скачать рефераты

МЕНЮ


Духовные истоки народной педагогики

Духовные истоки народной педагогики

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Восточный факультет

Кафедра социологии и социальной работы

Духовные истоки народной педагогики.

Меньщикова Ю.С.

Курсовая работа

Студентки 3 курса

по педагогике

Научный руководитель

Кузьмин Владимир

Александрович

КФН доцент

Иркутск-2001г.

План.

I. Введение.

II. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

III. Сложившиеся концепции народной педагогики.

IV. Общее ценности, сложившиеся народов.

V. Заключение.

VI. Литература.

Введение.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной

культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что

«воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько

существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика

возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной

педагогике и влияла на её ранние формы.

Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С.,

Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность

официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга

Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно

перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной

педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того,

некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и

деятельностью.

Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С.,

Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость

привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в

духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости

и честности.

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой

педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной философии

оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной

субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской

теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе

понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере

ее этнопсихологического бытия.

Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной

структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, «не политические

партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой

народный дух».

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного

воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт,

искусство, религия.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не

только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную

власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена

естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о

природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с

демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике

естественностью народного воспитания.

С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и

утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их

единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном

творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-

матушка, белая черемуха в девичьем наряде…

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем

незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-

разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо,

что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот педагогический

принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же

позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.

Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся

насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. «Высочайшая

жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил себя природе, прошел

бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип

природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и

всей человеческой жизни».

В работе «Этика» П.А.Кропоткин доказал, что этические нормы

предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта

природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств.

Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.

В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу,

бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и

явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым»

народам. Например, суть народной философии эвенков – мир един, человек –

это тоже природа.

В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства,

взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали

издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и

большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с

природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы,

постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности

населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед

населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России

крестьянская семья могла существовать только при условии строгого

соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей

среды.

Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание

выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение

педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа.

Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и

духовную культуру общества, служит мостом между ними.

Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как

достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность

масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная

педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного

прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй

создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической

культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая

обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим

стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к

народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика,

как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда

обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом,

получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры.

Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры

народа и общества в целом.

Первичными элементами народной педагогики были примитивные

педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»).

Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл,

эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным

основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из

народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из

поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за

отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость

распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие

возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в

программе педагогической культуре народа.

Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами

народной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила известный

советский философ Г.Н.Волков высказал интересную мысль: «Попробуй мысленно

лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной

культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество

«один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха

первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие

лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в

течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации,

построит по последнему слову науки». А что же случится с человеком, если

оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься

педагогической деятельностью?

Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной

культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он

стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити

связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член

человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке,

среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого

общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные,

сближающие его с предками.

Духовное богатство современного человечества включает все

интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это

многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность

индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев, разные, хотя и обозначены

одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все

прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из

всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все

это многообразие.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная,

энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизаций,

усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями

обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего

рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующем эту

аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и

развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического

процесса.

Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-

нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается

именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ,

не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между

традициями и современностью все –более становится животрепещущей проблемой

науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое

воспитание может, быть спасительным для человечества.

В настоящее время бесценное знание сельских ребят умирают без

применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская

крестьянская культура, богатая традициями представляет собой великое

духовное сокровище человечества. И возможности этой культуре далеко не

исчерпаемы.

Уже в древне русских летописях в устном народном творчестве,

особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек

воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель,

и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих

пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо

поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо

поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и

поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая

добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно

важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно

педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями

человеческой культуры – наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства,

философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности

педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания

накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в

поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и

обогащаются. Педагогический процесс поэтому означает одновременно и

духовный процесс в целом.

Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых

гуманистических традиций на рода, в конечном итоге – осознание

принадлежности к своим корням.

Народ хотел видел в каждом ребенке комплекс социально-этических

качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум – доброта –

трудолюбие».

В советские времена по ряду экономических и социальных причин

зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение

экономических принципов природопользования стало на определенном этапе даже

экономически невыгодным. При этом преемственность традиций прервалась, и к

настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на

хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним отношения.

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во

многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных

канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи,

связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье,

ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Религия – важнейшим феномен человеческой цивилизации. В соотношении

с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль –

этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.

Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные

воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть

основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является,

в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так,

способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего

содействуют формированию у них самостоятельности и способности

противостоять неблагоприятным воздействием среды.

Сложившиеся концепции народной педагогике.

Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют,

что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического

феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных

интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный

потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он

глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь

на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи,

обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для

потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым

образцом в процессе народного развития.

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в

процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала

развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком,

она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием

выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя

убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и

реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая

подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения

нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он

считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение

народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования

по этим проблемам не проводятся.

« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-

видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.

- Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни

народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального

характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния,

нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках,

былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали

обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов

написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская

народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д.

Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной

педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их

воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес

представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.