скачать рефераты

МЕНЮ


Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

Восточный Институт Экономики Гуманитарных Наук Управления и Права

Педагогический факультет

Психология

Дифференциация обучения — как условие развития одаренных.

Реферат по предмету(

Методика работы с одаренными детьми.

Студентки группы С-96

Мавлявиевой

А.А.

Преподаватель(

Бадретдинов В.М.

Альметьевск

2000г.

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………………………3

1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.…5

2. Обучение одаренных……………………………………………………………………..13

2.1. Общие особенности одаренных детей……………………………………………………..13

2.2. Ускорение обучения……………………………………………………………………………13

2.3. Обогащение обучения…………………………………………………………………………15

3. Учитель для одаренных……………………………………………………….19

3.1. Подготовка учителя…………………………………………………………………………….19

3.2. Личностные особенности и поведенческие черты для

одаренных…………………….20

3.3Менторство как форма работы с одаренными детьми…………………………………….21

Заключение….……………………………………………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………………24

Введение.

В моду входят не только фасоны платьев но и те или иные слова или идеи…

Сегодня модной стала модной проблема детской одаренности. Везде и всюду

ищут таланты( развивают таланты( создают фонды для помощи талантам. Но это

сейчас. А долгое время одаренных по сути дела( в нашей стране не

существовало. Провозглашался ханжеский лозунг( «Неспособных детей нет!».

Все объявлялись одаренными. А раз все дети одарены от природы в равной

степени( то надо ли заниматься талантами( разрабатывать для них особые

методы обучения и воспитания( готовить учителей…

Психологи показали( что для развития потребности ребенка в познании и —

на этой основе — одаренности наиболее пагубно именно пренебрежение(

безразличие к его познавательной деятельности. Даже запрещение творчества(

как это ни парадоксально( может более положительно влиять на развитие

ребенка (в случае сильной потребности в познании)( чем равнодушие.

У нас до сих пор бытует мнение( что работа с одаренными детьми( создание

для них специальных школ( особых программ — все это не что иное( как

формирование элиты( нарушение правила равенства( гуманизма. По-видимому(

нашему обществу еще придется вырабатывать принципы подлинного гуманизма(

заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности»( а в уважении к

уникальности каждой личности( к ее неповторимости. Ведь люди различаются от

природы самым основательным образом,( в том числе и по своим талантам.

Надо сказать( что( несмотря на большую — длительную и временами широкую

историю изучения одаренности на Западе и нашей стране( тем не менее

терминология еще не вполне установилась. Понятие «одаренность» имеет

несколько различных значений: как представление о наследственных

предпосылках( об уровне умственного развития( характеризующем каждого

человека ( и т.д.

Понимание одаренности как только интеллектуальной характеристики не

соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей

человека. Одарен( необычно развит не сам по себе ум человека( одарена его

личность. Человек( наделенный развитыми способностями( — другой и по

характеру( и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с

окружающими( по-другому трудится. Целостный подход к одаренному человеку(

прежде всего к ребенку( как к личности необходим( чтобы суметь развить его

способности реализовать его дар. Более того( лишь понимание личностной

непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его

творческие и интеллектуальные потенции.

Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренности детей( если

они опережают в своем развитии сверстников( необыкновенно легко усваивают

человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая

одаренность( гораздо более трудная и для учителей( и для родителей. Это

одаренность нестандартным видением( нешаблонным мышлением. При этом

способности к усвоению могут быть и не такие уж выдающиеся( что мешает

окружающим вовремя угадать этот дар.

Особенно трудно таким детям с учителями. Видимо( сама профессия педагога

противоречива по своей сущности( ведь он учит своих учеников наиболее

устоявшемуся в человеческом опыте и потому по необходимости консервативен.

Добавим при этом( что при всех вариациях он все же имеет дело каждый год с

одним и тем же основным содержанием своего предмета. В такой ситуации тем

более трудно не только заметить нестандартного ребенка — трудно его

оценить( примириться с нешаблонностью его восприятия( его деятельности. Еще

прибавим( что у творчески одаренного ребенка( как правило( менее уживчив

характер( чем у «нормальных» детей( из-за чего у него не редки трудности в

общении.

Не будет преувеличением сказать( что( общаясь с одаренными детьми(

учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу(

свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем( кто никогда не работал

с одаренными детьми ( такой ребенок представляется чудом( которое нельзя не

заметить( а сама работа с ним — праздничной и полной непрерывного

удовлетворения. Это далеко не всегда так. Многие талантливые дети на первый

взгляд ни чем не выделяются( и нужен большой опыт( специальные знания(

чтобы заметить их в общей массе. Еще больше особой психологической

подготовки нужно( чтобы уметь работать с такими детьми.

Одаренные дети — целый мир( особый мир детства.

1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.

Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитания одаренных

дошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и

установление между ними эмоционально благополучных отношений.

В практике организации дифференцированного обучения можно выделить три

основных направления:

1. факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной

программе;

2. предоставление им возможности ускоренного прохождения школьной

программы;

3. создание классов (школ)(работающих по специально разработанным

программам.

При этом многие исследователи,( занимающиеся проблемой одаренных детей(

отмечают значительные трудности,( которые могут возникать в сфере общения и

взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их

сверстниками при работе по первым двум направлениям.

Так( по мнению ряда авторов( некоторые особенности поведения и личности

одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками(

конфликтности их взаимоотношений вплоть до изоляции ребенка со стороны

детей( имеющих обычный уровень развития способностей. Некоторые

исследователи полагают( что в основе многих особенностей поведения

одаренных детей( нарушающих их отношения с людьми( лежит неравномерность

психического развития. Она проявляется в том( что высокое развитие

интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующим

высоким эмоциональным и социальным развитием.

Умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми( в

общении с которыми у них также могут возникать различные трудности. Как

правило( эти трудности обусловлены тем( что старшие дети опережают их в

физическом развитии и одаренному ребенку трудно стать лидером в таком

коллективе. А переживания по поводу того( что они не могут сделать что-то(

как старшие( иногда существенно сказываются на самооценке одаренных детей

так как они весьма критичны к своим достижениям. Н.С.Лейтес описывает

также случаи( когда при обучении экстерном одаренные дети оказывались в

эмоциональной изоляции от группы старших детей из-за возрастных различий в

личностном развитии.

Существуют и противоположные данные относительно особенностей социального

взаимодействия и развития одаренных детей. Они свидетельствуют о том( что

ребенок с высоким уровнем развития познавательных способностей проявляет

себя как инициативный лидер( которого другие дети предпочитают выбирать в

качестве партнера по играм и занятиям. К.Абромс( указывает что высокое

познавательное и речевое развитие одаренных детей способствует более

раннему появлению у них социализированных форм проявления агрессии( а также

что просоциальное поведение (альтруизм) связано с высоким уровнем

умственного развития.

На вопрос о том( насколько благоприятно для развития ребенка складывается

его общение в группе детского сада или в классе( позволяет ответить анализ

групповых взаимоотношений( проводимый с помощью социометрических методик.

Такой анализ основывается на выявлении существующих в группе( главным

образом( эмоциональных предпочтений. В зависимости от степени

предпочитаемости дети имеют различное положение (статус) в системе

взаимоотношений (статусной структуре группы). В настоящее время в статусной

структуре группы большинство авторов выделяет четыре основные категории

(подгруппы). Положение детей( входящих в I и II подгруппы («звезды» и «

предпочитаемые»)( рассматриваются как благоприятное( а в III и IV

(«пренебрегаемые» и «изолированные») – как неблагоприятное и

свидетельствующее о наличии различных трудностей или конфликтов в общении с

членами группы.

На положении ребенка в структуре групповых взаимоотношений влияют многие

факторы. В первую очередь оно зависит от его успешности в игровой

деятельности( умение организовывать игру( обогатить ее сюжет и содержание.

Оно обусловлено и личностными качествами ребенка( которое обеспечивает

успешность( эмоционально благоприятный фон совместной деятельности. На

избирательное отношение дошкольников оказывает влияние и то насколько полно

они удовлетворяют потребность друг друга в общении.

Обеспечивает ли высокий уровень развития познавательных способностей

(взятый в относительной независимости от успешности совместной игровой

деятельности и личностных особенностей) благоприятное положение в группе?

На этот вопрос исследования детских групповых взаимоотношений( как и

результата наблюдений за особенностями взаимодействия и общения одаренных

детей( не дают однозначного ответа. Так в работе Т.В.Сенько было

установлен( что дети старшего дошкольного возраста с высокой и средней

успешностью в индивидуальной познавательной деятельности( как правило(

имеют благоприятное положение в группе – входят в категории «звезды» или «

предпочитаемые». Вместе с тем отмечается и тот факт иногда попадали и в

категорию «изолированные».

Основываясь на анализе данных по проблеме отношения детей к более

интеллектуально развитым сверстникам( можно говорить о том( что( конечно

же( оно зависит и от особенностей личности и от поведения ее( но во многом

определяются целями( задачами совместной деятельности( ее успешностью(

ценностными ориентациями группы. По этому в каких-то группах (или у

отдельных ее членов) одаренные дети будут популярными и пользоваться

симпатиями( а в других – нет.

Вопросы же о том( какова специфика взаимоотношений одаренных детей при их

совместном воспитании; когда объединены в группу достаточно однородную и не

только по показателям умственного развития( но и по характеру мотивации(

некоторым личностным особенностям( обусловленным высоким развитием;

насколько такие взаимоотношения благоприятны для их эмоционального

самочувствия( до настоящего времени остаются практически не изученными.

Групповые взаимоотношения – это сложная система различных

взаимопроникающих и взаимовлияющих видов отношений человека к человеку.

Наиболее часто в ней выделяют межличностные (отношения( симпатии(

антипатии( безразличие) деловые (отношения к другому как к партнеру по

совместной деятельности) и оценочные (при которых другой человек

рассматривается как носитель определенных одобряемых нравственных(

моральных качеств) отношения. И хотя в дошкольном детстве они практически

слиты и выступают преимущественно как межличностные отношения( исследования

групповых взаимоотношений не может быть полным без учета всех других видов

отношений. Поэтому в работе в рамках комплексного исследования проблемы

дошкольной умственной одаренности проведенного лабораторией способностей и

творчества ИЦ семьи и детства( сделали попытку изучит специфику

взаимоотношений в группе одаренных детей старшего дошкольного возраста. С

этой целью использовались следующие методики.

Методика «Два дома» была направлена на выявление межличностных отношений

детей в и структуре взаимоотношений людей в группе. При ее предъявлении

дети должны были сделать положительный и ли отрицательный выбор в отношении

всех членов группы («поселить» их с собой или отдельно). После того как

дети делали такой выбор( их просили обосновать его. В зависимости от знака

эмоционального отношения и от того ( вспоминал ли ребенок конкретного члена

группы сам или после упоминания его экспериментатором( выборы оценивались

определенным баллом. При обработке результатов вычислялись: индексы

социометрического статуса каждого члена группы (на основании которых

выявлялась структура взаимоотношений и положения детей в этой структуре) и

коэффициент взаимности (показатель взаимности социометрических выборов)(

который ряд авторов( рассматривает как один из важнейших показателей

благополучного характера взаимоотношений.

Для того чтобы иметь возможность сравнить результаты исследования с

имеющимися в литературе данными о взаимоотношениях детей старшего

дошкольного возраста в обычной группе детского сада( дополнительно

использовалась и методика Т.А.Репиной «Секрет».

На выявление оценочных отношений была направлена методика «Лесенка»( в

которой детям предлагалось проранжировать всех членов группы( в том числе и

себя( по критерию « хороший - плохой». После выполнения задания детей

просили обосновать свое решение.

Деловые отношения в дошкольном возрасте в первую очередь возникают в

общении детей по поводу игры и проявляются преимущественно в структуре

игрового взаимодействия. В этом исследовании сочтено возможным ограничится

лишь наблюдениями за игровым взаимодействием детей. Здесь внимание

сфокусировано не столько на его количественных( сколько на качественных

показателях: как организуется совместная игра( каков характер планирующих

указаний( распоряжений просьб( поручений детей; формы распределения функций

совместной деятельности (индивидуальные решения( решения за другого(

постановка общей проблемы( обобщенный способ решения).

Проводились наблюдения за поведением детей на занятиях( так как форма их

проведения в группе одаренных детей часто стимулировало поиск совместного

решения( организацию совместной познавательной деятельности а поэтому и

здесь должны были проявляться существующие в группе деловые отношения.

В исследовании были использованы и другие методики «Игровая комната»(

КАТ( «Несуществующее животное»( «Три желания»( «Рисунок человека».

Исследование проводилось в двух группах: в группе детей с высоким уровнем

развития умственных способностей и в обычной группе детского сада. Группы

приблизительно были равны по количеству посещающих их детей.

В целом проведенное сравнительное исследование позволяет говорить о том(

что в группе детей с высоким уровнем развития умственных способностей

старшего дошкольного возраста в условиях совместного воспитания и обучения

складываются взаимоотношения( отличные от взаимоотношений в обычной

группе детского сада.

Наиболее ярко специфика взаимоотношений одаренных детей выступает на

уровне межличностных и деловых отношений.

Исследование межличностных отношений показало( что в структуре групповых

взаимоотношений одаренных детей отсутствовали крайние статусные подгруппы

(I и IV)( т.е. в ней не было детей эмоционально изолированных от группы( но

и не было и «эмоциональных лидеров». Отсутствие в структуре взаимоотношений

IV статусной подгруппы свидетельствует об эмоциональном благоприятном

характере общения и отношений одаренных детей. Однако встает вопрос о том(

насколько это благополучие специфично для данной группы.

Ответ на него дают сравнения представленности статусных категорий в

группах старших дошкольников и анализ взаимности социометрических выборов.

Данные о численном составе статусных категорий группы одаренных детей и

обычной группы детского сада( полученные с помощью методик «Два дома» и

«Секрет»( в сравнении с данными Т.А.Репиной Т.В.Сенько( приведены в Таблице

1.

Как видно из Таблицы 1( независимо от использованной методике( в группе

одаренных детей( по сравнению с группами их сверстников( большее число их

членов занимает благоприятное положение в структуре групповых

взаимоотношений.

Обращает на себя внимание и тот факт( что в группе одаренных детей при

использовании методики «Секрет» сохранилось отсутствие IV статусной

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.