скачать рефераты

МЕНЮ


Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Библиотечно-информационный факультет

Специальность: менеджер информационных систем

Очное отделение

… курс, … группа

РЕФЕРАТ

по курсу

«Педагогика»

тема

«Домашнее воспитание за рубежом.

История. Традиции. Перспективы»

Выполнил:

Санкт-Петербург

2004

СОДЕРЖАНИЕ

Характеристика семьи

. Семья и брак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

. Традиции семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

История педагогики как науки. Домашнее воспитание в Древнем Мире

. К вопросу об источниках изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Возникновение

семьи. Воспитание детей в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций древнего востока: общее

и особенное в генезисе воспитания и школы . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

. Воспитание в Древнем Египте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

. Воспитание в Древней Индии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

. Воспитание в Древнем Риме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

В заключении

. Зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

. Современный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

СЕМЬЯ И БРАК

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных

человечеством за всю историю своего существования, Ни одна нация, ни одна

культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии,

сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство, в прочной

надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки

сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон,

Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их

объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как

об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в

биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все

чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой,

подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных

отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами,

нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как

совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Итак, семья – это малая социально-психологическая группа, члены

которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и

взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой

обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве

населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два

основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и

женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми;

родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные

отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних

семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот,

радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за

собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным

поведением. Однако понятие счастья большинство живущих на земле связывают,

прежде всего, с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем

доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам хорошую

семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко

переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с

теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или

является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических

исследований, проведенных в разных странах.

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет

на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все

социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность

от общественно-экономических отношений, выступая одни из самых традиционных

и устойчивых социальных институтов.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья»

часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия по сути

дела имеющие общее, не являются синонимами.

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы

социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль)

сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на

поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и

рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские

права и обязанности.

Следует иметь в виду, что

- брак и семья возникли в разные исторические периоды;

- семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак,

поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их

детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых

им людей.

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Современные ученые к числу важных субъективных условий, оказывающих

заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные

традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает исторически

сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки,

правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует,

воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без

которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы

жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с

различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением

семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские

отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А

поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение

культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности

может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во

многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного

малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу,

передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение

семейной фотолетописи (а сегодня - видеолетописи) и т.д. Передаваясь из

поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни,

не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их

назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-

родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов

передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь,

доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому

человеку.

В специальной литературе, равно как и в практике воспитания, часто понятия

«традиция» и «обычай» используются как синонимы. Ответ на вопрос о том,

насколько правомерно такое отождествление, дается в исследовании

И.В.Суханова. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие

социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации

утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих

отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции

осуществляют разными путями. Обычаи непосредственно, путем детальных

предписаний определенных действий в конкретных ситуациях, стабилизируют те

или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности

новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в

общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и

многие другие. Каждый обычай, естественно, имеет свой смысл, но он не

выражается в форме идеала. Обычай весьма подробно предписывает то, что

следует или не следует делать в данной обстановке, и не указывает, каким

нужно быть.

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая

определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается

детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к

определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой

придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то

делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем,

необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему

таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады».

В силу указанного выше различия, существующего между традициями и

обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании

ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки - стереотипно

повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма

(например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного

аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого

человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные

отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколение в

поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи, как средство

воспитания, недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые

отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на

требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций

значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют

становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой

он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки

дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые

сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в

утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают

неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Если,

например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим,

то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в

общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («Почему

мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка - она

бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон - совсем не

друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка,

причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции

многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне

социальное развитие ребенка идет более успешно.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные

особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе

традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь

многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и

разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от

ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно

говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и

неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых

традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка

реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками,

веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором

сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех

присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для

очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями

отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его

потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго

сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция

- основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует

элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних

бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и

родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и

жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной

организации жизнедеятельности семьи как социально института, обеспечивает

рост взаимопонимания между ее членами особенно между родителями и детьми,

помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания. Несмотря на суету и

спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция

общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых

контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и

заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями,

обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи.

Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода

символом семейственности.

В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в

отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны

официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались

сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного

чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр

взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического

древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях,

камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие

другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в

современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в

традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение

семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест,

памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения

досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев,

домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой

стороны, нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении

развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование

Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь

детей. Как показывают результаты исследований, эти традиции самые

распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное

внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков,

угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и

т. п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация

деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей.

Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье

- елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект

красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки.

Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день

рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование.

С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение

елки - это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чувства,

волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка - старая знакомая, с которой

связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю.

Оказывается, что елочные игрушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье

достаточно долго, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно

узнать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени,

давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Александре, а картонного слона

дедушка Саша купил на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, когда

ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был

подарок, полученный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А

этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, - самая любимая

елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был маленький, он уронил его,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.