Постюгославское пространство: проблемы, вызовы
Ряд аналитиков, в частности германских, пришли к выводу, что
этногражданские конфликты в Хорватии вылились в пропагандистскую войну средств
массовой информации, которая распространялась далеко за рамки Югославии.
Победителем из нее вышла хорватская сторона, сумевшая получить поддержку
большинства органов прессы в Западной Европе, прежде всего в Германии и
Австрии, и в CШA. Проигравшими оказались югославская федерация и Сербия, на
которую возлагалась ответственность за этнические конфликты. Односторонность
таких оценок была очевидна. Но за ними скрывался не поиск истины, а
определенные политические интересы, вылившиеся в конечном счете в признание
независимости Словении и Хорватии, а затем и других республик и заявления о
прекращении существования Югославии в ее прежнем виде[51].
Перемирие удалось
установить лишь с 15 попытки, когда Европейское сообщество, по инициативе
Германии, признало независимость «всех желающих югославских республик», а ООН
решила разместить силы по поддержанию мира в Хорватии, на территориях, где идет
война (план С. Вэнса)[52].
Попытки быстрого урегулирования конфликта оказались тщетными. Решено было
перейти к прагматической политике «малых шагов», предполагавшей, в частности,
привлечение войск ООН. Последние были введены в Хорватию в феврале 1992[53].
Приход «голубых касок» во многом завершил процесс военного противоборства в
Хорватии. Посылка «голубых касок» в Хорватию для разъединения конфликтующих
сторон принесла некоторые результаты, хотя главную роль здесь сыграло
установление примерного равенства сил. Однако и это умиротворение часто
нарушалось, причем наибольшую агрессивность проявляли хорватские формирования[54].
§ 3. Положение Сербии
Распад федерации означал для Сербии ослабление её ведущей
роли в сообществе югославских республик, ухудшение положения сербов, живущих в
других республиках, и, наконец, усиление центробежных тенденций в самой Сербии.
Поэтому с порога были отвергнуты, тогдашние предложения Словении и Хорватии о
конфедеративном устройстве страны. Сербское руководство осудило и провозглашение,
данными республиками независимости, назвав эти акты противозаконными,
угрожающими целостности СФРЮ, таящими в себе опасность гражданской войны. С
целью пресечения действий сепаратистов оно настаивало на решительных действиях
союзных органов и ЮНА, чтобы положить конец военным действиям в этих
республиках.
Тем не менее, по мере развития событий в стране появились некоторые
изменения и в позиции Сербии. К примеру, она относительно быстро смирилась с
уходом Словении и полностью поддержала вывод частей Югославской народной армии
с территории республики. Словения не была главным, ибо первоочередная задача —
решение территориальных споров с Хорватией. Во главу угла всех усилий
республики была поставлена задача обеспечить всестороннюю поддержку хорватским сербам,
взять их под свою защиту.
Руководство Сербии твердо стояло на том, что самоопределение
хорватского народа нельзя связывать с отделением республики в тогдашних
нынешних границах. В случае выхода Хорватии из югославской федерации вопрос о
внутренних границах следует решать на основе права и других народов на
самоопределение. При этом руководство недвусмысленно подчеркивало, что речь идет
также о сербах, проживающих в других республиках, прежде всего в Боснии и
Герцеговине[55].
Кризис югославской государственности сопровождался сужением
базы федеральных органов, составленных из представителей всех республик,
входивших в федерацию. Но даже, несмотря на это, они предпринимали шаги к
предотвращению кровопролития в ходе этнических конфликтов. Так, именно
Президиум СФРЮ обратился в начале ноября 1991 г. к Совету
Безопасности ООН с просьбой немедленно направить в очаги конфликтов в Хорватии
миротворческие силы ООН. По мере отзыва представителей Словении, а затем и
Хорватии из федеральных органов в них, естественно, увеличивался удельный вес
других республик, в первую очередь Сербии и Черногории. Это давало основания
для враждебных югославской государственности сил (в первую очередь для
этнократических кланов отколовшихся от нее республик) идентифицировать «центр»
с Сербией и строить на таком отождествлений свою пропагандистскую линию[56].
Серьезная эволюция в вопросе о будущем устройстве Югославии
произошла в позиции Македонии. После решения Хорватии и Словении о независимости
руководство этой республики пыталось «наверстать упущенное» и не отстать от
«северных» республик. Итоги проведенного здесь в сентябре 1991 года плебисцита
фактически означали изменение государственного статуса Македонии — республика
перестает быть прежней федеральной единицей СФРЮ и приобретает статус
самостоятельного государства. В продолжение этой линии парламент Македонии
принял решение обратиться к Европейскому Сообществу с просьбой признать ее
независимость[57].
Македония — это единственная республика, которой удалось
избежать кровопролития, с чьей территории ЮНА вывела свои силы. По решению
Арбитражной комиссии Бадинтера, из всех югославских республик, провозгласивших
независимость, лишь Словения и Македония удовлетворяют необходимым для этого
условиям[58].
Глава III. Гражданская война 1992 –
1995 годов в Боснии
§ 1. Провозглашение суверенитета Боснии и Герцеговины
Следующий этап углубления югославского кризиса начался с
провозглашением суверенитета и государственной независимости Боснии и
Герцеговины в октябре 1991. Причиной военных столкновений стала, главным
образом, невозможность договориться относительно будущего устройства Боснии и
Герцеговины, имеющей смешанный состав населения (мусульмане, сербы, хорваты). В
Боснии и Герцеговине этнический сепаратизм, замешанный на национальной
нетерпимости и религиозном экстремизме, привел к непримиримой вражде между
проживающими в республике сербами, мусульманами и хорватами[59].
Произошла поляризация сил по этническому принципу: сербы и хорваты стали
требовать разделения территории Боснии и Герцеговины либо ее переустройства на
конфедеративной основе путем создания этнических кантонов. С таким требованием
не согласилась Партия демократической акции мусульман во главе с А.
Изетбеговичем, выступившая за унитарную «гражданскую республику» Боснию и
Герцеговину. В свою очередь это вызвало подозрение сербской стороны, считавшей,
что речь идет о создании «исламской фундаменталистской республики», 40
процентов населения которой являются мусульманами[60].
Мусульманская
организация «бошняков» старалась предотвратить сербско-мусульманский конфликт
подписанием отдельного документа о совместной жизни и взаимоотношениях двух
этнических групп. Эта инициатива была принята сербской стороной, но не нашла
поддержки у лидера ПДА А. Изетбеговича. Хорваты, проживающие на территории
Боснии и Герцеговины, не согласились никоим образом быть связанными с
Югославией — очевидно, считая, что своих политических целей им легче добиться в
независимой Боснии и Герцеговине. Сербы же сочли неприемлемым для себя
оставаться со статусом меньшинства за пределами Югославии, в государстве, где
преобладает мусульманско-хорватская коалиция[61].
Проведенный здесь
в конце февраля 1992 г. референдум по вопросу о независимости республики привел
на деле к ее развалу. Сербское население, составляющее треть, бойкотировало
референдум и образовало Боснийскую Сербскую Республику — Боснийскую Краину.
Хорватское население (17,3%), среди которого усилилось влияние экстремистской
проусташской Хорватской партии права, также оформилось как обособленная
этническая группа со своим политическим руководством. Появились и
экстремистские «зеленые береты» среди мусульман (они составляли 43% населения
республики, насчитывавшей всего 4,4 млн. человек), прибыли добровольцы —
моджахетдины из ряда мусульманских стран[62]. Итоги плачевны.
Каждая из этнических групп находится в конфликте с двумя другими, сложилась
ситуация «войны всех против всех» хотя основная часть столкновений приходиться
на сербско-мусульманское и хорватско-мусульманские противостояние. Число жертв
этнических конфликтов составляет десятки тысяч убитых. Количество беженцев
перевалило за миллион. Известны факты, подтверждающие вмешательство в события
как со стороны Сербии, так и — в не меньшей степени — со стороны Хорватии,
которая держит там части своей регулярной армии. Мусульманские формирования
печально знамениты своими жестокостями по отношению к лицам других
вероисповеданий, созданием многочисленных концлагерей для сербского населения.
Хотя каждая из трех сторон несет свою долю ответственности за этнические
конфликты, отношение к ним среди международной общественности, формируемое
средствами массовой информации, разное. Различия в отношении к участникам
конфликта окончательно сформировались весной 1992 г.
Запад
жестко, однозначно, без малейшего намека на равноудаленность в подходах
поддерживал боснийских мусульман и игравших с ними тогда в одной команде
хорватов, а большая часть российской общественности симпатизировала боснийским
сербам[63].
В ноябре 1990 года в Боснии и Герцеговине в результате первых
многопартийных выборов к власти пришли партии, представляющие основные
национально-религиозные группы населения: мусульманская Партия демократического
действия, Сербская демократическая партия и Хорватское демократическое
содружество. Между ними развернулось острое политическое противоборство за
реализацию своей концепции государственного устройства республики. Большинство
в республиканском парламенте получила Партия демократического действия, а ее
глава А.Изетбегович стал председателем Президиума Боснии и Герцеговины, то есть
руководителем государства. Лидер мусульман и возглавляемая им партия повели
линию на создание единого государства исламской ориентации.
Боснийских сербов такая перспектива явно не устраивала. Их
целью было создание собственного государственного образования с последующей
возможностью объединения с Сербией. 21 декабря 1991 года боснийские сербы
провели референдум и провозгласили на своей территории Республику Сербскую со
всеми необходимыми институтами государственности. В феврале 1992 года
боснийские мусульмане и хорваты провели свой плебисцит о независимости.
Сербская население, составлявшее треть[64], отказалась
принять в нем участие, надеясь, что в результате этого бойкота он будет признан
недействительным. Однако этот референдум состоялся, и большинство принявших в
нем участие высказалось за независимость целостной Боснии и Герцеговины. Это
противоречие и стало затем одной из движущих сил конфликта. В отличие от
сербского, волеизъявление боснийских мусульман и хорватов, которое было
организовано законно избранными властями, получило международное признание[65].
Хорватское население (17,3%), среди которого усилилось
влияние экстремистской проусташской Хорватской партии права, также оформилось
как обособленная этническая группа со своим политическим руководством.
Появились и экстремистские «зеленые береты» среди мусульман (они составляли 43%
населения республики, насчитывавшей всего 4,4 млн. человек), прибыли
добровольцы — моджахетдины из ряда мусульманских стран. Каждая из этнических
групп находилась в конфликте с двумя другими, сложилась ситуация «войны всех
против всех» хотя основная часть столкновений приходиться на
сербско-мусульманское и хорватско-мусульманские противостояние. Число жертв
этнических конфликтов составляло десятки тысяч убитых. Количество беженцев
перевалило за миллион. Известны факты, подтверждающие вмешательство в события
как со стороны Сербии, так и — в не меньшей степени — со стороны Хорватии,
которая держала там части своей регулярной армии. Myсульманские формирования
печально знамениты своими жестокостями по отношению к лицам других
вероисповеданий, созданием многочисленных концлагерей для сербского населения[66].
После признания независимости Македонии, только две
республики — Сербия и Черногория заявили о своей решимости жить и дальше совместно
и создали Союзную Республику Югославию (СРЮ). Именно на нее и была возложена
ответственность за этнические конфликты в Боснии и Герцеговине, а 30 мая 1992
г. Совет Безопасности ООН при поддержке России ввел экономические санкции
против новой «третьей» Югославии. Последующие события показали, что эти санкции
никак не отразились на дальнейшем развитии конфликтов в Боснии и Герцеговине.
Но они поставили СРЮ в положение «мальчика для битья» и означали применение
против сербского народа принципа коллективной ответственности, осуждаемого
международным правом, за действия, которые совершало его руководство, но не
одно, а вместе с лидерами других югославских республик[67].
25 апреля 1992
года Народная скупщина республики
Сербии и скупщина республики Черногории провозгласили продолжение
государственного, правового и политического субъективитета СФРЮ в новом
совместном государстве — Союзной Республики Югославии (СРЮ). Тогда же состоялось принятие
Конституции СРЮ, которая предполагает суверенитет и самостоятельность Сербии и
Черногории в составе демократического государства с единым экономическим
пространством. В результате возникла третья Югославия, состоящая из двух
республик, со столицей в Белграде и государственным сербским языком. В
специальной декларации Президиума Югославии говорилось, что эта страна не имеет
никаких территориальных претензий к другим государствам. 4 мая было решено
вывести с территории Боснии и Герцеговины солдат ЮНА родом из Сербии и
Черногории.
США и Европейское
сообщество, тем не менее, заняли позицию, согласно которой СРЮ, соответственно
Сербия и Черногория, являются главными виновниками войны на территории
Югославии и «агрессии» против Боснии и Герцеговины (несмотря на то, что в
конфликте принимают участие боснийские сербы, а не граждане и Вооруженные силы
СРЮ)[68].
На этом основании
югославские республики Словения, Хорватия и Босния и Герцеговина вышедшие из
состава Югославии, 22 мая 1992 года были приняты в члены ООН, хотя Хорватия, а
также Босния и Герцеговина не выполнили необходимые для этого условия. Девять
дней спустя Совет Безопасности принял резолюцию 757 о санкциях против СРЮ в
соответствии с главой VII Устава ООН, считая, что Югославия несет
ответственность за войну в Боснии и Герцеговине[69].
6 апреля 1992 года страны ЕС признали независимость Боснии и
Герцеговины. Сразу же после этого сначала в Сараево, а затем и в других
регионах республики начались столкновения вооруженных формирований этнических
общин, которые вскоре переросли в широкомасштабный кровавый конфликт.
Международное сообщество вину за эскалацию насилия возложило
на сербскую сторону. Сербия была обвинена в поддержке сепаратистских притязаний
боснийских сербов и агрессии против Боснии и Герцеговины[70].
§ 2. Ход военных действий
В ходе военных действий весной и осенью 1992 года боснийские
сербы, имея более организованную армию, превосходство в боевой технике и вооружениях,
оставленных Югославской народной армией, добились значительных военных успехов
во всех регионах Боснии и Герцеговины, практически полностью блокировали
столицу республики — Сараево. Весной 1993 года сербы провели успешную военную
операцию в Восточной Боснии, где в руках мусульман остались лишь три небольших
анклава.
В результате первого этапа боевых действий сербским
формированиям удалось расширить контролируемые ими территории республики до 70
процентов (у мусульман осталось не более 10 процентов, у хорватов — около 20
процентов). К концу 1993 года боснийские сербы практически полностью
реализовали свои военные цели и сконцентрировали усилия на попытках
политическим путем закрепить территориальные приобретения[71].
В самой Боснии и Герцеговине в конце 1993 – начале 1994 г.
наиболее ожесточенными были столкновения хорватов и мусульман. Окрепшие
мусульманские силы, получившие неведомыми путями оружие, а также поддержку
моджахетдинов-добровольцев из других исламских стран, стали наносить
чувствительные удары по хорватам и контролируемым ими территориям. В ответ
активизировался появившийся там «ограниченный контингент» регулярных хорватских
войск. В целом обстановка в Боснии и Герцеговине отличалась крайней
запутанностью: в отдельных ее районах конфликтующие стороны то вели борьбу по
принципу «все против всех», то составляли временные и непрочные комбинации по
типу «два против одного». Никакой логики в этих комбинациях не было — эфемерное
существование определялось либо временной целью, либо даже личными отношениями
лидеров местных группировок. В то же время в Женеве продолжались поиски
соглашения для урегулирования конфликта. Но они во все возраставшей степени
стали наталкиваться на противодействие мусульманской стороны, которая расширяла
объем своих требований и претензий, чувствуя врастающую поддержку Запада и
мусульманских стран. В итоге наметилось сближение между сербами и хорватами в
самой Боснии и Герцеговине. Начались двусторонние контакты между официальными
представителями Хорватии и Сербии.
Характерной чертой явилась активность исламских государств. В
начале февраля 1994 г. Сараево посетили премьер-министры Турции Т.Чиллер и
Пакистана Б. Бхутто. Эти визиты двух высокопоставленных дам свидетельствовали о
новом рубеже в политике исламского мира по отношению к югославскому кризису.
Заявления в мусульманских странах о готовности поддержать братьев по вере в
Боснии и Герцеговине раздавались уже давно. Появление там моджахетдинов было не
случайным явлением. Но для начала широких действий, как известно нужен повод. А
спрос рождает предложение.
Сараевский кризис
7 февраля 1994 г. на сараевском базаре произошел взрыв. Он
унес жизни 70 человек, более 200 получили ранения. Это трагическое событие
произвело удручающее впечатление. Реакция последовала незамедлительно. Среди
стран Европейского союза и Атлантического альянса сразу же сработала
«презумпция виновности» сербов в Боснии. Гневные голоса потребовали нанести
воздушные удары по сербским позициям вокруг Сараево. Базы НАТО были приведены в
боевую готовность. Начались консультации политиков и военных. Kоpоче пришли в
движение все политические механизмы с уже заложенными в них программами
действий[72].
В
феврале сербы прочно владели инициативой, и временами казалось, что они вот-вот
«дожмут» мусульман. В плотном кольце осады находилась столица Боснии Сараево, с
падением которой, как, видимо, надеялись в Пале - административном центре
сербской части Боснии и Герцеговины (БиГ), война должна была завершиться их
победой. Такого исхода Запад очень опасался и делал все возможное, чтобы этого
не допустить[73].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|