скачать рефераты

МЕНЮ


Дидактический материал к урокам природоведения в 1 классе по программе Плешакова

продукты питания (например, шоколад, изюм, мед и др. по усмотрению

учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую

среду? Как сделать Землю чище?

Где и когда? (5 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и

времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они

зимуют и как ученые узнали об этом?

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры Њ удивительные

животные прошлого. Как ученые изучают динозавров? Одежда людей в прошлом и

теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила

безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий

мир в будущем? Зависит ли это от тебя?

Почему и зачем? (10 ч)

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие

Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?

Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений,

животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?

Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-

носорог и др. по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих

«хозяевах».

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и

ловить бабочек?

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой

надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и

теперь. Какими могут быть автомобили будущего?

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего

следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и

теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на

корабле.

Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Кос-

мические станции.

Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к

своей планете. 22 апреля - День Земли.

Тематическое планирование уроков, содержащих компоненты нравственно-

правовой культуры.

"Мир вокруг нас", А.А. Плешаков, 1 класс.

|Компоненты | | |

|нравственно-прав|Тема урока |Основные понятия, беседы. |

|овой | | |

|культуры | | |

|I. Главные |1. Неживая природа. "Что у |Окружающая природа как условие |

|ценности нашей |нас над головой", "Что у нас|жизни и здоровья людей. |

|жизни. |под ногами". |Беседа: "Чудо жизни". |

| |2. Живая природа. "Что |Окружающая природа как условие |

| |растет на подоконнике, "Что |жизни и здоровья людей. |

| |растет на клумбе". |Беседа: "Чудо жизни". |

| |3. Какие бывают растения. |Окружающая природа как условие |

| |Значение растений в жизни |жизни и здоровья людей. |

| |человека. |Беседа: "В лес пришла беда" (о |

| | |лесном пожаре). |

| |4. Природа разных уголков |Окружающая природа как условие |

| |Земли. "Где живут белые |жизни и здоровья людей. |

| |медведи", "Где живут слоны".|Беседа: "Что написано в Красной |

| | |книге". |

| |5. Мой домашний адрес. "Что |Родные и близкие люди, их любовь и |

| |нас окружает дома". Моя |забота. |

| |семья. |Беседа: "Дари близким свою любовь и|

| | |заботу". |

| |6. Что мы знаем о нашей |Понятия "гражданин России", |

| |стране и о своем городе. |"горожанин", "малаяРодина - город, |

| |Строительство в нашем |в котором ты родился." |

| |городе. |Беседа: "Всякому мила своя |

| | |сторона". |

| |7. Мы живем на планете |Мир между людьми, отсутствие |

| |Земля. Вид Земли из космоса.|насилия, агрессии, войн. |

| | |Беседа: "Своя Земля и в горсти |

| | |мила". |

| |8. Труд людей. Профессии |Труд условие развития человека. |

| |людей. "Как путешествует |Уважительное отношение ко всему, |

| |письмо". |что создано трудом. |

| | |Беседа: "Трудом славен человек". |

| |9. Школьные товарищи. |Ценность общения со сверстниками. |

| |Друзья. |Беседа: "О дружбе мальчиков и |

| | |девочек". |

|II. |10. Мое здоровье. Режим |Каждый человек имеет право на |

|Представление о |питания. |охрану здоровья. |

|правах человека.| |Беседа: "если хочешь быть здоров". |

|III. Понятие |11. Какие бывают животные. |Охрана природы - обязанность |

|"гражданин |Насекомые, рыбы, птицы, |гражданина. |

|России". |звери. |Беседа: "Разрушители и защитники |

| | |природы". |

| |12 Растения и животные |Охрана природы - обязанность |

| |ближайшего окружения. |гражданина. |

| |Подкормка птиц. |Беседа: "Почему надо беречь |

| | |природу". |

| |13. Значения животных в |Охрана природы - обязанность |

| |жизни людей. "Что такое |гражданина. |

| |зоопарк". |Беседа: "Осторожно, жестокость" |

| |14. Животные живого уголка. |Охрана природы - обязанность |

| |Собака. Кошка. Уход за ними.|гражданина. |

| | |Беседа: "Наши друзья - домашние |

| | |животные". |

| |15. Москва - столица России.|Осознание своей принадлежности к |

| | |россиянам. |

| | |Беседа: "Моя Родина - Россия". |

|IV. Понятие |16. Экология. Что такое |Закон - важный государственный |

|"закон". |экология. |документ. Значение экологии. |

| | |Беседа: "Зеленый патруль |

| | |действует". |

|V. Роль правил в|17. Наш дом. Как он |Экономия воды в быту. |

|жизни человека и|снабжается водой. |Беседа: "Город и горожане". |

|общества. | | |

|VI. Правила |18 Какой бывает транспорт: |Правила пользования городским |

|поведения в |наземный, водный, воздушный,|транспортом |

|общественных |подземный. |Беседа: "Человек в мире правил". |

|местах. | | |

|VII. Правила |19. Общение. Правила |Правила вежливости основаны на |

|вежливости. |вежливости. Прием гостей. |уважении к человеку. |

| | |Беседа: "Вежливость и речь". |

|VIII. правила |20. Правила безопасности при|Понимание опасности обращения с |

|личной |обращении с бытовыми |электричеством. Формирование навыка|

|безопасности. |приборами. "Что вокруг нас |правильного обращения с бытовыми |

| |может быть опасным". |приборами. |

| | |Беседа: "Осторожно - опасно для |

| | |жизни". |

| |21. Как удаляется мусор. |Негативное отношение к загрязнению |

| | |улиц, дворов. |

| | |Беседа: "Пачкуны и разрушители". |

| |22. Правила личной гигиены. |Вредные привычки - угроза здоровью.|

| |Мытье рук, уход за зубами. | |

| | |Беседа: " Вредные привычки - угроза|

| | |здоровью". |

| |23. Режим дня. |Значение режима дня в охране |

| | |здоровья. |

| | |Беседа: "Как стать сильным и |

| | |ловким". |

Дидактический материал.

В качестве дидактического материала я хочу предложить программно-

методический комплекс "Естествознание с основами экологии", предназначен

для поддержки школьного курса естествознания, природоведения или

ознакомления с окружающим миром (стандартного или углубленного эколого -

биологического направления). Комплекс предназначен для использования

параллельно с традиционными занятиями в 1 или 2 классах по учебникам

Клепининой и Плешакова. Предлагаемый программно-методический комплекс

позволяет ребенку "проигрывать" различные сложные природные процессы и

явления в удобной, веселой и интересной форме. Программно-методический

комплекс состоит из блоков - отдельных тем, каждая из которых включает в

себя краткий теоретический материалом с элементами мультипликации,

практическую работу и контрольные вопросы. Каждое теоретическое,

практическое или контрольное занятие предусматривает работу на компьютере в

течение 20 - 35 минут (в зависимости от выбранного режима работ и задания

учителя), что с точки зрения влияния на здоровье ребенка совершенно

безопасно. В течение года обучения комплекс предусматривает обращение к

компьютеру 8 - 10 раз. Программно-методический комплекс проектируется в

универсальной инструментальной системе "Stratum Computer". Помимо

углубления знаний, умений и навыков в области естествознания, программно-

методический комплекс призван способствовать развитию самостоятельности,

логического мышления, наблюдательности, способности анализировать события и

делать выводы.

Содержание программно-методического комплекса

. Температура;

. Суточное движение Земли вокруг Солнца;

. Годовое движение Земли вокруг Солнца;

. Природное сообщество "Лес";

. Природное сообщество "Водоем";

. Проектирование города.

Пользователями программно-методического комплекса, будут являться

младшие школьники и их преподаватели, равно как и отдельные дети, для

которых родители приобретают компьютерные программы для индивидуальной

работы дома. Программно-методический комплекс. “Естествознание с основами

экологии” для начальной школы предназначен для компьютерной поддержки

школьного курса естествознания (природоведения или предмета "знакомство с

окружающим миром"), для углубления и закрепления знаний и умений учащихся,

осмысленного усвоения основных понятий, законов природы, их логических и

причинно-следственных связей, a также для развития активных познавательных

и аналитических способностей, самостоятельности и наблюдательности. Для

предлагаемого компьютерного учебника имеются значительные наработки,

выполненные в яркой увлекательной форме. Апробация показала, что дети с

большим удовольствием работают в среде, играя и обучать одновременно.

Параллельно, ненавязчиво и интересно происходит знакомство ребенка с

компьютером, формируется отношение к персональной электронно-вычислительной

машине не как к игрушке, а как к инструменту познания окружающего мира.

Количество часов отведенных в школьных курсах на изучение естествознания с

элементами экологии колеблется в зависимости от принятых программ около30

часов. Программно-методический комплекс является одновременно и

инструментом, помогающим учителю организовать учебный процесс и средством

активизации познавательной деятельности учащихся.

Основными учебными целями являются:

. прочное усвоение знаний по изучаемым темам;

. выработка навыков активного моделирования при исследовании природных

процессов и явлений;

. формирование элементов экологического мировоззрения (т.е. умения

осознавать систему связей в природе и постоянно прогнозировать

результаты вмешательства в природную среду).

Программно-методический комплекс сопровождается методическими

рекомендациями для учителя. В рекомендациях оговариваются основные правила

работы с программным продуктом и предлагаются формы использования программы

по каждой теме. В рекомендациях указываются виды организации практических

работ и способы их оформления. Однако учителю предоставляется самый широкий

выбор для варьирования.

Формы предполагаемого использования КОП в учебном процессе:

. на уроках при изучении нового материала, на проведении практических

занятий или при организации контроля знаний;

. при внеурочных занятиях (обязательных самостоятельных в учебном

заведении или дома, факультативных, при самостоятельном изучении

курса) - в соответствии с прилагаемыми методическими пособиям.

Основные функциональные возможности учебного пособия:

. игровая форма познания;

. возможность моделировать физические и биологические процессы, которые

фактически невозможно продемонстрировать в классе;

. активное вмешательство в любой процесс или явление, моделируемое в

ходе работы;

. наглядное отображение вмешательства ребенка в процесс или явление;

. возможность для каждого ребенка выбрать свой темп и режим работы;

. наличие конструктора и экспертной системы для проверки знаний.

Так же в качестве дидактического материала я предлагаю наглядные

иллюстрации, выполненые мною.

1) Знакомство с представителями флоры и фауны нашего региона. Кто живет

в лесу? Кто живет в водоемах? Каждая иллюстрация выполнена в цветном

изображении на формате А4 рис 7, рис 8. Далее ученикам предлагается

расселить представителей флоры и фауны в местах их обитания рис 1,

рис 2, рис 4.

2) День и ночь, лето и зима рис 5. Планета Земля рис 6. Почему бывает

день и ночь? Лето и зима? Планета Земля, ее форма. Глобус - модель

Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Каждая из

иллюстраций выполняется на формате А4.

3) Почему бывают зима и лето? Рис. №9.

4) В форме самостоятельной работы о смене времен года. Рис 10.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Начальная школа №8 1998г.

2) Башкирский институт развития образования. Официальный сайт

www.biro.ufanet.ru

3) «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, Просвещение, М., 2000г.

4) Пермский Государственный Технический Университет. Официальный сайт.

www.stratum.pstu.ac.ru

5) «Мир вокруг нас» Хрестоматия. 1 кл. Плешаков А.А., АСТ-Пресс, 1997.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.