скачать рефераты

МЕНЮ


Мировое хозяйство: тенденции и перспективы

Наряду с обеспечением взаимодействия стран — членов СЭВ по приоритетным направлениям технического прогрес­са одна из наиболее важных задач научно-технического со­трудничества заключается в обеспечении быстрого внедре­ния результатов научных исследований и конструкторских разработок в производство путем рационального распределения производственных программ между партнерами.

Практика сотрудничества стран СЭВ уже знает ряд при­меров комплексного решения вопросов технического прогресса и производственного сотрудничества. Одним из таких примеров может служить углубление взаимодействия науч­но-технического и производственного сотрудничества стран в области вычислительной техники. На ос­нове реализации межправительственного соглашения было осуществлено объединение сил научно-исследовательских и проектно-конструкторских   организаций,   промышленных предприятий ряда отраслей, производящих средства вычис­лительной техники. Обеспечено взаимодействие многотысяч­ных коллективов в странах — участницах соглашения на ос­нове специализации и кооперации в производстве средств электронизации народного хозяйства.

В последние годы министерства, ведомства, объединения и комбинаты стран — членов СЭВ стали значительно больше внимания уделять комплексному решению научно-техниче­ских и производственно-экономических задач, в особенности в таких областях, как производство оборудования для АЭС, микропроцессоры, робототехника.

Подобные примеры подчеркивают необходимость последо­вательного учета проблематики научно-технического разви­тия и сотрудничества в соглашениях о международной спе­циализации и кооперации производства. В этой области возникла, видимо, необходимость разработки нового типа соглашения, которое могло бы охватить в комплексе условия научно-технической подготовки производства, выпуска спе­циализированной и кооперированной продукции, а также ее последующего технического усовершенствования.

Разработка такого рода комплексных соглашений особен­но актуальна в условиях, когда страны СЭВ совместно оп­ределяют первоочередные объекты производственной и науч­но-технической кооперации с целью содействия развитию приоритетных видов производства, определяющих техниче­ский прогресс и эффективность многих отраслей и народного хозяйства в целом.

Материализация любой научной идеи требует эффектив­ного взаимодействия всех звеньев единого цикла «наука-производство». Попытки внедрять в «сыром виде» достиже­ния науки в народное хозяйство ведут к значительным до­полнительным затратам при производстве и использовании новой техники, препятствуют ее широкому распространению, часто дискредитируют правильную научную идею. Поэтому каждое направление научно-технического прогресса, рассчи­танное на массовое использование его результатов в народ­ном хозяйстве должно включать в обоснованном соотно­шении научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, технологические институты и опытные производства; назрела также необходимость создания спе­циализированных внедренческих организаций («инженерных фирм»).

Эти фирмы наряду с обслуживанием потребителей новой техники должны заниматься и организацией процесса внед­рения (управленческие услуги по внедрению техники, «ав­торский надзор», «привязка» техники и технологии к мест­ным условиям и т. п.).

Интенсификация научных исследований означает в со­временных условиях осуществление принципа приоритетно­сти в развитии науки, концентрации ресурсов науки на ре­шающих направлениях. В условиях, когда замедляется эк­стенсивное расширение всех видов ресурсов, в том числе научно-технических, такая концентрация может потребовать систематического перераспределения ресурсов между на­правлениями развития науки, большего приспособления к новым условиям организации науки и подготовки научных кадров.

На основе расширенного и пропорционального воспроиз­водства всех звеньев НИОКР и концентрации научно-техни­ческих ресурсов должно быть обеспечено сокращение про­должительности цикла «наука—производство» и тем самым ускорен оборот научно-технических ресурсов. Для этого, по­мимо названных условий, необходимо повышать оснащен­ность труда ученых, его эффективность на основе форсиро­ванного развития научного приборостроения; моделировать и автоматизировать научные эксперименты на основе исполь­зования ЭВМ, что позволит как сократить время и трудоем­кость экспериментов, многократно увеличить их число, так и учесть еще на стадии научных исследований возможные условия фактического использования нововведений; значи­тельно ускорить проектные и конструкторские работы на основе автоматизированного поиска и выбора уже имею­щихся стандартных решений, широкого использования ЭВМ и соответствующей периферийной техники.

В наибольшей мере усиление планомерного характера научно-технического прогресса в условиях содружества должно проявиться в возрастающих масшта­бах, скорости и эффективности внедрения и распростране­ния (тиражирования) нововведений в народном хозяйстве. Для этого необходимо целенаправленно формировать усло­вия как для вертикального (разработка—внедрение), так и для горизонтального перемещения технологии (охват новой техникой все новых и новых объектов, сфер ее применения).

Все более важными критериями результативности взаим­ного сотрудничества на современном этапе становятся такие показатели, как степень его воздействия на качественное преобразование отраслей и производств; осуществление сдви­гов в ассортиментной структуре продукции; повышение «ско­рости перемещения» технических новинок по стадиям про­цесса их научно-технической разработки и освоения произ­водством.

В итоге деятельности стран и органов СЭВ в области ускорения технического прогресса синтез научно-техническо­го и производственного сотрудничества приобретает качест­венно новое содержание. Естественно, этот процесс еще не завершен. Он, как отмечено в документах СЭВ, нуждается в дальнейшем ускорении, в усилении ориентации на конечные производственные результаты.

Решение этого вопроса предполагает реализацию комп­лекса мероприятий как на макро, так и на микроэкономи­ческом уровне: согласованное изменение соотношения меж­ду капиталовложениями на новое строительство и модер­низацию; налаживание выпуска оборудования, необходимого для осуществления модернизации и реконструкции; создание необходимых экономических и организационно-правовых предпосылок для оперативного распространения растущего потока инноваций в масштабах содружества стран СЭВ.

Здесь многое зависит и от преобразований в области эко­номического механизма сотрудничества. Так, рациональное международное разделение труда в области науки и техники нельзя себе представить на современном этапе, а тем более в перспективе без его органического соединения с коопера­цией в сфере производства. Последовательное решение этой проблемы зависит от многих факторов. В их числе развитие производственной и научно-технической кооперации, созда­ние условий для расширения непосредственных (прямых) связей национальных хозяйственных организаций, для фор­мирования совместных фирм, для объединения ресурсов со­циалистических стран в других формах. Эти условия вклю­чают в себя не только материальные, но и организационно-правовые предпосылки, в том числе необходимую степень унификации норм национального хозяйственного права.

Учитывая возросший научно-технический потенциал стран СЭВ и разветвленную систему их научно-технического сотрудничества, представляется целесообразным усилить на­учно-техническое обоснование решений, принимаемых в области специализации и кооперации производства, а также при определении объемов и структуры взаимных внешнетор­говых поставок. Для этого предстоит разработать уже давно получившую признание в теоретическом плане систему практических мероприятий, обеспечивающих единство и не­разрывность цикла «наука — техника — производство — тира­жирование новой техники и технологий—обмен».

Например, уже сегодня, на наш взгляд, правомерна по­становка вопроса об ускоренном формировании новой, до­статочно самостоятельной области производственной и на­учно-технической кооперации — совместного внедрения по­лучаемых по линии взаимного сотрудничества, а также в итоге НИОКР в отдельных странах результатов научных ис­следований в производство. При таком подходе появляется реальная возможность скорейшего освоение новшеств (в том числе в рамках совместных фирм) на основе скоординиро­ванного или совместного использования капиталовложений для совместного строительства дополнительных производст­венных мощностей, расширения или реконструкции сущест­вующих предприятий с ориентацией на развитие экспортно­го производства.

 

3. Укрепление материально-технической базы качественного преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ.

В России была принята программа применительно к экономической сфере была определена такая ключевая задача, как кардинальное повышение производительности труда с ориентацией на до­стижение высшего мирового уровня.

Страны СЭВ в совокупности обладают для решения этой важнейшей задачи крупнейшим научно-техническим потен­циалом, развитым машиностроением. У них имеется возмож­ность не только самостоятельно разрабатывать новую техни­ку и технологию, но и обеспечивать их материализацию в основных фондах производственной и непроизводственной сферы, создавать тем самым предпосылки для более актив­ного участия в международном технологическом обмене.

В то же время при укреплении материально-технической базы, необходимой для качественного преобразования важ­нейших отраслей экономики стран СЭВ, возникает ряд слож­ных задач. Первая из них — активизация многостороннего сотрудничества по авангардным направлениям техническо­го прогресса путем разработки и реализации крупных совме­стных программ, проектов, приоритетов. Это, безусловно, на­иболее эффективный путь международной концентрации ре­сурсов. В то же время возможности его использования отнюдь не беспредельны. Число крупных международных программ (даже при тщательно отлаженном механизме их осуществления) должно определяться с учетом не только ресурсных, но и управленческих возможностей обеспечения их реализации.

Возможности многостороннего сотрудничества расширя­ются, когда в качестве организатора реализации междуна­родной программы выступает предприятие или объединение той или иной страны, далее всего продвинувшееся в разра­ботке или освоении новой техники и технологии. Суть этой разновидности многостороннего сотрудничества можно оха­рактеризовать как выполнение национальной хозяйственной организацией функции технологического интегратора — го­ловной организации, налаживающей международную науч­но-производственную деятельность хозяйственных организа­ций заинтересованных стран.

Тут возникает вторая проблема: по ряду экономических и организационных причин эта разновидность многосторон­него сотрудничества реализовывалась на практике преиму­щественно лишь путем ее преобразования в первую разно­видность (например, посредством заключения межправи­тельственных соглашений, генеральных соглашений по специализации и кооперации и т. п.). Она практически не стала его самостоятельной формой. Эту задачу еще предстоит решить в полном объеме.

Третья проблема связана с широким распространением (тиражированием) инноваций, имеющихся в отдельных странах. Тут может быть использован самый широкий арсе­нал форм сотрудничества — прямые связи, использование кредитных ресурсов для наращивания производства на со­ответствующих национальных предприятиях. Но и здесь в качестве обязательного условия должна выступать много­сторонность сотрудничества (по крайней мере в таких обла­стях, как унификация, стандартизация, нормализация и т. п.).

Рассмотрим в качестве иллюстрации ряд конкретных примеров решения новейших научно-технических проблем в странах СЭВ с использованием различных конкретных форм сотрудничества. Следует подчеркнуть прежде всего, что их крупнейший научно-производственный потенциал вовсе более широких масштабах используется для качествен­ного преобразования важнейших отраслей и производств на коллективной основе. Так, в числе крупнейших многосторон­ний соглашений, находящихся в процессе реализации, мож­но назвать Соглашение о международной специализации и кооперировании производства и взаимных поставках обору­дования для атомных электростанций.

Оно предусматривает строительство атомных электро­станций в европейских странах — членах СЭВ. При решении этой задачи осуществляется ши­рокое сотрудничество в области научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, создания специальных ма­териалов, самых современных видов оборудования, строи­тельства необходимых производственных мощностей.

Страны — участницы соглашения осуществляют, в част­ности, переход к освоению производства оборудования для атомных электростанций нового поколения с реакторными установками мощностью 1 млн. кВт. Все это обеспечивает выполнение программы расширения производства электро­энергии на атомных электростанциях в странах — членах СЭВ. На перспективу намечена имеющая важное народно­хозяйственное значение разработка реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах, а также исполь­зование атомной энергии на атомных теплоэлектроцентралях и в атомных котельных.

На основе сложившейся кооперации и с учетом возмож­ностей стран было подписано Соглашение о сотруд­ничестве при проведении научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ по проблеме «Разработка реактор­ных установок большой мощности на быстрых нейтронах (с натриевым теплоносителем и использованием в качестве теплоносителя диссоциирующих газов) ».

Программа работ по реализации соглашения включает в себя такие темы, как разработка методов и программ для физических расчетов новых реакторов; экспериментальные и теоретические исследования теплофизики и гидроди­намики активной зоны; оптимизация отдельных систем и технических решений по реакторной установке; разработка отдельных видов оборудования (парогенератор, арматура); разработка контрольно-измерительных приборов, системы автоматического регулирования, управления и защиты. Ве­дутся также поисковые работы по созданию опытной реак­торной установки на быстрых нейтронах с диссоциирующим теплоносителем.

Со­глашение о многосторонней специализации и кооперирова­нии в разработке новых средств вычислительной техники, в соответствии с которым объем взаимных поставок этих средств возрастет примерно вдвое и достиг­нет 15 млрд. руб.

Россия и другие страны СЭВ намерены реализовать крупные программы, связанные с освоением новейших достижений современной науки и техники. В этих целях, в частности, Комитетом СЭВ по сотрудничеству в об­ласти плановой деятельности принят перечень ко­ординируемых на многосторонней основе проблем экономи­ческого сотрудничества  и более длитель­ный период в увязке с научно-техническим сотрудничеством. В первом (межотраслевом по своей сути) разделе перечня содержится 29 крупных согласованных проблем.

Помимо решения таких важных народнохозяйственных задач, как ресурсосбережение, совершенствование топливно-энергетического баланса, решение продовольственной про­блемы, механизация погрузочно-разгрузочных работ и т. п., страны СЭВ уделяют растущее внимание переходу от руч­ного, дистанционного, механического управления машинами, механизмами и технологическими процессами к системам автоматического управления с помощью электроники. Они решают задачи, связанные с использованием микроэлектрони­ки, робототехники, налаживают широкое взаимное сотрудни­чество в данной сфере.

Одним из главных преимуществ новых технических средств выступает то, что они создают возможности для внедрения гибких систем автоматизации производства, для преодоления ограничений, связанных с доминирующей до настоящего времени так называемой одномерной или одно-целевой автоматизацией производства, основанной на ис­пользовании негибких фиксированных систем изготовления продукции, приспособленной к условиям массового произ­водства с низким коэффициентом обновления выпускаемых изделий.

В области микроэлектроники и робототехники, на наш взгляд, особенно отчетливо проявляются как преимущества, так и масштабы «неосвоенных резервов» взаимного сотруд­ничества. Например, согласованности действий стран СЭВ в этой области наряду с многосторонними соглашениями со­действуют такие организационные формы, как Совет глав­ных конструкторов по робототехнике при Комитете СЭВ по научно-техническому сотрудничеству, Межправительствен­ная комиссия по сотрудничеству в области вычислительной техники и др.

В то же время в отдельных странах СЭВ реализуются национальные программы, которые, способствуя решению общей задачи, пока что все же в ряде случаев недостаточно синхронизированы друг с другом.

Весьма динамичная национальная программа роботиза­ции принята, в частности, в НРБ. Эта программа базируется в основном на строительстве новых объектов представляющий собой усовершенствованный вариант аналогичного комплекса фирмы «Фанук».

В России свыше 200 модификаций роботов разработа­ли 50 НИИ и ПКБ различных министерств и ведомств. Многие из них были быстро освоены производством.

Наряду с этим создаются специализированные центры по. производству различных типов роботов (технологических, сварочных, разливочно-литейных и т. д.), созданные при крупнейших и добившихся лучших технических решений комбинатах. Эти центры будут распространять прогрессив­ный опыт, вести работу по типизации и стандартизации их конструкций.

Ожидается, что в скором времени парк роботов в странах СЭВ достигнет 200 тыс. шт. Этот парк станет результатом реа­лизации совместной программы, обеспечивающей странам-участницам крупный экономический эффект. Ее практи­ческое осуществление предполагает не только выработку единой технической политики в данной области, но и наи­более рациональное разделение производственных программ между отдельными странами — членами СЭВ.

На основе научно-технического задела по промышленным роботам, созданного в странах СЭВ, был разработан и под­писан договор о многосторонней международной специали­зации и кооперировании производства роботов-манипулято­ров различного назначения. В нем предусмотрена специали­зация стран по производству 59 типов промышленных роботов-манипуляторов. Тем самым было положено начало многостороннему сотрудничеству в данной области.

Подписано Генеральное соглашение о многостороннем сотрудничестве и организации специализи­рованного и кооперированного производства промышленных роботов, неотъемлемой частью которого является программа организации сотрудничества в области разработки и органи­зации сотрудничества по робототехнике на базе унифициро­ванных узлов и деталей, специализированного и коопериро­ванного производства автоматических манипуляторов с про­граммным управлением (промышленных роботов) для раз­личных отраслей народного хозяйства.

Но в этой области отчетливо вырисовываются две слож­ные проблемы. Первая — уже в текущей пятилетке в машино­строении европейских стран СЭВ работало около 130 раз­личных моделей манипуляторов с программным управле­нием. Такой «разброс» можно преодолеть лишь на базе создания специализированных роботостроительных произ­водств в сочетании с выпуском унифицированных (на кол­лективной основе) модулей.

Вторая проблема — тесная зависимость качества роботов - от микропроцессорной техники, потребности робототехники в которой должны удовлетворяться в полной мере. Это тем более сложный вопрос, если учесть быструю динамику раз­вития и широкий диапазон применения микроэлектроники. Микроэлектроника стала своеобразным показателем технического и экономического уровня развития промышленных стран. Ее применение, в особенности использование микро­процессорной техники, затрагивает практически все области: машиностроение, автоматизацию в самом широком смысле этого слова, сельское хозяйство, химию, строительство и т. д.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.