скачать рефераты

МЕНЮ


Дети группы риска как социально-педагогическая проблема

ребенка.

Не так уж мало родителей, особенно среди горожан, внушающих своим детям

пренебрежительное отношение к физическому труду. Объясняют свое поведение

стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии. Таким

родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для

человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только

ленивым, но мало работоспособным человеком.

Ленность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители

выполняют все его желания и капризы, не побуждают его к целенаправленной

учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не

обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-

познавательными интересами.

Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих

родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье.

Сильным отрицательным фактором может оказаться для школьников

бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от

учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них

перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.

Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их

возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников

чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. В этом им надо помочь.

У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для

маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить

свою взрослость на уроках в школе.

5. Понятие «пассивный» в словаре С. И. Ожегова раскрывается как «не

проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а

также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В

педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный

активному, активный с отрицательным знаком. Понятие «пассивный ребенок» у

многих наших исследователей лишено поэтому собственно позитивного

содержания.

Основные причины пассивности школьников:

1) влияние тоталитарного государства, задававшего определенную

личностную направленность и стиль поведения граждан;

2) пониженная интеллектуальная активность;

3) недостатки физического здоровья;

4) дефекты развития.

Известно, что государственный строй и общественные организации любой

страны в значительной степени влияют на активность и пассивность своих

граждан. Советское государство стремилось развить активность своих граждан,

лишив их, однако, самостоятельности: человек побуждался к активным

действиям по предписаниям тоталитарного государства, но его инициатива ни в

коем случае не должна была выходить за рамки этих предписаний. Это

приводило, с одной стороны, к формированию значительного количества

«агрессивно-послушных» людей, а с другой стороны, просто пассивных. Победа

демократического строя с рыночным хозяйством приведет к резкому сокращению

количества людей обеих указанных категорий граждан.

В воспитании подлинной активности и самостоятельности подрастающего

поколения существенно поможет учет принципов христианско-религиозного

воспитания. Использовать вековой опыт необходимо.

В отечественной психологии проблему (об интеллектуальной пассивности

учащихся) впервые сделала непосредственным предметом исследования Л. С.

Славина. Результаты его изложены в ее книге «Индивидуальный подход к

неуспевающим и недисциплинированным ученикам», изданной в 1958 году. У нее

понятие «интеллектуально пассивные дети» получает конкретность и

содержательность. Оно выражается через следующие психологические

особенности:

1) недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;

2) отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;

3) отсутствие познавательного отношения к действительности.

Содержание понятия «интеллектуально пассивные дети» существенно

углубила Л. В. Орлова в своей диссертационной кандидатской работе в 1992

году. Она выделила 4 группы таких детей (младший школьный возраст):

4) группа с «мотивационной» интеллектуальной пассивностью. Они выбирают

преимущественно легкие пути достижения цели, не заинтересованы в

работе, стремятся получить быстрый результат без достаточного

осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в

ситуации интеллектуального напряжения. В числе основных причин этого

вида пассивности – наличие избыточной развлекательной информации в

семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

5) Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной

пассивностью. Она вызвана комплексом причин: пробелами в знаниях;

неумением применять эти знания в новой ситуации; отсутствие умения

организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, правильно

сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником);

отсутствием умения самостоятельно выполнять задания. Подобная

интеллектуальная пассивность школьников проявляется в шаблонности

умственной деятельности, избыточных операционных действиях и наличии

несущественных («лишних») вопросов но ходу работы; использовании

обходных путей в выполнении учебных задач или применении

нерациональных и даже неуместных при выполнении данного задания

приемов; предпочтении репродуктивной деятельности и знакомых, простых

заданий.

6) Группа детей с «частичной» или избирательной интеллектуальной

пассивностью. Они пассивны лишь в отдельных видах работы или в

некоторых учебных дисциплинах.

7) Группа детей с «разлитой» или общей интеллектуальной пассивностью.

Они нелюбознательны. Такие пассивные дети не стремятся к получению

новых знаний, избегают напряженной умственной работы.

Интеллектуальная пассивность проявляется у них как в учебе, так и в

игре. Л. В, Орлова предупреждает, что произведенная ею классификация

не является жесткой, границы между группами подвижны. Один и тот же

ребенок может входить в две группы.

Проблемы интеллектуальной пассивности учащихся касались Д. Д.

Богоявленский, Л. И. Божович, Н. С. Лейтес, М. В. Матюхина, В. С. Юркевич и

другие. Особое внимание исследователей привлекает проблема значительного

снижения учебной активности подростков. Ее рассматривали Н. А. Менчинская и

ее сотрудники по книге «Психологические проблемы неуспеваемости школьников»

и другие специалисты в области психологии обучения. Выделяются следующие

причины этого явления:

8) недостатки в воспитании действенных мотивов учения;

9) усложнение учебного материала на средней ступени школьного

образования;

10) нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной

самооценкой и легкостью овладении знаниями в начальной школе, либо с

заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости;

11) ослабление контроля родителей за школьниками или, наоборот, слишком

мелочный контроль;

12) переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность:

участие кружках, спортивных мероприятиях, коллекционирование, мелкая

торговля, увлечение кино и т. д.

Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто

является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность,

взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть болезнь

или переутомление. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы

школьника, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение

ребенка должно серьезно озадачить родителей и учителей, заставлять их в

первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения

болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно

не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить, оздоровить.

Пассивность нередко возникает из-за переутомления школьников. Этому

способствуют перегрузки на уроках, неумение быстро готовить домашние

задания, слишком частый просмотр теле- и видеофильмов, частое посещение

гостей и т. д. Кроме того, нередко бывают виноваты и сами родители, которые

из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько

кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых

происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами

переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных

срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности учащихся в отношении

учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко

случается со школьниками – подростками, прежде бывшими активными и хорошо

учившимися.

Пассивное поведение школьников может быть связано как с неправильным

отношением родителей к ребенку, так и с некоторыми психологическими

особенностями самого школьника. Они возникают, во-первых, при слишком

большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают

безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не

стремящиеся. Пассивные школьники часто бывают в состоятельных семьях, где

все за них делают старшие. Такие подростки и юноши часто инфантильны.

Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования безусловного

послушания родителям.

Причины пассивности ребенка могут быть внутреннего порядка. Одни из них

обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так,

флегматик-школьник нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для

преодоления такого состояния школьника важно не только его тормошить,

внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние

мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.

Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие

черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Такие

учащиеся избегают проявлять инициативу и активно включаться в жизнь

детского коллектива. Следует рекомендовать преодолевать застенчивость и

неуверенность в себе школьников включением в деятельность школьной малой

группы, в выполнении общественных поручений. Однако при этом надо соблюдать

меру, чтобы не сработал механизм сверхкомпенсации у ребенка. Дело в том,

что при воспитательных воздействиях некоторые застенчивые люди не только

совсем утрачивают эту черту, но становятся излишне самоуверенными, даже

нескромными и конфликтными.

Ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью,

регулировать ее, а также помогать другим школьникам вырабатывать у себя это

психологическое качество. Называется оно организованностью. Понятия

«активный ученик» и «организованный ученик» близки друг другу по

содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик

активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять

своей активностью, держать себя в руках.

6. К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало

организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Прежде

всего, надо сказать о проявляющихся новых неформальных лидерах в классных

коллективах подростков и старшеклассников. Активность такого лидера

рекомендуется не подавлять, а направлять в разумные цели. Характерной

ошибкой неопытных классных руководителей является в таких случаях резкое

изменения официального статуса такого лидера (например, неожиданное

назначение его старостой класса) в надежде на его помощь в поддержании

порядка в классе и быстрое исправление своего поведения. В этом случае

забывается, что именно такие активные школьники нуждаются в воспитании и

самовоспитании организованности, умения управлять своим поведением и

корректно влиять на поведение своих товарищей. Поэтому перевоспитание

подобных школьников начинают с привлечения к несложным видам общественно-

организационной деятельности, постепенно ее усложняя, обучая целесообразным

приемам организаторской работы.

Помимо некоторых неформальных лидеров и затаенных инициаторов

неблаговидных дел, в классе бывают невольные дезорганизаторы. Они не ставят

своей сознательной целью нарушение учебно-воспитательного процесса в

классе, но неосознанно нарушают его. Такие учащиеся постоянно спорят и

пререкаются с преподавателями по любому поводу, затевают бесконечные

дискуссии, вносят дополнения и поправки в объяснения педагога и т. п.

Мотивом поведения этих школьников является желание самовыражения и

самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность –

повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. Подростки

подчас «усматривают» ошибки даже в учебниках по точным наукам. У

старшеклассников дезорганизаторское поведение усиливается явлением

юношеского максимализма. Нейтрализуя крайние проявления своей активности,

доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении.

Следует сказать также о мнимых дезорганизаторах – чрезмерно активных на

уроках школьниках. Их поведение похоже на поведение неосознанных

дезорганизаторов. Однако, в отличие от последних, они не самоутверждаются

за счет авторитета учителя, а выступают как люди, чрезмерно

заинтересованные учебным предметом. В их число попадают многие одаренные

дети. Между тем, некоторые учителя считают этих подростков и

старшеклассников выскочками, бросающими вызов педагогу, противоборствующими

с ним. На деле же такие школьники часто просто хотят глубже разобраться в

усваиваемом учебном материале. Учителю не следует в таких случаях

поддаваться раздражимости, а проявить терпимость.

Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из

них импульсивны. Это происходит не только не из-за отсутствия у них знания

о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего из-за нежелания

ограничивать свою свободу какими-либо рамками.

Нередко среди школьников, особенно средних и старших классов, частично

организованный учащийся. Это чаще всего выражается в том, что ученик хорошо

организует свою деятельность по каким-то немногим учебным предметам, а по

другим занимается кое-как. Серьезно следует подумать о профилактике

подростковой преступности, особенно в период каникул. Полное безделье в

течение продолжительного времени развращает ребенка, порождает нежелание в

дальнейшем учиться и трудиться.

Заорганизованность чаще всего бывает двух видов: внешняя и внутренняя.

Внешне заорганизованный школьник слепо подчиняется установленному в школе и

семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных

жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний.

К внутренне заорганизованным школьникам и взрослым относятся чрезмерно

активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих

физических и умственных возможностей. Они учатся и работают чрезмерно

много, нередко на износ. Весь смысл жизни такие люди видят в постоянной

работе. В последнее время появился даже специальный термин для обозначения

таких людей. Их называют «работоголиками». Еще в VI веке до н. э. Семь

самых больших мудрецов Древней Греции выбрали в качестве одного из

мудрейших изречений, высеченных на стене храма Аполлона в Дельфах, -

«ничего слишком».

Из школьников чаще всего и опаснее всего для своего здоровья это мудрое

изречение нарушают подростки. Они чувствуют свои значительно возросшие

физические и умственные силы, но не знают их пределов. Между тем,

подросткам очень хочется показать себя взрослыми. И они берутся за дела,

которые не всегда могут осилить. Отсюда нередкое в этом возрасте

психические и физические срывы, надломы, разочарования в жизни, апатия и

безалаберность в поведении.

Чрезмерная заорганизованность подростков наблюдается, когда у них

появляется возможность проявить себя взрослыми в учебе. Заорганизованных и

малоорганизованных школьников сближает одна характерная особенность. Они не

знают меру своих возможностей, физических и душевных сил. Первые

значительно завышают свои возможности, вторые – занижают. То и другое

вредно.

Лучшим средством исправления недостатков указанных категорий школьников

является воспитание и самовоспитание у них организованности. Можно говорить

о трех ее видах: повседневной, длительно нацеленной и организаторской.

Воспитание организованности начинается с повседневной организованности:

умение планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.

В основе воспитания повседневной организованности лежит знание

школьником меры своих индивидуальных и возрастных возможностей.

Определение разумной меры учебного труда и отдыха позволяет школьнику

выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня.

Для самостоятельного выполнения режима дня ребенку важно привить

чувство времени.

Повседневная организованность школьника связана с его аккуратностью,

добросовестным, ответственным отношением к делу, с систематичностью его

деятельности.

Длительно нацеленная организованность возникает на основе повседневной,

но связана с решением не текущих задач, а с достижением далеких и важных

жизненных целей. Центральной является проблема нравственного, духовного

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.