скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы европейской валютной интеграции

p> Вторая причина – совсем прозаичная, но она-то и является главной.
Проводимая странами ЕС экономическая политика больше не соответствует задачам, стоящим перед обществом. Если Западная Европа в ближайшее время не изменит методов управления хозяйством, то она сама лишит себя шансов выдержать мировую конкурентную гонку. По темпам экономического роста ЕС уже в течение многих лет с трудом поспевает за своими ближайшими соперниками. В
1996 г. ВВП государств Евросоюза увеличился на 1,6% по сравнению с 2,4% в
США, 3,8% в Японии и 7,5% в странах Юго-Восточной Азии.
Однако наблюдаемое на данном замедление прогнозируемых темпов роста экономики США на может положительно сказать на дальнейшей судьбе Евро.

На конкурентоспособность европейских товаров отрицательно влияет необоснованно щедрая система социальных льгот. Из-за больших косвенных налогов и отчислений в социальные фонды уровень налогообложения ЕС примерно на треть больше, чем в США или Японии. Во многих странах Евросоюза стоимость рабочей силы в промышленности выше, чем в Соединенных Штатах, хотя производительность труда составляет только 80% от американской.

Европейская система социального обеспечения складывалась в 50-60-е гг., когда число нуждающихся в государственной поддержке было относительно невелико. Теперь под эту категорию подпадает чуть ли не каждый четвертый.
На людей старше 65 лет приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще
5% – на безработных. В то же время средний размер пенсии по старости составляет более 60%, а пособия по безработице – более 40% среднестатистического ВВП на душу населения. Сейчас на выплату пенсий тратится 16–20% всех государственных расходов. Немудрено, что национальные бюджеты просто не выдерживают увеличивающейся с каждым годом нагрузки.

У всех участников ЕС, кроме Люксембурга, государственный долг превышает половину годового ВВП, а в Бельгии, Греции и Италии он достигает
110–130% ВВП.

Крупная государственная задолженность «оттягивает» средства из реального сектора и подталкивает вверх процентные ставки. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и, следовательно, препятствует решению социальных проблем. Чтобы вырваться из замкнутого круга, западноевропейским странам не остается ничего другого, как «затянуть пояса». И сделать это придется вне зависимости от того, будет ли создан валютный союз или нет. В противном случае ЕС не только потеряет свои позиции в международном разделении труда, но и столкнется с бесконтрольным нарастанием социальной напряженности.

Если страны ЕС проведут все-таки необходимые экономические реформы не по отдельности, а вместе, и евро состоится, то это принесет им неизмеримо больше выгоды, чем в случае разрозненных действий. И это третий существенный аргумент в пользу валютного союза. Появление единой европейской валюты позволит превратить территорию ЕС в действительно однородное экономическое пространство, где операторы из разных стран будут иметь равные условия для деятельности. Уже сейчас внутри ЕС практически отменены все барьеры на пути движения товаров, капиталов и рабочей силы, значительно либерализован рынок услуг. Пока Европа не преодолеет экономическую раздробленность, она не сможет на равных конкурировать с США и Японией.

Идея Евро берет свое начало в середине сороковых годов и принадлежит поколению юношей и девушек, достигших совершеннолетия вскоре по окончании
Второй Мировой войны. Идея обманчиво проста: если между странами Европы будут созданы крепкие коммерческие, политические и социальные взаимосвязи, новый военный конфликт на континенте станет невозможен.

Создание вслед за объединением Германии и окончанием действия
Варшавского договора единой европейской валюты на первый взгляд представляется очевидным шагом. Действительно, почему бы и нет? Если европейцы хотят забыть о старых распрях, то какие могут быть денежные разногласия между новыми друзьями? Однако когда речь заходит о финансовых проблемах, никто не хочет оказаться в роли проигравшего.

Мнения политикой и экономистов:

"Тенденция, которую я наблюдаю в Европе, на редкость парадоксальна, - отметил Билл Зейц, президент нью-йоркской консалтинговой компании Beyond
The Millenium Solution и бывший заместитель начальника информационного отдела компании American Cyanimid. - Англичанам, которые по иронии судьбы не принимают участие в первом раунде, я бы присудил первое место по глубине анализа проблемы и наработанным решениям. Все остальные плетутся в хвосте".

С данным утверждением в той или иной степени готово согласиться большинство наблюдателей.

Подобная неопределенность не могла не сказаться и на характере подготовки компаний к евро, которая, надо признать, происходит довольно неорганизованно. Неудивительно, что представители крупнейшей французской компании LVMH, выпускающей шампанские вина Louis Vuitton, Moet-Chandon и бренди Hennesy, отказались сообщить подробности планов перехода на евро, сославшись на то, что это может сказаться на стоимости ее акций. Продукция этой фирмы, специализирующейся на производстве предметов роскоши, традиционно продается в беспошлинных магазинах разных стран мира, поэтому опыт работы с множеством различных валют у ее сотрудников имеется.

Однако пока желающих похвастаться своими достижениями что-то не видно.
"Мы все делаем с небольшим опережением графика", - заявил директор по информационным технологиям Louis Vuitton Жан-Франсуа Мартен. От дальнейших комментариев он отказался.

К счастью, хранят молчание отнюдь не все: маленькие немецкие рестораны и бистро уже выдают чеки одновременно в марках и евро.

Иан Тейлор, член палаты общин парламента, в период правления Джона
Мейджора возглавлявший компанию Exchequer, считает, что введение евро неизбежно, но чревато непредсказуемыми экономическими последствиями.

Тейлор, как и Зейц, считает Великобританию лидером в "гонке за евро".
Примером, с его точки зрения, могут служить подготовительные мероприятия в
Лондоне. Поскольку Соединенное королевство не принимает участие в первом этапе, англичане вправе рассматривать евро просто как еще одну иностранную валюту.

Герд Круз, вице-президент и директор проектов 2000 и евро, выделил две проблемы, связанные с единой валютой; "Мы считаем, что частный сектор подготовлен к евро значительно лучше. Государственный же, увы, отстает".
Отстающий государственный сектор в Европе, где практически все правительственные учреждения оказывают существенное влияние на жизнь граждан - серьезная проблема, которая, в принципе, может встать достаточно остро во всех 11 странах.

Каковы бы ни были краткосрочные прогнозы, перспективы евро продолжают оцениваться достаточно оптимистично. Как раз в разгар дебатов о причинах ослабления общей валюты премьер-министр Великобритании Тони Блэр лично представил в парламенте доклад о мероприятиях по подготовке к операциям с евро. В сущности, он лишь подтвердил, что выступает за присоединение
Британии к евро, если новая валюта докажет свою успешность и будет соответствовать пяти экономическим критериям, которые были сформулированы министром финансов Гордоном Брауном с той же трибуны еще более года назад.
Эти критерии включают в себя: устойчивое сближение экономических циклов в
Британии и Еврозоне; отсутствие угрозы финансовым интересам Сити; способность стимулировать приток иностранных инвестиций; отсутствие угрозы сокращения числа рабочих мест; достаточная гибкость британской экономики, чтобы адаптироваться к экономическим шокам после присоединения к евро.
Несмотря на то, что в докладе не содержалось ничего принципиально нового, все комментаторы расценили личное участие премьер-министра в его представлении как признак усиления кампании за вхождение Великобритании в
ЭВС. Улучшение перспектив дальнейшего расширения валютного союза, безусловно, окажет положительное влияние на имидж евро в глазах инвесторов.
Но только время покажет насколько положительно воздействует евро на экономику участников ЕС, ведь по самым оптимистическим прогнозам экономический эффект наступит только через 5-10 лет. Поживем - увидим.

Практическая подготовка к введению евро

Для того, чтобы планы введения единой валюты осуществились, финансовым институтам, государственным учреждениям, предприятиям и населению было необходимо заранее подготовиться к предстоящим переменам. В апреле 1996 г.
Комиссия обнародовала план подготовки общественности к введению единой валюты. В соответствии с этим планом основные усилия Комиссии были направлены на работу с банковскими учреждениями, поскольку сначала единая валюта будет введена для безналичных расчетов, а массовая кампания для населения начнется ближе к 2002 г. На реализацию данных мероприятий в 1996 г. было выделено 19 млн. экю.

Однако ассигнуемых из бюджета ЕС средств может не хватить для осуществления столь масштабной задачи. По некоторым оценкам, до 40% населения будет в силу разных причин иметь сложности с получением информации о новой валюте и ее применением. Речь идет о таких категориях, как инвалиды, лица пожилого возраста, неработающие женщины, жители удаленных районов и мелких населенных пунктов и т.п. Поэтому в 1997 г.
Комиссия решила всесторонне поддерживать информационные кампании, проводимые национальными органами власти, финансовыми институтами и потребительскими ассоциациями. Она уже подписала соглашение об обмене информацией с Германией, Ирландией, Испанией, Францией, Италией, Бельгией и
Люксембургом.

К примеру, 29 августа в Венеции на суд публики был представлен проект передвижных музеев единой европейской валюты, в экспозиции которых представлена вся история создания евро. Цель мероприятия в том, чтобы познакомить европейцев поближе с этой денежной единицей путем создания семи мобильных музеев. В проекте, кроме Венеции, участвуют Афины, Рим, Лечче,
Локри и Севилья. Музеи планируется размещать в местах, особенно любимых молодежью.

В ряде стран в школьные программы будут включены специальные курсы, посвященные единой европейской валюте. Лишь в одной из 15 стран ЕС-
Великобритании - правительство отказывается проводить подобные мероприятия.

Введение единой валюты потребует и других, весьма ощутимых затрат.
Основную их тяжесть примут на себя банковские учреждения стран валютного союза. Им предстоит модифицировать компьютерные системы обработки данных и обслуживания клиентов, провести профессиональную переподготовку служащих, а к 2002 г. полностью заменить автоматы для выдачи наличных денег и проверки купюр. Им также придется какое- то время вести параллельные расчеты в двух валютах. По оценкам Банковской Федерации ЕС, на эти и другие подготовительные мероприятия в течение 1999- 2002 гг. должно быть затрачено
10- 12 млрд. экю, что равно примерно 2% годового объема банковских операций. Согласно подсчетам, процесс адаптации займет от трех месяцев у небольших торговых фирм до трех лет у крупных производственных компаний и повлечет дополнительные расходы от 100 тыс. до 3 млн. экю. Обязательная двойная индексация цен может обойтись предприятиям розничной торговли в 25 млрд. экю.
Евро и Россия

В связи с вышеизложенным, актуален анализ последствий нового витка европейской интеграции для третьих стран, в частности, для России. На страны ЕС в 1997г., по данным Государственного таможенного комитета, приходилось около 33% российского экспорта и 37% российского импорта, доля стран ЕС во внешнеторговом обороте нашей страны составляла 34,5% то есть для России экономические связи с ЕС являются приоритетными.

Российские экспортеры и импортеры выиграют от перехода на евро уже вследствие того, что осуществление расчетов будет производиться на базе одной валюты. Эти преимущества особенно очевидны при реализации европейскими консорциумами крупных проектов в России. В результате того, что комплектующие будут поступать из разных стран ЕС, но из одного валютного пространства, упроститься калькуляция сделок, что позволит несколько удешевить поставки. Кроме того, предсказываемое после введения евро обострение конкуренции между европейскими производителями товаров и услуг может привести к снижению цен на импорт из ЕС.

Большое значение имеет проблема формирования валютных резервов Банка
России в евро. В первую очередь это касается части валютных резервов, выраженной в немецких марках. Так как они автоматически превратятся в резервы, выраженные в евро.

Диверсификация валютных резервов и снижение зависимости от валюты
США, несомненно,- положительные явления.

Практические проблемы для российской банковской системы, возникающие в связи с переходом к единой европейской валюте, сводятся к решению операционных вопросов ведения корреспондентских счетов в евро. В этом смысле введение единой европейской валюты ничем не отличается от введения новых национальных валют- процесса, который мы недавно пережили.

В целом появление единой европейской валюты, несомненно, отвечает финансовым интересам России. Стабильная евро оказала бы благоприятное влияние на ее финансы, позволила бы совмещать использование евро в качестве резервной и инвестиционной валюты, преодолеть долларовую монополию в международных расчетах.

Существует, однако, и обратная сторона медали: возможно, россияне начнут массовый «сброс» европейских денег, чтобы в один прекрасный день не остаться на руках с ничего не стоящими бумажками. Сколько таких денег осело на территории России - неизвестно. Такой вариант вряд ли будет способствовать быстрому признанию евро Россией.

Введение евро повлечет определенные последствия для России. В 1996 г. на долю ЕС приходилось 32% отечественной внешней торговли, в западноевропейских валютах (в основном в DM) номинировано 40% внешнего государственного долга России и 25% официальных резервов ЦБ. Поэтому для правительства и госструктур было бы необоснованно игнорировать предстоящие в ЕС перемены. Также неуместно начинать массированную кампанию по подготовке к евро, наподобие тех, которые ведутся в странах Евросоюза, поскольку до 80% внешнеторговых контрактов России и 90% активов коммерческих банков в иностранных валютах приходятся на доллары США, да и нет абсолютных гарантий, что старт евро пройдет успешно.

В нынешней ситуации наиболее адекватным является вариант умеренной подготовки, предполагающий выделение круга особо актуальных и неотложных вопросов. Концентрация усилий на избранных направлениях позволила бы своевременно учесть интересы России, ее юридических и физических лиц и не упустить существующих возможностей влиять на развитие ситуации. Основная часть стратегических и оперативных решений, которые предстоит принимать госструктурам России в отношении евро, требует проведения серьезных аналитических разработок с учетом разных сценариев развития событий:


- успешного старта евро и быстрого роста объема международных операций в евро;


- постепенного, эволюционного внедрения евро в систему международных отношений и относительной слабости, особенно на первых порах, единой европейской валюты по сравнению с долларом США;


- резких колебаний курса евро по отношению к доллару и большой неустойчивости международных валютных рынков после 1999 г.

Тематика исследований зависит от конкретных потребностей того или иного ведомства. Наиболее важными в ближайшее время будут проблемы, связанные с пересчетом (реденоминацией) внешнего госдолга России, юридическими и техническими аспектами циркуляции евро на территории РФ, формированием курса рубля по отношению к евро.

Из $120-140 млрд. внешнего государственного долга России $50 млрд. номинировано в немецких марках. В течение 1997 и 1998 гг. Россия выпустила два семилетних транша евробондов (второй и четвертый) на общую сумму 3,25 млрд. DM. Основная часть долгов в DM и других западноевропейских валютах будет возвращаться после 2002 г., когда эти валюты перестанут существовать.
Так или иначе перед Россией встанет вопрос о реденоминации значительной части внешнего госдолга.

В силу международного принципа lex monetae (согласно которому реденоминацию проводит страна, чья валюта использована при эмиссии обязательств) Россия не может самостоятельно решать вопросы пересчета долга и должна согласовывать их с Евросоюзом в целом или с отдельными его странами. Задача состоит в том, чтобы обеспечить возврат долга на условиях не хуже тех, на которых производились бы выплаты в национальных валютах.

Евро потребуется для операций с государственными ценными бумагами стран Валютного союза, поскольку подавляющая их часть сразу же будет пересчитана в единую валюту. Российским предприятиям с участием западноевропейских ТНК предстоит вести в евро учет и отчетность, так как большинство крупных корпораций перешли на расчеты в евро с начала 1999 г.
Использование евро может быть выгодно российским компаниям, имеющим широкие связи в Европе (внешнеторговые организации, турагентства, транспортные компании), так как расчеты в одной валюте позволят экономить на конвертации и увеличить скорость оборота.

Вместе с тем внешние аспекты функционирования евро разработаны сравнительно слабо. Принимаемые в ЕС правила в отношении юридического статуса евро не могут иметь экстерриториальной силы (тем более, что право
ЕС не является ни национальным, ни международным), а в мире не существует прецедентов перехода нескольких стран на единую валюту и соответствующих общепризнанных норм и традиций. По мнению большинства юристов, введение евро не позволит сторонам прерывать контракты, используя оговорку force majeure. Это означает, что, если вследствие перехода на евро условия контракта станут для российской стороны менее выгодными, она будет обязана их выполнить.

Российские государственные и частные предприятия и банки могут столкнуться с многочисленными трудностями, если не будут иметь четкого представления о процедурах ведения операций в евро, пересчета обязательств, начисления процентов и т.п. Поскольку права и привилегии, предусмотренные для участников Валютного союза, не распространяются на третьи страны, не исключены случаи, когда российские юридические и физические лица окажутся в неравном положении по отношению к их западноевропейским партнерам
(например, в вопросах выбора валюты платежа, применения котировок или оплаты конвертации). Заполнить существующие юридические пустоты и упорядочить предстоящий переход можно следующими способами:


- заключить соглашение между ЕС и Россией по наиболее крупным вопросам;


- компетентным российским ведомствам издать четкие инструкции для банков и компаний о порядке ведения операций с евро на территории России;


- российским компаниям ввести специальные оговорки в действующие контракты с западноевропейскими странами, новые контракты заключать с учетом перехода на евро.

Заключение

Цель общей валюты: создание зоны экономической стабильности, облегчение обменов и согласование экономических политик. Соблюдение установленных сроков позволит ответить на вопрос о готовности Старого Света создать противовес влиянию США: доллар используется в 60 % мировых торговых операций, притом, что ВНП США составляет 20 % мирового ВНП.

Нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран- участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

Следует отметить то, что совершенно нереально, чтобы все страны-члены
ЕС достигли намеченных критериев конвергенции до 2001 года. Самая важная и трудноразрешимая проблема для большинства западноевропейских стран лежит в области бюджетного дефицита. Таким образом, практическим следствием
Маастрихтского договора является запрограммированность раскола стран-членов
ЕС. При этом может возникнуть опасность того, что более слабые страны еще сильнее отстанут в развитии от своих партнеров по ЕС, если последние действительно извлекут выгоду от участия в ЕВС.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.