В.И. Совершенствование институциональных и финансово-экономических основ межрегиональной интеграции. Проект Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии"// Вопросы экономики, №2, 2008 г.


[10] www.wdi.ru

[11]Ивантер В., Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов. Проблемы теории и практики управления, номер 5/2007.

 

[12] Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - МЭиМО, №8, 2007.


[13] www.wdi.ru

[14] Герчикова. И.Н. Международные экономические организации. - М: "Консалтинг" – 2006, с. 56.

[15] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2006, с. 57.

[16]www.agris.com

 

[17] www.finizdat.ru

[18] Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, 2006, №9.


[19] Герчикова. И.Н. Международные экономические организации. - М: "Консалтинг" – 2006, с. 69.

[20]Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. – М., Экономическая газета, № 12, 2007.

 

[21] Фрадков П.М. О проблемах присоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень. 2007. №8.

[22] Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - Москва, Издательство: Юристъ, 2006, с. 45.

[23] Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций. – М.: Гардарики, 2004, с. 111.

[24]Фрадков П.М. О проблемах присоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень. 2007. №8.

 

[25] Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. – М., Экономическая газета, № 12, 2007.


[26]Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций. – М.: Гардарики, 2004, с. 113.

[27]  www.rbc.ru


[28] Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. – М., Экономическая газета, № 12, 2007.


[29] Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - Москва, Издательство: Юристъ, 2006, с. 40.

[30] www.agris.com


[31] Данилин А.М. Внешняя торговля России в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень. 2008, №4.



Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.