Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта
Также считается
целесообразным делегировать регионам часть полномочий по распределению средств
федерального бюджета на поддержку экспорта - местные власти должны сами решать,
какие предприятия, действующие на их территории, государству необходимо
поддерживать. Другие предложения министерства связаны с помощью экспортерам -
предприятиям малого бизнеса, оказанием технического содействия в строительстве
объектов за рубежом и поставках комплектного оборудования, развитием механизмов
поддержки экспорта промышленной продукции, услуг и высоких технологий, а также
политико-дипломатическим сопровождением выхода отечественных компаний на
внешние рынки[[24]].
3. Одной из
основных функций, определяющих деятельность Минэкономразвития России, является
выработка государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности,
торговли, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и
малого бизнеса (постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа
2004 г. № 443, утверждающее Положение о Министерстве).
Важнейшей задачей
государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли,
определяемой Минэкономразвития России, является стимулирование и поддержка
экспорта продукции отечественных товаропроизводителей с целью оказания политического
содействия российским экспортерам в доступе на новые рынки сбыта, направленное
на устранение дискриминационного подхода в отношении российских экспортеров
путем присоединения России к ВТО и признание рыночного статуса российской
экономики.
В этой связи
весьма существенным фактором, влияющим на установление деловых контактов,
направленным на улучшение условий для экспортной деятельности, являются
презентации отечественной продукции как внутри страны, так и за рубежом на
конкурсах и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Осуществляя
функции секретариатов межправительственных комиссий по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами и, в том числе, со
странами СНГ, Минэкономразвития России, с учетом приоритетных направлений
государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли,
способствует координации выставочно-ярмарочной деятельности как одного из
основных инструментов поддержки экспорта[[25]].
Учитывая
вышеизложенное, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля
2004 г. № 187 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли
Российской Федерации», п. 14, на Минэкономразвития России возложена функция
государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Государственная
поддержка оказывается в первую очередь мероприятиям федерального и
межрегионального значения, целью которых является обеспечение условий для
повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, расширения
сбыта их продукции на внутреннем и внешнем рынках. Развитие международной
выставочно-ярмарочной деятельности в целом способствует привлечению новых
технологий и иностранного капитала, импортозамещению, расширению
межрегиональных связей, развитию экономики как отдельно взятого региона, так и
страны в целом.
В рамках
реализации функции государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности
Минэкономразвития России координирует деятельность федеральных органов
исполнительной власти, выставочных организаций, загранпредставительств по
организации и проведению российских экспозиций на выставках и ярмарках за
рубежом[[26]].
За последние
четыре года таких мероприятий было организовано 62, из них 32 - непосредственно
Минэкономразвития России. При этом общий объем финансирования за счет средств
федерального бюджета составил 8,5 миллионов долларов США. Российская Федерация
представляла свои экспозиции на выставках и ярмарках преимущественно
общепромышленного назначения как в странах Европы (Германия, Италия, Швейцария,
Венгрия, Хорватия, Бельгия), Северной Америки (Канада), Латинской Америки
(Перу, Панама, Бразилия, Куба), Юго-Восточной Азии (Китай, Таиланд, Вьетнам),
Ближнего Востока (Ирак, Египет, Сирия, ОАЭ). Минэкономразвития России были
организованы и проведены российские национальные выставки в Панаме, Канаде,
Италии. Китае, Словакии, а также в странах СНГ: Украине, Казахстане.
Белоруссии, Армении, Узбекистане, Азербайджане.
В целом, по
итогам проведения этих мероприятий можно с уверенностью утверждать, что особым
спросом на зарубежных рынках пользуются российские научные разработки, ноу-хау,
программное обеспечение, передовые технологии и изготовленное на их основе
промышленное оборудование. По данным предприятий участие в выставочных
мероприятиях позволило российским экспонентам заключить экспортные контракты на
сумму свыше 200 млн. долл. США[27].
4. В целях
информационного содействия продвижению российских товаров на внешние рынки
Минэкономразвития России разработана Информационно-поисковая система
«Экспортные возможности России».
Информационное
наполнение Системы производят структурные подразделения Министерства. В
настоящее время проводится работа по подключению к наполнению системы торговых
представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Также,
информацию для наполнения предоставляют Администрации регионов России,
Управления и Аппараты уполномоченных Минэкономразвития России,
предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно
российские предприятия-экспортеры. Обеспечение функционирования информационного
ресурса возложено на Департамент государственного регулирования внешнеторговой
деятельности.
Основные задачи
системы – информационно-консультационное обеспечение российских и зарубежных
участников внешнеторговой деятельности, а также поддержка продвижения
российских товаров и услуг на внешние рынки[[28]].
Один из важнейших
разделов Системы - Российские экспортеры – многоязычная база данных российских
экспортеров, построенная на основе развернутой информационной структуры
сведений о предприятиях экспортерах РФ и обладающая необходимыми поисковыми
механизмами. В настоящее время база данных реализована на английском языке
насчитывает около 2000 российских экспортеров. Для размещения информации о
предприятии в разделе «Российские экспортеры» необходимо заполнить анкету,
опубликованную в разделе и направить в Департамент государственного
регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России по
электронной почте exportsupport@economy.gov.ru. Развитие системы
предусматривает возможность дополнения данных о компании вплоть до создания
виртуального выставочного стенда и электронной торговой площадки.
5. Тарифные
преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек
российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья. В целях получения
дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут
воспользоваться национальными схемами преференций (НСП) стран дальнего
зарубежья. Российская Федерация, в соответствии с классификацией ООН, входит в
перечень стран с переходной (транзитарной) моделью экономики, поэтому
российские экспортеры могут претендовать на более благоприятный режим ввоза
своей продукции, нежели РНБ.
Системы
преференций Европейского союза (ЕС), США, Канады и Турции предусматривают
применение пониженных по сравнению с базовыми или нулевых ставок пошлин в
отношении импортируемых из России товаров. Преференциальный режим на импорт
товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке и
не противоречит нормам и правилам ВТО.
Условия
предоставления преференций и правила определения страны происхождения товаров,
в отношении которых применяется преференциальный режим, у большинства
государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии
с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и
Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)[[29]].
6. Многосторонние
инициативы ВТО в отношении доступа товаров
Основой
деятельности Всемирной торговой организации являются многосторонние торговые
соглашения. Весь пакет соглашений ВТО насчитывает более 50 документов и
включает в себя Соглашение об учреждении ВТО с приложениями, заявления и
решения на уровне министров и договоренности об обязательствах в области
финансовых услуг. Все эти документы являются правовым базисом современной
международной торговли.
Само Соглашение
об учреждении ВТО практически не несет содержательной нагрузки в отношении
правил применения мер государственного регулирования, а лишь устанавливает
общие юридические и организационные рамки для применения таких правил и
обязательств, которые содержатся в соответствующих приложениях. Соглашения об
учреждении ВТО и приложения 1А, 1В, 1С, 2, 3 составляют обязательную часть
пакета соглашений. Все эти соглашения должны быть приняты каждым участником в
полном объеме, а освобождение от обязательств возможно только в случаях, когда
это прямо предусмотрено соглашениями. В общем можно выделить ряд
основополагающих принципов этих соглашений, которые обеспечивают возможность
взаимодействия конкурирующих национальных систем регулирования. Ключевыми
являются недискриминация и транспарентность[[30]].
Принцип
недискриминации исходит из необходимости создания максимально равных условий
для свободной конкуренции товаров и услуг, независимо от страны производства.
Основу данного принципа составляют режим наибольшего благоприятствования и
национальный режим.
Предоставление
режима наибольшего благоприятствования предполагает распространение на страну,
которой был такой предоставлен, любых уступок, которые были предоставлены любой
другой стране. Предоставление национального режима – предоставление импортным
товарам, услугам и лицам правового режима, который одинаково или не менее
благоприятен, чем тот, который применяется к отечественным товарам, услугам и
лицам.
Вместе с этим в
рамках ВТО существуют еще и многосторонние секторальные инициативы в отношении
доступа товаров. Причина их появления связана с общей либерализации тарифной
защиты странами-членами ВТО. В ходе переговоров по снижению ставок импортных
таможенных пошлин между странами ГАТТ между отдельными участниками переговоров
были достигнуты соглашения о более существенном сокращении тарифных барьеров.
Основой для этого послужили договоренности между крупнейшими промышленно
развитыми странами – США, Канадой, Японией и ЕС. Другие страны также могут
присоединяться к этим четырехсторонним договоренностям.
Заключение
Существующие
практически в каждой стране система и составляющие ее механизмы, и инструменты
государственной поддержки экспорта (имеется в виду - прежде всего экспорта
продукции обрабатывающей промышленности и аграрного сектора) являются
результатом закономерного процесса поисков правительствами направлений
деятельности, организаций и конкретных мер, способствующих максимальному
использованию преимуществ международного разделения труда в интересах ускорения
социально-экономического развития. Начавшись в XX в., этот процесс интенсивно
продолжается и в XXI в.
Политика
государственной поддержки экспорта продиктована стремлением повысить
эффективность национального хозяйства, т.е. наилучшим образом использовать
имеющиеся в стране ресурсы - трудовые, материальные, финансовые и в последнее
время особенно интеллектуальные. Эта эффективность сильно зависит от
платежеспособного спроса, который многократно возрастает при ориентации
поставщика товаров и услуг на емкий мировой рынок. Достаточно напомнить, что
Япония не может продать на внутреннем рынке более 5 млн. видеомагнитофонов в
год, тогда как на мировом рынке она ежегодно реализует 25 млн., или в пять раз
больше.
Вместе с тем
правящие круги лидирующих в международной торговле стран, и в первую очередь
США, рассматривают увеличение национального экспорта в качестве одного из
важных средств усиления своих внешнеполитических позиций в мире.
Условием развития
экспорта является высокая конкурентоспособность предназначенных для внешних
рынков товаров и услуг по ценовым и неценовым (качественным) показателям. Государственная
поддержка экспорта призвана разными способами компенсировать значительные
расходы экспортеров (на поиск надежных партнеров в других странах, составление
сложных международных контрактов, доставку и страхование товаров на большие
расстояния, на уплату пошлин и сборов за границей и пр.), которые не несут
поставщики тех же товаров и услуг внутри страны.
По итогам 2007
года рост стоимостного объема экспорта России составил 117,0% к уровню 2006
года. Наибольших показателей экспорт достиг в IV квартале 2007 года и по
сравнению с IV кварталом 2006 года его стоимостное значение выше на 37,2%.
Экспорт России в 2007 году составил 352,5 млрд. долларов США, в том числе в
страны дальнего зарубежья – 299,9 млрд. долларов США (рост на 15,8%), в страны
СНГ – 52,6 млрд. долларов США (рост на 24,3%)[31].
В товарной
структуре экспорта в страны дальнего зарубежья состав основных товарных позиций
по сравнению с прошлым годом практически не изменился. На первой строке
товарной структуры находится экспорт товаров топливно-энергетического
комплекса, доля которых составляет 67,7% от всего объема экспорта в эти страны
(68,5% в 2006 году).
Список
источников и литературы
Учебники:
1.
Ефимова
Е.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М.: , 2007.
– 311 с.
2.
Семенов
К.А. Международные
экономические отношения: курс лекций. – М.: Гардарики, 2004. – 277 с.
3.
Фомичев
В.И. Международная торговля: учебник; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,
2006. – 302 с.
Литература:
4.
Авдокушин
Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2006. – 204 с.
5.
Герчикова.
И.Н. Международные экономические организации. - М: "Консалтинг" –
2006. – 190 с.
6.
Кейнс Д.
М. Общая теория занятости, процента и денег. – М, 2006. – 348 с.
7.
Макконел
Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.:
Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.:, 2005. – 290 с.
8.
Орешин
В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - Москва,
Издательство: Юристъ, 2006. – 387 с.
9.
Рыбалкин
В.Е. МЭО: Третье издание, переработанное и дополненное. М.: ООО «Издательство
ЮНИТИ-ДАНА», 2006. – 189 с.
10.
Шенаев
В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы» - М., 2006. – 312 с.
Периодика:
11.
Борко Ю. «Европейский союз: углубление и
расширение интеграции» - “МЭиМО”, №8, 2007.
12.
Данилин А.В. Методологические аспекты внешней торговли. //
Внешнеэкономический бюллетень.2006. №7.
13.
Данилин А.М. Внешняя торговля России в 2007 году. //
Внешнеэкономический бюллетень. 2008, №4.
14.
Ивантер В., Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованию
интеграционных процессов. Проблемы теории и практики управления, номер 5/2007.
15.
Селиверстов
В.Е., Кулешов В.В., Клисторин В.И. Совершенствование институциональных и
финансово-экономических основ межрегиональной интеграции. Проект Тасис EDRUS
9602 "Региональная политика, направленная на сокращение
социально-экономической и правовой асимметрии"// Вопросы экономики, №2,
2008 г.
16.
Солнцев
В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист,
2006, №9.
17.
Тимаков А.И. Торгово-промышленная палата РФ: концепция
присоединения России к Всемирной торговой организации. // Внешнеэкономический
бюллетень. 2008. №3.
18.
Фрадков
П.М. О проблемах присоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень.
2007. №8.
19.
Ярцун
С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на
рубеже XXI века. – М., Экономическая газета, № 12, 2007.
Интернет-источники:
20.
www.finizdat.ru
21.
www.kazakhnetserv.net
22.
www.rbc.ru
23.
www.wdi.ru
24.
www.agris.com
Приложения
[1] www.finizdat.ru
[2] Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение
интеграции» - “МЭиМО”, №8, 2007.
[3]Солнцев В. Государственное
регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, 2006, №9.
[4]Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2006, с.
45.
[5] Селиверстов В.Е.,
Кулешов В.В., Клисторин В.И. Совершенствование институциональных и
финансово-экономических основ межрегиональной интеграции. Проект Тасис EDRUS
9602 "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической
и правовой асимметрии"// Вопросы экономики, №2, 2008 г.
[6] Ивантер
В., Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов.
Проблемы теории и практики управления, номер 5/2007.
[7] www.wdi.ru
[8] www.rbc.ru
[9] Селиверстов В.Е.,
Кулешов В.В., Клисторин В.И. Совершенствование институциональных и
финансово-экономических основ межрегиональной интеграции. Проект Тасис EDRUS
9602 "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической
и правовой асимметрии"// Вопросы экономики, №2, 2008 г.
[10] www.wdi.ru
[11]Ивантер В., Клоцвог Ф.
Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов. Проблемы теории и
практики управления, номер 5/2007.
[12] Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение
интеграции» - “МЭиМО”, №8, 2007.
[13] www.wdi.ru
[14] Герчикова. И.Н.
Международные экономические организации. - М: "Консалтинг" – 2006, с.
56.
[15] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2006, с.
57.
[16]www.agris.com
[17] www.finizdat.ru
[18] Солнцев
В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист,
2006, №9.
[19] Герчикова. И.Н.
Международные экономические организации. - М: "Консалтинг" – 2006, с.
69.
[20]Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы
реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. – М., Экономическая
газета, № 12, 2007.
[21] Фрадков
П.М. О проблемах присоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень.
2007. №8.
[22] Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. -
Москва, Издательство: Юристъ, 2006, с. 45.
[23] Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций. – М.:
Гардарики, 2004, с. 111.
[24]Фрадков П.М. О проблемах
присоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень. 2007. №8.
[25] Ярцун С.В., Коваленко
В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века.
– М., Экономическая газета, № 12, 2007.
[26]Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций. – М.:
Гардарики, 2004, с. 113.
[27] www.rbc.ru
[28] Ярцун С.В., Коваленко
В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века.
– М., Экономическая газета, № 12, 2007.
[29] Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. -
Москва, Издательство: Юристъ, 2006, с. 40.
[30] www.agris.com
[31] Данилин
А.М. Внешняя торговля России в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень.
2008, №4.
Страницы: 1, 2, 3
|