скачать рефераты

МЕНЮ


Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет начального и специального образования

Очное обучение

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по педагогике

на тему:

"Деятельность классного руководителя по формированию нравственного

поведения младших школьников"

Студентки V курса

Морозовой И. О.

Научный руководитель

кандидат педагогических наук

Меженцева Г. Н.

Смоленск – 2001

План:

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

§ 1. Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив,

мотивация, нравственное поведение. . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

§ 2. Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов

нравственного поведения младших школьников. . . . . . . .

. . . . . . . 11

§ 3. Характеристика методов формирования мотивов нравственного

поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . 17

§ 4. Состояние вопроса в практике работы учителей начальных

классов (по результатам констатирующего эксперимента). . . .

. . . . . . . . . . . . . 27

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Введение.

Актуальность темы. Для ребенка естественно то, что в процессе

воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть.

Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность

учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за работой

многих классных руководителей показали, что нравственное воспитание в

школе имеет именно такой, формальный характер: добиваясь от учащихся

форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам,

определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым

эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о

личности учащегося.

Анализируя научную литературу по этому вопросу, мы не

обнаружили сколько-нибудь его систематического освещения, хотя многими

авторами некоторые аспекты нравственного воспитания рассматривались.

Собственно, вышеописанное и обусловило выбор данной темы для

исследования, объектом которого являются мотивы нравственного

поведения младших школьников; предметом – деятельность классного

руководителя по их формированию.

Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил

сформулировать гипотезу: повысить эффективность работы по

формированию мотивов нравственного поведения можно, если выполнять

следующие условия:

знать уровень психической зрелости ребенка;

знать особенности мотивационной сферы младших школьников;

стимулировать нравственное поведение учащихся;

использовать разнообразные методы и приемы.

Цель исследования: выявить основные методы и приемы, повышающие

эффективность работы по формирования мотивов нравственного поведения

учащихся.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были

определены основные задачи:

проанализировать понятия мотива, мотивации, нравственного поведения;

изучить особенности мотивации нравственного поведения младшего

школьника;

проанализировать методы формирования мотивов нравственного поведения;

проверить гипотезу в опытной работе.

Важнейшими источниками исследования являются:

научная литература по психологии и педагогике;

педагогические журналы «Начальная школа» и «Педагогика»;

«книги для учителя»;

пособия по педагогике и психологии для студентов вузов;

межвузовские сборники научных трудов по проблеме нравственного

воспитания.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была

разработана программа исследования, которая включала следующие методы

исследования:

изучение литературных источников,

наблюдение за работой учителей начальных классов,

беседы с завучем и учителями,

анкетирование.

Положения, выносимые на защиту: педагогическими условиями

эффективной работы по формированию мотивов нравственного поведения

являются:

знание уровня психической зрелости ребенка;

знание особенностей мотивационной сферы младших школьников;

стимулирование нравственного поведения учащихся;

использование разнообразных методов и приемов в работе.

Для проверки гипотезы количественному и качественному анализу

были подвергнуты 42 анкеты учащихся 3-их классов.

Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка

изученной литературы (36 источников). Объем работы 36 страниц

печатного текста.

§ 1. Понятие и сущность основных понятий исследования:

мотив, мотивация, нравственное поведение.

Поведение личности в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся оди-

наковыми, зачастую является весьма разнообразным. Это

разнообразие трудно объяснить, обращаясь только к ситуации. За

объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека

могут стоять совершенно разные причины, то есть побудительные

источники этих действий могут быть различными. [26, с.146]

В психологической литературе понятие о мотиве трактуется по-

разному. При сходности общего подхода к пониманию мотива существуют

некоторые расхождения в деталях определения.

Радугин А. А. считает, что мотив – это побуждение к

совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей

человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им

вообще. [25, с.103]

По мнению Немова Р. С. мотив – это внутренняя устойчивая

психологическая причина поведения человека. [15, с.666]

Реан А. А. так определяет это понятие: «мотив – внутреннее

побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность,

общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной

потребности». [26, с.147]

Мы видим, что в психологии само определение понятия «мотив»

представляет научную проблему. Одни считают, что мотив – это

психическое явление, становящееся побуждением к действию, другие,

что – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий

и поступков личности. Мы считаем, что задача классного руководителя

формировать у младшего школьника именно устойчивые осознаваемые

причины поведения, поэтому мы будем поль- зоваться определением,

которое дает Немов Р. С. Отметим еще, что мотивами поведения

(устойчивыми причинами) могут являться взгляды, убеждения, понятия

человека о нравственности.

Мотив является предметом деятельности. Разумеется, он может

быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии,

так и существующим только в воображении, мысли. Главное, что за

ним всегда стоит та или иная потребность. В качестве мотива

всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.

Одни мотивы, побуждая деятельность, вме- сте с тем придают ей

личностный смысл; они называются смыслообразующими. Другие,

сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных фак- торов

(положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных,

аффективных, – лишены смыслообразующей функции; их условно называют

мотивами-стимулами. [29, с.184]

Мотив может характеризоваться не только количественно (по

принципу «сильный – слабый»), но и качественно. В этом плане

обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет

об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности

деятельность значима сама по себе, то говорят о внутренней

мотивации. Если же значимы другие потребности, то говорят о

внешних мотивах.

Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотив

достижения, успеха) и отрицательными (мотив избегания). Очевидно,

что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние

отрицательные, даже если по силе они равны. К тому же высокая

позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в

случае недостаточно высоких специальных способностей или

недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и

навыков. [26, с.164]

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи

динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех

фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается

не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. [25, с.103]

Любой поведенческий акт всегда заканчивается сравнением

задуманного со сделанным. Задуманное – это цель деятельности, а

цель является выражением потребности, она показывает, что надо

делать. Мотив деятельности раскрывает характер побуждений, он

выражает то, ради чего должна совершаться деятельность. [16, с.33]

Содержание деятельности не определяется лишь предметным

содержанием потребности, удовлетворяемой этой деятельностью. Человек

учитывает ситуацию, наличие субъективных и объективных возможностей,

наличие или отсутствие противоположных потребностей и таких, которые

действуют в одном направлении с основной. Затем на основании

мотива, который имеет данное поведение и переживается как

субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект

оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно

поведение другим, менее приемлемое более приемлемым, и этим путем

создает возможность определенной деятельности. Действие, объективно

связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к

одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в

силу этого обладающее конфликтным смыслом, есть поступок.

Героический поступок – тот, который человек совершил, одновременно

преодолевая страх, инстинкт самосохранения, общественное давление и

т. п. Бесчестный поступок – тоже преодоление, но уже собственных

нравственных запретов. [30, с.185]

Нравственный смысл поступка оценивается, прежде всего, по его

мотиву, а не по внешней форме. Люди могут поступать нравственно,

чтобы добиться одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит

эгоистический характер. [25, с.103]

Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает

ведущее место в структуре личности, пронизывая основные ее

структурные образования: направленность личности, характер, эмоции,

способности, деятельность и психические процессы. Она теснейшим

образом связана с эмоциями. Мотивация поведения принципиально

невозможна вне пределов эмоций, мотивационно-ценностной сферы. [3,

с.7]

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два

психических явления:

совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность

индивида, то есть система факторов, детерминирующих поведение,

процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, ко-

торый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на

определенном уровне. [30, с.185]

В нашем исследовании мы будем иметь в виду второе определение,

так как в данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а

именно процесс формирования мотивов в младшем школьном возрасте,

который имеет педагогическую характеристику.

Мотивационного объяснения требуют возникновение,

продолжительность, устойчивость поведения, его направленность и

прекращение после достижения цели, преднастроенность на будущие события,

повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого

поведенческого акта. [25, с.103]

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся

чертами личности. К таким чертам можно отнести мотивы достижения

успеха и избегания неудачи. Личность характеризуют и такие

мотивационные образования как потребность в общении, мотив власти,

мотив оказания помощи людям и агрессивность. Это – мотивы, имеющие

большое социальное значение, так как они определяют отношение к

людям. [25, с.103]

Для правильной организации своей работы классному руководителю

необходимо знать, как формируется мотивация личности. Существует два

механизма.

Заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально

организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности

и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные

побуждения, которые при систематической актуализации постепенно

переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм

формирования «снизу вверх».

Механизм же «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым

предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания

направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у

него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно

превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально

действующие.

Полноценное формирование мотивационной системы личности должно

включать в себя оба механизма. [30, с.186]

Чтобы подойти к раскрытию сущности нравственного поведения,

определим понятия воспитания, нравственности и поведения отдельно.

Под воспитанием в педагогике обычно понимается специально

организуемое педагогическое воздействие на учащихся в целях

формирования у них положительных черт и качеств.

И. Ф. Харламов считает, что подобное определение сущности

воспитания можно было бы считать достаточно верным, если бы

развитие и формирование личности целиком зависело от внешних

воздействий. Ведь за многочисленными формами воспитательной работы

чаще всего остаются нераскрытыми психолого-педагогические механизмы

ее морального воздействия, не показывается, как они влияют на

процесс нравственного развития. [32, с.22]

По мнению И. Ф. Харламова, под воспитанием следует понимать

такой процесс педагогического воздействия на учащихся, который

вызывает у них положительное отношение к этим воздействиям и

возбуждает активное стремление к собственному развитию и

формированию положительных личностных черт и качеств. [32, с.24]

Однако даже такое понимание процесса воспитания не дает

представления о характере этого воздействия в системе нравственного

воспитания: необходимо выяснить, в чем проявляется нравственность

человека вообще.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует отметить,

что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин

«мораль». В этике эти понятия различаются. Под моралью в этом

смысле понимается система норм, правил, требований к поведению

личности в различных сферах жизни и деятельности; нравственность же

трактуется как совокупность этих норм, правил и требований.

Формирование нравственности педагогика связывает не только со

знанием морали, но и с ее неукоснительным соблюдением. [33, с.380]

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда

он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения

(потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные

взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и

соответствующих им привычек поведения и составляют сущность

нравственного воспитания. [33, с.383]

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но

поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны

жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной

сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая

сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения

может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие

или состояние человека, но всякое действие или состояние становится

поступком только при условии, если оно рассматривается во

взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.