скачать рефераты

МЕНЮ


Детские и юношеские общественные организации

Детские и юношеские общественные организации

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Специальность 010400

Студентка III курса Латышева И.С.

Зачётная книжка № 0112111

СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ И

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курсовая работа

Научный руководитель Антропова Л.В.

Череповец

2002

План:

|Введение. |3 |

|§1.Классификация детских общественных организаций. |6 |

|§2.Характкристика детских и юношеских общественных организаций.|8 |

|§3.Детские и юношеские организации позитивной направленности. |10 |

|§4.Детские и юношеские организации негативной направленности. |15 |

|§5.Детские и юношеские организации нейтрального содержания. |24 |

|§6.Педагогические условия успешного взаимодействия школы и |25 |

|общественных организаций в воспитательном процессе. | |

|Заключение. |27 |

|Библиографический список используемой литературы |32 |

Введение.

Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время.

Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице

убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных

напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому,

что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо

организован их досуг; резко сократились материальные, технические и

духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему

принадлежать.

В современных условиях в России число детских и молодёжных общественных

организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе

насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований,

созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлечённость детей и

молодёжи в общественное движение составляет около 10%.[1]

В 1997 году общий процент детей, считающих себя членами любых детских

объединений, составлял в среднем 13,4% опрошенных, а ведь в 1996 году таких

респондентов было 15,6%, в 1995- 18,7%, в 1994- более 22%. Желание быть

членами детских общественных объединений высказали 45% подростков, не

входящих ни в одно из них.[2]

Дети не хотят вступать в организации по следующим причинам:

[pic] Ориентированность вновь создаваемых объединений только на

учебно-воспитательные или чисто абстрактные цели;

[pic] Жёсткий авторитет руководства со стороны взрослых;

[pic] Нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами

работы;

[pic] Закрытость от реального окружения, преобладание «надуманных»

жизненных ситуаций, игнорирование отечественных традиций.[3]

Изучением данного вопроса занимались следующие исследователи:

председатель Федерации детских организаций, депутат Гос. Думы Елена

Чепурных; вице-президент Ассоциации исследователей детского движения Тамара

Трухачёва; координатор Пионерского содружества и МГСПО Д.Лебедев; кандидат

педагогических наук, НИИ детства Н.П.Иванова; зав. Отделом программирования

Совета Федерации детских организаций «Юная Россия», кандидат педагогических

наук Л.Клочкова; доктор педагогических наук, профессор Н.Шнуркова и др.

Объектом нашего исследования являются общественные организации в

России, предметом- детские и юношеские общественные организации. Целью

работы является раскрыть содержание, формы и методы деятельности детских и

юношеских общественных организаций. При изучении данной проблемы мы

поставили следующие задачи:

1. раскрыть сущность и содержание понятий: детские и юношеские

общественные организации;

2. показать содержание деятельности позитивно направленных детских и

юношеских организаций;

3. исследовать содержание вредных влияний негативно (ассоциативно)

направленных юношеских организаций;

4. раскрыть содержание деятельности нейтрально направленных детских

организаций;

5. выявить необходимые педагогические условия, способствующие позитивному

формированю личности школьников при взаимодействии школы и общественных

организаций;

6. разработать методические рекомендации по успешному взаимодействию

учителя с детскими и юношескими общественными организациями в

проведении культурного досуга.

Далее необходимо раскрыть сущность понятий:

Так в словаре русского языка С.И. Ожегова:

Детский- не свойственный взрослому, незрелый.[4]

Общественный- 1)относящийся к обществу, протекающий в обществе,

связанный с деятельностью людей в обществе; 2)относящийся к работе по

добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд

коллектива.[5]

Юность- юный возраст, промежуточный между отрочеством и зрелостью.[6]

Организация - общественное объединение или государственное

учреждение.[7]

В современном словаре иностранных слов:

Организация- совокупность людей, групп. Объединённых для достижения

какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения

труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.[8]

Большая советская энциклопедия даёт следующее определение:

Общественные организации- объединения граждан, построенные на основе

самоуправления, организационной самодеятельности, принципов

демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие

законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие

деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на

решение задач, стоящих перед всем обществом. Членство в О.о. основывается

на принципе добровольности. О.о.- составная часть политической организации

общества наряду с системой представительных органов и подчинённого им

аппарата государственного управления, с организациями местной

самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе

своей деятельности О.о. взаимодействуют со всеми этими органами и

организациями.[9]

Детские демократические организации- добровольные массовые объединения

детей и подростков, осуществляющие под руководством прогрессивных

организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное

воспитание подрастающего поколения.[10]

§1. Классификация детских общественных организаций.

Анализ современной практики позволяет классифицировать детские

организации по следующим критериям:

[pic]С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются:

[pic] Ориентированные на социализацию личности ребёнка, его

гражданское становление, гармонизацию личного и общественного,

индивидуального и коллективного начал (представлены, прежде всего,

объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской

организации);

[pic] Социально-индивидуальной направленности (главным образом

скаутские организации);

[pic] Связанные с начальной профессиональной подготовкой детей

(«Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и

т. д.);

[pic] Детские общественные структуры, пропагандирующие

патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей

милиции и т.д.);

[pic] Культурологического и практического характера (по возрождению

традиций, изучению истории и культуры народов России, народных

промыслов);

[pic] Борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные,

туристские).

[pic]По идеологическому признаку существующие юношеские общественные

организации можно разделить на:

[pic]Светские;

[pic] Религиозные;

[pic] Общечеловеческой направленности;

[pic] Узконациональной направленности.

[pic]По степени самостоятельности, открытости, демократичности

различаются:

[pic]Относительно самостоятельные объединения, имеющие статус

юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с

другими структурами (государственными, общественными) как партнёры;

[pic]Существующие в качестве базы многочисленных взрослых

общественных организаций (многие из них почему-то зарегистрированы

как «детские»), или взрослых политических движений (например,

экологического).[11]

[pic]С точки зрения специфики реализации ими своих важнейших задач-

функций:

[pic]Организации, которые решают как первостепенную задачу

удовлетворения интересов и потребностей детей, передачу им знаний и

умений, но обязательно включают подростков в социальную практику, в

том числе давая им возможность реализовать в деле свои знания и

умения;

[pic] Те, которые предлагают ребятам, опираясь на их интерес,

конкретные виды социально значимой деятельности (на базе одного её

профиля) и через них и с их помощью включают подростков в социальную

практику;

[pic]Организации, которые заведомо строят свою жизнедеятельность на

определённой системе ценностей, на основе которой базируется их,

чаще всего, многопрофильная, социально ориентированная деятельность,

системы отношений и самодеятельные по своему характеру принципы

функционирования организаций.[12]

Согласно результатам исследования, наибольшим вниманием (в сумме более

35% опрошенных) у ребят пользуются профильные детские общественные

объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей предметной

деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их интересы

и потребности. Скаутские организации пользуются приоритетом у

6,8%опрошенных, коммунарские объединения- у 0,8 %, членство в религиозных,

национальных и политизированных детских объединениях ребята явно не

склонны афишировать. Свою принадлежность к такого рода формированиям в

сумме отметили лишь около 8 % респондентов.[13]

Итак, очевидно, что существует множество различных детских общественных

организаций. Их направленность самая разнообразная, что предоставляет

широкий выбор подросткам. Каждый из них может вступить в ту организацию,

которая удовлетворяет его потребностям.

§2.Характеристика детских и юношеских общественных организаций.

Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии

молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной

активности, самореализации; особая педагогически организованная среда

жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские и

юношеские общественные организации (ДиЮОО) можно рассматривать как

возможное звено воспитательной системы государственного образовательного

заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как

самостоятельную специфическую воспитательную систему, включённую в

воспитательное пространство конкретного социума.

Выход детского движения из-под контроля государства, официальных

общественных структур привёл к стихийному росту различных ДиЮОО. Они

возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и

поддержку.

Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения

дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей,

а также общественные структуры неполитического характера, легально

существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое

воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных

педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка,

становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским

объединениям негативной направленности.

Как реальность воспитательного пространства подростковые организации

поддержаны нормативно-правовыми государственным законами.

Детские организации имеют большие воспитательные возможности:

[pic] Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется

процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации,

самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие

целостного развития личности;

[pic] Разумно организованный досуг детей - среде их жизнедеятельности,

социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект

деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и

коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со

своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим

государственным и общественным структурам;

[pic] Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта

самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной

деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-

нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей

увлечённых, неравнодушных;

[pic] Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»-

самого ценного в жизни растущего человека.

Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в

результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать

в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также

предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций

играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.

Главная особенность- создание детских объединений не по указке

«сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу»- добровольно,

демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом

местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов.

Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым,

представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры

разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация

индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация. По степени

реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном

пространстве. Эти функции представлены в концепции и программах.[14]

Существует широкий спектр различных программ. Примером может служить

программа «Возрождение», которая носит рекомендательный характер. Основная

идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно

сплетаются 2 заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании

человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных

условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. В программе

действуют 9 взаимосвязанных проектов: Робинзон, Первооткрыватели,

Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры,

Мы вместе и Русское зарубежье.[15]

Есть и другие не менее интересные программы: «Детский орден

милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос», «Каникулы»,

«Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и другие.

§3.Детские и юношеские организации позитивной направленности.

Молодёжная морская лига.

Подростковая преступность и наркомания… Кто только не задумывался над

вопросом: откуда у нас это зло? И что мы можем ему противопоставить? В

Молодёжной морской лиге решили этот вопрос по-своему. Дело в том, что здесь

решили дать ребятам настоящее мужское дело, пусть трудное, пусть опасное,

но такое, которым можно гордиться и не искать компенсаций в вине, сигаретах

и наркотиках.

Около 100 российских, польских и американских мальчишек собрались

вместе. Их усадили на польскую баркентину «Погорье» и отправили в дальнее

плавание под командованием известного яхтсмена и педагога Кшиштофа

Барановского. Произошло это 1 сентября 1988 года. 9 мая- 8 месяцев спустя

потрёпанная штормами баркентина успешно завершила свой рейс. Так и

появилась новая общественная организация - Всесоюзная молодёжная морская

лига (теперь просто Молодёжная морская лига). Организация объединила клубы

юных моряков и речников, детские морские флотилии и речные пароходства, яхт-

клубы и кружки судомоделистов страны. Но единение шло не по букве, а по

духу. Недаром среди основных направлений работы здесь было записано:

[pic] Формирование физического и нравственного здоровья на принципах

патриотизма, уважения к истории, традициям отечества, армии и флота;

[pic] Профессиональная ориентация, подготовка к службе в Военно-

Морском флоте;

[pic] Укрепление материальной базе клубов, содействие при

осуществлении ими дальних морских походов и т. д.

Членами лиги стали 137 первичных организаций. Это более 40 тысяч юных

моряков, речников и судомоделистов. Следующим шагом было вступление лиги в

Международную ассоциацию учебных парусных организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.